Инвалидность как социальная проблема

Полное собрание материалов по теме: инвалидность как социальная проблема от специалистов своего дела.

  1. Социальные условия, влияющие на развитие физического и психологического здоровья человека

Инвалидность – социальная недостаточность вследствие ограничения жизнедеятельности человека, вызванная нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, что приводит к необходимости социальной защиты и помощи.

Социальные условия определяют развитие, форми­рование и функционирование человека как личности, могут спо­собствовать сохранению физического и психического здоровья или оказывать патогенное воздействие на него.

К наиболее значимым социальным факторам, существенно влияющим на здоровье, относятся:

  • экономические (жизненный уровень населения, переход от одной экономической структуры к другой);

  • политические (приоритеты государственной политики, из­менения в структуре системы управления, международные отно­шения);

  • демографические (изменение численности народонаселения, вероятной продолжительности жизни, превалирование в населе­нии региона представителей определенных возрастных, половых и национальных групп);

  • научно-технические (изменения в степени сложности и про­дуктивности производственных процессов, связанные с этим пе­ремены в уровне профессиональной подготовки кадров, в харак­тере коммуникативных процессов, в уровне безработицы и т.д.);

  • образовательные (изменение объемов и сроков обучения и т.д.) и др.

В последние время здоровье все более связывают с качеством жизни. Под качеством жизни понимается удовлетворение индивидом важнейших сторон жизнедеятельности и потребностей и наличие условий, позволяющих вести активную в биологическом и соци­альном плане жизнь. Это определение подчеркивает субъективность понятия качества жизни, включает как позитивные, так и негативные аспекты жизни и является многомерным. Основными параметрами качества жиз­ни служат:

  • физическое и психическое функционирование, материаль­ная жизнь (доход, жилье и т.д.);

  • социальные отношения, духовная жизнь (ориентация на бу­дущее, религиозность, индивидуальные убеждения и т.д.);

  • уровень независимости, окружающая среда.

Таким образом, факторы образа и условий жизни, понижающие качество жизни, оказывают непосредственное биологическое или стрессогенное воздействие. Сила стресса наиболее велика в ситуациях, в которых у индивида мало возможностей самому оп­ределять свою судьбу или эти возможности в силу каких-либо причин ограничены: потеря близких людей; физическое или пси­хическое насилие; собственное тяжелое, инвалидизирующее за­болевание или угрожающее жизни заболевание близких; угроза потери работы и собственно безработица; производственные и семейные конфликты; природные и техногенные катастрофы.

К биологическим факторам риска для здо­ровья человека относят избыточную массу тела, гиподинамию, нерациональное питание, психическое или физическое перена­пряжение, злоупотребление алкоголем, курение и т.д.

  1. Проблема трудоустройства лиц с ограниченными возможностями

В целом можно выделить несколько вариантов поиска работы:

  • через родственников и знакомых,

  • через государственную службу занятости населения,

  • через ярмарки вакансий,

  • через кадровые агентства и агентства по трудоустройству,

  • через объявления в средствах массовой информации.

Поиск работы через родственников и знакомых.

Первоначально, конечно, большинство пытается трудоустроиться через знакомых и родственников. Так поступают все, а не только люди с инвалидностью. Но этот способ несет в себе и определенные риски. В частности, трудоустраиваясь через родственные связи, претендент берет на себя дополнительную ответственность не подвести человека, который его рекомендует. Может так случиться, что это выступит ограничивающим моментом во взаимодействии с работодателем, в том числе в вопросах создания специальных условий труда. Хотя зачастую именно родственные связи и помогают решать проблемы занятости быстрее и эффективнее.

Поиск работы через государственную службу занятости.

В Российской Федерации трудоустройством любых безработных граждан занимается государственная служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек с инвалидностью. Для получения профориентационных услуг и для ознакомления с имеющимся банком вакансий от него не потребуется никаких дополнительных документов. Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить Индивидуальную программу реабилитации и у него не должна быть третья степень ограничения к трудовой деятельности. Получать пособие по безработице, участвовать в программах занятости социально незащищенных слоев населения, приобретать новое профессиональное образование он сможет, только если состоит на учете в службе занятости в официальном статусе безработного гражданина.

Индивидуальная программа реабилитации разрабатывается службой медико-социальной экспертизы (МСЭ) и представляет собою комплекс мероприятий и услуг в сфере медицинской, социальной и профессиональной реабилитации человека с инвалидностью, которые должны позволить ему максимально интегрироваться в общественную среду.

К сожалению, сейчас это благое начинание свелось к одному листочку с банальным перечнем услуг. Тем не менее это очень важный документ. Во первых, только при его наличии человек с инвалидностью сможет зарегистрироваться в государственной службе занятости как безработный гражданин, во вторых , любой работодатель обязан создавать условия и обеспечивать характер труда для сотрудника с инвалидностью в соответствии с его Индивидуальной программой реабилитации. К сожалению, там встречаются типичные, но мало что значащие записи, например «возможна работа в специально созданных условиях труда». Они неинформативны и не могут помочь при обустройстве рабочего места для человека с инвалидностью, но и не мешают в этом процессе. Зато могут оказаться записи, способные полностью лишить инвалида возможности дальнейшего трудоустройства. Как, например, работодатель решится взять работника, у которого в Индивидуальной программе реабилитации инвалида прописано: «невозможна работа, связанная с принятием решений».

Ярмарки вакансий.

Ярмарки вакансий обычно организуют и проводят местные службы занятости населения, где возможно получить информацию о месте и времени их проведения. Чтобы участвовать в них, не нужно становиться на учет в качестве безработного. На таких мероприятиях присутствуют компании работодатели, а также бывает представлен городской банк вакансий от службы занятости населения. Там же обычно можно получить консультации у психологов и специалистов по профессиональной ориентации.

Следует учесть, что изначально такие мероприятия на людей с инвалидностью не рассчитаны и могут проводиться в местах, архитектурно недоступных для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Кроме того, на них точно отсутствует специализированный сервис для инвалидов (сурдоперевод, материалы на азбуке Брайля). К сожалению, на обычной ярмарке присутствуют работодатели со стереотипами и предубеждениями к трудовым возможностям людей с инвалидностью.

В рамках эффективного трудоустройства мы рекомендуем использовать следующие приемы:

  • Необходимо подготовить, и принести с собою большое количество экземпляров резюме для предполагаемых работодателей.

  • Желательно переговорить лично с представителями организации (обычно на такие мероприятия направляют сотрудников кадровой службы).

  • Попросите визитную карточку представителя компании. В случае, если Вам в течение двух недель после ярмарки не позвонили, сами обратитесь за информацией об открытых у них вакансиях.

Кроме обычных ярмарок вакансий, иногда проводятся и специализированные.

Важным преимуществом таких ярмарок является то, что на них работодатели изначально готовы к приему на работу сотрудников с инвалидностью, а также проводятся они в архитектурно доступных для инвалидов помещениях. Часто там бывают организованы и услуги по специальному сервису для людей с инвалидностью.

Посещая ярмарки вакансий, люди с ограниченными возможностями более четко представляют сложившуюся ситуацию на рынке труда, не следует пренебрегать возможностью участия в переговорах с представителями кадровых служб организаций.

Трудоустройство через кадровые агентства и агентства по трудоустройству.

Рынок данных услуг стал развиваться в России еще с конца 1980-х годов и сегодня представляет собой достаточно развитую инфраструктуру, в особенности в крупных городах. Отличие кадровых агентств от агентств по трудоустройству состоит в целевой установке работы этих учреждений. Кадровые агентства работают на работодателя, обеспечивая им подбор необходимого персонала. В целом, сейчас очень большое число компаний (как крупных, так и небольших) предпочитает работать на рынке трудовых ресурсов через профессиональных посредников. Агентство по трудоустройству ориентировано на соискателя, за определенную плату подбирая ему подходящие вакансии. Многие организации работают и как кадровые агентства, и как агентства по трудоустройству, стараясь обеспечить максимальный охват рынка.

Кадровые агентства обычно работают с опытными и своего рода дефицитными специалистами. Они формируют базу данных соискателей и в случае обращения работодателя с соответствующими вакансиями стараются подобрать для него подходящих сотрудников, проводя их предварительный отбор. Если таковых нет в агентстве, то они ищутся на рынке труда через объявления в средствах массовой информации или даже переманиваются из других организаций. В случае Вашего желания попасть в базу данных кадрового агентства следует направить туда резюме. Если появится подходящее для указанных Вами параметров рабочее место, то Вас пригласят на первичное собеседование в агентство. Если по его итогам сотрудники агентства решат, что Вы соответствуете требованиям работодателя, то Вас подготовят к визиту в данную компанию и в отдельных случаях даже сопроводят на собеседование.

Агентство по трудоустройству может для Вас оказать услуги по составлению грамотного профессионального резюме, разослать его по кадровым агентствам и напрямую работодателям, сориентировать на рынке труда в соответствии с Вашей специальностью и имеющимся опытом и навыками, оказать помощь в подготовке и прохождении собеседований.

При обращении в агентство по трудоустройству очень важно проследить за правильностью заполнения договора между Вами и данной организацией. В нем должны быть четко прописаны права и обязанности сторон. С Вашей стороны обозначается сумма, которую Вы платите за конкретные услуги, и сроки их предоставления. Существуют варианты, когда Вы оплачиваете услуги по трудоустройству после того, как они были оказаны, или осуществляете предоплату. В последнем случае важно чтобы были предусмотрены гарантии, сроки выполнения и возможность возврата денежных средств в случае невыполнения агентством своих обязательств. Некоторые подобные организации берут плату с соискателей только после того, как найдут работу. Это может быть часть или полностью первая заработная плата с нового места работы.

К сожалению, все упомянутые организации на рынке трудовых ресурсов не имеют специальных услуг и сервиса для людей с инвалидностью. Вы можете к ним обратиться, только если такая помощь Вам не требуется. Специализированные организации, реально занимающиеся трудоустройством людей с инвалидностью как в городе Москве, так и в целом по России, практически отсутствуют. Координаты агентства по трудоустройству инвалидов, созданного на базе Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива», Вы можете найти в конце данной брошюры. В отличие от описанных выше структур, все наши услуги бесплатны.

Самостоятельный поиск работы через объявления в средствах массовой информации

Объявления в средствах массовой информации могут размещаться в телевизионных передачах, публиковаться в печатных изданиях, а также в сети Интернет (возможно по поводу последнего кто-то с нами не согласится, но по многим параметрам Интернет становится средством массовой информации). Чтобы помочь выбрать СМИ, которые представят наиболее интересные и полезные варианты объявлений о работе, попробуем проанализировать, чем руководствуются организации, размещающие рекламу о наборе сотрудников.

Телевизионные передачи

Существуют телевизионные передачи, в рамках которых даются объявления о работе, например в программе «Времечко». Организации пользуются данными средствами массовой информации, если им нужно экстренно закрыть ту или иную вакансию или необходимо большое количество кандидатов. Подобная может размещаться и с позиции создания благоприятного имиджа компании, если она действует на всероссийском рынке и заботится о подборе самого лучшего персонала. Этот принцип не относится к информации на кабельном телевидении, где целевая аудитория ограничена территориально, и поэтому организация преследует сугубо практические цели подбора сотрудников.

Печатные издания

в печати более адресная, чем в телевизионных передачах. Выбирая определенное издание для рекламы, работодатель может сконцентрироваться на определенной аудитории. По возможностям и особенностям прессу можно разделить на три группы:

– во-первых, специализированные издания, целиком посвященные рекламе вакансий, либо имеющие большой соответствующий раздел;

– во-вторых, общие неспециализированные издания (иногда их называют общеполитическими);

– в третьих, специализированные издания, рассчитанные на определенные, прежде всего профессиональные, группы читателей.

Сеть Интернет

Многообразие сайтов по трудоустройству.

Однако наиболее важным фактором при трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями является не выбор вариантов поиска работы, а выработка навыков взаимодействия с будущим работодателем. И в первую очередь умение в выгодном свете представить те положительные стороны своей личности, которые могут способствовать повышению уровня профессиональной и социальной ответственности в коллективе.

Защита инвалидов как социальная проблема

курсовая работа

Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid – «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увеченным воинам. Со второй половины ХIХ в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, – развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категориях населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым меньшинством.

Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения, их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями.

В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классический подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.

Иными словами, инвалидность – это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом.

Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

Такой генезис общественной мысли объясняется соответствующим развитием экономических возможностей и уровнем социальной зрелости различных исторических эпох.

Согласно ст. 1 ФЗ РФ от 24 ноября 1995 года (ред. от 30.11.2011) №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В настоящее время принята политкорректная форма обозначения инвалида – «человек с ограниченными возможностями здоровья».

Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Инвалидность – состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

Инвалидность в последнее время все чаще воспринимается как один из возможных социальных статусов и не означает для человека выключенность из жизни, отвергнутость обществом. Многочисленные примеры показывают, что инвалидность не закрывает человеку доступ в театры, парки, даже на спортивные площадки, оставляет возможность для посильной работы. В то же время инвалидность дает определенные права и льготы, которым наше государство уделяет все большее внимание. Меры помощи, оказываемые со стороны государства, со временем приобретали все более значительный характер с тем, чтобы сократить дистанцию, возникавшую между больным человеком и здоровым. Там же, где этого недостаточно, на помощь во все времена приходило людское милосердие.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид».

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту его жительства, по месту пребывания, а также по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070

30-35%, а на индивидуальное протезирование – только 2,5%. Хотя с точки зрения косметического эффекта нуждаются в нем практически все 100% пациентов .

Реализация мер по реабилитации предусматривает использование инвалидами специальных технических средств. Тифлотехнические средства предоставляются инвалидам по зрению 1-2 групп, а так же детям-инвалидам дошкольного, школьного и подросткового возрастов со стойкими выраженными и значительно выраженными нарушениями функции зрения, обуславливающими ограничения основных категорий жизнедеятельности для полной или частичной компенсации способности к передвижению, самообслуживанию, ориентации.

Применение тифлотехнических средств, наряду с другими реабилитационными мерами, формирует предпосылки для достижения слепыми и слабовидящими лицами равных (со зрячими) возможностей для получения общего и профессионального образования, разностороннего развития, повышения культурного уровня, активного участия инвалидов по зрению в современном производстве и общественной жизни . Как видим, как в процессе реабилитации инвалидов других категорий, так и в процессе реабилитации слабовидящих инвалидов, также могут применяться различные технические средства.

Для незрячих спорт представляет собой прекрасное реабилитационное средство и служит основой для развития и совершенствования таких важнейших показателей жизнедеятельности человека как способность к передвижению ориентировке, развитию компенсаторных и сенсорных систем, преодолению страха. В настоящее время крупные международные соревнования среди слепых и слабовидящих проводят по следующим видам спорта: легкая атлетика, плавание, борьба вольная и дзюдо, лыжный спорт, мини-футбол. Занятия спортом, физическими упражнениями, а также танцетерапия улучшают координацию движений, помогают быстрому обучению ориентации и владению телом. Было отмечено, что физический потенциал выше у тех, кто совмещает физическую культуру с занятиями танцами. Особенность этого синтеза -гармоническое развитие тела и слуха. Те незрячие, которые занимаются физической культурой и танцами, заметно выделяются среди других. Они более общительны, раскованы, их движения более свободны, пластичны и выразительны. Это касается как слабовидящих, так и тотально слепых . Как можно увидеть, занятия спортом, физической культурой и танцами, также могут принести массу положительных результатов в процессе реабилитации, развивая как способности к ориентации и передвижениям, так и волю, целеустремленность и т.д.

Список использованной литературы:

1. Диденко Л.Н., Малюков П.И., Азанова Л.Е., Лаврентьева И.Л. Особенности реабилитации инвалидов с нарушением зрительных функций // Медико-социальные проблемы инвалидности. 2012. № 4. – С. 73-76.

2. Разумовский М.И., Кожушко Л.А., Разумовская А.М., Гордиевская Е.О., Кузьмина И.Е. Медико-социальные проблемы офтальмопротезирования // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2014. №

2. – C. 50-53.

3. Шурыгина Ю.Ю. Об особенностях организации социально-медицинской реабилитации // Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. № 6. – С. 104-115.

© Кильсенбаев Э. Р., 2016

УДК 316.35

Кильсенбаев Э.Р.

Студент 4 курса факультет философии и социологии, Башкирский государственный университет, г. Уфа, РФ

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВАЛИДНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация

В статье предпринимается попытка дать характеристику инвалидности как социальной проблемы.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

Раскрывается медицинская и социальная модель инвалидности.

Ключевые слова

Инвалид, инвалидность, медицинская модель инвалидности, социальная модель инвалидности.

Инвалидность, относится к числу основных социальных проблем современности. В связи с этим, эта проблема может являться непосредственным объектом внимания ученых, так же она является одним из основных объектов социальной политики.

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты .

По данным Федеральной службы государственной статистики, в России почти 13 миллионов инвалидов. Чуть менее 9% населения. Качество жизни людей с ограниченными возможностями – весьма невысокое. Между людьми с инвалидностью и остальным миром – пропасть. Многие люди с ограниченными возможностями вынуждены жить в четырех стенах, довольствоваться маленькой пенсией и в одиночку справляться со своими проблемами .

В научной теории и практике существуют различные модели инвалидности. Так, медицинская модель инвалидности характеризует инвалидность как медицинское явление. Согласно этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Медицинская модель определяет методику работы с инвалидами, которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание специальных служб, помогающих человеку выживать. Следует обратить внимание на то, что с этой позиции инвалидам предоставляется комплексная помощь. Но, в то же время, данная модель вольно или невольно ослабляет позицию человека, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, отделяет от нормального социума, усугубляет его неравный социальный статус . Медицинская модель инвалидности, официально принятая до недавнего времени в России и странах СНГ находит свое отражение в том, что специализированные учебные заведения, специализированные предприятия и санатории изолируют людей, имеющих инвалидность, от общества. Таким образом, в медицинском подходе к инвалидности внимание акцентируется на зависимость, а сам подход – на стереотипы, по которым инвалид вызывает жалость и желание опекать. Все усилия изменить ситуацию концентрируются на медицинских способах и лечении .

Инвалидность как социальную проблему характеризует социальная модель инвалидности, которая рассматривает проблемы инвалидности как итог отношения общества к их особым потребностям. При этом ограниченные возможности – это не «часть человека», не его вина. Человек может стараться снизить последствия своей проблемы, но чувство ограниченности возможностей связано у него не с наличием самого недуга, а наличием физических, юридических, отношенческих препятствий, созданных обществом. Вместо того, чтобы акцентировать больше внимания на инвалидность людей, сторонники социальной модели инвалидности сосредотачиваются на степени их здоровья . Авторство социальной модели принадлежит главным образом самим людям с ограниченными возможностями .

Социальная модель инвалидности не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, определяя инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не девиацию, и указывает на социальную дискриминацию как наиболее значимую проблему, связанную с инвалидностью. Данная модель сдвигает акцент в направлении тех аспектов жизни социума, которые могут быть изменены и предполагает первоочередную реализацию гражданских прав инвалидов. В данном случае речь идет о социальных условиях жизнедеятельности инвалида .

Список использованной литературы:

1. ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г. №181-ФЗ

2. Зак Г.Г. Историко-генетический анализ инвалидности как социальной проблемы. // Специальное образование, 2008. № 10. – С. 22-24.

3. Коростелева Н.А. Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

инвалидам. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2012. № 8. – С. 81-94. 4. Официальный сайт Радио свобода. Выйти за шлагбаум . Режим доступа: (дата обращения: 24.11.2016).

© Кильсенбаев Э. Р., 2016

УДК 316.35

Кильсенбаев Э.Р.

Студент 4 курса факультет философии и социологии, Башкирский государственный университет, г. Уфа, РФ

ПОЛОЖЕНИЕ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА НА РЫНКЕ ТРУДА

Аннотация

В статье предпринимается попытка дать характеристику положения пожилого человека на рынке труда. Приводятся статистические данные, результаты исследований.

Ключевые слова

Пожилой человек, занятость, стереотип, социально-трудовой потенциал

К пожилым людям, относят группу людей старшего возраста, в которой в соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ООН выделяют четыре подгруппы: собственно пожилые (55-64 года); старые (65-74 года); очень старые (75-84 года); престарелые (старше 85 лет). В некоторых случаях выделяют подгруппу долгожителей, по разным источникам это категория пожилых людей, возраст которых превышает 90- или 100-летний рубеж.

Так, по данным Росстата в России насчитывалось в 2010 г. – 31186,1 тыс. чел., в 2013 г. – 33099,6 тыс., в 2015 г. – 35163,4 тыс. пожилых людей, или 24 % от всего населения. Исходя из данных, можно утверждать, что тенденция к увеличению числа пожилых очевидна. В Башкортостане насчитывалось 902, тыс. людей пожилого возраста или 22,2 % от населения всей республики.

В одном из последних международных рейтингов, учитывающим численность людей 60 лет и старше в 192 государствах, – Россия находится на 44-м месте .

В России в 2014 году уровень занятости лиц пожилого возраста составлял 29,4 % . В Башкортостане, этот показатель составил 21,5 %, что является одним из самых низких по стране. Лидером по данному показателю является Чукотский автономный округ-66,4 %. Такая разница может иметь следующие объяснения: в субъектах и округах РФ разное соотношение мужчин и женщин в возрасте старше трудоспособного; дифференцированный уровень безработицы; различия в структуре и технологическом уровне производства, уровня их образования . В США и Швейцарии занятость пожилых вдвое больше (в США — почти 60%, в Швейцарии — около 65%) . Как видим, уровень занятости пожилых обусловлен целым рядом причин.

Как показывают исследования, в России многие, сохранившие здоровье и социальную активность представители старшего поколения, прекращают трудовую деятельность не столько по своему желанию, сколько под давлением работодателей, коллектива, а также сложившихся общественных стереотипов . Можно сказать, что одной из причин низкой занятости пожилых, является сложившиеся клише и отношение со стороны руководства.

Н.И. Шаталова пишет, что «в возрасте 50 лет и старше можно выделить две группы, различающиеся динамикой трудового потенциала. К первой относятся пожилые люди, у которых понижены сенсорно-моторные характеристики и творческие способности, в результате падают профессиональная самооценка и удовлетворенность трудом. Во второй группе сосредоточены люди сохраняющие потенциал, обогащаемый

Международное движение за права инвалидов считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность – препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни». Таким образом, инвалидность – одна из форм социального неравенства. В русском языке уже стало привычным называть человека с серьезными нарушениями здоровья инвалидом. Сегодня именно это слово употребляется при определении степени сложности заболевания и социальных льгот, предоставляемых в этом случае человеку. В то же время наряду с понятием «инвалидность» применяются и такие понятия, как ограничение возможностей, нетипичное состояние здоровья, особые потребности .

Традиционно инвалидность считалась медицинским вопросом, решение которого являлось прерогативой врачей. Доминировала точка зрения на инвалидов как на людей, не способных к полноценной общественной жизни. Однако постепенно в теории и практике социальной работы утверждаются и иные тенденции, нашедшие отражение в моделях инвалидности

Медицинская модель определяет инвалидность как недуг, заболевание, дефект психологический, физический, анатомический (постоянный или временный). Инвалид рассматривается как пациент, больной. Предполагается, что все его проблемы могут быть решены только путем медицинского вмешательства. Основным способом решения проблем инвалидности является реабилитация (программы реабилитационных центров включают, наряду с лечебными, процедурами сеансы и курсы трудотерапии). Абилитация – это комплекс услуг, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития человека. Реабилитация – это восстановление имевшихся в прошлом способностей, утерянных по причине болезни, других изменений условий жизнедеятельности.

В России сегодня реабилитацией  называют, например, восстановление после  болезни, а также и абилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья . Причем предполагается не узкомедицинский, а более широкий аспект социально-реабилитационной работы. Реабилитация – это система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости, и его социальная адаптация. Согласно Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов, реабилитация – основополагающая концепция политики в отношении инвалидов, означающая процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости .

Инвалидность – личная проблема – это модель, согласно которой инвалидность – это огромное несчастье, личная трагедия человека, и все его проблемы – следствие этой трагедии. Задача соционома в этой связи – помочь инвалиду: а) привыкнуть к своему состоянию; б) обеспечить ему уход; в) разделить с ним его переживания. Это весьма распространенный подход, который неизбежно приводит к мысли о том, что человек с инвалидностью должен приспосабливаться к обществу, а не наоборот. Другая особенность данного подхода заключается в том, что он предлагает традиционные рецепты без учета неповторимой индивидуальности каждого человека.

Начавшееся в 60-х гг. ХХ в. бурное развитие “третьего” неправительственного сектора стимулировало активное участие в социальной политике нетипичных людей (инвалидов), считавшихся до сих пор лишь объектами, реципиентами помощи. Формируется социальная модель, согласно которой инвалидность понимается как сохранение способности человека социально функционировать, и определяется как ограничение жизнедеятельности (способность самому обслуживать себя, степень мобильности). Главная проблема инвалидности, согласно анализируемой модели, кроется не в медицинском диагнозе и не в необходимости приспосабливаться к своему недугу, а в том, что существующие социальные условия ограничивают активность определенных социальных групп или категорий населения. В данной интерпретации инвалидность – не личная, а социальная проблема, и приспосабливаться должен не инвалид к обществу, а наоборот. В таком контексте инвалидность рассматривается как дискриминация, а главная цель социальной работы с инвалидами – помочь обществу в приспособлении к нуждам людей с ограниченными возможностями здоровья, а также помочь самим людям с инвалидностью осознать и реализовать свои человеческие права.

Различными общественными  движениями широко используется политико-правовая модель инвалидности. Согласно данной модели, люди с ограниченными возможностями здоровья – меньшинство, права и свободы которого ущемляются дискриминирующим законодательством, недоступностью архитектурной среды, ограниченным доступом к участию во всех аспектах жизни общества, к информации и средствам массовой коммуникации, спорту и досугу. Содержание данной модели определяет следующий подход к решению проблем инвалидности: равные права человека, имеющего инвалидность, на участие во всех аспектах жизни общества должны быть закреплены законодательством, реализованы через стандартизацию положений и правил во всех сферах жизнедеятельности человека и обеспечены равными возможностями, создаваемыми социальной структурой .

Таким образом, инвалидность – это нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, врожденными дефектами, последствиями травм, приводящих к ограничению деятельности.

Инвалидность и инвалидизация  населения являются важнейшими показателями общественного здоровья и имеют не только медицинское, но и социально-экономическое значение. По данным ВОЗ, каждый пятый человек в мире (19,3%) становится инвалидом из-за недостаточности питания, около 15% стали инвалидами вследствие вредных привычек (алкоголизм, наркомания, злоупотребление лекарственными средствами), 15,1% инвалидность получили вследствие травм в быту, на производстве и в дороге. В среднем инвалиды составляют около 10% от всего населения мира. В России средний уровень инвалидности колеблется от 40 до 49 на 10000 жителей .

В России инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних  отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди .

Следует отметить, что  все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

-по возрасту – дети-инвалиды, инвалиды-взрослые;

-по происхождению инвалидности – инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания;

-по степени трудоспособности – инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда);

– по характеру заболевания – инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

Таким образом, основными признаками инвалидности являются полная или частичная утрата человеком способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью .

В Энциклопедии социальной работы, отмечено также, что термин “неполноценность развития” человека означает хроническую неполноценность человека, которая 1) связана с умственными или физическими недостатками или с соединением тех и других; 2) проявляется прежде, чем человек достигает 22 лет; 3) по всей вероятности, будет продолжаться и дальше; 4) приводит к существенным функциональным ограничениям в трех или более из ниже перечисленных областей человеческой деятельности: а) уход за собой, б) язык восприятия и выражения, в) обучение, г) передвижение, д) самоконтроль, е) возможность независимого существования, ж) экономическая независимость; 5) выражается в потребности человека в последовательной междисциплинарной или общей помощи, в лечении, уходе или других формах обслуживания, необходимых ему в течение всей жизни или довольно продолжительного времени .

Современное функциональное определение неполноценного развития затрагивает большинство людей, страдающих серьезными недостатками и, как следствие, не учитывает огромное количество людей, страдающих более легкими формами недугов, причем большинство таких людей — из бедных семей. Есть множество документальных подтверждений тому, что между бедностью и болезнями человека существует неразрывная связь, но часто именно бедные семьи имеют меньший доступ к различным социальным службам по оказанию помощи. Такая социальная проблема, как тесная связь между бедностью и плохими познавательными способностями ребенка, далеко не нова. Например, Ассоциация по проблемам лиц с дефектами психического развития решила, что проведение определенных тестов (тест на способность к адаптации) должно стать частью обследования при постановке диагноза замедленного умственного развития.

Практика использования  тестов как единственного критерия при постановке такого диагноза, который становится клеймом на всю жизнь, была подвергнута существенной критике. Все, что непосредственно связано с проблемами инвалидов, попадает в сферу деятельности социального работника. Навыки, опыт и знания социальных работников, например, в области защиты, профилактических мероприятий, вера в достоинство каждого человека — все это очень важно при рассмотрении вопросов, связанных с проблемами инвалидов, имеющих своей первопричиной бедность. Насчитывают восемь наиболее часто встречающихся диагнозов у людей, которых считают неполноценно развитыми: умственная отсталость, церебральный паралич, аутизм, нарушение слуха, ортопедические проблемы, эпилепсия, невозможность нормального обучения или сочетание нескольких заболеваний .

В настоящее время  выделение определенных материальных средств и новый взгляд на проблему породили надежду на то, что социальная, психологическая и образовательная помощь окажет положительное влияние на повышение жизнеспособности инвалидов.

Таким образом, современным принципом работы профессионалов в области, связанной с проблемами неполноценного развития, является поддержка нормальной жизни индивидов. Основные законы, наиболее яркие судебные дела и изменения в направленности различных программ позволяют инвалиду жить в менее изолированных условиях, приближающихся к нормальным. Само определение неполноценного развития соответствует традиционным понятиям социальной работы как вмешательства, направленного на поддержание отношений взаимодействия между индивидом и его окружением.

Следует отметить также и то, что с медицинской точки зрения физическая неполноценность считается хроническим заболеванием, требующим различных курсов лечения.   К  таким   заболеваниям   относятся последствия полиомиелита, гиперкинез, эпилепсия и т. д. Медицинское определение неполноценности в значительной мере довлеет и над самим явлением, и над страдающими от него, да и над всей социальной работой. Так, указывается, что неполноценными являются лица, способные работать с меньшей нагрузкой, чем здоровые люди, или неспособные работать вообще. Таким образом, лица, страдающие неполноценностью, изначально рассматриваются как менее производительные и экономически ущербные. В конечном итоге все модели – медицинская, экономическая и функциональной ограниченности – делают упор на то, что у данного лица отсутствует .

Отметим, что система услуг лицам, страдающим физической неполноценностью, оказалась сегодня перед рядом проблем. Медицина прогрессирует, и в результате болезни, которые некогда были смертельными, сейчас приводят к неполноценности. А государственные реабилитационные структуры в центре и штатах стоят перед угрозами сокращения необходимых  ресурсов,   недостатка   кадров опытных руководителей, разобщенности, сужения своих прерогатив, изменения взглядов на социальную справедливость, короче  перед комплексом трудностей, которые затрагивают систему социальной работы в целом. Лица, страдающие физической неполноценностью, обычно живут в бедности и чаще, чем здоровые, имеют право на различные виды социальных услуг. А это значит, что в процессе обучения социальным работникам необходимо прививать навыки общения с неполноценными клиентами и воспитывать правильное отношение к этим людям. Между физически неполноценными и социальными работниками должны утвердиться отношения взаимного доверия и сочувствия взамен отчужденности и непонимания, которые зачастую имеют место сейчас .  

На протяжении ряда последних  лет наблюдается тенденция к увеличению числа инвалидов. По результатам обработки в режиме мониторинга форм государственной статистики, осуществляемой ФГУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» (д.м.н., проф. Л.П. Гришина), число впервые признанных инвалидами среди взрослого населения увеличилось с 1,1 млн человек в 2003 г. до 1,8 млн человек в 2005 г.; в 2006 г. этот показатель уменьшился до 1,5 млн человек. При этом число впервые признанных инвалидами граждан трудоспособного возраста практически не меняется и составляет ежегодно чуть более 0,5 млн человек. В то же время удельный вес инвалидов-пенсионеров возрос с 51 % в 2001 г. до 68,5% в 2005 г.; в 2006 г. он составил 63,4% .

К сожалению, инвалидов в России не убывает, а, наоборот, с каждым годом прибывает. И материальное, социальное положение их год от года ухудшается. Об этом говорит следующая официальная статистика.

Таблица 1. Распределение численности лиц, впервые признанных инвалидами1

Следует обратить внимание на огромное увеличение количества инвалидов  в трудоспособном возрасте: в период власти Б.Н. Ельцина оно перевалило за 50%, с приходом В.В. Путина уменьшилось ненамного, но все равно составляет почти те же 50%. Профсоюзные работники знают, что скрывается за этим потрясающим ростом: крайне низкое соблюдение правил безопасности на рабочих местах, изношенность оборудования, на котором опасно работать .

Таким образом, основными факторами, детерминирующими рост инвалидности, являются степень экономического и социального развития региона, обусловливающая уровень жизни и доходов населения, заболеваемость, качество деятельности лечебно-профилактических учреждений, степень объективности освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы, состояние окружающей среды (экология), производственный и бытовой травматизм, дорожно-транспортные происшествия, техногенные и природные катастрофы, вооруженные конфликты и иные причины. Следует отметить, что наблюдается зависимость между ростом числа лиц, впервые обращающихся за установлением инвалидности, и принимаемыми мерами по социальной защите различных категорий инвалидов и повышению качества их жизни.

Автор статьи:
Обо мнеОбратная связь
Оценка 3.7 проголосовавших: 31
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here