Культура межличностного общения

Полное собрание материалов по теме: культура межличностного общения от специалистов своего дела.

Общение – ведущий вид взаимоотношений людей между собой и один из компонентов ЗОЖ. Удовлетворенность человека в отношениях с людьми его окружающими, – один из залогов психического, физического, эмоционального, интеллектуального и социального благополучия и развития личности.

Культура межличностного общения предполагает овладение системой специфических знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет, учится и работает человек. Это – прежде всего умение правильно воспринимать окружающих людей и применять адекватный стиль и верный тон общения. Одни и те же жесты, слова, уместны с человеком спокойным, уравновешенным и доброжелательным, но они же могут вызвать отрицательную реакцию у возбужденного собеседника. Важно уметь общаться в разных ситуациях – серьезная беседа предполагает одни требования, непринужденный разговор на отдыхе – другие, с людьми различного возраста и близости (родители, знакомые, приятели, друзья) – третьи.

Немаловажную роль играет, и личная способность эмоционально отзываться на переживание других людей, с пониманием относиться к проблемам, мыслям, чувствам – сопереживать вместе с ними. Уметь не только говорить, но и слушать собеседника, проявлять терпимость к идеям, недостаткам партнера.

К межличностным контактам следует отнести и сексуальное поведение человека, это один из пунктов социального поведения. В настоящее время наблюдается либерализация половой морали. Считается допустимой частая сиена партнеров, многократные браки. В сочетании с низкой сексуальной культурой появляются серьезные последствия: аборты, распространение венерических заболеваний, СПИД, растет число разводов.

Интимная близость сейчас не зависит от брачных планов. Секс становится развлечением. Далеко отодвинуто его основное физиологическое предназначение – деторождение. Теперь секс рассматривают как сферу самоутверждения.

Увеличилась возможность личности выбирать наиболее подходящий стиль сексуального поведения. Но чем меньше внешних запретов, тем важнее индивидуальный самоконтроль и выше ответственность за свои решения, тем большее значение приобретает моральный выбор. Выбор стиля межличностных общений должен обеспечить физическое и психическое здоровье.

Сексуальная жизнь всегда тесно связана с физическим состоянием. Им определяется продолжительность и интенсивность сексуального возбуждения и физиологических реакций. Сексуальные возможности у лиц с ослабленным здоровьем всегда понижены. Уверенность в своих физических силах, сексуальных возможностях у молодых людей повышает самоуважение и самооценку, что играет не последнюю роль в межличностном общении. Что и требует обратить внимание на свою физическую подготовку.

Физическая привлекательность лежит в основе повышенного внимания при общении (красивая фигура, осанка, стройные ноги, легкость походки и др.) Необходимо уделять внимание физической культуре и ее составной части – телесной, особенно в молодые годы. Формировать и улучшать свое телосложение в необходимом направлении.

Общение, эффективность которого определяется развитостью коммуникативной культуры его участников, — ведущий вид взаимодействия людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни. Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид, которые органично и непринужденно реализуются им в деловом и эмоциональном общении. Это важное условие удовлетворенности его отношений с окружающей жизнью в целом, один из залогов психического, физического, эмоционального, социального и интеллектуального развития личности. В настоящее время социально-психологическая ситуация существенно обострила проблему эмоционального общения людей. В развивающемся и дифференцирующемся обществе возрастают требования, которые люди сознательно или неосознанно предъявляют к реальным и возможным партнерам по общению. А удовлетворять их тем труднее, чем меньше развита коммуникативная культура каждого участника этого процесса.

Еще статьи:  10 ошибок которые совершают женщины

Развитие коммуникативной культуры предполагает прежде всего развитие перцептивных способностей и умений правильно воспринимать окружающих людей. Исходя из этого применять адекватный стиль и тон общения. Ведь одни и те же жесты, слова, вполне уместные в разговоре с человеком спокойным и доброжелательным, могут вызвать нежелательную реакцию у возбужденного собеседника. Важно также уметь общаться в разных ситуациях — серьезная беседа предполагает одни требования; непринужденный разговор на отдыхе — другие; веселая беседа в гостях на празднике — третьи; с людьми различного возраста и разной меры близости (родители, знакомые, приятели, друзья) — четвертые. Важно умение сотрудничать в различных видах деятельности. Развитие коммуникативной культуры опирается на развитие ряда психических свойств, речи, особенностей мышления, специфические социальные установки и коммуникативные умения. Это, в первую очередь, потребность в глубоком эмоциональном и содержательном общении, которое в норме присуще каждому, но мера его развитости неодинакова в связи с половыми, социокультурными, возрастными особенностями человека. Эту потребность можно удовлетворить тогда, когда личность обладает эмпатией — способностью эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их переживания, мысли, чувства — сопереживать и сочувствовать им. Важно развивать рефлексию, т.е. готовность к самоанализу и навыкам его; она является предпосылкой способности к саморегуляции. Культура общения опирается на такие особенности мышления, как открытость (т.е. умение видеть ряд решений одной и той же задачи), гибкость, нестандартность плана действий. Своеобразие владения речью предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи, точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять из услышанного существо дела; корректную постановку вопросов; краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность построения и изложения высказывания.

Коммуникативная культура предполагает наличие таких социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера, учитывать, что надо не только что-то получить самому, но и возможно больше отдавать другим. Весьма значимы умения устанавливать контакты в конкретных ситуациях с желательными и необходимыми с точки зрения дела партнерами, входить в ситуации сотрудничества или общения с конкретными людьми; находить темы для разговора в разных ситуациях, выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом и эмоциональном общении, в групповом или коллективном сотрудничестве.

Развитию коммуникативной культуры бесспорно содействует разнообразная и разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с ее многочисленными межличностными контактами гуманистического характера.

Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1558;

Похожие статьи:

Межличностное общение – это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах. Межличностные субъективные отношения выступают отражением общения между членами одной группы, которые служат предметом изучения для социальной психологии.

Основной целью исследования межличностного взаимодействия или взаимодействия внутри группы выступает углубленное изучение разнообразных социальных факторов, различных взаимодействий индивидов, входящих в эту группу. Если не будет контакта между людьми, то человеческая общность не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку не будет между ними достигнуто должного взаимопонимания. Например, чтобы учитель смог обучить учеников, то для начала ему необходимо вступить в общение.

Межличностные отношения и общение

Общение выступает многоплановым процессом развития контактов между индивидами, которые порождаются потребностями совместной деятельности. Рассмотрим общение в системе межличностных отношений, а также взаимодействия индивидов. Определим место общения в структуре межличностного взаимодействия, а также взаимодействия индивидов.

При межличностном взаимодействии рассматриваются три основные задачи: первое, межличностное восприятие; второе, понимание человека; третье, формирование межличностных отношений, а также оказание психологического воздействия. Понятие «восприятие человека человеком» является недостаточным для окончательного познания людей. В дальнейшем к нему добавляется понятие, как «понимание человека», что включает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия напрямую связана со свойством личности (социально-психологической наблюдательностью), которая позволит уловить в поведении индивида малозаметные, однако очень существенные для понимания особенности.

Еще статьи:  Депрессия у беременных

Особенности межличностного общения отмечаются в восприятии речи и зависят от состояния здоровья, возраста, пола, национальности, темперамента, установок, опыта общения, личностных и профессиональных особенностей. С возрастом у человека дифференцируются эмоциональные состояния, индивид начинает воспринимать окружающий мир через призму личного национального образа жизни.

Эффективнее и успешнее определяют разнообразные психические состояния, а также межличностные отношения индивиды с высоким уровнем социального интеллекта, а объектом познания при этом выступает как социальный, так и физический облик человека.

Первоначально восприятие человека фиксируется на физическом облике, к которому причисляют функциональные, физиологические, паралингвистические характеристики. К физиологическим характеристикам относят потоотделение, дыхание, кровообращение. К функциональным особенностям относят позу, осанку, походку, невербальные особенности общения (мимика, телодвижения, жесты). Однозначно эмоции просто дифференцировать, а невыраженные и смешанные психические состояния гораздо труднее распознать. Социальный облик включает социальное оформление внешности (одежда человека, обувь, аксессуары), паралингвистические, речевые, проксемические и деятельностные характеристики.

К проксемическим особенностям относят состояние между общающимися, а также их взаимное расположение. К экстралингвистическим особенностям речи относят своеобразие голоса, высоту, тембр. При восприятии индивида, социальные особенности в сравнении с физическим обликом выступают наиболее информативными. Процесс познания индивида состоит из механизмов, искажающих представления о воспринимаемом человеке. Механизмы, искажающие образ воспринимаемого, ограничивают возможность для объективного познания людей. Значимыми из них являются механизмы первичности или новизны, которые сводятся к тому, что первое впечатление о воспринимаемом, влияет на следующее формирование образа познаваемого объекта.

При восприятии индивида, а также его понимания, субъект выбирает неосознанно различные механизмы межличностного познания. Основным механизмом является соотнесение (интерпретация) личностного опыта познания людей с восприятием данного индивида.

Идентификация в межличностном познании предстает отождествлением с другим индивидом. Также субъект применяет механизм каузальной атрибуции, когда происходит приписывание воспринимаемому объекту определенных причин и мотивов, объясняющих его особенности и поступки. Механизм рефлексии другого индивида в межличностном познании отмечается осознанием субъекта, как он воспринимается объектом.

Межличностное понимание и восприятие объекта осуществляется при достаточно строгом порядке функционирования механизмов межличностного познания, а именно от простых к сложным. В процессе межличностного познания субъект учитывает всю поступающую к нему информацию, которая говорит об изменении состояния партнера при общении. К условиям восприятия индивида относятся время, ситуации, место общения. Уменьшение времени в момент восприятия объекта понижает возможность воспринимающего получить о нем достаточную информацию. При тесном и длительном контакте у оценивающих отмечаются фаворитизм и снисходительность.

Межличностные отношения выступают составной частью взаимодействия, а также рассматриваются в его контексте.

Психология межличностных отношений — это переживаемые, осознаваемые в разной степени взаимосвязи между индивидами. В основе их лежат различные эмоциональные состояния взаимодействующих индивидов, а также их психологические особенности. Иногда межличностные связи называют эмоциональными, экспрессивными. Развитие межличностных отношений обусловлено возрастом, полом, национальностью и другими факторами. У женщин значительно меньше круг общения, чем у мужчин. Они нуждаются в межличностном общении для самораскрытия, для передачи другим личностной информации о себе. Также женщины жалуются чаще на одиночество. Для них наиболее значимы особенности, которые отмечаются в межличностных отношениях, а мужчинам важны деловые качества.

Еще статьи:  Как жить с чувством вины?

Межличностные отношения в динамике развиваются по такой схеме: они зарождаются, закрепляются, а также достигают определенной зрелости, далее они способны постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений состоит из следующих этапов: знакомство, товарищеские, приятельские и дружеские отношения. Механизмом развития в межличностных отношениях выступает эмпатия, которая является откликом одной личности на переживания другой. По сравнению с сельской местностью, в городских условиях, межличностные контакты наиболее многочисленны, быстро заводятся и быстро прерываются.

Психология межличностного общения

Общение выступает одним из центральных в психологической науке и стоит наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения».

Межличностное общение в психологии — это процесс взаимодействия, направленный на взаимное установление, познание, развитие взаимоотношений, а также предполагающий взаимовлияние на состояния, поведение, взгляды, регуляцию совместной деятельности всех участников процесса. В социальной психологии за последние 25 лет исследование проблемы общения получило одно из центральных направлений изучения в психологической науке.

Под общением в психологии понимается реальность человеческих отношений, предполагающая разнообразные формы совместной деятельности индивидов. Общение не выступает только предметом психологического исследования, и одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи есть идея единства деятельности и общения. Но характер этой связи по-разному понимается. Иногда общение и деятельность рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение воспринимается как элемент различной деятельности, а деятельность рассматривается как условие общения. Также общение интерпретируется как особый вид деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностью, представлениями, чувствами, идеями, развивается и проявляется система отношений «субъект-субъект(ы)».

Проблемы межличностного общения зачастую отмечаются в мотивационных, а также операциональных затруднениях, которые соотносятся с двумя сторонами общения — интерактивной и коммуникативной. Проблемы проявляются в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах. Для них характерно отсутствие стремления понять собеседника, особенностей его личности, внутреннего состояния, интересов. Проблемы межличностного общения могут отмечаться в следующем: извлечение выгоды от собеседника с применением лести, запугивания, обмана, пускания пыли в глаза, демонстрации заботы и доброты.

Межличностное общение в молодежной среде

Подростковый и юношеский возраст — это критический период в процессе межличностной эволюции. С 14 лет идет формирование межличностных отношений, в которых разную роль играют отношение к субъектам действительности: к пожилым людям, к родителям, к одногруппникам, к преподавателям, к друзьям, к собственной личности, к представителям другой религии и национальности, к больным и наркоманам.

Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к агрессии. К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению. Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе. Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения. Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.

Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека,  поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.

Еще статьи:  Что делать если мужчина не хочет серьезных отношений?

Культура межличностного общения

Развитие культуры общения включает развитие умений и способностей правильно воспринимать окружающих, в общем виде уметь определить характер человека, его внутреннее состояние и настроение в конкретной ситуации при взаимодействии. И уже из этого подобрать адекватный стиль, а также тон общения. Поскольку одни и те же слова, жесты, могут быть уместны в разговоре со спокойным и доброжелательным человеком и способны спровоцировать нежелательную реакцию у собеседника возбужденного.

Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления. Высока потребность в глубоком эмоциональном, а также содержательном общении. Эта потребность удовлетворяется, когда личности присуща эмпатия, под которой понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, а также понимать их переживания, чувства, мысли, проникать в их внутренний мир, сопереживать, а также сочувствовать им.

Культура межличностного общения опирается на открытость, нестандартность плана действий, гибкость. Очень важно владеть большим запасом слов, образностью и правильностью речи, точно воспринимать устные слова, а также точную передачу идей партнеров, уметь корректно ставить вопросы; точно формулировать ответы на вопросы.

Общение – это процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами социального контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении.

Общение, эффективность которого определяется развитостью коммуникативной культуры его участников, является ведущим видом взаимодействия людей друг с другом и одним из суще­ственных компонентов здорового образа жизни. Оно включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, приня­тых в обществе, где живет индивид, органично и непринужденно реализуемых им в деловом и эмоциональном общении. Это важ­ное условие удовлетворенности его отношениями с окружающей жизнью в целом, предпосылка эффективности его учебной и тру­довой деятельности. Нынешняя социально-психологическая си­туация существенно обострила проблему эмоционального обще­ния людей. В развивающемся и дифференцирующемся обществе возрастают требования, которые люди сознательно или неосо­знанно предъявляют к реальным и возможным партнерам по об­щению. А удовлетворять этим требованиям тем труднее, чем меньше развита коммуникативная культура каждого участника этого процесса.

Развитие культуры общения предполагает прежде всего развитие способностей и уме­ний правильно воспринимать окружающих людей, хотя бы в общем виде определить характер человека, его настроение и вну­треннее состояние в конкретной ситуации взаимодействия. Исхо­дя из этого – искать адекватный стиль и тон общения. Ведь одни и те же жесты, слова, вполне уместные в разговоре с человеком спокойным и доброжелательным, могут вызвать нежелатель-ную реакцию у возбужденного собеседника. Важно также уметь об­щаться в разных ситуациях: серьезная беседа предполагает одни требования, «трёп» во время отдыха в компании – другие; в гос­тях на празднике – третьи; с людьми различного возраста и раз­ной меры близости (родители, знакомые, приятели, друзья, лю­бимый, любимая) – четвертые. Важно умение сотрудни­чать в различных видах деятельности. Например, обсуждать проблемы с учебной группой, координировать усилия с партнерами в практических делах, решать вопросы во время собрания и т.д. Для этого надо уметь сосредоточиться на той це­ли, достижению которой посвящено сотрудничество, выслушать и понимать разные точки зрения, принимать их, или тактично и аргументировано дополнять их, или не соглашаться с ними, находить в дискуссии взаимоприемлемые решения.

Развитие культуры общения опирается на развитие ряда психических свойств, речи, особенностей мыш­ления, специфические социальные установки. Это, в первую очередь, потреб­ность в глубоком эмоциональном и содержательном общении, которая в норме присуща каждому, но мера ее развитости не­одинакова в зависимости от половых, социокультурных, возраст­ных особенностей человека. Эту потребность можно удовлетво­рить тогда, когда личность обладает эмпатией – способностью эмоционально отзываться на переживания других людей, прони­кать в их внутренний мир, по­нимать их переживания, мысли, чувства – сопереживать и сочувствовать им. Культура общения опирается на такие особенности мышления, как открытость (умение видеть ряд решений одной и той же задачи), гибкость, нестандартность плана действий. Владение речью предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи, точное восприятие устного слова и точную передачу идей парт­неров своими словами; умение выделять из услышанного сущест­во дела; корректную постановку вопросов; краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность постро­ения и изложения высказывания.

Еще статьи:  Письмо любимому после ссоры

Общение является мощным фактором адаптации личности, поскольку оно активно формирует нормы поведения. Общение выступает как функция коллективных форм деятельности, среди которых ведущее место принадлежит деятельности в рамках учебного коллектива. Это и создает объективные предпосылки для установления личных контактов и связей учащихся. Следовательно, личностное общение предполагает в качестве духовной основы единство взглядов, интересов, запросов, целей. С помощью личностного общения учащийся осуществляет непосред-ственное взаимодействие со средой, которая и оказывает на его поведение большое влияние тем или иным видом группового контроля (общественным мнением, групповыми нормами поведения, оценками). В процессе общения происходит взаимное согласование ритма, темпа и способов работы на основе растущего взаимопонимания и взаимооценки. В общении происходит взаимный обмен информацией между людьми, планирование совместных действий, распределение функций, социальных ролей, групповых прав и обязанностей.

Включаясь в совместную деятельность и общение, учащиеся осваивают не только умения и навыки общения, позволяющие им эффективно взаимодействовать с другими людьми, хотя это и играет важную роль в межличностной адаптации человека. Еще большее значение имеют приобретенные при этом умения действовать в интересах коллектива, доброжелательное, заинтересованное и терпимое отношение к другим членам группы. Чтобы стимулировать общение необходимо чаще проводить различные мероприятия таким образом, чтобы в них участвовали учащиеся всех классов.

Эффект от общения зависит от состава группы. В школе по составу группы могут быть двух типов: однородные и смешанные. Однородную группу составляют ученики одного класса. Общение таких учеников с другими минимально.

Смешанную группу составляют ученики разных классов. Такие группы формируются, например, при организации физического воспитания по спортивному принципу. В смешанной группе могут быть ученики как одного класса, так и разных.

По принципу комплектования группы могут быть желательные и вынужденные. Первые группы организуются, когда ученики по собственному желанию выбирают вид деятельности, которым они хотят заниматься, например, занятия в кружках, спортивных секциях, художест-венной самодеятельности. Вторая группа организуется в том случае, если ученик, например, по состоянию здоровья вынужден заниматься физической культурой в специальной группе.

В школе ученик может быть членом нескольких коллективов: класса, спортивной секции, научного кружка, художественной самодеятельности. Каждый из этих коллективов оказывает влияние на формирование личности школьника. Роль этих коллективов в формировании личности школьника различна. Несмотря на то, что учебная деятельность является ведущей, ее удельный вес в формировании коллективистских отношений ниже таких видов деятельности, как занятия физической культурой и спортом, экскурсии и походы, общественно полезный труд.

Автор статьи:
Обо мнеОбратная связь
Оценка 3.8 проголосовавших: 29
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here