Позы человека: психология

Полное собрание материалов по теме: позы человека: психология от специалистов своего дела.

Содержание

Позы человека: психология

Позы человека: психология

Автор: Михаил Алексеевич Василик, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Поза — определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него. Анализировать позу трудно, так как перечисление отдельных элементов мало что дает для ее понимания. Наблюдатель улавливает гармоничность или дисгармоничность взаимосвязей компонентов позы и делает вывод о ее естественности или неестественности, состоянии человека, его отношении к окружающим.

Почти у каждого человека есть своя излюбленная поза (или позы), поэтому не всегда легко понять, является ли данная поза выражением состояния человека в данный момент или это всего лишь дань привычке. Однако предпочтение той или иной позы может отражать подверженность человека соответствующему состоянию.

Существуют лишь общие правила «чтения» позы, которые распространяются на большинство людей. При этом однозначность понимания зависит от типичности позы, широты ее распространения. В самом общем плане позы можно разделить на две большие группы в зависимости от того, сидит человек или стоит. В связи с этим смысловую интерпретацию получают некоторые элементы поз:

  • стойка широко расставив ноги означает потребность в самоутверждении, потребность в высокой самооценке, а часто сверхкомпенсацию чувства неполноценности;
  • широкая, удобная, грузная посадка на всю поверхность сидения выражает желание человека наслаждаться покоем и уютом, т.е. «устроиться поудобнее»;
  • посадка на краю стула с выпрямленной спиной и полной обращенностью к партнеру говорит о высокой степени заинтересованности в собеседнике, концентрации внимания;
  • ноги, скрещенные или прижатые друг к другу, свидетельствуют о педантичной корректности или беспомощности человека;
  • руки под столом во время деловых переговоров — знак неготовности к разговору либо выражение чувства неуверенности, нервозности.

Более точная интерпретация возможна при описании поз в целом. Так, большинством людей поза «туловище отклонено назад, голова поднята вверх, рука на уровне груди, положены одна на другую, ноги слегка расставлены» интерпретируется как высокомерная, самоуверенная, надменная, как выражение пренебрежения к партнеру.

Поза «плечи подняты, руки отведены в сторону и согнуты в локтях, голова слегка повернута вбок» имеет для наблюдателей другой психологический смысл — растерянность, удивление, недоумение, непонимание.

Позы можно классифицировать по следующим основаниям:

  • этапы общения — позы вступления и выхода из контакта;
  • виды отношений и взаимоотношений — позы, выражающие симпатии — антипатии, подчинение — доминирование, включенность — отчужденность;
  • психофизиологические состояния — поза напряженная и расслабленная, активная и пассивная;
  • соответствие поз партнеров в общении — синхронные или несинхронные позы;
  • направленность позы — позы партнеров лицом друг к другу, спиной друг к другу, лицо к спине;
  • соответствие позы другим элементам экспрессии — поза гармоничная или дисгармоничная.

Чтобы построить эффективную коммуникацию, направленную на взаимопонимание, необходимо учитывать количество элементов невербального поведения, которые одинаковы у обоих партнеров. При этом позы разделяются на несогласованные и согласованные, которые в свою очередь подразделяются на зеркально согласованные и идентичные (правая и левая сторона одного партнера соответствует конфигурации позы левой и правой стороны другого).

Одинаковые позы партнеров свидетельствуют о сходстве их взглядов на обсуждаемый вопрос, а несогласованные позы — на значительные расхождения в оценке одного и того же явления, на несоответствие статусов участников коммуникации. Количество времени, проведенное партнерами в согласованных позах, отражает степень их включенности в общение, доброжелательное отношение друг к другу. Причем зеркально согласованные позы участников общения являются более надежным показателем того, что партнеры понимают друг друга, чем идентичные позы.

Важными компонентами коммуникации являются также открытость и закрытость позы:

  • открытая поза определяется поворотом корпуса и головы к собеседнику, раскрытостью ладоней, нескрещенным положением ног, расслабленностью мышц, прямым взглядом в лицо; эта поза собеседника способна облегчить контакт, «оживить» общение, продемонстрировать симпатию к партнеру;
  • закрытая поза характеризуется «отбрасыванием» корпуса назад, скрещенным положением рук и ног, напряженностью мышц.

Отношения антипатии представлены также в некоторых элементах позы; например «руки в боки», «руки скрещены на груди»; кроме того, угол наклона туловища всегда меньше при демонстрации симпатии, чем антипатии.

На способах реагирования сказываются различия по полу. Так, когда антипатию проявляет мужчина по отношению к другому мужчине, он для демонстрации антипатии не поворачивает туловище в сторону, а сильная антипатия к женщине сопровождается большим количеством поворотов туловища в сторону. Женщина независимо от пола партнера по общению для передачи антипатии использует значительное количество поворотов туловища в сторону.

В ситуации эмоционального напряжения, недоверия к партнеру женщины не редко наклоняют туловище вперед или, сидя, «отбрасывают» его на спинку стула, принимая расслабленную позу. Мужчины в той же ситуации демонстрируют «жесткую позу» — держатся прямо, движения их рук раскованны.

Другим важным параметром невербальной коммуникации является количественный показатель изменения поз в единицу времени. Установлено, что количество поз, принимаемых человеком в процессе общения, коррелирует с его статусом и стремлением к доминированию.

Так, лица более высокого статуса чаще меняют свои позы, совершают больше движений головой, туловищем, руками и ногами, а также демонстрируют больше свободы в выборе и смене определенного невербального репертуара, чем их низкостатусные партнеры. При этом пары собеседников, различающиеся по статусу, разговаривают обычно, отклонившись друг от друга, тогда как пары с одинаковым статусом держатся прямо.

В иерархизованных группах стремление прервать агрессию со стороны руководителя может сопровождаться у подчиненного позой, получившей название «сделай себя меньше»: втянутая голова, приподнятые плечи, согнутые колени, опущенный к полу взгляд, неподвижность.

Еще статьи:  Самостоятельный заговор от врагов на работе

Таким образом, для человека стремящегося к контакту, взаимопониманию, приятного выражения лица и умеренной жестикуляции характерны открытая поза, небольшой наклон корпуса вперед,непроизвольное копирование невербального поведения партнера. При отсутствии намерения развивать позитивные отношения человек прибегает к движениям, блокирующим контакт (демонстрация закрытых поз, поворачивание туловища в сторону от собеседника, выставление вперед рук, локтей, вытягивание ног).

Походка в меньшей степени, чем другие элементы экспрессии, поддается регуляции, поэтому на ее основе можно судить об устойчивых индивидуальных характеристиках человека.

Походка выполняет ряд функций: регулирует пространство общения, информирует о текущем состоянии человека, о чертах его личности. Принято выделять ряд общих характеристик походки: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность, а также такие «особенные» признаки походки, как положение носков ног, движение рук, плеч, положение головы.

В основу классификации походки положены следующие критерии:

  • рисунок походки и размер шага (походка бесшумная, деревянная, легкая, порывистая, энергичная и т.д.);
  • возрастные особенности (походка младенца, подростка, юношеская, старческая);
  • особенности, связанные с различиями по полу (мужская, женская походка);
  • профессиональная принадлежность (походка моряка, балерины, топ-модели и т.д.);
  • статусная принадлежность (походка начальника, походка «командира», походка царя и т.д.);
  • характерологические особенности состояния (походка уверенная, виноватая, гордая, ленивая, трусливая, подхалимская и т.д.)

Отдельные элементы походки с трудом поддаются фиксации, однако ряд исследователей приводит их психологическую трактовку:

  • ритмичная походка свойственна человеку воодушевленному, она может свидетельствовать о хорошем настроении или о том, что в голову пришло интересное решение;
  • размашистая походка при среднем и малом росте — свидетельство целеустремленности, активности, экстравертированности;
  • короткие и мелкие шажки часто присущи осторожному, расчетливому человеку, умеющему держать себя в руках;
  • прерывистая, спотыкающаяся походка — показатель неуверенности, скованности, робости;
  • волочащаяся походка может говорить и о плохом настроении, и об отсутствии заинтересованности;
  • медленная походка с опущенной головой и сцепленными за спиной руками бывает у человека, занятого решением какой-либо проблемы;
  • сильная отмашка руками при ходьбе свидетельствует о целеустремленности, решительности человека;
  • привычка постоянно держать руки в карманах при ходьбе говорит о критичности, скрытности человека, о стремлении подавлять других.

Таким образом, для практической деятельности очень важно уметь анализировать все проксемические характеристики общения: дистанцию между партнерами, их местоположение относительно друг друга, направление движения их тел, синхронность появления определенных движений тела, динамичность смены позы, степень расслабленности — напряженности позы, открытость — закрытость позы, «уменьшение себя» — «увеличение себя».

Научитесь видеть скрытую в жестах информацию вы можете изучив курс «Развитие интуиции и наблюдательности»:

Позы человека: психология

Развитие интуиции и наблюдательности: практический интерактивный дистанционный курс

Позы человека и его жесты очень зримо, наглядно выражают не только и не столько его характер, сколько его внутреннее состояние и намерения на данный момент. Язык жестов и поз очень красноречив.

Почему же мы придаём позам и жестам людей столь малое значение, а стараемся обращать внимание в первую очередь на слова, во вторую, на тональность речи?

А ведь язык тела не менее красноречив и разнообразен.

По-видимому, мы слишком озабочены тем, как понять другого на уровне слов, мы слишком теоретизированы. На очевидные (то, что видят глаза) вещи уже и не обращаем внимание.

Но психологи и психотерапевты обращают, следователи и деловые люди без этого не обходятся. От этого зависит результат их деятельности.А те, кто игнорируют эту сторону невербального общения, очень много теряют. Неудачи в общении с другими людьми всем нам дорого обходятся. Язык  жестов и телодвижений может рассказать нам о многом.

Психология жестов и поз очень увлекательна и имеет непосредственное практическое применение.

Жесты и позы человека выражают его внутреннее состояние.
Итак, жесты и позы. Язык жестов и поз можно разделить на два типа: показные и непроизвольные.Если вы меня спросите «как твои дела», а я покажу вот такой жест?

Позы человека: психология

А дальше  возьму и сделаю вот такой жест.

В первом случае я выдал показной жест, а затем непроизвольно истинный. Истинный означает то, что я солгал и боюсь сказать что-нибудь ещё. Этот жест означает и несколько другой смысл: «Я не согласен с вами и сдерживаюсь, чтобы не сказать что-нибудь «против».
Обе картинки взяты из книги Пиза Аллана «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам» (Эту книгу в конце статьи можно скачать).

Как впрочем, и мысли тоже из этой книги почерпнул.)))

Но задача не только в том чтобы знать, а и в том, чтобы применять язык жестов и поз! Надо учиться быть внимательным и подмечать самые разные телесные проявления у людей. К этим проявлениям и мимика относится. Но мимикой научились управлять (кстати, зря), также как и словами и интонациями. А вот непроизвольные жесты себя проявляют и их легче заметить.

Жестикуляция естественна и спонтанна.

Сижу сейчас, пишу эти строки в позе « нога на ногу». А ведь эта поза означает неуверенность и излишнюю защищённость. Никак не могу пока избавиться от этой привычки.))Кстати, жест « руки на груди» в ещё большей степени выражает неуверенность человека.
«Укрытие за какой-нибудь перегородкой есть естественная реакция человека, которую он усваивает еще в раннем детстве для самосохранения».
«Руки в замок на груди выражают попытку спрятаться от неблагоприятной ситуации». (Пиз Аллан)

Вариантов этого жеста много. Если сжаты кулаки, то, естественно, что это и злость ещё. Если приподняты большие пальцы вверх, то вместе с  неуверенностью присутствует самомнение.А вот фото всеми нами уважаемой участницы группы subscribe и автора Натальи (LedyNata).

Еще статьи:  Как вернуть интерес парня?

У Пиза Аллана это называется неполный барьер, образуемый руками.
«Другим распространенным вариантом неполного барьера является жест, при котором человек держит самого себя за руки (рис. 71). Этот жест обычно используется людьми, стоящими перед большой аудиторией при получении награды или при произнесении речи. Десмонд Моррис говорит, что этот жест позволяет человеку восстанавливать чувство эмоциональной безопасности, которое он испытывал в детстве, когда родители держали его за руку при внушающих опасность обстоятельствах». (Пиз Аллан) Как видите, язык жестов и телодвижений разнообразный и красноречивый.

Неуверенность и поиск поддержки. Или вот ещё картинки из той же книги с надписями. Разнообразная жестикуляция.

Позы человека: психология

Позы человека: психология

Позы человека: психология

Из всех троих самая удачная позу у того, кто посередине. Уверенность, расслабленность, ощущение прочности положения.
Всё просто и наглядно. Нам остаётся только учиться быть наблюдательными, как за другими, так и за собой!

Позы грубо можно разделить на две категории: позы ног и позы рук.

Основная и обычно подчёркиваемая поза ног нога на ногу. Поза нога на ногу всегда защитная поза, поза неуверенности.

Позы рук более разнообразны. Поза руки в карманах означает чаще всего сдержанность, зажатость и скрытность. А поза руки в замке уже полная нерешительность и растерянность. Что можно делать руками, зажатыми в замок? Ничего!

Поза руки на поясе выражает сдерживание агрессии.

Позы рук очень выразительны! И жесты рук также!

Жестикуляция неоднозначна! Например жест коза!

Позы человека: психология

В христианской культуре жест изображает благую весть! У новых русских знак собственного превосходства над другими. А в средние века этот жест вообще мистическую роль играл и якобы от сглаза защищал.

Жест палец вверх также неоднозначен. У славянских народов это призыв к вниманию, а в Германии выражение уверенности и стабильности. Разумеется речь об указательном пальце идёт. Жест большой палец вверх выражает: «Всё отлично!!

Жесты(жестикуляция) и характер человека тесно связаны. Одни и те же жесты могут иметь противоположное значение у людей с противоположными характерами.
Например, мужской жест поправлять галстук.  Демонстративный, истероидный мужчина таким жестом, скорее всего, привлекает к себе внимание. А вот мнительный, сомневающийся в себе человек выражает тем самым своё замешательство.
Получается, что не только жесты выражают характер, но и характер формирует жесты. Жестикуляция следствие характера.
И интерпретация жестов может быть разной и зависит от характера человека.

Позы человека статичны, жесты динамичны, но и то, и другое переплетается и в общей канве выдаёт истинные настроения и переживания.

Скачать книгу Пиза Аллана «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам».

И ещё по теме интересное видео. Психология жестов — мимика.

http://youtu.be/SgBoZlFueoU
И в заключение захотелось добавить самую востребованную тему.

Жесты любви и симпатии.

Прикольное видео. Язык жестов и поз в действии.) Молодой парень очень «красноречиво» с помощью жестов проявляет симпатию к девушке, призывает ее провести вместе время. Показывая на грудь, он уверяет ее в том, что она живет в его душе. Все жесты сопровождаются милейшей улыбкой. Парень открыт для общения

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Это может Вас заинтересовать :

Специалисты, составляющие психологический портрет личности по ее внешним признакам, в один голос утверждают, что труднее всего анализировать позы и походку человека. Действительно, эти элементы дают мало информации о характере личности, к примеру, рассматривая занимаемую позу можно судить о том, насколько она естественна, а также об отношении человека к окружающим людям. Чуть меньше в плане понимания характера личности дает походка, по которой все же можно распознать некоторые характеристики и составить портрет изучаемого человека. Давайте же вместе разберемся, что может сказать нам о человеке определенная поза и походка.

Позы

К позам относятся определенные положения частей тела (туловища и головы, верхних и нижних конечностей), а также движения, влияющие на положение тела. У каждого из нас есть набор излюбленных поз, а потому незнакомому человеку сходу трудно определить, выражает ли поза конкретное состояние личности или это просто привычка. Тем не менее, предпочтение определенных поз дает представление о том, каким состояниям чаще подвергается человек.

Наиболее типичные позы

Изучим особенности, по которым специалисты «читают» позы человека, рассмотрев наиболее типичные из них:

  • если человек стоит, широко расставив ноги, можно сделать вывод о том, что ему не хватает самоутверждения, он нуждается в повышении самооценки и жаждет компенсировать чувство собственной неполноценности.
  • максимально удобная поза, которую занимает человек, присаживаясь на стул или кресло, намекает на то, что он хочет насладиться покоем, его тянет «расположиться поудобнее».
  • человек, который сидит на краю стула, в напряженной позе и с прямой спиной, как правило, сконцентрирован и готов к действию. Если при этом лицом он обращен к собеседнику, это говорит о том, что он крайне заинтересован в правильном исходе переговоров.
  • если у сидящего человека ноги скрещены или прижаты одна к одной, этот факт свидетельствуют о его педантичном характере, либо о том, что он находится в беспомощной ситуации.
  • человек, держащий во время беседы руки под столом – классический пример нервозной и сомневающейся в себе личности, которая попросту не готова вести переговоры.

Обратите внимание на мелкие детали

Чтобы точнее понять, о чем говорит та или иная поза, необходимо обратить внимание на мелкие детали, такие как поднятая или опущенная голова, сутулость или расправленные плечи. К примеру:

  • если человек сидит, откинувшись в кресле, при этом высоко держит голову, его нога заброшена на ногу или же ноги вальяжно расставлены, с высокой вероятностью можно говорить о том, что перед вами самоуверенная, высокомерная натура, с пренебрежением относящаяся к другому участнику беседы.
  • когда во время общения у человека приподняты плечи, а руки разведены в стороны или же чуть согнуты в локтях, такая поза может говорить о растерянности, а также о непонимании происходящего, удивлении и недоумении.
Еще статьи:  Как мужчины проявляют любовь?

Общая классификация поз

  • по моменту общения (позы с которых начинается контакт или позы завершающие разговор);
  • по отношению к оппоненту (позы, которые выражают пренебрежение или уважение, симпатию или антипатию, управление или же подчинение, а также интерес к общению или его отсутствие);
  • по психологическому состоянию (поза активная или же поза пассивная, раскрепощенная или напряженная);
  • по направленности позы (лица, обращенные друг к другу, или же лицо, обращенное к спине слушателя);
  • по соответствию поз общающихся лиц (одновременно занимаемые или не совпадающие позы).

Выстраивание коммуникации и оценка позы собеседника

Для выстраивания эффективной коммуникации, которая должна помочь найти взаимопонимание с партнером, необходимо учитывать одинаковые с собеседником позы. Причем, они могут быть согласованными и несогласованными, а также идентичными либо зеркальными.

Наличие одинаковых поз у собеседников говорит о том, что их взгляды на конкретный вопрос во многом схожи, а несогласованные жесты тела намекают на серьезные расхождения во взглядах. Здесь следует учитывать время, которое партнеры проводят в согласованных позах, ведь чем больше это время, тем лучше люди понимают друг друга и доброжелательнее относятся к друг другу.

Отдельно следует сказать о том, какая поза называется открытой, а какая закрытой. При открытой позе человек повернут лицом и корпусом тела к собеседнику, он смело смотрит в глаза партнеру, не скрещивает ноги, не сжимает кулаки и не прячет руки за спину. Как правило, такая поза говорит о проявлении симпатии к партнеру, а значит, располагает к установлению искреннего контакта. А вот в закрытой позе человек отводит корпус тела немного назад, держит руки и ноги скрещенными, его мышцы напряжены, а голова часто поворачивается из стороны в сторону.

  • Как Перестать Отталкивать от Себя Людей
  • Узнай Лжеца По Выражению Лица – Как Распознать Обман

Заметить неприязнь в позах человека не так уж сложно. Такое отношение личности выдает поза «руки в боки» или положение со скрещенными на груди руками. К тому же приветствуя приятную и симпатичную личность, человек склоняет корпус тела с меньшей амплитудой, чем во время приветствия неприятного ему человека. Здесь нужно отметить, что проявления антипатии в позах у лиц разного пола значительно отличаются. К примеру, если неприязнь к мужчине проявляет такой же представитель сильного пола, его тело замирает на месте, в то время как неприязнь к женщине сопровождается невозможностью стоять на одном месте и частыми поворотами корпуса тела. В то же время представительница слабого пола часто поворачивает корпус тела вне зависимости от пола человека, к которому она испытывает антипатию.

Есть и еще одна характерная особенность. Если в минуты наивысшего накала страстей мужчина напряжен до предела и сидит в кресле «словно на пружинах», то женщина в такой ситуации старается принять вальяжную позу «отбрасывая» корпус тела в кресло.

Еще одним важным фактором определения характера человека является частота, с которой человек принимает определенные позы. Данный фактор может говорить о статусе человека, а также о его склонности к подчинению или управлению. Например, люди, обладающие высоким статусом в обществе, в сравнении со своими низкостатусными оппонентами производят намного больше движений различным частями тела, т.е. более раскрепощены и свободны в выборе невербальных проявлений своего характера. При общении, лица с разным статусом несколько отклоняют корпуса тела, тогда как во время общения личностей с равными статусами они держат тела прямо.

Многим хорошо знакома поза человек подчиненного, который в попытке оградить себя от агрессии руководителя застывает на месте, вжимает голову в плечи, чуть подгибает колени и, потупившись, смотрит в пол.

Таким образом, желая найти взаимопонимание и поддержку, человек принимает открытые позы, немного наклоняясь вперед и пытаясь копировать жесты собеседника. Напротив, не желая поддерживать общение и вникать суть проблемы, человек принимает позы, блокирующие контакт, то есть отворачивается от собеседника, часто поворачивает голову в сторону или сидя скрещивает ноги.

Походка

По походке также можно немало узнать о человеке, ведь сознание ее практически не контролирует. Для начала определимся с тем, что может дать походка в плане знаний о личности. Прежде всего, она может немало сказать о характере человека и дать развернутую информацию о его состоянии в данный момент. При этом человеку, пытающемуся определить характер личности по такому индивидуальному признаку, особое внимание следует уделять скорости и ритму походки, размашистости шага, характеру движения руками или даже положению головы при ходьбе.

Классификации особенностей существующих походок

Обратите внимание на рисунок походки. Например, она может быть легкой или грузной, энергичной или волочащейся, бесшумной либо звенящей.

Не последнюю роль в определении походки играют ее различия по половому признаку. Классически мужчинам свойственна мужская походка, а представительницам прекрасного пола – женская. Хотя, возможны варианты, когда у представителя мужского пола походка будет женская, и наоборот.

Еще статьи:  Страдаю от безответной любви

Нельзя не учитывать и особенности возраста. Например, у человека в соответствии с возрастом бывает детская или младенческая, юношеская или старческая походка. Однако и они не всегда соответствуют возрасту, что также немало говорит об обладателе такой походки.

Некоторых личностей выдают так называемые «профессиональные» походки, т.е. походка военного, моряка или же походка топ-модели.

  • 10 Причин Заставляющих Мужчин Терять Интерес К Женщине
  • 10 Причин Отказаться От Алкоголя Навсегда

Но лучше всего о характере личности говорят характерологические особенности той или иной походки. Различают, к примеру, трусливую или подхалимскую походку, уверенную либо крадущуюся, ленивую или же бодрую.

Не последнюю роль в оценке личности играет и статусность походки. Так встречается царская походка или же походка командира, которая выдает личностей властных, облеченных саном или относящихся к привилегированному обществу.

Элементы походки, на которые надо обратить внимание

Отдельные элементы походки совершенно нельзя задать самостоятельно, а потому именно на них должны обратить внимание те, кто дает характеристику по походке. Взглянем на примеры:

  • Активная пружинистая походка свидетельствует о хорошем настроении, воодушевлении и позитивных мыслях в голове у человека.
  • Ели невысокий человек идет размашистой походкой, это намек на его активность и целеустремленность, общительность и желание помогать другим.
  • Мелким шагом передвигаются расчетливые и осторожные личности, которые держат эмоции в себе и не слишком общительны.
  • Спотыкающейся, прерывистой походкой ходят неуверенные в себе, робкие люди, которые не умеют принимать решения и редко берут на себя ответственность за что-либо.
  • Волочащейся походкой передвигается уставший человек, а также человек, которого трудно чем-нибудь удивить и заинтересовать. У таких личностей отсутствует интерес ко всему окружающему.
  • Медленной походкой (с опущенной головой) идет человек, который прокручивает в голове решение серьезного вопроса.
  • Походка, сопровождающаяся сильными махами руками свойственна сильным натурам, целеустремленным и энергичным личностям. Такие лица склонны к доминированию и скрытности.

Как видите, принимаемые человеком позы и его походка могут немало сказать о личности и дать много полезной информации относительно его характера, а также настроя в данный момент. Возможно, эта ценная информация пригодится вам на деловых переговорах или во время приема на работу новых сотрудников. Успехов вам и наблюдательности!

Фото: «Фотобанк Лори»

Исследователи Колумбийского университета подсчитали: только 9% людей моложе 30 лет полностью довольны тем, как получаются на фотографиях. Остальные считают свои позы неестественными, улыбки ― натянутыми, а образ в целом ― не соответствующим истинному. Психологи и фотографы, напротив, в один голос утверждают: то, как мы получаемся на снимке, куда ближе к реальности, чем образ в нашей голове. Руководитель фотослужбы признается: одна из самых больших сложностей заключается в том, что человек всю жизнь видит себя в зеркале и привыкает именно к этому изображению. Отражение ― улучшенный, перевернутый (стороны лица в зеркале меняются местами) вариант нашего образа. Реальную картинку можно увидеть, только если смотреться в два зеркала: вторичное изображение и есть тот самый образ, но куда более знакомый окружающим. Кроме того, во время фотосъемки проявляются все наши зажимы, которые не столь ярко выражены в повседневной жизни.

Полюби себя

Если верить психологам, у каждого есть своя фотоистория. Мы собираем личные фотографии и на основании увиденного делаем выводы, в каких ракурсах лучше выглядим. Именно так в идеале должна формироваться любимая поза, однако в реальности мы зажимаемся, копируем или даже выражаем глубинные, скрытые от нас самих послания ― мимикой, жестами, телодвижениями. Но мы не учитываем, что ракурс, в котором видит нас фотограф, может существенно отличаться от воспринимаемого в зеркальном отражении.

Людмила Городничева, кандидат психологических наук и бизнес-тренер, объясняет: то, как мы позируем, во многом обусловлено обликом нашего идеального Я ― то есть какими мы хотим быть, к чему стремимся. По ее словам, зажимы на фотографиях демонстрируют глубокий внутренний конфликт: человек отвергает себя такого, какой он сейчас есть. Я-идеальное формируется за счет средств массовой информации, модных трендов, телевидения: нам диктуют, как мы должны выглядеть, что следует говорить. В ожидании момента, когда из фотоаппарата «вылетит птичка», многие бессознательно копируют популярные в соответствующих социальных кругах позы, жесты, движения. В случае глобального несоответствия Я-идеального Я-реальному возникает нелюбовь к фотографированию: человек боится снова выглядеть не таким, каким хотелось бы ― отсюда скованность, жеманство. Значит, прежде всего нужно воспитывать уверенность, учиться принимать себя со всеми индивидуальностями. Помимо моды и масс-медиа на фотографирование любимых поз влияет заложенное внутри нас желание подражать. Мы бессознательно имитируем тех, кого уважаем и кем восхищаемся. Имитация ― один из способов достичь желаемой цели: основательно вжившись в роль, можно действительно казаться тем, кем хочешь стать. Это доказала своими исследованиями группа ученых-психологов ― Дана и Эми Карни, Эми Кадди и Энди Яп. Они предложили испытуемым принять по две позы: открытую, демонстрирующую власть и силу, и закрытую, показывающую, что человек сомневается в себе. Люди, принявшие позы уверенности, охотнее шли на риск, более того ― в их крови даже менялся уровень гормонов.

Но в случае с фотографией все не так однозначно: позу нужно успеть прочувствовать, сделать ее своей, а не пытаться впервые изобразить в стрессовых условиях съемки. Фотограф Анна Макаревич считает: когда мы хотим показать себя определенным образом, происходит внутренний диалог. Куда положить руки? Как поставить ноги? Какое положение принять? «Весь фокус фотографии в том, чтобы диалог был внешним: между камерой и объектом, фотографом и моделью, ― говорит Анна. ― Внутренние споры модели в процессе съемки ― это всегда плохо. Он перекрывает все взаимодействие».

Иногда кажется, что принять удачную позу перед объективом недостаточно, и тогда мы начинаем двигаться ― перекладывать руки, оставлять ногу, прыгать… «Осознанное движение в кадре ― всегда попытка выделиться: динамичные объекты привлекают внимание», ― объясняет психолог-консультант и системный терапевт Елизавета Левина. Если в процессе фотосъемки не знаешь, куда деть руки, ― это выдает волнение, а также незнание своей личности, неумение поставить себя не только в кадре, но и в обществе. Людмила Городничева подтверждает: «Люди, знающие и ощущающие себя полностью, как правило, не имеют проблем с фотографированием: открытые позы и жесты, высоко поднятая голова». Прыжки демонстрируют попытку выйти за рамки: те, кто прыгает на фотографии ― позитивные, открытые, творческие. Это попытка самовыразиться через движение. Любителям фотографироваться таким образом имеет смысл присмотреться к своей жизни ― достаточно ли в ней творчества?

Еще статьи:  Вопросы которые приводят к любви

Держи лицо

Зажимы на фото характерны не только для тела, но и для лица. На это есть причина: фотограф хочет извлечь эмоцию веселья, счастья, нежности ― приятную, достойную того, чтобы ее запечатлеть, а человек изображает нечто другое. Но не потому, что вредный или бестолковый, а просто потому, что не может расслабиться. В момент фотографирования на лице часто проявляется странная смесь эмоций, которые мы хотим показать и тех чувств, которые действительно испытываем в этот момент. Американские психологи Кэрол Барр и Роберт Клек утверждают: обычно не удается выразить и половины того, что, по нашему мнению, должно быть написано на лице. Зато демонстрируем то, чего не осознаем: за ухмылкой, к примеру, часто скрывается попытка показать себя милым, безобидным и достойным симпатии существом. Губы вообще наше слабое место ― они рассказывают больше, чем мы хотим о себе поведать. По словам Людмилы Городничевой, губы бантиком ― показатель слабой личности, не способной противостоять навязанным стереотипам. Стоило возникнуть моде на чувственный рот, как многие девушки, вне зависимости от того, подходит ли им это, стали изображать именно такие губы. «Это снова поиск идеального Я, ― считает психолог. ― Мы ловим волну, копируем тренды, однако не задумываемся, насколько это соответствует нам, насколько это наше». Фотографии с поджатыми губами говорят о внутренней скованности. Зажатые губы, по мнению Елизаветы Левиной, демонстрируют желание скрыть свои чувства под маской безразличия. Как правило, они появляются на фотографиях тех, кто любит контролировать процесс.

Задранный подбородок показывает степень уверенности в себе. А вот опущенный свидетельствует о том, что человек подавлен, ощущает внутренний дискомфорт. Если подбородок опущен постоянно, у человека, возможно, много проблем.

Некоторые любят корчить рожи, гримасничать перед камерой. Такое поведение может быть результатом работы разных психологических механизмов. Самый очевидный ― то же копирование, которое в основном проявляется в юном возрасте. Комиксы, мультфильмы наполнены персонажами, чьи лица демонстрируют моду на гипертрофированное уродство. Скорчить рожу на фотографии ― это еще и самый простой способ привлечь внимание, показать свое отличие от массы окружающих людей. Однако иногда срабатывает более тонкий механизм: человеку кажется, что гримаса в любом случае будет выглядеть смешной и забавной, тогда как его настоящее спокойное лицо может показаться недостаточно привлекательным. «Вряд ли кривляющийся отдает себе в этом отчет, но так он просто защищается от неодобрения, от неприятия себя, ― поясняет Елизавета Левина. ― Конечно, бывает, что причина гримасничанья ― внутренний кураж, хорошее настроение и желание ненадолго впасть в детство. Но чаще всего корчат рожи личностно незрелые, инфантильные люди, ― замечает Людмила Городничева.

Внимание, паника

Иногда механизм зажима вполне очевиден: «Минуту назад человек смеялся, шутил, был адекватен. Но стоит направить на него камеру ― и лицо меняется кардинально», ― говорит Анна Макаревич. В такие моменты мы убеждаем себя: смущаться неконструктивно и несерьезно. И тем самым попадаем в собственноручно поставленную ловушку: зажим только усиливается. Задача фотографа в этой ситуации ― прекратить съемку, любым способом переключить внимание человека на что-то приятное. Анна Макаревич, например, предлагает своим моделям выпить кофе, ненавязчиво касается руки, показывает фотографии на дисплее камеры ― воздействует на телесную и эмоциональную сферу. Или активизировать логику: попросить человека рассказать о любимых фильмах, семье, особенностях профессии. Это помогает снять напряжение, создавая атмосферу комфорта и взаимного доверия. О ней, кстати, желательно позаботиться заранее ― особенно в сложных случаях. Хорошо, если фотограф и модель могут встретиться, обсудить концепцию и детали будущей съемки. Но чего точно не стоит делать ― это тренироваться перед зеркалом, запоминая позы и гримасы. Отработанные положения вряд ли совпадут с тем, как видит нас фотограф, и внутренняя паника только усилится.

Анна Макаревич считает, что необходим изначально позитивный настрой: «Во время съемки не надо думать о том, что сейчас опять получится неудачно. Иначе все придуманные недостатки ― кривой нос, прикрытые глаза, толстый живот ― действительно проявятся». Словом, пока человек думает, что получается на фото плохо, так оно и будет. Кстати, профессиональные фотографы только отчасти подтверждают распространенный миф о том, что небольшая доза алкоголя, например, бокал шампанского или рюмка коньяка ― помогает раскрепоститься.

По имени нарцисс

Проблемы с самооценкой всегда мешают человеку грамотно подать себя на снимке. Фотографы отмечают: работать с людьми нарциссического склада, влюбленными в себя, бывает сложно ― они редко прислушиваются к чужому мнению. В то же время между чрезмерно строгим восприятием себя и самовлюбленностью есть довольно широкое поле, существование в котором делает жизнь куда более комфортной. По мнению Анны Макаревич, человек, с любовью относящийся к себе, практически всегда прекрасно выглядит на фотографиях, вне зависимости от типа съемки (бытовая или студийная) и от того, позирует он или нет. С ней согласна и Елизавета Левина: «Если не знаешь своих сильных сторон, не умеешь позиционировать себя, с этим обязательно нужно что-то делать». Бессознательное копирование других, внутренние конфликты, самокритичность ― показатели глобальной неуверенности, сомнений в верности выбранного пути. Внутренние зажимы мешают не только получить хорошие фотографии, но и отнимают множество возможностей в реальной жизни.

«Скованный человек, который не работает над этим и никак не меняется, сам себя ограничивает, ― предупреждает Людмила Городничева. ― Это ставит табу: здесь я не гожусь ― внешностью не вышел, этот партнер не для меня ― он лучше выглядит, специальность тоже не подойдет, ведь там нужна презентабельная внешность. Мне бы что-нибудь попроще, похуже». Взгляни на свою фотоисторию: возможно, ты сама лишаешь себя лучшего, поскольку не веришь, что по‑настоящему его достойна?

Текст: Лана Волохова

Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.

Я соглашаюсь с правилами сайта Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.

Автор статьи:
Обо мнеОбратная связь
Оценка 4.4 проголосовавших: 16
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here