Типы людей: психология, классификация

Полное собрание материалов по теме: типы людей: психология, классификация от специалистов своего дела.

Классификация психотипов личности

Типы людей: психология, классификация

Общеизвестные психологические типы были выявлены и описаны австрийским психиатром и психоаналитиком К. Г. Юнгом.

Его теория об «интроверсии – экстраверсии», а также о четырех типах восприятия мира развивалась и продолжает развиваться.

Психотипы личности, предложенные Юнгом:

  • Типы личности в зависимости от вектора ее направленности:
  1. Экстраверт – человек, психологически ориентированный на внешний мир; общительный, активный, деятельный.
  2. Интроверт – человек, ориентированный на внутренний мир; замкнутый, чувствительный, рассудительный.
  • Психологические типы в зависимости от преимущественного способа восприятия жизни, иными словами, от основной психической функции:
  1. Мыслительный тип – человек, в принятии решений преимущественно опирающийся на логику и мышление. Подавленной оказывается сфера чувств.
  2. Чувствующий тип – человек, ориентированный на чувства, судит категориями «хорошо – плохо», а не логически.
  3. Ощущающий тип – человек, воспринимающий жизнь непосредственно органами чувств, он смотрит, слушает, трогает и принимает решение исходя из получаемой информации. Интуиция им подавляется.
  4. Интуитивный тип – человек, полагающийся на «шестое» чувство; такие люди принимают решение, опираясь на интуитивные, бессознательные знания, а не на непосредственные ощущения.

Основываясь на типологии Юнга, в семидесятых – восьмидесятых годах прошлого столетия советский социолог А. Аугустинавичюте разработала одну из самых подробных и достоверных личностных типологий и стала основательницей научного направления под названием «соционика».

  • А. Е. ЛИЧКО

Еще один советский ученый А. Е. Личко, наблюдая за подростками, выделил психологические типы, описывающие виды акцентуаций характера. Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт характера, психологические отклонения, граничащие с психопатологией, но не выходящее за пределы нормы.

  1. В подростковом, кризисном возрасте акцентуация проявляется наиболее выраженно.
  2. Позже характер «сглаживается», а акцентуация проявляется только в кризисных, стрессовых ситуациях.
  • К. ЛЕОНГАРД

Немецкий ученый К. Леонгард предложил схожую классификацию, но не ограничивал ее рамками пубертатного периода. В основе классификации оценка стиля общения человека с близким окружением.

Психологические типы по К. Леонгарду:

  1. Гипертимный. Оптимистичный, коммуникабельный, инициативный, деятельный, конфликтный, раздражительный, легкомысленный.
  2. Дистимный. Пессимистичный, молчаливый, замкнутый, неконфликтный, добросовестный, справедливый.
  3. Циклоидный. Переменчивый тип, совмещающий гипертимность и дистимию.
  4. Возбудимый. Медлительный, раздражительный, угрюмый, властный, добросовестный, аккуратный, любящий животных и детей.
  5. Застревающий. Перфекционист, любознательный, справедливый, честолюбивый, обидчивый, подозрительный, ревнивый.
  6. Педантичный. Формалист и аккуратист, серьезный, надежный, неконфликтный, пассивный, занудный.
  7. Тревожный. Робкий, неуверенный в себе, беззащитный, пессимистичный, самокритичный, дружелюбный, исполнительный, чувствительный.
  8. Эмотивный. Чрезмерно ранимый, слезливый, пассивный, добрый, сострадательный, отзывчивый, исполнительный.
  9. Демонстративный. Может быть как лидером, так и приспособленцем; самоуверенный, артистичный, обходительный, увлекающий, неординарный, эгоистичный, хвастливый, ленивый.
  10. Экзальтированный. Чрезвычайно общительный, испытывающий яркие и искренние чувства, влюбчивый, альтруистичный, сострадательный, переменчивый, склонный паниковать и преувеличивать.
  11. Экстравертированный. Общительный и словоохотливый, открытый, исполнительный, несерьезный, склонный к азарту и риску.
  12. Интровертированный. Идеалист, замкнутый, философствующий, неконфликтный, принципиальный, сдержанный, упорный, упрямый.

Классификация психотипов личности в зависимости от темперамента

Чаще всего типология личности составляется исходя из различий в темпераментах и характерах людей.

  • ГИППОКРАТ

Первая известная типология личности в зависимости от типа темперамента была предложена древнегреческим врачом Гиппократом. Она до сих пор остается актуальной и популярной, хотя ученый не связывал индивидуально типологические особенности личности со свойствами нервной системы (как это принято сейчас).

Психотип человека по Гиппократу зависит от соотношения различных жидкостей в организме: крови, лимфы и двух видов желчи.

Психологические типы темперамента по Гиппократу:

  1. флегматик – человек, в организме которого преобладает лимфа (флегма), отчего он становится спокойным и медлительным;
  2. меланхолик – человек, в организме которого преобладает черная желчь (мелане холе), отчего он боязлив и склонен к печали;
  3. сангвиник – человек, в организме которого много крови (сангвис), подвижный и веселый;
  4. холерик – горячий и импульсивный, в его организме много желтой желчи (холе).

Много веков подряд развивалось и дополнялось учение о темпераментах. В частности, этим занимались немецкий философ И. Кант и русский физиолог И. П. Павлов. Сегодня названия видов темперамента остались теми же, но суть изменилась.

Темперамент – сочетание врожденных особенностей работы высшей нервной деятельности. Он зависит от скорости и силы процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Так, слабый тип высшей нервной деятельности соответствует темпераменту меланхолика; сильный уравновешенный, но инертный – флегматик; холерик – сильный и неуравновешенный; сильный, уравновешенный и подвижный – сангвиник.

  • Э. КРЕЧМЕР

В начале ХХ века немецкий психиатр Э. Кречмер выделил различные типы личности в зависимости от характера. Это была первая классификация характера. Кречмер связывал психотип человека с конституцией его тела.

Три вида телесной конституции:

  1. Астенический. Худые и высокие люди, у них удлиненные руки и ноги, слаборазвитая мускулатура.
  2. Атлетический. Люди крепкие, с хорошо развитой мускулатурой, рост средний или выше среднего.
  3. Пикнический. Склонные к полноте люди со слаборазвитыми мышцами и опорно-двигательным аппаратом, среднего или небольшого роста.

Так как Э. Кречмер был психиатром, он сопоставил психотипы личности со склонностью к той или иной психопатологии и сгруппировал их в два типа личности:

  1. Шизотимики – психически здоровые люди атлетического или астенического телосложения, отдаленно напоминающие больных шизофренией. Им свойственны такие черты характера: артистичность, чувствительность, отчужденность, эгоистичность, властность.
  2. Циклотимики – психические здоровые люди пикнического телосложения, напоминающие больных маниакально-депрессивным психозом. Это веселые, оптимистичные, общительные, легкомысленные люди.

Теория Э. Кречмера была основана лишь на его личных наблюдениях, но послужила основой для последующих, более сложных типологий характера. Намного позже ученые пришли к выводу, что форма тела действительно влияет на характер и индивидуально типологические особенности личности. Связь между конституцией тела и склонностью к акцентуации характера (крайняя степень нормального функционирования психики) и психопатологии действительно существует.

Классификация психотипов личности в зависимости от характера

Люди различаются не только особенностями характера, но и отношением к жизни, обществу и нравственным ценностям. Несмотря на то что есть понятие должного поведения, люди ведут себя по-разному.

Немецкий психоаналитик и социолог Э. Фромм ввел понятие «социальный характер» и определил его как некую одинаковую совокупность черт характера в структуре личности большинства членов конкретной общности. Определенный социальный характер есть у любой общности, класса или группы людей.

Социальный характер был взят за основание для классификации психологических типов личности.

Психологические типы личности по Э. Фромму:

  • «Мазохист-садист»

Человек, склонный направлять агрессию на себя либо на других людей, если сочтет их виновными в происходящих личных неудачах или проблемах всего общества. Такие люди стремятся к самосовершенствованию, неуверенные в себе, пунктуальные, ответственные, требовательные, властные, любят терроризировать окружающих, оправдывая свои действия благими намерениями.

Психологический мазохизм практически всегда сочетается с садизмом. Однако есть люди в большей степени склонные к одному из типов.

Индивидуально типологические особенности «мазохиста»: самоуничижение, самокритика, склонность всегда и во всем винить себя. «Садиста» Фромм определял как авторитарную личность. Это человек-эксплуататор, властный и жестокий.

  • «Разрушитель»

Не причиняет страданий ни себе, ни людям, но агрессивно устраняет причину своих неприятностей. Чтобы не чувствовать себя бессильным и фрустрированным, человек прекращает отношения или прерывает начатое дело, то есть использует разрушительность как средство разрешения любой неприятности. «Разрушители» обычно люди тревожные, отчаянные, малодушные, ограниченные в реализации своих возможностей и способностей.

  • «Конформист-автомат»

В отличие от двух предыдущих психологических типов, «конформист» пассивен. Он не борется, а смиряется с трудными жизненными обстоятельствами. Это слишком лабильный человек, практически потерявший свое

  • «Я»

Он человек-приспособленец, который изменит точку зрения, поведение, принципы и даже тип мышления, если того будет требовать ситуация. Такие люди бывают аморальны, оттого не видят ничего постыдного в смене точек зрения и жизненных ценностей.

Такая социальная типология не с лучшей стороны характеризует людей, но выявляет проблемы общества и остается необычайно актуальной и в наше время.

Нельзя сказать какая из типологий лучше, они дополняют друг друга. Любая типология личности позволяет индивиду познать себя и одновременно осознать свою уникальность.

Причина деления на психотипы

Философы и ученые во все времена существования цивилизованного общества старались разграничить и выделить из многообразия природы человеческой натуры психологические типы людей. Многие классификации основаны на наблюдениях за людьми, жизненном опыте или умозаключениях ученого, предложившего конкретную типологию. Только в прошлом столетии в связи с расцветом психологии психотипы личности стали объектом исследований и получили должное научное обоснование.

Несмотря на многообразие существующих сегодня психологических типов, определить к какому типу личности относится человек бывает сложно. Часто, читая классификацию типов и желая найти себя, индивид не может определиться или находит сразу несколько типов, схожих с индивидуально типологическими особенностями собственной личности.

Недостаток любой типологии в том, что она не может вместить все возможные типы личности, ведь каждый человек – индивидуальность. Можно говорить, что личность скорее относится к тому или иному типу, в большей мере схожа с ним или в некоторые моменты проявляет себя подобным образом.

Любой психотип человека – это обобщение, попытка объединить в группу близкие и часто наблюдаемые вместе качества, черты характера, особенности темперамента, поведения и другие индивидуально типологические особенности личности.

Типы личности часто утрированные и упрощенные, описывающие отклоняющееся поведение (даже психопатологию) или только те качества личности, которые являются ярко выраженными и стереотипными, шаблонными.

Чистые типы встречаются редко. Однако каждый второй человек, читая ту или иную типологию или проходя психологический тест, с легкостью определяет свой психотип и соглашается с даваемой ему характеристикой.

Чем более развита личность индивида, тем труднее ему отнести себя к тому или иному типу личности. Гармонично развитая личность и яркая индивидуальность с трудом «вписывается» в какой-либо отдельный психотип.

Несмотря на несовершенство типологий и типов личности, они позволяют разобраться в себе, заметить недостатки, обозначить пути развития. Окружающим индивида людям, знающим к какому психологическому типу он относится, легче выстраивать с ним отношения и прогнозировать поведение в конкретной ситуации.

Типология личности помогает профессиональным психологам проводить психодиагностику клиента. Психологический портрет личности обязательно включает описание его психотипа. Индивидуально типологические особенности личности чрезвычайно важны, ведь они расскажут о темпераменте, характере, способностях, эмоционально-волевой сфере, направленности, установках, мотивации и ценностях – обо всех компонентах индивидуальности.

Бытует множество околонаучных классификаций психологических типов, которыми люди пользуются в повседневной жизни. Например, разделение людей в зависимости от времени суток, когда наблюдается наибольшая активность и трудоспособность, на «жаворонков» и «сов».

На просторах интернета огромное количество псевдонаучных тестов, скорее развлекательных, нежели позволяющих разобраться в себе. Но даже такие психологические тесты имеют право на существование, поскольку рождают у человека стремление познать себя. Какие же психотипы людей описаны в науке психологии?

Еще статьи:  Психологическая зависимость от мужа

Отличительная черта холерика это сильные эмоции и быстрая смена настроений. То есть за одну минуту может быть, как очень весёлым, потом сникнуть, а дальше начать злится. При этом он сам может не понимать, отчего только что смеялся, а теперь плачет. Движения резкие, голос громкий, речь быстрая. Начиная что-то, вкладывает туда всю свою энергию, быстро истощается и бросает это дело, потому что сил больше не остается. Например, может по нескольку раз переписывать статью и так и оставить недописанную. Холерикам нежелательно выбирать работу, требующую монотонности. Для них некоторое время это будет интересно, а потом наскучит. На первом месте у них стоят виды деятельности, подразумевающие общение с людьми. У холерика – сильная, неуравновешенная, подвижная нервная система.

О сангвинике можно сказать, что он жизнерадостный и энергичный, распространяет вокруг себя радость и теплоту. Как и у холерика эмоции сильные и подвижные, но уравновешенные. То есть он внешне очень активен, зато внутри царит спокойствие. Если случается неудача, то сангвиник за счет своих качеств быстро приходит в себя и продолжает жить, как не бывало. Сангвиник занимается тем, что хочет, и из-за этого не может долго находиться на одном месте. При этом у него огромная работоспособность. И если что-то делает, то делает это запоем, за один раз. У этого типа темперамента преобладает хорошее настроение, поэтому сангвиники легко сходятся с другими людьми. Движения быстрые, как у холериков. Преобладает торопливая речь и громкий голос. Нервная система сильная, подвижная, уравновешенная.

Меланхолик – это печальный человек, который ведет себя так, что вот-вот заплачет. Грусть распространяется вокруг него на много метров. Мысли в голове меланхолика о неизбежном и обязательно скорбном. Примечательно, что всё это происходит внутри и почти не видно снаружи. Если его обидеть, то на лице и теле мало чего отразится, зато в душе останется глубокая рана. Внешне меланхолики выглядят худыми, грустными и суетливыми. Они тянутся к людям и очень хорошо реагируют на то, что происходит вокруг. При этом быстро выпадают в эмоции и не могут их контролировать. В основном боятся или печалятся. Занимаются тем, чем скажут другие. Например, девушки-меланхолики читают советы в женских журналах и безукоризненно следуют им. В нашем обществе типичный пример меланхоликов – субкультура эмо-кидов. Лучше всего меланхоликам удаются виды деятельности не связанные с эмоциональной сферой – бухгалтерия, конструирование, программирование. Меланхолик – слабый, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы.

Про флегматика можно сказать, что он очень нетороплив. Его эмоции медленны и очень трудно сдвигаются из одного положения. Он мало смеётся и раздражается, практически всегда спокоен, и его трудно вывести из этого состояния. Когда о чём-то говорит, то безо всяких эмоций, монотонно, поэтому с ним трудно общаться. Флегматик копит в себе эмоции, и когда наступает переломный момент, он их выплёскивает. В каждом его движении чувствуется основательность и уверенность. Думает и принимает решения флегматик очень долго, зато, сделав выбор, он от него не отступится. Попав в новую обстановку, флегматик, скорее всего, будет одинок, так как ему нужно время, чтобы привыкнуть к ситуации. Он будет общаться с теми людьми, с которыми знаком и предпочтёт не замечать других, ведь они создают для него дискомфорт. Для флегматика лучше всего будет однообразная, постоянная работа, без смены вида деятельности. Тут он проявит себя лучше других, потому что очень работоспособен, когда входит в колею. Пример флегматика – это Терминатор. У флегматика – сильная, уравновешенная, инертная нервная система.

8. Любимый цвет и характер человека

Любимый цвет может рассказать о характере человека и его эмоциональном складе. Что может поведать цвет о характере человека?

Белый – это синтез всех цветов. Он является идеальным цветом, «цветом мечты». Белый имеет многогранный смысл, в нём мы видим и отблеск света, и холод снега. Белый цвет символизирует чистоту и невинность. Те, кто другим тонам предпочитает чистый белый, обычно отличаются аккуратностью во всем, они осторожны и проницательны, критичны и несколько суетливы. Нелюбовь к белому не значит, что вы – неорганизованный или неопрятный человек, но вряд ли вами всецело владеет страсть к порядку, тем более вас нельзя назвать слишком суетливым человеком. Слегка асимметричные вещи для вас гораздо интереснее идеальных пропорций, а несколько пылинок на книжной полке не вызывают у вас желания немедленно приступить к большой уборке. Вы раскованны, и в компании с вами приятно проводить время.

Если человеку нравится чёрный цвет, то это может свидетельствовать о мрачном восприятии действительности. Жизнь нередко воспринимается таким человеком в мрачных тонах. Недаром, чёрный цвет символизирует траурную символику. Если любил человек черные вещи и вдруг стал одеваться в яркие одежды, то возможно его мировоззрение изменилось, и он стал смотреть на мир более оптимистично.

Серый – нейтральный цвет. Его предпочитают те, кто не склонен слишком громко заявлять о себе. Любители серого, прежде чем принять решение, проверят и перепроверят все несколько раз, что иногда бывает и неплохо.

Отдельно стоит сказать о красном цвете и характере человека. Красный цвет повышает внутреннюю энергию, это цвет страсти. Красный, способствует активизации кроветворения, повышает либидо и сексуальность. Человек, любящий красный цвет, скорее всего волевой, смелый, активный и общительный. А вот людей, которых раздражат этот цвет, отличает склонность к уединению, нежелание конфликтов и, возможно, комплекс неполноценности.

Люди, которым нравится оранжевый цвет, – мечтатели, им нравится привлекать к себе внимание. Такие люди обладают интуицией, но им свойственны также лицемерие и притворство. Оранжевый цвет помогает победить усталость, хандру, депрессию. Вазочка с яркими апельсинами, красивые оранжевые занавески на кухне, оранжевый шарфик вернут хорошее настроение.

Коричневый – цвет земли. Любимый коричневый цвет говорит о характере человека, который твёрдо стоит на ногах. Эти люди ценят свой дом и свою семью, семейные традиции и ценности для них не пустой звук. И в то же время они скрытны и немного самолюбивы.

Жёлтый цвет обладает антидепрессивным действием. Этот цвет символизирует спокойствие, открытость в отношениях с людьми. Характер человека, любящего жёлтый цвет, общительный, смелый, он любит быть в центре внимания, ценит веселье и юмор. Тем, кому этот цвет неприятен, люди пессимистически настроенные, имеют трудности в общении с другими людьми.

Розовый – цвет добра и любви. Он нравится тонким, ранимым натурам. Это доброжелательные, часто слишком ранимые люди, быстро обижающиеся, но также быстро забывающие обиду. А вот рациональных, практичных людей розовый цвет раздражает.

Фиолетовый цвет символизирует высокую духовность, эмоциональность. Этот цвет отвечает за связь человека с космосом. Фиолетовый цвет любят гармонично развитые люди. Если фиолетовый вызывает раздражение, значит, что человек стремится жить только настоящим.

Синий – цвет неба, гармонии и спокойствия. Хорошо помогает при бессоннице, снимает напряжение, вызывая чувство спокойствия и комфорта. Если человеку нравится синий цвет, то возможно ему нужно чаще отдыхать, он быстро устаёт и нуждается в поддержке окружающих. Не любят синий цвет люди замкнутые, неуверенные в себе.

Зелёный – цвет листвы, цвет самой жизни. Любители зелёного ценят хорошее к себе отношение, но не любят жизненных трудностей. Ради любви способны на самопожертвование, но разочарование переносят крайне тяжело. Зелёный цвет нравится тем людям, которые не терпят чужого влияния и стремятся самоутвердиться в жизни.

9. Характер человека и его группа крови

Группа крови 1.

Плюсы характера. По мнению ученых, эта группа крови самая древняя. По разным данным составляет около 44 % всего населения. Люди, имеющие 1 группу крови, отличаются явно выраженными лидерскими качествами: уверены в себе, самодостаточны, склонны к смелым поступкам, сильные, ставят перед собой амбициозные цели и идут к ним до последнего. Склонны к независимости. Обычно это трудоголики, на них можно положиться в любой ситуации, поскольку очень развито чувство ответственности. Верят в свои силы и многого добиваются. В коллективе чаще неформальные лидеры. Их девиз: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Люди редко их любят.

Минусы характера. Подозрительны, мало кому доверяют. Могут быть упрямы. Эти люди очень эмоциональны. Порой эмоции у них просто зашкаливают, справиться им с собой не удается, пока их 9 вал не отбушует. Самовлюбленные  и высокомерные, не терпят кому-либо подчиняться, очень не любят критику, даже в виде безобидных шуток. С ними лучше не лезть на рожон и шутить очень корректно. Плохо приспосабливаются ко всему новому: месту, питанию, людям. Не умеют прощать, могут быть просто в ярости, если их предают или обманывают. Люди тянутся к ним, как к вожакам, доверяют им, но боятся их чрезмерной эмоциональности.

Группа крови 2.

Плюсы характера. Умеют здраво мыслить, к делу подходят хладнокровно, с головой. Добросовестны, отличаются исполнительностью, любят анализировать, прислушиваются к мнению других. Обращают внимание на детали. Эти качества помогают им в профессиональной деятельности идти вперед. На них можно положиться, они не любят разочаровывать своё окружение, и если им что-то поручено, то будут стараться изо всех сил выполнить на 5 баллов. Самые надёжные и верные друзья, которые спокойно могут выслушать вас, подбодрить, дать разумный совет. Любят гармонию, порядок и спокойствие. Во взаимоотношениях всячески стараются предотвратить конфликт, а если не получается, то просто отходят в сторону. Очень хорошо проявляют себя в коллективной работе, со всеми умеют находить общий язык. Видят людей насквозь, чувствуют их и могут к любому подобрать ключик. Всегда доброжелательны. В душе романтики.

Минусы характера. Упрямство и неспособность расслабляться. Некоторая медлительность, слабоволие. Пожалуй, это основные минусы этой группы крови. Люди со второй группой крови могут не отдыхать, не спать ночами, выполняя порученное. Всегда нацелены на то, чтобы закончить начатое. Именно это может подкосить их здоровье. Именно это делает их раздражительными в периоды наибольших нагрузок. Не приспособлены к лидерству, однако, при определённых условиях могут занимать руководящие места. Очень чувствительны. В моменты раздражительности могут быть резкими, что очень удивляет окружающих.

Группа крови 3.

Плюсы характера. Люди третьей группы крови творческие, находчивые, могут проявлять гибкость, могут ужиться в любом обществе, при этом целеустремлённы, честны и справедливы. У них высокая умственная активность, очень уравновешенны, умеют легко контактировать в любом коллективе, любят говорить, дадут дельный совет, при этом с удовольствием могут выслушать чью-то точку мнения, известны как эрудированные люди. Очень впечатлительные, но могут это скрывать, влюбляются с головой и навсегда. Проявляют недюжинные способности в любой сфере деятельности. Из них получаются хорошие руководители – высококвалифицированные профессионалы. Миролюбивы, при этом очень деловиты.

Еще статьи:  Демонстративный игнор мужчины

Минусы характера. Глубоко ранимы, не любят переживать неудачи на глазах у других людей, могут быть «взрывоопасными», когда это касается сердечных чувств, предъявляют высокие требования как к себе, так и к тем, кто рядом с ними. Их радость и удовольствия могут быть безудержными.

Группа крови 4.

Плюсы характера. Люди с этой группой крови своего рода хамелеоны, они многогранны. Легко адаптируются к новым условиям,  более других групп способны к сочувствию, бескорыстны в дружбе, ничего не требуют взамен за свою любовь, реалисты, хорошие советчики, их девиз – «Всё, что не делается, делается к лучшему». Ими восхищаются, их любят, они популярны, к ним прислушиваются. Любят приносить людям радость. Разбираются во многих вопросах, особенно в экономических. Если знают, что могут огорчить, то считают, что лучше сладкая ложь, чем горькая правда. Наиболее обаятельные и привлекательные личности.

Минусы характера. Неразборчивость в деталях. Имеющие четвертую группу крови – личности, действия которых не подвергаются никакой логике. Иногда кажется, что они играют, но они так живут!

10. Типы характера человека

«Сколько людей – столько и характеров», – часто повторяем мы. И это действительно так, двух одинаковых людей нет и даже близнецы, столь неотличимые на первый взгляд, на второй оказываются совершенно разными людьми. Люди имеют различные системы ценностей, увлечения, принципы и мировоззрения, по-разному реагируют на внешние раздражители. Характер человека обуславливает его поступки, из которых и складывается жизнь.

В современной психологии нет общей классификации типов характера человека. Да и как можно классифицировать характеры при том богатстве сочетаемости их черт у разных людей? Тем не менее, такие попытки предпринимались учеными с давних времен. Так, например, есть разделение характеров по их доминирующим волевым и эмоциональным качествам. В результате выделяют волевой тип характера (действенный, с доминирующей волей), эмоциональный (руководствующийся эмоциональным фоном) и рассудочный (трезвомыслящий, опирающийся на доводы разума).

В свое время немецкий врач-психиатр Э. Кречмер классифицировал людей по их сложению и высказал гипотезу, что людям определенной конституции присущи определенные черты характера. Ученый выделил три основных типа телосложения человека и соответствующие им типы характеров.

Пикники (от греч. «толстый, плотный») – склонные к ожирению или полноватые люди среднего роста с большой головой, короткой шеей и широким лицом с весьма мелкими чертами. Пикники – эмоциональные, контактные, общительные люди, легко приспосабливаются к разным новым условиям.

Атлетики (от греч. «свойственный борцам») – широкоплечие, высокие люди, с развитой мускулатурой, крепким скелетом и мощной грудной клеткой. Атлетики – властные, практичные, невпечатлительные, спокойные люди, сдержанные в мимике и жестах; не любят никаких перемен и очень плохо приспосабливаются к ним.

Астеники (от греч. «слабый») – это худые люди, со слабой мускулатурой, плоской грудной клеткой, длинными ногами и руками, а также удлинённым лицом. Астеники –упрямые, серьёзные, замкнутые люди, которые трудно приспосабливаются к разным новым условиям.

Швейцарский психиатр и психолог Карл Густав Юнг разработал свою типологию характеров, в основе которой лежат доминирующие психические функции (ощущения, интуиция, чувство и мышление). Он классифицировал всех людей по преобладанию внутреннего или внешнего мира (интровертивный и экстравертивный типы).

Интроверт – замкнутый, внутренне сосредоточенный мыслитель, обращённый в себя, человек отгороженный от всего окружающего мира, тщательным образом анализирующий все события, при этом всех подозревая в противоречивых действиях. У него очень мало друзей, поскольку ему очень сложно даются новые контакты, ему ближе одиночество, он не меняет собственные привычки. Интроверт – весьма мнительный человек с завышенной степенью тревожности, он прислушивается к ощущениям в себе и дорожит своим здоровьем.

Экстраверт – прямой, открытый человек, чрезвычайно общительный, активный и всем понятный, он имеет много знакомых и друзей, он не переносит одиночества, мало интересуется собственным здоровьем, любит путешествовать, старается взять от жизни по-максимуму. Он становится душой компании, является инициатором разных встреч и вечеринок, любит рассказывать анекдоты, в повседневной жизни ориентируется не на субъективное мнение, а на обстоятельства.

Психологическая типология — система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми. Проблема удачного, то есть определяющего более широкий спектр производных характеристик, основания для классификации психологических типов всегда была краеугольной для дифференциальной психологии.

Исторический экскурс

Логика развития классификационных гипотез в психологии

Вся история исследования человека с системно-классификационных позиций предстает ареной борьбы двух противоположных методологических направлений, цель которых:

1) «уловить» центральное организующее звено, своего рода мотор всей конструкции, и распределить людей, исходя из качественного своеобразия этих центральных звеньев;

«Типологический подход заключается в глобальном восприятии личности и последующем сведении многообразия индивидуальных форм к небольшому числу групп, объединяющихся вокруг репрезентативного типа»

2) разложить психику на составляющие части, понять работу частей и создать классификацию на основе разницы в составе и качестве частей.

«Надо свести все черты характера к простейшим психическим элементам и к простейшим формам основных психологических законов, выявляя при этом природу обнаруживаемых связей»

На сегодняшний день существует несколько тысяч самых разнообразных психологических классификаций, которые обозначают те или иные различия между людьми или психическими свойствами (качествами, характеристиками).

Классификации различаются масштабом обобщений, степенью внутренней согласованности, классификационными основаниями и т. д.

Классификация людей и классификация психических свойств

Логика развития психологических классификаций диктовала параллельное движение двух крупных научных направлений: одно получило название «психология типов», а другое — «психология черт». С течением времени оба направления двигались навстречу друг другу: психология типов — в попытке понять структуру психических свойств каждого из типов, психология черт — в попытке более крупных и системных обобщений.

«Как только получил общее признание тот факт, что наблюдаемые черты не соответствуют отдельным психологическим сущностям, а являются лишь аспектами личности или поведения, сразу же возникла необходимость выявить фундаментальные переменные, стоящие за этими чертами. Хейманс и Вирсма, а также ряд других ученых после них пытались решить эту проблему. Однако все эти исследования носили фрагментарный характер, их результаты были обусловлены предварительными гипотезами, а выбор черт определялся, как правило, личным вкусом исследователя»

Пример развития психологии черт (этапы):

  1. Выделение типов любви в виде психологических черт. В Античности была очень распространена типология видов любви, в которую входили агапе, сторге, мания, прагма, людус и эрос.
  2. Каждый человек, как правило, имеет в своем арсенале все возможные типы любви, но в разной пропорции, что можно выразить профильной характеристикой с пиками и провалами.
  3. Типы людей со схожими профильными характеристиками объединяются в классификацию более высокого уровня.

Пример развития психологии типов (этапы):

  1. Выделение групп людей, у которых явно доминируют осознаваемые познавательные операции — «Рационалы» или неосознаваемые — «Иррационалы».
  2. Выделение частных познавательных способностей, связанных с рациональностью и иррациональностью.
  3. Создается сетка для профильной характеристики, которая характерна для рационалов и иррационалов.

В ходе развития психологии как науки и как практики приходит понимание, что человек — это «микрокосм», в котором есть все черты, свойства и характеристики, но распределены они по неким системным закономерностям, которые еще предстоит осмыслить.

Масштаб системы психологических типов

Формальные типологии

Классификации, в которых есть устойчивые типы, выделенные на основе какого-либо психологического или анатомо-физиологического свойства, относятся к формальным типологиям. Формальные типологии могут иметь самый разный масштаб. Часто это типологии, касающиеся особенностей поведения в какой-либо деятельности.

Пример:

Герман Уиткин в 1954 году выделил типы людей на основе полезависимости и поленезависимости. Полезависимые не вычленяют простую фигуру из сложного геометрического фона. Поленезависимые умеют вычленять простую фигуру из сложного геометрического фона.

Динамические типологии

Динамические типологии связаны с изменением и трансформациями человека, с прохождением стадий или этапов в своем развитии (биологическом, психологическом, социальном).

Примеры: с точки зрения психоанализа, ребенок проходит в своем развитии ряд психосексуальных стадий — это создает особый склад души, своего рода психологический тип. Человек в своем развитии выступает как автоэротичное существо, то есть он получает чувственное удовольствие от стимуляции эрогенных зон своего тела родителями или другими людьми во время нормального хода воспитательного процесса. Фрейд считал, что для каждой такой стадии характерна своя эрогенная зона.

В самопознании, в поиске самости, человек проходит ряд стадий. Карл Юнг называл самость центральным архетипом, архетипом порядка и целостности личности. Индивидуацией Юнг называл способность человека к самопознанию и саморазвитию, слияние его сознательного и бессознательного. Первый этап индивидуации — это анализ персоны. Хотя персона имеет важные защитные функции, она является также маской, скрывающей самость и бессознательное. Второй этап — осознание тени. Если мы признаем её реальность, то сможем освободиться от её влияния. Третий этап — встреча с Анимой или Анимусом.

Последняя стадия процесса индивидуации — развитие самости. Самость становится новым центром души. Она приносит единство и интегрирует сознательный и бессознательный материал. Все названные стадии пересекаются, человек постоянно вновь возвращается к старым проблемам. Индивидуация может быть представлена как спираль, в которой человек продолжает сталкиваться с теми же фундаментальными вопросами, каждый раз в более тонкой форме.

Моделирование систем психологических типов

В моделировании психологических систем большое место занимает систематика и классификация.

В связи с развитием статистики в описании представленности признака (или типа) в социуме очень важен характер распределения признака (типа). Важно также, носят ли различия в признаках количественный или качественный характер. Для квалифицированной интерпретации практически любого исследования в области дифференциальной психологии требуется понимание определенных фундаментальных статистических понятий.

«Существуют по меньшей мере три различные теории психологических типов, описываемых психологами. Некоторые авторы до сих пор представляют типы как отдельные взаимоисключающие классы. Другие используют теорию типов как более или менее подробную теорию черт, определяя типы как полюса одного континуума, между которыми люди могут быть распределены по законам нормального распределения. Последователи третьего взгляда утверждают, что типы отличаются от черт тем, что имеют мультимодальные распределения, в которых люди группируются в определенных точках, представляя чистые типы».

Распределение признака

Чем более фундаментальна (глубинна) психическая характеристика, тем распределение более устойчиво и не зависит от культурных особенностей. Большинство измерительных инструментов (тестов) построено так, чтобы признак мог быть пронормирован в соответствии с нормальной кривой распределения, если различия носят количественный характер. Так, черты, которые входят в фундамент личности под названием «Большая пятёрка» (Big Five), имеют нормальный характер распределения.

Строгие множества

Если характеристики имеют не количественные, а качественные различия, то они обычно описываются в рамках строгих множеств.

Пример: Правши, левши. Глухие, слышащие.

Нестрогие множества

В психике бывает редко, что какое-либо качество устойчиво отсутствует совсем. Поэтому, в большинстве случаев, полезно в моделировании использовать нестрогие классификации, которые более точно отражают реальный характер распределения.

Еще статьи:  Как вести себя с мужчиной при первой близости?

Пример: Типология Э. Кречмера или У. Г. Шелдона.

Комплексные модели

Более сложные и системные модели пытаются учитывать тот факт, что могут встречаться как количественные, так и качественные различия признаков.

Частные классификации

Чаще всего классификация затрагивала характеристики, связанные со сферой социального взаимодействия, строилась как набор биполярных черт, сильное преобладание какой-то черты создавало некий акцент в характере человека. Характеристики частных классификаций: отсутствие четкой границы между классами, человек может переходить из одного класса в другой под действием внешних и внутренних причин, число классов зависит от установки автора классификации.

Примеры: Социально-характерологическая (Теофраст), социально-политическая (Платон).

Одной из первых типологий человека, основанной на его смысложизненных ценностях, является типология Платона, который выделял следующие типы:

  1. нормальный, характеризуется преобладанием высшей стороны души, стремлением к поиску истины;
  2. тимократический, отличается сильным развитием честолюбия и наклонности к борьбе;
  3. олигархический, отличается скупостью, стяжательностью, сдержанностью и бережливостью;
  4. демократический, характерной чертой его является нравственная неустойчивость, и стремление к постоянной смене чувственных наслаждений;
  5. тиранический, в котором преобладают самые низшие, животные влечения.

Частные классификации часто строятся практиками на основе конкретной деятельности. В рамках любой деятельности можно найти большое количество самых разных классификаций.

Пример: классификация личности в зависимости от её реакции на окружающую среду А. Ф. Лазурского:

  1. Низкий уровень. а) Рассудочный тип (всё подвергает рассудочному анализу, неспособен к творческому мышлению, склонен копировать чужое поведение и действия); б) Аффективный тип (противоположен рассудочному, импульсивно реагирует на различные события, склонен к чувственности, мечтательности; в) Активный тип (характеризуется импульсивностью, зачастую, чрезмерной активностью, беспорядочными и необдуманными действиями, склонен к различного рода рискованным поступкам, азартным играм.
  2. Средний уровень. а) Непрактичные теоретики-идеалисты (это люди с научным, теоретическим мышлением, способные созерцать, обладающие творческим мышлением, часто являются учёными, художниками и т.д.); б) Практики-реалисты (условно делятся на три типа: альтруисты, у которых сильно развита эмпатия, общественники, которые склонны властвовать, обладают твёрдым характером и хозяйственные, обладающие практичностью и расчётливостью).
  3. Высший уровень. Личности данного уровня характеризуются сочетанием и эмоционального, и рассудочного мышления, обладают высокими идеалами (духовностью, альтруизмом), высокой осознанностью, сдержанностью и целесообразностью в эмоциональных порывах.

Пример: Градацию по шкале «безликость — яркая личность» вводит для исполнительского стиля Густав Нейгауз (Нейгауз, 1987). Многие пианисты играют то, чему их научили, а не то, что они пережили сами, над чем подумали и поработали.

«На противоположном полюсе исполнение большого пианиста с яркой индивидуальностью, страстной волей» (с.190). Нейгауз выделяет четыре вида «стиля исполнения». «Первый — никакого стиля. Второй — исполнение „морговое“; исполнитель так старательно „соблюдает стиль“, так старается показать, что автор „старый“ (если это не дай бог, Гайдн или Моцарт), что в конце концов автор умирает на глазах у огорченного слушателя и ничего кроме трупного запаха от него не остается. Третий вид — исполнение музейное, на основе тончайшего благоговейного знания, как исполнялись и звучали вещи в эпоху их возникновения. Четвертый вид, наконец, — исполнение, озаренное „проникающими лучами“ интуиции, вдохновения, исполнение „современное“, живое, но насыщенное непоказной эрудицией, исполнение, дышащее любовью к автору (с.191).

Смешанные классификации

Современные системные классификации связаны с именами К. Юнга, Г. Айзенка, Л. Н. Собчик, Л. Я. Дорфмана и др. Авторы современных системных концепций стараются максимально обобщить результаты эмпирических исследований индивидуальных особенностей человека в рамках единой типологической модели. Такая модель, как правило, является центром конструкции, объединяющей общие, типологические и индивидуальные психологические характеристики человека.

Примерами таких системных классификаций могут служить: „Теория ведущих тенденций“ Л. Н. Собчик, „Концепция мета-индивидуального мира“ Л. Я. Дорфмана.

Теория ведущих тенденций, положенная в основу методологии психодиагностического исследования, позволяет понять сложный личностный конструкт во всей его полноте. Согласно данной концепции, целостный образ личности включает в себя эмоциональную сферу, индивидуальный стиль познавательной деятельности, тип межличностного поведения, силу и направленность мотивации. Сравнительный анализ психодиагностических показателей, полученных при последовательном изучении разных уровней самосознания (бессознательное, объективное, актуально-субъективное и идеальное „Я“), обнаруживает зону внутреннего конфликта, уровень самопонимания и способность индивида к саморегуляции». Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. — 2005. — С. 15.

Выбор классификационного основания

Теоретическое и осмысление и эмпирическая проверка классификационных систем психики предприняты рядом авторов XX века (К. Юнг, Г.Айзенк, Р. Мейли, В. С. Мерлин, Л. Н. Собчик, Л. Я. Дорфман, Е. П. Ильин и др.).

Конституционные и формально-динамические характеристики как основание для классификации темпераментов

Наиболее распространены среди клинических психологов и психиатров.

Познавательные характеристики как основание для классификации

Таблица 1. Классификации на основе конкретных видов приема и переработки информации (примеры).

Аналитичные (детализирующие)/ Синтетичные (интегрирующие) Аналитичные проявляют тенденцию воспринимать скорее отдельные части, испытывая трудности в вычленении целостной структуры, и ориентируются на различие.

Синтетичные воспринимают явления как интегрированное целое, выделяя сходство между частями.

К. Готтшальд, 1914

Роршах, 1921

Мыслители / Художники Мыслители с доминирующей второй сигнальной системой

Художники с доминирующей первой сигнальной системой

Павлов, 1927
Объективисты / Субъективисты Объективисты характеризуются устойчивым, узко направленным и точным восприятием.

Субъективисты характеризуются более широким полем восприятия с субъективной интерпретацией, дополняющей воспринятое.

Ангьял, 1948
Концептуальные «активные» / Перцептивные «пассивные» Концептуальные работают рационально, формулируя гипотезы о верном решении при выполнении классификаций.

Перцептивные используют метод проб и ошибок, руководствуясь непосредственным восприятием стимула.

Выготский, 1922

Ценностно-мотивационные характеристики как основание для классификации личностей

Ценностно-смысловая сфера личности занимает место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации, с одной стороны, и мировоззренческой структуры сознания, с другой. Ценностно-смысловая сфера — это ядро личности с её неповторимой картиной мира. Наиболее яркие психологические разработки ценностно-смысловой сферы представлены в работах Э. Фромма, В. Франкла, Э. Шпрангера, М. Рокича, А. Маслоу, Дж. Холлада, Дж. Крамбо и др.

М. Рокич рассматривает ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

  1. общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико,
  2. все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени,
  3. ценности организованы в системы,
  4. истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности.
  5. влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств. «Систему ценностных ориентаций личности, как и любую психологическую систему, можно представить как „многомерное динамическое пространство“», — считает С. Бубнова.

«На самом деле, личность и стабильна, что зафиксировано в её определении как устойчивого психического склада человека, и изменчива. Однако применительно к её активности можно говорить об устойчивости её притязаний скорее в смысле их определенности и о динамичности — саморегуляции — в смысле согласованности ею внешних и внутренних условий. Удовлетворенность же, в свою очередь, входит в их интеграл, поскольку личность „оценивает“ по определенным критериям получившееся „произведение“ притязаний на регуляцию, намерений на способ их реализации. Семантическим интеграл активности является в силу своего ценностно-смысло-мотивационного характера… Построенная нами на этих исходных теоретических основаниях типология имела прогрессивный, открытый характер, поскольку представляла собой скорее эмпирическую методологию или стратегию исследования высших личностных способностей»

Связанные комплексы познавательных и ценностно-мотивационных характеристик как основание для классификации личностей

Пример: Эдуард Шпрангер выделяет шесть типов личности, которые увязывают познание и ценности, соотнося тип личности с познанием мира.

  • теоретический человек стремится к познанию, руководствуясь такими ценностями, как поиск истины, интерес к критическим, рациональным подходам;
  • экономический человек ищет пользу в познании, познает то, что приносит пользу себе, семье, обществу;
  • эстетический человек стремится к гармонии, форме, стилю, соответствию ситуации;
  • для социального человека ценностью является любовь к людям. Человек хочет найти себя в другом, жить ради другого, стремится к всеобщей любви;
  • политический человек ценит власть, влияние (необязательно в политической форме);
  • для религиозного человека главная ценность заключена в поиске смысла жизни, начала всех начал — в божестве, в осознании единого мира.

Каждому типу соответствует одна доминирующая ценность.

Пример: Леонид Яковлевич Дорфман, анализируя полидетерминацию жизненного мира и позицию человека, выделяет три способа мышления в зависимости от источника детерминации.

  • Социоцентристское мышление, в котором «конкретный жизненный мир отдельного человека поглощается всеобщим, абстрактным».
  • Социодеятельностное мышление, которое «обосновывает и оправдывает подчиненность активности человека интересам общества. Его бытие мыслится не просто в социальных одеждах, а в самой логике бытия социальной системы».
  • Антропоцентристское мышление, которое «предполагает, что человек находится в согласии со своей природой и с окружающим миром. Здесь мы имеем дело с жизненным миром свободного человека в свободном обществе, где нет места их взаимному отчуждению».

Леонид Яковлевич Дорфман отмечает, что каждый из трех потоков детерминации отражает разный характер существования человека в мире, разную степень его свободы.

«При первом из обозначенных выше потоков детерминации структурирование жизненного мира опосредствуется поведением по бихевиористской схеме „стимул — реакция“. При втором потоке детерминации структурирование жизненного мира человека опосредствуется деятельностью, при третьем — самодеятельностью»

Современные проблемы психологических классификаций

Проблемы психологических классификаций связаны с высокой сложностью и неоднозначностью психической реальности. Классифицировать материальный мир гораздо проще.

В психологии мы сталкиваемся с тем, что с помощью сознания мы можем изучать сознание. Здесь открываются новые возможности, но и новые ограничения, связанные, в частности, с субъективностью и её преодолением. Как известно, в психике человека есть осознаваемые и неосознаваемые компоненты познания. Они работают часто самостоятельно, как два разных оценщика ситуации. Поэтому оценки с помощью проективных тестов (которые направлены на исследование бессознательного) часто вступают в противоречие с самооценками с помощью опросников (которые апеллируют к сознанию или осознаваемому поведению).

Для оценки психологического типа важно, чтобы измерительный инструмент (тест, методика) был «откалиброван» не на настоящее и актуальное, а на типичное, повторяющееся с большей вероятностью на протяжении жизни. Поэтому для типологов так важны методы, которые позволяют видеть настоящее сквозь призму всего жизненного пути личности: биографический, структурированная беседа, лонгитюдное наблюдение в естественной ситуации. Такие методы хорошо разработаны в клиническом исследовании. В работе со здоровыми людьми они составляют, скорее, исключение.

Пример: Программа исследования личности Лазурского А. Ф.

Вопрос подготовки квалифицированного специалиста в области исследования и диагностики типов — самостоятельная проблема. Нужен целый комплекс знаний и умений.

Важным для измерения психологического типа является умение диагноста видеть не отдельные фрагменты психической реальности, а оперировать системами (познавательной, ценностно-мотивационной, эмоциональной, волевой) и учитывать их целостный характер, знание устойчивых вариантов этих систем, умение их сравнивать. Сравнение и оценка этих систем осложняются отсутствием проработанной методологической базы: нет единого мнения о том, что сравнивать и как оценивать.

Исследователю необходимо уметь работать как с качественными, так и с количественными методами исследования эмпирической реальности, учитывать следующие факторы:

  1. Масштабность и комплексность исследования (возможность прорисовки и учета нескольких планов в разных масштабах)
  2. Характер и специфику распределения свойств и характеристик в исследуемой среде.
  3. Минимальный набор субшкал, не нарушающих полноту и конструктную валидность психологического свойства.

См. также

  • Тип личности
  • Темперамент
  • Типология Майерс-Бриггс
  • Индекс юнговских типов
  • Соционический тип
  • Архетип (психология)
  • Большая пятёрка (психология)
  • DISC assesment
  • Классификация психопатий

Примечания

  1. ↑ В. Зеленский. Словарь аналитической психологии.
  2. ↑ (Мейли, Ришар. 1960)
  3. Полан, Фредерик. Психология характера / Перевод с французского под редакцией и с предисловием Р. И. Сементковского. — Санкт-Петербург: Издание Ф. Ф. Павленкова, 1896. — 208 с. — (Популярно-научная библиотека).
  4. Мейли, Ришар. Структура личности // Поль Фресс, Жан Пиаже. Экспериментальная психология : журнал. — Москва: Прогресс, 1975. — Вып. 5. — С. 228.
  5. Stagner, Ross. Psychology of personality. — 2 издание. — Нью-Йорк: McGraw-Hill, 1948. — 485 с.
  6. ↑ Социально-психологические типологии личности (рус.). Дата обращения 9 апреля 2019.
  7. ↑ Rokeach, 1973, с. 3
  8. ↑ Бубнова, 2002
  9. ↑ Абульханова, 2000, с. 341
  10. ↑ Дорфман, 1993, с. 38-43
  11. ↑ Дорфман, 1993, с.42-43

Литература

  • Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.
  • Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал. — 1985. — Т. 6, № 5. — С. 3-18.
  • Анастази Анна. Дифференциальная психология. — М., 2001.
  • Артемцева Н. Г., Губанкова Н. Г., Ильясов И. И., Миронычева А. В., Нагибина Н. Л. Психологические типы. Когнитивные стили. — Ч. 4. — Московский гуманитарный университет, 2003.
  • Артемцева Н. Г., Ильясов И. И., Миронычева А. В., Нагибина Н. Л., Фивейский В. Ю. Познание и личность: типологический подход. — М.: Книга и бизнес, 2004.
  • Бубнова С. С. Системный подход к исследованию психологии индивидуальности. — М., 2002.
  • Бурно М.Е. О характерах людей (2005, 2006, 2008)
  • Волков П. Разнообразие человеческих миров. Аграф, 2000.
  • Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир. — М., 1993.
  • Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. — «Питер», 2004.
  • Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.
  • Когнитивные стили: Тезисы Всесоюзного научного семинара. — Таллин, 1986.
  • Кречмер Э. Строение тела и характер. Государственное издательство, 1930.
  • Купер К. Индивидуальные различия. — М., 2000.
  • Лазурский А. Ф. Очерки науки о характерах. — М., 1995.
  • Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1981.
  • Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. — М., 1999.
  • Марутаев М. А. Гармония как закономерность природы // Золотое сечение. — М., 1990. — С. 130—233.
  • Мейли, Ришар. Структура личности // Поль Фресс, Жан Пиаже. Экспериментальная психология : журнал. — Москва: Прогресс, 1975. — Вып. 5.
  • Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную писхологию личности. — М., 1985.
  • Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования личности. — М., 1986.
  • Модели мира / ред. Д. А. Поспелов. — М., 1997.
  • Нагибина Н. Л. Психология типов. Системный подход. Психодиагностические методики. — Ч. 1. — М.: Институт молодежи, 2000.
  • Психология индивидуальных различий : Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова). — М., 1982, 2006.
  • Популярная психология типов / ред. Н. Л. Нагибиной. IIDP. — Ч. 1. — Москва, 2009.
  • Россолимо Г. И. Психологические профили. Методика. — М., 1910.
  • Руднев В.П. Характеры и расстройства личности. Патография и метапсихология. — М.: Независимая фирма “Класс’, 2002. — 272 с. — (Библиотека психологии и психотерапии. вып. 102).
  • Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. — СПб., 2005.
  • Теплов Б. М., Небылицин В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Вопросы психологии. — 1963. — № 5.
  • Шадриков В. Д. Способности в структуре психики // Диагностика познавательных способностей. — Ярославль, 1986.
  • Юнг К. Психологические типы. — М., 1995.

Реальность, которая описывается понятием «личность», проявля­ется уже в этимологии самого термина. Слово «личность» первона­чально относилось к актерским маскам («личина» — маска актера, обращенная к аудитории, каждая маска была закреплена за опреде­ленными типами действующих лиц). Затем это . лоно с гало означать самого актера и его роль. У римлян слово «persona., употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, царя, судьи). Таким образом, личность- по первона­чальному значению — это определенная социальной роль пли функ­ция человека.

В настоящее время психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жиз­ни человека в обществе.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств.

Наряду с понятием «личность» часто употребляют такие терми­ны, как «индивид», «человек», «индивидуальность». В чем разница между ними?

Человек — это родовое понятие, указывающее на отношение су­щества к высшей ступени развития природы — человеческому роду. В этом понятии утверждена генетическая предопределенность раз­вития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид — это единичный представитель человеческого вида. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфо­логическими особенностями (рост, цвет глаз и др.), но и психоло­гическими свойствами (способности, темперамент, эмоциональ­ность).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологи­ческой структуры (тип темперамента, интеллект, мировоззрение и др.).

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны человека. Это хорошо видно из эпитетов, при­меняемых в языке вместе с этими терминами. (Пo словом «личность» обычно употребляют «сильная», «независимая», «энергичная», под­черкивая ее деятельность в глазах других людей. Об индивидуаль­ности говорят «яркая», «творческая», имея в виду качества самосто­ятельной сущности.

Во второй половине XX в. при изучении личности активно ис­пользуются экспериментальные методики исследований психиче­ских явлений.

В результате сложилось много различных теорий личности. Сре­ди них выделяются бихевиористская (Д. Уотсон), изучающая пове­дение личности; гештальтпеихологическая (К. Левин, Т. Вергеймер), изучающая психику с точки зрения целостных структур — гештальтов (образ). Психоаналитическая теория личности (3. Фрейд) анализирует поступки личности исходя не только из сферы созна­ния, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в качестве движущего поступками фактора. Когнитивная теория личности (У Найссер) главную роль в объяснении поведения лич­ности отводят знаниям. Гуманистическая теория личности (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу) объясняет поведение личности исходя из стремлений человека к самоактуализации, реализации всех своих возможностей.

В зависимости от теоретического подхода существует и совер­шенно различная типология личности.

Типология индивидов как представителей биологического вида

В ее основе могут лежать три различных критерия: генетический, нейрогумальный и врожденные особенности типа высшей нервной деятельности (нейротип).

По нейрогумальным особенностям выделяют три поведенческих типа:

• А-тип (адреналиновый);

• НА-тип (норадреналиновый);

• А+НА-тип (смешанный).

Представители А-типа отличаются тревожностью, повышенной ответственностью, самокритичностью, тяжело переживают нервные перегрузки, подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям (среди мужчин доля этого типа составляет более 30%, среди женщин око­ло 30%).

Представители НА-типа отличаются повышенной напряженнос­тью. Это серьезные, замкнутые, немногословные, скрытные и власт­ные люди. Они целеустремленны, деятельны, способны к преодоле­нию трудностей, но тяжело переживают неудачи, склонны к нервным срывам (НА-тип составляет 17% среди мужчин и 26% среди жен­щин).

Представители смешанного типа отличаются крайне повышен­ной эмоциональностью, резкой сменой настроений, эмоциональной неустойчивостью. Это люди истероидного типа — они артистичны, любят быть в центре внимания, высокочувствительны, остро сопере­живают другим людям.

Особенно остро нейрогумальные особенности людей проявляют­ся в экстремальных условиях. Биологические особенности индивида модифицируются в процессе его социализации.

Социализация личности

Социализация личности — это формирование способности лич­ности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею со­циальных ценностей и способов социально положительного пове­дения.

Качество и характер социализации в значительной мере опреде­ляются социальным устройством общества, в котором человек на­ходится.

Например, в условиях тоталитаризма возникают противоречия между личным и общественным бытием человека. Чем больше лич­ность подвержена казенно-казарменной идеологии, тем меньше она индивидуализирована — формируется авторитарно-зависимый тип личности. Основные качества этого типа: конвенционализм (приня­тие догматических норм и правил без критического осмысления), тревожная озабоченность повсеместным исполнением догматиче­ских требований; верноподданничество, ненависть к инакомысля­щим, косность мышления, утрата компетентности и социальной от­ветственности и др.

Социализация — это не только овладение личностью социальным опытом, но и формирование личной стабильности индивида. Разли­чаются личности социализированные, т.е. адаптированные к усло­виям своего социального бытия, десоциализированные — девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайняя форма — маргинальность), и психически аномальные (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и со слабыми местами в психической саморегуляции).

Социализированные личности обладают личной автономи­ей ~ потребностью в утверждении своей индивидуальности. В кри­тических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценност­ным ориентациям (цельная личность). Им свойственна толерантность — способность к адекватным действиям в ситуации противо­действия кому-либо или чему-либо.

Стабильная личность решительна и настойчива в достижении поставленных целей, но не ригидна, т.е. способна к коррекции пове­дения. Такая личность обладает развитым чувством самоуважения, подвергает себя самоконтролю.

Акцентуация характера (основные классификации психологических типов)

Акцентуация — это ярко выраженные, превалирующие черты характера индивида. В зависимости от того, относится личность к сильному психотипу или к слабому, акцентуация соответственно может представлять как положительные (сильные), так и отрица­тельные (слабые) стороны человеческою характера.

Ларошфуко писал в своих «Максимах»: «Слабость характера — это единственный недостаток, который невозможно исправить».

Одна из классификаций типов личности — по типологии немец­кого психиатра К. Леонгарда. Она основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и связана с понятием акцентуации характера. По этой типологии выделяют:

• Гипертимный тип, отличающийся постоянно повышенным настроением. Люди такого типа веселы, беззаботны, часто легко­мысленны и склонны к увлечениям всякого рода. Это неисправи­мые оптимисты, все видящие в розовом свете. Они уверены в себе и своем успехе, а потому склонны к риску. Неудачи их не огорчают вовсе или неглубоко и недолго. Они общительны, легко завязыва­ют знакомства, живо отзываются на все события, разносторонни, но в то же время обыкновенно поверхностны, неусидчивы, отвле­каемы. К постоянно повышенному настроению нередко примеши­вается раздражительность, приводящая к гневным вспышкам, как правило, непродолжительным, неглубоким и не производящим большого впечатления на окружающих. Они легко вскипаю:’ и бы­стро отходят. Это активные натуры. Они энергичны, деятельны, предприимчивы. Свои проекты они быстро и решительно приводят в исполнение.

• Гипотимный тип. Гипотимики, так же как и гипертимики, от­зывчивы, живо и сильно реагирую: на все, что происходит вокруг них, но тон настроения у них понижен. Они мало чувствуют радо­сти жизни, видят все в мрачном свете, недовольны всем, и прежде всего, собой. Часто, объективно хорошо выполняя работу, бывают не удовлетворены ею. Охотно говорят о бесцельности существова­ния, склонны к жалобам на свое здоровье, к ипохондрии.

• Дистимный тип характеризуется низкой контактностью, немногословием, пессимизмом. Люди этого типа — домоседы, ведут замкнутый образ жизни, склонны к подчинению.

• Циклоидный тип. Людям этого типа свойственны довольно частые перемены настроения. В период приподнятого настроения они бывают общительными, а в период подавленного — замкнуты­ми. В период душевного подъема они относятся к гипертимному типу характера, а в период спада — к дистимному типу.

• Возбудимый тип характеризуется низкой контактностью, угрюмостью, занудливостью. У людей этого типа замедленные вер­бальные и невербальные реакции. В спокойном состоянии они до­бросовестны, аккуратны, любят детей и животных. В состоянии эмоционального возбуждения, возникающего по вполне пустяковым поводам, они склонны к брани, конфликтам, плохо контролируют свое поведение, трудно уживаются в коллективе из-за низкой коммуникативности.

• Застревающий тип — человек умеренной общительности, склонный к нравоучениям, занудливости. Люди этого типа обидчи­вы, подозрительны, конфликтны, обладают повышенной чувстви­тельностью к социальной несправедливости. Для них характерны стремление добиваться высоких показателей в любом деле, предъяв­лять повышенные требования к себе и к окружающим, дисциплини­рованность.

• Педантичный тип. Выделяется чрезмерным формализмом в служебном рвении, брюзжанием, занудливостью на работе и в быту. Однако в общении люди этого типа привлекают к себе ровным на­строением, серьезностью, надежностью в делах, добросовестностью и аккуратностью.

• Тревожный тип. Людям этого типа свойственны низкая кон­тактность, неуверенность в себе, робость, пониженный фон настро­ения, нерешительность, долгое переживание неудач. Люди этого типа редко вступают в конфликты, стремясь в сложных ситуациях опереться на сильную личность. Притягательные свойства этих лю­дей — дружелюбие, самокритичность, исполнительность.

• Эмотивный тип. Существенная черта людей с таким типом характера — стремление общаться в кругу друзей, где их хорошо по­нимают. Они чрезвычайно чувствительны, обидчивы, хотя и носят обиды в себе, часто находятся в подавленном настроении, слезливы. Их привлекательные черты: доброта, сострадательность, исполни­тельность, умение искренне радоваться чужим успехам.

• Демонстративный тип. Люди этого типа очень контактны, стремятся к лидерству, доминированию, жаждут власти, похвалы. Они самоуверенны, самолюбивы, легко приспосабливаются к людям, склонны к интригам, хвастовству, лицемерны, эгоистичны. Их поло­жительные черты — артистизм, обходительность, неординарность mi.пиления, умение увлечь других людей и повести их за собой.

• Экзальтированный тип. Ему свойственна высокая контакт­ность, словоохотливость, влюбчивость, но в то же время такие люди могут быть конфликтными. Они альтруисты, внимательны к друзьям и близким, обладают яркими и искренними чувствами, хорошо раз­витым художественным вкусом. Отрицательные черты их характе­ра — подверженность панике, отчаянию, сиюминутные настроения.

• Экстравертированный тип. Такие люди отличаются откры­тостью для любой информации, готовностью выслушать и помочь любому. Обладают высокой степенью общительности, уступчи­вы, исполнительны. Им трудно дается организованность на работе и в быту. Отталкивающие черты — легкомыслие, необдуманность поступков, склонность к распространению слухов, сплетен.

• Интровертированный тип. Люди этого типа характеризуют­ся низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реаль­ности, склонностью к философствованию. Ориентированы на се­бя, на свой внутренний мир, свою оценку предмета или события, а не на объект как таковой. Они склонны к одиночеству, вступают в конфликты при попытках вмешаться в их личную жизнь, сдержан­ны, принципиальны, склонны к самоанализу, имеют твердые убеж­дения и жизненные принципы. Их поступки определяются в первую очередь своей внутренней установкой. Они чрезмерно упрямы в от­стаивании своих взглядов, даже нереальных.

Экстравертированный и интровертированный типы относятся к типологии К. Юнга. Типы личности, введенные Юнгом, не опреде­ляются обстоятельствами жизни человека. Они врожденные. Экс­траверты и интроверты в чистом виде встречаются крайне редко. У каждого человека есть черты, присущие обоим психологическим типам, но если черты одного из них проявляются в большей степени, то человека относят к доминирующему типу личности. Однако с воз­растом характер людей несколько изменяется по шкале экстравер­сия—интроверсия в ту или иную сторону, хотя основная акцентуа­ция остается неизменной.

Другая классификация акцентуированных личностей была пред­ложена и разработана советским психиатром П.Б. Ганнушкиным и затем продолжена немецким психиатром К, Леонгардом.

По ней выделяют следующие психологические типы.

Эпилептоид. Ему свойственны высокий энергетизм, агрессив­ность, любовь к порядку, тщательность. Он чаще всего выбирает профессию, которая ему ближе, — финансист, офицер, юрист, так как в процессе этой работы, связанной с поддержанием порядка, раз­виваются все больше и черты его характера. Так, в качестве финанси­ста, эпилептоид особенно ценен, так как в этой деятельности необхо­дим учет и контроль, они требуют строгого порядка, тщательности и строгого соблюдения законности, т.е. всех тех качеств, которыми обладает эпилептоид. Если эти качества не находят достойного кон­структивного применения, то эпилептоид может стать бюрократом. Ему свойственно подчиняться не духу, а букве закона, и официаль­ный документ для него заведомо важнее живого человека. В рабо­те с деньгами такие люди не допускают растрат и не идут на риск. Эпилептоид не сделает головокружительной карьеры, а будет мед­ленно, но верно продвигаться по служебной лестнице. В качестве начальника, управляющего людьми, он всегда будет требовательным и придирчивым, как к себе, так и к другим. Он умеет принимать бы­стрые решения, не затягивая время, но при наличии времени может и «обмозговать» все подробно. Ему присущ авторитарный стиль руководства, но при этом он подвержен влиянию того, что принято в обществе. Если принято демократично руководить, то ему не труд­но перестроиться в духе времени.

Паранояльный. Ему свойственны высокий энергетизм, агрессив­ность, целеустремленность. Если работа совпадает с основной целью такого типа, то он всегда в работе. Ему трудно бывает работать в кол­лективах, поэтому наиболее успешной для него является индивиду­альная творческая работа. Творчество для него — это не свободное самовыражение, а поиск ответа на какую-нибудь великую загадку или решение какой-либо крупной проблемы. Именно такие личности двигают прогресс всего человечества, способствуют развитию всего общества. В коллективном труде паранояльный тип — это генера­тор идей, которого нельзя ограничивать никакими рамками, кроме постановки самой цели исследования. Результаты работы нужно уметь принимать в том виде, в котором он их поставляет. Его нельзя заставлять оформлять отчеты или выдавать готовые обсчитанные результаты — это пустая трата времени. Для этого лучше использо­вать эпилептоида, который будет дорабатывать результаты паранояльного.

Гипертим. Ему свойственны повышенное настроение, экстравертированность, высокий энергетизм. В связи с огромной актив­ностью, общительностью и способностями гипертима ему самому и окружающим кажется, что он будет успешен в любом деле. Вначале он может что-то организовать, предложить, начать, однако в процес­се повседневной работы ему становится скучно и он переключается на другое, бросив предыдущее. Так как он всегда на виду, его быстро продвигают по службе и выдвигают на руководящую работу. Гипер­тим часто художественно одарен, причем одновременно в разных об­ластях — музыке, живописи, литературе. Его творческий процесс — это бессистемное выплескивание излишков своей энергии и таланта. Обычно он творит во всех областях понемножку, не достигая выда­ющихся успехов ни в одной из них.

Истероид. Ему свойственны высокий энергетизм и демонстративность (стремление быть в центре внимания). Это талантливый, разносторонне одаренный человек, особенно в плане художествен­ных способностей. Ему легко дается перевоплощение, он очень ар­тистичен. Это не мыслительный, а художественный тип, он мыслит не абстрактно-логически, а образно, поэтому он высоко продукти­вен в художественном творчестве — изобразительном искусстве и поэзии. Истероиду лучше всего работать самостоятельно, вне рамок коллектива, заниматься свободным творчеством, потому что в коллективе ему очень трудно ужиться, так как они очень конфлик­тны — демонстрируют свое превосходство, перебивают, ведут себя высокомерно.

Шизоид. Ему свойственны малый энергетизм, интровертированность (замкнутость). Чаще всего шизоиды занимаются точными на­уками — математикой или теоретической физикой. Могут быть му­зыкантами, тяготеющими к классической музыке, композиторами, сочиняющими сложную, оригинальную музыку или музыку нового стиля, художниками-абстракционистами. Все это происходит при благоприятном стечении обстоятельств. Вели же с детства шизоид оставался непонятыми и его способностям не уделялось достаточно­го внимания, то чаще всего такой человек вырастет не понятым никем чудаком или неудачником, работающим на непрестижной рабо­те (сторож) и читающим свои малопонятные книги. Но, даже будучи профессиональным ученым или музыкантом, при невозможности вести свои исследования или свободно творить он может уйти в сто­рожа и там продолжать свою деятельность, потому что она — глав­ное для него, а не положение, занимаемое им в обществе. Именно шизоиды — творцы великих открытий.

Психастеноид. Ему свойственны слабость, пониженный энерге­тизм, неувереннность. В работе он — хороший исполнитель, очень обязательный и аккуратный работник. Ему нетрудно подчиняться, если указания начальства носят логичный и упорядоченный харак­тер. Если же он оказывается в подчинении у руководителя, который все время меняет свои решения, мнения, распоряжения, то в такой обстановке психастеноид нервничает и в конце концов вынужден сменить ее. Ему приятна тихая, аккуратная и неторопливая работа поближе к дому (библиотекарь).

Гипотим. Ему свойственны слабость, пониженное настроение, повышенная чувствительность, тревожность, мнительность. В работе чувствительному гипотиму не столь важно дело, сколь взаи­моотношения на работе, особенно отношение начальства. Поэтому они могут быть очень хорошими, исполнительными и преданными секретарями, машинистками и т.п. Однако обычно гипотимы не до­вольны своей работой, где бы они ни работали, в то же время они ничего не желают менять в своей жизни.

Важно:

Типы личностей определяются, во-первых, темпераментом и ха­рактером индивида, во-вторых, его органическими особенностями, и, наконец, нельзя рассматривать личность человека без учета суще­ствующих общественных отношений, существующего строя и соци­ализации.

Характер проявляется в поведении человека, в его отношении к миру и к себе, являясь сочетанием наиболее устойчивых, существен­ных особенностей личности.

Рассмотренные типы акцентуаций характера проявляются непо­стоянно. При воспитании и самовоспитании они сглаживаются, гар­монизируются, так как структура характера подвижна, динамична и изменяется на протяжении жизни человека. В связи с этим необходимо постоянно изучать условия воспитания личности, учитывать имеющиеся отклонения и своевременно проводить их психокоррекцию, поскольку человек может и должен совершенствовать свои ха­рактерологические особенности.

В процессе мотивации трудовой деятельности руководители ор­ганизаций должны учитывать психологические особенности каждо­го индивида, тип его характера, темперамента и особенности пове­дения в процессе трудовой деятельности. Особое внимание, на наш взгляд, здесь следует уделять направленности той или иной личнос­ти на внешний или внутренний объект (т.е. экстра- и интроверсию). От этого во многом зависит функциональное разделение труда и вы­полнение производственных задач. Руководителям следует время от времени изучать путем тестирования характерологические особен­ности своего персонала наряду с изучением их потребностей. Обла­дание знаний о своем персонале поможет руководителям правильно выстроить линию поведения в различных ситуациях производствен­ной деятельности.

Автор статьи:
Обо мнеОбратная связь
Оценка 3.8 проголосовавших: 29
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here