Кризис первого года

Полное собрание материалов по теме: кризис первого года от специалистов своего дела.

Малыш растет, и к 12 месяцам родители начинают замечать некоторые несвойственные ему ранее огрехи поведения. Он становится более капризным, даже нервным, чаще появляются слезы, не хочет спать и есть в положенное время, а маме очень трудно спокойно уйти от ребенка по делам, как это было совсем недавно. Такое поведение характерно для кризиса первого года жизни ребенка, который может начаться примерно с 9 месяцев и продолжаться около полугода.

Излишняя эмоциональность и резкая смена поведения малыша может быть симптомом начала кризисного периода

Как распознать личностный кризис у ребенка первого года жизни?

Тяжелое переходное состояние на жизненном пути будет еще не одно. Поведенческая перестройка происходит сразу же после рождения, когда идет адаптация к окружающему миру. Следующая наступает к первому дню рождения, потом нужно быть внимательным на 3 день рождения и в 6 лет. У подростков этот период отмечается лет в 12-13.

Годовалый малыш проявляет непослушание, капризничает, плачет, меняется его психология. Родители не могут вовремя осознать, что их ребенок уже не младенец, он вырос, стал более самостоятельным, любознательным — отсюда и все капризы. Нужно просто осознать переход карапуза на новую ступеньку развития и относиться к этому соответственно, но как отличить кризис 1 года от простого упрямства?

Суть кризиса первого года ребенка состоит в том, что малыш познает мир, начинает ходить, у него меняются интересы, привычки, желания. То, что раньше составляло основу его существования, на этом этапе перестает быть насущным. Ребенок стремится быстрее освоить окружающее пространство, но часто слышит от родителей запрет: туда нельзя, не бегай, лучше спокойно посиди. Кризис одного года меняет поведение маленького человека.

Отличительные признаки

  • Нежелание подчиняться, следы упрямства. Малыш совершенно точно осознает себя взрослым и отказывается выполнять требования родителей: налицо признаки кризиса первого года.
  • Настроение совершает изменения несколько раз за день. Кроха может проявлять даже агрессию при недовольстве, а недовольным он бывает в этот период часто.
  • Необъяснимое поведение. Обнимает и целует, а потом неожиданно может ударить. Без любимой игрушки плачет и отказывается засыпать, а через мгновение швыряет ее на пол.
  • Незамеченная раньше обидчивость. Малыша можно ранить даже словом — он будет плакать, обижаться, а за что, никто не сможет определить.
  • Мама всегда должна быть рядом. Эта установка ребенка порождает в нем страх потерять родного человека — малыш, словно пришитый, ходит за мамой.
  • Повышенное требование внимания к себе. При отвлечении мамы или папы на другой объект, проявляются признаки ревности.

Причины кризисного поведения ребенка

С каждым прожитым днем годовалый малыш все больше осваивается в окружающем пространстве. Он начинает брать в руки новые для него вещи, ощупывать их, сравнивать с другими. Развитие происходит огромными шагами как в физическом, так и в интеллектуальном плане, все новое познается благодаря новому умению ходить.

Кроха, по его мнению, достиг совершенства и стал взрослым. Он ходит так же, как и взрослые, а значит, должен быть таким же самостоятельным. Он уже стал большим и не обязан слушаться советов других. Это и обозначило важную причину кризиса первого года жизни ребенка — первый юбилей считается сложным для воспитания, его нужно прожить правильно.

Карапуз хочет ходить сам, без посторонней помощи, а мама крепко ухватилась за руку и не отпускает. За обедом мама продолжает кормить, как и раньше, с ложечки, а кроха требует самостоятельности. Отсюда — непонимание друг друга.

Взрослым невдомек, что ребенок вырос, и они продолжают обращаться с ним, как с младенцем. При виде с его стороны агрессивности или сопротивления, родители начинают требовать подчинения, иногда с помощью повышения голоса или даже силы. Такое поведение родителей является неправильным.

Что же делать взрослым в кризис первого года? Расти вместе со своим малышом: учитывать его нужды, видеть в нем личность, давать ему больше свободы. Не нужно пугаться возрастных изменений в ребенке. Это эволюционный шаг, совершаемый каждым. Новообразование, которое приобретено карапузом в этот период, радует окружающих и удивительно для самого маленького человека — это умение говорить. Приятное новообразование: речь, сначала непонятная для всех, кроме родителей, звучит потом все яснее и четче. Как быстро научится говорить малыш, зависит и от взрослых. Однако, не нужно повторять придуманные им слова, лучше сразу учить его говорить правильно.

Чем более лаконична и продуманна речь родителей в этот период, тем лучше будет говорить кроха. Очень важно обеспечить малышу эмоциональный контакт, но в то же время позволить ему быть самостояельным, изучать окружающий мир.

Советы детских психологов и педиатров

Специалистами разработаны методы, которые помогут пережить кризис 1 года, нивелировать его отрицательное воздействие на отношения ребенка с родителями. Нельзя потакать всем капризам. Нельзя не реагировать на крики и агрессию, но неприемлемо также и воздействие на малыша с помощью силы. Комаровский, известный детский врач, подробно описывает основные советы в своих лекциях:

  1. Запрещайте выборочно. Неправильно все огульно разрешать или запрещать. Ребенок должен знать принятые в семье или обществе правила, но запретов не должно быть много. Если что-то можно разрешить без больших проблем, то лучше сделать это.
  2. Не губите возникновение инициативы у малыша. Если он стремится что-то сделать сам, не запрещайте.
  3. Не кормите насильно. Опытные мамы знают, что малыш, когда голоден, сам об этом скажет.
  4. Прислушивайтесь к насущным просьбам, желаниям карапуза, ведь маме это не трудно сделать на интуитивном уровне.
  5. Лучше быть друзьями со своим ребенком, чем выполнять роль воспитателя. Совместная игра, просмотр детских фильмов сближает и объединяет.
  6. Разговаривайте со своим чадом обо всем, что ему интересно. Это разовьет общительность, правильно поставит речь, избавит от детского произношения слов.
  7. Не стесняйтесь попросить о помощи. Малыш с удовольствием примется помогать, особенно, когда его подбодрит материнская похвала.
  8. Кроха плачет и не хочет остановиться? Попробуйте оставить его ненадолго одного в комнате. Возможно, он быстро переключится на игру или что-то другое. Плакать в одиночестве станет не интересно.

Ребенку нужно позволить проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения — запреты нужны для действительно серьезных ситуаций или сохранения обычаев семьиКакие действия нельзя совершать?

Для исключения ошибок в этот трудный для воспитания период, психологи советуют обратить особое внимание на те поступки взрослых, которые являются недопустимыми:

  1. Не показывайте свою власть, силу и не давите родительским авторитетом. Всегда лучше оставаться другом.
  2. Не лишайте малыша желания быть самостоятельным. Это может привести к инфантильности во взрослой жизни.
  3. Соблюдайте здоровый баланс между запретами и вседозволенностью. Ваши решения должны быть разумными.
  4. Взрослые должны следовать единой системе воспитания. Нельзя допустить, чтобы ребенок, услышав от мамы запрет, пошел с той же просьбой к бабушке, зная, что получит разрешение.
  5. Постарайтесь сбалансировать время, посвященное малышу, и часы жизни, которые необходимы для решения взрослых проблем. Нельзя постоянно жить только ребенком. И он не должен требовать этого от родителей. Однако, посвящайте достаточно внимания именно ему.
  6. Следите за своей речью и поведением в присутствии крохи. Отличительная особенность этого возраста — подражание взрослым, впитывание речи, черт характера, поведения.
  7. Не срывайтесь на крик, а тем более, не позволяйте себе ударить ребенка, несмотря на кризис одного года.
  8. Не потакайте детским капризам. Не обещайте привлекательных походов, не покупайте спокойствие сладостями. Не берите на руки при появлении слез.

Не стоит бояться

Кризис 1 года у ребенка — совершенно естественное явление (подробнее в статье:

таблица кризисов по годам у детей

). У некоторых детей он протекает остро, у других — малозаметно. Поэтому родителям не стоит испытывать страх перед этим возрастным периодом. Постарайтесь относиться к своему подросшему малышу с должным уважением и пониманием его проблем — тогда этот сложный период протечет быстро и менее болезненно для всех.

Как всегда, после бури наступает штиль. После кризисного периода обязательно придет время спокойствия, осознания крохой своего места во взрослом мире. Он продолжит развиваться, расти, учиться неизведанному, получать навыки общения. Негативные черты переходного периода могут перетечь в характер ребенка только в случае неправильного поведения родителей в это время: давление, проявление силы.

Будьте другом своему ребенку во все времена, постарайтесь преодолеть любые проблемы совместными усилиями. Это — верный путь воспитать гармонично развитую личность и заложить прочные основы взаимного доверия в семье, легче пережить последствия кризиса 1 года.

Все наслышаны про кризис трехлеток. Оказывается, не у них одних “кризис возраста”, у годовалых тоже есть. Недавно наткнулась в журнале на статью про это. Прочитала и жутко пожалела, что мне она не попалась хотя бы месяца 4 назад. Знала бы хоть, чего ждать от дочки. Хотя некоторые рекомендации и показались мне наивными, но лучше уж такая информация чем никакой вообще. Поэтому и решила разместить статью здесь, чтобы проинформировать родителей, с чем они могут столкнуться.

*****************************************

КАПРИЗНАЯ ПОРА

Кажется, малыш сошел с ума, и вслед за ним начинает сходить с ума вся семья… добро пожаловать в кризис 1 года!

Он бегает по квартире на неокрепших ножках и прыгает с дивана, он пытается есть сам, перемазывается кашей с головы до пят, но не дает себя кормить, он брыкается и кусается, плачет и вопит, цепляется за мамину ногу и тут же с криком отталкивает вас… Знакомая картина? Поздравляем! У вас кризис первого года!

Неважно, 9 месяцев вашему малышу или 1 год и 2 месяца – рано или поздно с этим явлением сталкивается каждая семья. Но несмотря на это, мамы и папы оказываются совсем не готовы к таким потрясениям. «Вот он, результат вашего неправильного воспитания! Совсем разбаловали ребенка, скоро на голову сядет!» – это лишь малая толика того, что вынуждены слышать многострадальные родители от критичных бабушек и дедушек, а иногда и педиатров. А ведь на самом деле, этот кризис – важная и неотъемлемая часть психологического становления личности.

НИЗЫ НЕ ХОТЯТ…

Все мы знаем, что ребенок развивается постепенно, как бы переходя с одной «ступеньки» на другую. И каждый такой переход обязательно сопровождается кризисом – когда ребенок уже хочет большего, но еще не знает или не умеет этого достичь. Кризис переживают и родители, которые оказываются не готовы к новым требованиям малыша. Одним словом, «низы не хотят, верхи не могут». И в этом, как у медали, две стороны: плохая – кризис бывает абсолютно у всех детей и сопровождается сильными переживаниями. Простите за выражение, «колбасит» всю семью. А хорошая сторона заключается в том, что кризис рано или поздно заканчивается, и вся семья выходит из него знающей и умеющей намного больше. Как же пережить этот сложный период?

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

На любые запреты и отказы малыш реагирует возмущенным плачем и криком. В его «репертуаре» появляются истерики, капризы и «художественные падения» на пол как способ получить желаемое (к примеру, дернуть за хвост дворовую собаку или угоститься подобранным в песочнице окурком). Одевание и раздевание превращаются в акробатические этюды и борьбу нанайских мальчиков, ребенка невозможно посадить в ванную, а потом достать из нее, он настойчиво требует внимания, когда вы заняты, но с возмущением выкручивается из ваших объятий, как только вы пытаетесь приласкать его… почему так происходит? Представьте: раньше ваш малыш был одним целым – сперва физически, затем психологически – с мамой и полностью зависел от нее и других взрослых. Если кроху что-то беспокоило, он давал об этом знать плачем, и вы заботились о нем. Увидел что-то интересное, показал пальчиком – и вот уже мама несет его прямиком к цели. Но вот ваш карапуз встал на ножки, сделал первые шаги. И очень быстро обнаружил, что, оказывается, теперь он может сам добраться туда, куда хочется! Но при этом для него пока непонятно: где же заканчиваюсь Я и начинается весь остальной мир? Оказывается, я могу сам кушать такое интересное яблочное пюре, а когда невкусно – выплюнуть! И если я разозлился на маму, то могу убежать от нее или отбрыкаться… но потом выясняется, что даже если я пытаюсь кушать сам, ложка почему-то норовит перевернуться, и я все равно остаюсь голодным… обидно!!! Так где же теперь заканчиваюсь я и начинается мама?.. и куда девается мама, если я убегаю далеко-далеко?.. и если мы не одно целое, то вдруг она куда-то исчезнет без меня?..

ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

Через пару недель непрерывных истерик, отказов и драк, а также после полутора десятков набитых синяков и шишек родителям начинает казаться, что проще родить нового малыша чем перевоспитать имеющегося. Никакие привычные воспитательные меры на ребенка просто не действуют! Многие мамы и папы, отчаявшись унять ревущего кроху, просто дают ему по попе или начинают кричать. Но и это не помогает. Как же быть? Вот способы решения основных проблем, с которыми сталкиваются родители годовасиков.

1. «Хвостатая мама»

у малыша периодически наступают такие дни, когда он не отпускает маму ни на шаг! Когда вас нет дома, это «золотой ребенок» – послушный, дружелюбный. Но стоит маме появиться на пороге… малыш тут же полностью переключается на вас, требует внимания, не позволяя заниматься никакими другими делами. Что же делать? Допустим, вы вернулись с работы и у вас есть домашние дела. А еще есть кроха, который настойчиво требует внимания. И это вполне естественно, ведь он соскучился. У вас есть 2 варианта. Первый – не обращать внимания на возмущенного и расстроенного ребенка и пытаться, например, приготовить ужин. Будьте готовы к тому, что ваши ноги будут покусаны, а кастрюли и миски – опрокинуты как главные конкуренты в борьбе за мамино внимание. И второй вариант – уделить полчаса качественному общению с крохой. Играйте, возитесь с ним, носите на руках. Вот увидите – малыш удостоверится, что мама никуда не исчезает, и довольно скоро потребует свободы. Теперь вы сможете выдать ему пару сковородок и посадить возле себя на кухне, получив возможность полноценно заняться своими делами.

2. Плач под дверью

Такая прозаическая вещь, как посещение душа или туалета, становится почти неразрешимой проблемой! Стоит вам закрыть дверь, ребенок начинает горько рыдать под дверью. И это вовсе не из вредности, а от большой любви и страха, что мама пропадет. Что делать?
– Идя в туалет, возьмите с собой яркие картинки, фантики от конфет и т.д. Засовывайте их малышу под дверь, а он будет запихивать их обратно.
– Вы можете громко петь любимые песни – слыша ваш голос за дверью, ребенок убедится, что вы не исчезли.
– Еще одна веселая игра: попросите мужа закрыться в туалете, а вы с дочкой или сыном останьтесь снаружи. А теперь постучите. Папа говорит: «Нет-нет-нет!», а вы – «Ждем-ждем-ждем!» Затем поменяйтесь ролями.

3. Маленький исследователь

Чтобы свести к минимуму риск травм и необходимость запретов (очень уж болезненно они воспринимаются в этом возрасте), пора подумать о безопасности вашего дома. Сейчас тот период, когда красоту и декоративность квартиры следует временно принести в жертву здравому смыслу. Как показывает опыт, годовалый ребенок разбивает все, что можно разбить, падает отовсюду, откуда можно упасть, и тянет в рот все, что может в него поместиться. И очень возмущаются, если взрослые не позволяют этого сделать. Если же необходимость запрета все-таки возникла, не пресекайте любопытство малыша, а перенаправьте в мирное русло, иначе рискуете получить вялого, ничем не интересующегося ребенка. Предложите крохе разрешенный способ взаимодействия с понравившимся ему предметом. К примеру: «Книжку рвать нельзя, можно перелистывать» или «Живого котенка не надо хватать за хвост, ему больно, его можно погладить. А с игрушечным можешь делать что хочешь».

4. Обыденные войны

Классическое проявление кризиса одного года – это возникновение больших проблем в самых обычных делах. Малыш начинает проявлять редкостное упрямство и негативизм в вопросах еды, одевания, прогулок. Это связано с его растущей самостоятельностью, и если что-то он не умеет пока сделать сам, то свою личность может проявить хотя бы в отказе. Здесь ваши незаменимые помощники – куклы, плюшевые мишки и книжки с картинками. Годовалый ребенок очень восприимчив к чужому пример (и хорошему, и не очень). Поэтому «мальчик на картинке» поможет накормить, медвежонок – одеться и т.д.

5. Буря эмоций

Его настроение меняется каждые 30 секунд, чуть что не так – малыш рыдает, швыряет вещи, сводит с ума всю семью. Особенно пугает родителей манера абсолютно всех годовалых детей с воплем падать на пол и стучать ногами и руками, а то и головой. Родители злятся, раздражаются, наказывают ребенка… Но перед тем как прикрикнуть на свое вопящее чадо, остановитесь и задумайтесь вот над чем. Во-первых, малыш сам очень сильно страдает от своего состояния и пока что не умеет его контролировать. Во-вторых, он очень чувствителен к маминому настроению, и если вы с перекошенным лицом будете шипеть: «Успокойся немедленно!» – это никак не поможет, а только возбудит ребенка еще сильнее. Вообще, все бурные эмоции малыша можно разделить на три группы. Первая – это реакции на отказ или запрет. Кроха расстроен и выражает это именно таким способом – по-другому не умеет. Поэтому ваша задача – посочувствовать и переключить внимание малыша на что-то интересное.
Вторая группа – это «капризы специальные», инструмент ребенка для достижения желаемого. Если кроха капризничает «просто так», при этом не очень громко, а скорее канючит – видимо, ему скучно. Поговорите с ним, описывая, что вы сейчас делаете, мимо чего проходите и т.д. А если ребенок капризничает, добиваясь чего-то запрещенного, ни в коем случае не отменяйте запрет! Иначе вы только приучите добиваться желаемого с помощью крика.
Третья группа – «истерики усталости». Ребенок перевозбужден или переутомлен после похода по магазинам, зоопарку, после тяжелого дня. Он начинает капризничать, плач становится сильнее и сильнее, кажется, его невозможно успокоить. Вот это как раз не тот вариант, когда малыша можно оставить наедине со своим состоянием. Прежде всего, успокойтесь сами. Постарайтесь не доводить ситуацию до такого плача, когда ребенок «заходится», икает. Положите рядом с ним подушечку, набитую травами (мята, ромашка, валериана, мелисса), включите тихую колыбельную или просто откройте краны в ванной, ласково поговорите с ним. И не забывайте, что любые кризисы – это временно.

(из журнала “Мой ребенок”)

************************************************

Отчего вдруг, ещё вчера такой ласковый и улыбчивый, вдруг стал капризным деспотом?

Что случилось с вашим милым карапузиком? Отчего вдруг, ещё вчера такой ласковый и улыбчивый, он вдруг стал капризным деспотом, пытающимся топать на маму ещё неокрепшими ножками? 

Не спешите пугаться и делать преждевременные выводы о тяжёлом характере малыша. 

Это явление вполне закономерное, и называется оно — кризис первого года жизни.

Когда это случается?

Согласно календарю развития детей, в период примерно от 9-ти до 18-ти месяцев с этим явлением сталкиваются все дети. И в этом нет ничего удивительного. 

Кризис всегда сопутствует восхождению человека на новую ступеньку самостоятельности. Именно поэтому кризисными у детей становятся год, три, семь лет и переходный, который длится с 12-ти до 14-ти лет.

В возрасте около годика малыш переходит в вертикальное положение и начинает передвигаться уже не на коляске и не ползком, а точно так же, как и взрослые. Ему интересно попробовать на зубок и потрогать ручками всё-всё в этом новом для него мире. 

И вот он уже скандалит по любому поводу — отстаивает свои гастрономические вкусы, отвергает новую одежду, на каждом шагу ставя маму с папой в тупик. Но это только начало!

Признаки кризиса 1-го года:

  • упрямство, непослушание, настырность, требование повышенного внимания к себе — одним словом, трудновоспитуемость;
  • отказ выполнять привычные и необходимые процедуры, попытки делать всё по-своему;
  • обиды, агрессия, нетерпимость к замечаниям;
  • повышенная капризность;
  • непоследовательность и противоречивость: кроха может что-нибудь попросить и тут же передумать.

С чем связан кризис?

Как мы уже сказали, с началом прямохождения. Здесь и возникает непонимание родителями состояния ребёнка — ведь для взрослых это привычно, а для малыша — удивительное открытие.
Не описать словами, в какой восторг это приводит ребёнка! 

Присмотритесь на улице к деткам, делающим первые шаги, как они светятся от счастья! Выражения их лиц совершенно отличаются от лиц взрослых озабоченных людей, которые спешат по своим делам. 

Годовалые дети уже достаточно взрослые, чтобы понимать, что в их жизни в данный момент что-то меняется, причём меняется в лучшую сторону. Именно эта ситуация и способствует появлению первого кризиса. 

Но почему именно теперь? Ответ на этот вопрос предельно прост. С началом прямохождения малыш начинает чувствовать независимость от мамы. Ещё пару дней назад он боялся остаться один даже на минутку, а уже сегодня радостно убегает от мамы, не обращая внимания на её призывы.

Ну, очень самостоятельный ребёнок!

А между тем, у вашего взбунтовавшегося малыша назревает внутренний конфликт. Если раньше он мирно терпел всё, что с ним делали: ел, что давали, одевал, что надевали, то теперь всё поменялось.

Самостоятельность эта начинает доставлять родителям всё больше неудобств, потому что теперь она проявляется в ежедневных конфликтах. Получается тупиковая ситуация, когда ребёнка уже нельзя заставить что-то сделать своим приказом, а договориться тоже пока не получается, ввиду отсутствия у него достаточных речевых навыков.

В этот период у родителей всё же имеется кое-какая таблетка от капризов — переключать внимание малыша. Сделать это легко, ведь кроха пока что руководствуется лишь сиюминутными желаниями. Эту особенность годовалого ребёнка очень активно используют взрослые для преодоления проблем, связанных с кризисом 1-го года.

Важный момент: чего нельзя делать?

Не стоит демонстрировать своё превосходство над ребёнком: «Мы — люди взрослые, и только мы знаем, что нужно делать и как. А тебе придётся слушаться, хочешь ты этого или нет!» 

Родителям некогда вести перманентную «войну» с маленьким бунтарём: они заняты, всегда куда-то спешат, устают, у них не хватает ни сил, ни желания придумывать что-то, чтобы постоянно переключать внимание малыша. А между тем такая авторитарная, директивная манера воспитания очень опасна: ведь этот кризис первый, но не последний. Он появляется на определённых этапах развития личности вовсе не случайно и очень важен для будущей жизни уже взрослого человека.

У ребёнка в период кризисных явлений формируется линия самостоятельности и автономий. Если эту линию очень сильно «пережать», это может остаться с человеком на всю жизнь. Вы же не хотите, чтобы ваш сын и в сорок лет не мог оторваться от маминой юбки, и был несамостоятельным, апатичным человеком?

Так что же нужно делать?

Вы должны не поддаваться эмоциям, а выработать чёткую стратегию своего поведения, которую можно выразить фразой: «быть рядом, но никогда не навязываться ребёнку». Эмоционально, своим душевным теплом и заботой, дайте малышу понять, что придёте ему на помощь по первому зову. 

Если вдруг ваше чересчур самостоятельное чадо заблудится «в трёх соснах», вы должны быть тут как тут. Не допускайте ситуаций, когда кроха вас потеряет и будет кататься в истерике, не в силах справиться с нервным перенапряжением. Не вздумайте таким образом «наказывать» его за непослушание! 

Но и изображать из себя курицу-наседку, не дающую ступить шагу, тоже не годится. Ни излишняя опека, ни отстранённость не помогут правильному формированию автономности личности. Вырастет ли из вашего ребёнка самодостаточный и уверенный в себе человек, способный принимать решения и вершить свою судьбу — во многом зависит от выбранной вами тактики поведения.

Что вы можете ещё предложить малышу?

Конечно, творческий подход, своё чувство юмора и умение играть и веселиться. С такими волшебными качествами можно враз разрешить любую проблему, превратив её в игру. Малыш не хочет надевать рубашечку? Сыграйте с ним в «магазин» и предложите купить какую-нибудь из рубашечек, разложенных перед ним в ряд. 

Иметь право выбора — это очень важно, и ваш маленький обязательно оценит это доверие. 

Не хочет надевать подгузник или фартучек? Наденьте что-то похожее на плюшевого зайчика, пусть он покажет малышу пример. Очень могут помочь и развивающие игры. Пирамидки, матрёшки, конструкторы — всё это даст выход кипучей энергии и поможет переключить внимание крохи.

Только действуя вместе с ребёнком, но не вместо него, можно очень быстро преодолеть кризис первого года жизни, заодно заложив надёжную основу для гармоничного развития и прекрасных, доверительных отношений с ребёнком в будущем.

Еще недавно малыш был лежащим кричащим пупсом, а теперь он стал озорным бегающим карапузом, которому все нужно пощупать и попробовать на вкус. А ведь прошел всего год. Многие родители замечают, что именно в этом возрасте их чадо становится просто неуправляемым, капризным и характерным деспотом, который командует бабушками, мамой, а порой и папой. Сразу все начинают думать, что они разбаловали ребенка, что это первые проявления его трудного характера, который будет с ним всегда. На самом деле все не так страшно, и вся эта вредность пройдет без ремней и наказаний. Такая резкая смена поведения человечка называется так – кризис 1 года у ребенка. Дело в том, что это был трудный год, малыш проделал долгий путь от грудничка до прямоходящего, многое увидел, научился. Уже сейчас он маленькая, но сформировавшаяся личность со своим настроением и гастрономическими пристрастиями. Такая бурная деятельность развития оказывает сильное давление на неокрепшую психику. Порой ребенок не хочет делать, то, что он делает, но иначе он не умеет выражать свои требования и эмоции. Пройдет буквально чуть больше полугода, и малыш научится с собой справляться, характер поменяется в лучшую сторону. В период с 9 месяцев и до полутора лет может начаться кризис одного года. Возрастные кризисы у детей ознаменовывают каждую новую ступень в психологическом развитии и становлении ребенка самостоятельным. 1 год, 3, 7, 12-14 лет – основные кризисные рубежи, через которые проходит каждый ребенок. Последний период, именуемый переходным возрастом, наиболее длителен и труден в преодолении, но избежать его не получится ни детям, ни их родителям.

Как понять, что началось

Кризис 1 года у ребенка довольно несложно диагностировать, есть ряд определяющих признаков:

  • неуправляемость, трудности в проведении воспитательных работ, упрямство, попытки сделать, как надо ему, требование повышенного внимания и в то же время отказ от помощи и крепких объятий;
  • немедленная реакция на любой запрет обидой, криками, слезами, агрессивным поведением;
  • капризы без повода;
  • противоречия в поведении: только малыш что-то страстно желал, как уже швыряет из-за ненужности, просил помочь, подать, и тут же отказывается от помощи, желая сделать сам.

Советы специалистов

Кризис одного года психология называет нормальным явлением и дает понятные объяснения. После года малыш начинает активно ходить и бегать, у него появляется интерес к исследованию всего, что встречается у него на пути. Тут-то он и сталкивается с массой непонятых для него запретов не лезть в шкафы, не трогать лекарства, косметику, инструменты, провода, не открывать, не дергать. Совсем недавно ребенок видел, как родители все это делали и держали в руках, а ему почему-то нельзя. Психологи рекомендуют ставить как можно меньше запретов, обговорив это со всеми близкими родственниками, чтобы не получилось, что мама разрешает, а папа нет. Дать ребенку возможность залезть на нижние полки шкафов и полок, вытащить и сложить обратно лежащие там предметы, потенциально опасные заранее убрав из поля видимости юного исследователя.

Боязнь потерять маму

Кризис ребенка первого года жизни не обходится без такой проблемы, как неотступное следование за мамой. Малыш всюду ее сопровождает, а если у него перед носом закрывают дверь ванной или туалетной комнаты, то может сильно и надолго расплакаться. Но этого можно избежать, если вовлечь маленького капризулю в игру, например, собирать цветные фантики, которые мама подсовывает под дверь. Можно петь песни, настукивать мелодии, хлопать в ладоши – все это станет ребенку доказательством, что мама рядом. Если женщина намерена уйти или выделить для себя некоторое время, то сначала надо провести хотя бы полчаса в тесном общении со своим чадом. Тогда он, пресытившись совместным времяпрепровождением, сам захочет свободы и самостоятельной игры.

Упрямство и кризис 1 года у ребенка

Годовалый малыш частенько бывает упрям, отказываясь гулять, есть, спать, одеваться. Ему не важно, от чего отказываться, главное, что таким образом, как ему кажется, он проявляет свою самостоятельность. Показать, как надо делать правильно, помогут родственники или любимые игрушки: посадите куклу на горшок, накормите мишку кашей, умойте мордашку зайчику. Ребенок непременно захочет это повторить. Не стоит сильно настаивать на своем, если малыш не хочет есть или укладываться спать. Пусть займется, чем хочет, а через полчаса, возможно, проголодается и сам позовет маму на кухню.

Я сам!

Начинает активно проявляться излишняя самостоятельность, но родители ей не рады, считая, что их ребенок еще слишком мал делать что-то сам. Кризис первого года

Это одна из основных проблем, сопровождающих кризис одного года. Психология рекомендует не пресекать попытки малыша надеть шапку, расстегнуть кофту, вытереть пыль или самому кушать ложкой. Конечно, у мамы все это получится быстрей и аккуратней, но очень важно не заглушить детскую инициативу, иначе он привыкнет, что все делается за него, и заставить потом его убраться в своей комнате будет очень проблематично.

Тирания или либерализм

Существует 2 модели родительского воспитания в тот момент, когда начался кризис одного года. Первый возрастной кризис ребенка осложняется неспособностью малыша высказать свое недовольство и требования. Порой маленький скандалист тянет куда-то взрослых за руку или тычет пальчиком в неизвестном направлении. Они отмахиваются и не обращают внимания, но для ребенка это очень важно. В итоге родительское игнорирование провоцирует детскую истерику. Некоторые мамы и папы считают, что нужно не давать ребенку свободы, заставлять, запрещать и настаивать на своем. Ведь они стараются ради его блага и безопасности. Отчасти они правы, но не стоит забывать, что малыш – это уже личность, которая может хотеть смотреть мультфильм про Лунтика, а не про Чебурашку, любить яблоки, а не капусту, чувствовать обиду, страх, разочарование, радость, усталость. Если на корню пресекать все детские попытки самостоятельности и выражения собственных желаний и потребностей, то велик риск вырастить безынициативного лентяя, который привык, что за него принимают все решения. Совсем нетрудно позволить ребенку заниматься любимым делом, но в безопасном для него режиме. Хочет он играть с разноцветными таблетками, пусть играет, но можно заменить их на цветные крупные пуговицы. Любит не только рассматривать книги и журналы с картинками, но и рвать тонкие страницы, следует заменить их на детские книжки с плотными картонными листами. Любой запрет или действие для обязательного выполнения можно обыграть весело, творчески подойдя к воспитательному процессу так, что ребенок все выполнит, сам того не заметив.

Кризис 1 года жизни ребенка – это не болезнь, поэтому нет повода постоянно жалеть ребенка и разрешать ему все, баловать, считая, что ему сейчас плохо и трудно. В дальнейшем он сможет использовать свои перепады настроения как способ манипуляции родителями.

Как пережить кризисный период

Кризис 1 года у ребенка проходит: у девочек – к 1,5 годам, у мальчиков – к 2, но каким из него выйдет малыш, зависит только от родителей. Надо стараться относиться к ребенку как ко взрослому человеку, слушать, пытаться понять его настроение и желания. Не заставлять его делать что-то против его воли, конечно, если речь не идет о принятии важных лекарств или надевании сапог и шапки в мороз. Но не нужно пытаться накормить ребенка супом, если он хочет кашу, заставлять играть в кубики и машинки по вашим правилам.Кризис первого года

Если правильно организовать воспитание и общение в кризис ребенка первого года жизни, то можно помочь ему не только легко преодолеть все сложности становления своего характера, но и овладеть новыми знаниями и навыками.

Автор статьи:
Обо мнеОбратная связь
Оценка 3.8 проголосовавших: 30
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here