Культура педагогического общения

Полное собрание материалов по теме: культура педагогического общения от специалистов своего дела.

  Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимся, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. В целостном процессе педагогического общения можно выделить коммуникативный и предметный аспекты.   Коммуникативный аспект составляет обмен мыслями, взглядами, интересами, чувствами, настроениями в связи с предметным взаимодействием.   Предметное взаимодействие – на уроке, в процессе подготовки и проведения какого-либо мероприятия.   Общение – это форма сотворчества, в процессе которого человек познает и преобразует окружающий его мир.   Общение – это источник и канал информации: рои этом в процессе общения человек приобретает и передает не только факты, представления, идеи, но и ценностное отношение, интересы, настроения, чувства.   Общение создает условия для воспитания человека: педагоги справедливо утверждают, что искусство воспитания – это прежде всего – искусство общения.   В общении осуществляется стремление личности к реализации своей социальной роли, своих организаторских и партнерских качеств.   Мир общения можно представить как: общение с реальным партнером (подлинным субъектом): межличностное, групповое, представительское, общение культур; Общение с иллюзорным партнером (субъектированным партнером): общение с животным, общение с вещью; общение воображаемых партнеров (художественных персонажей): общение с образом отсутствующего реального человека, общение со своим вторым «я» (самообщение).   Общение как коммуникация делится на вербальное (речь) и невербальное (неречевые средства). Речь может быть внешней и внутренней. Внешняя речь, в свою очередь, бывает устная и письменная, устная же делится на монологическую и диалогическую. Невербальное общение делится на кинетическое, т. е. общение с помощью жестов, мимики (движений лицевых мышц), пантомимики (выразительных движений тела); визуальное – информационный контакт с помощью глаз; паралингвистическое – передача дополнительной информации через изменение звучания голоса: диапазона, тональности и т.д.; экстралингвистическое – передача дополнительной информации через включение в речь пауз, изменение темпа речи и т. д.   Вступая в общение, человек несет в себе: сложившиеся убеждения, отношения, ценностные ориентации, определяющие социально-нравственную позицию; стиль поведения в общении; стремление реализовать свои ролевые притязания, самоутвердиться; намерение понять другого, опыт восприятия, изучения, понимания, объективного оценивания; сложившийся способ воздействия на партнера по общению.   Стадии педагогического общения   1. Моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап).   2. Организация непосредственного общения.   3. Управление общением в педагогическом процессе.   4. Анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.   Предварительное моделирование помогает педагогу представить вероятностную схему взаимодействия. Можно выделить следующие рекомендации по реализации первой стадии общения:   – представить конкретный класс, в котором предстоит проводить урок или мероприятие;   – попытаться восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения именно с данным коллективом, причем стремиться развивать положительные эмоции и блокировать отрицательные;   – вспомнить, какой стиль общения присущ вам именно в данном классе, возможен ли он на предстоящем уроке;   – попытаться представить как класс воспримет вас и материал урока;   – соотнести присущий вам стиль общения с классом с целями (обучающими, развивающими, воспитательными) на предстоящем уроке;   – работая над конспектом, планируя фрагменты урока, представьте себе общую психологическую атмосферу их реализации;   – вспомнить взаимоотношения с отдельными учащимися и постараться избегать стереотипных психологических установок по отношению к учащимся;   – попытаться почувствовать предстоящую атмосферу общения на уроке или мероприятии.   Вторая стадия предполагает организацию непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением. С этой целью осуществляются:   – осознание педагогом стиля собственного общения с учащимися;   – мысленное восстановление опыта общения с данным классом;   – уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях.   На этой стадии происходит и конкретизация объекта общения, причем обычно в качестве объекта выступает класс в целом, но это может быть группа детей или отдельные учащиеся. Важным моментом второй стадии является привлечение педагогом внимания учащихся, поскольку эффективное общение с классом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге.   Суть третьей стадии в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия. Основным условием управления общением является инициативность педагога, которая позволяет решать ряд задач: обеспечить руководство процессом, создать эмоциональную атмосферу и др.   Для завоевания инициативы в общении необходимо соблюдение следующих условий (В.А.Кан-Калик):   – оперативность при организации начального контакта с классом (уход от трех «Д» – дистанции, дидактизма, демонстративности);   – отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;   – преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся;   – организация контакта со всем классом;   – постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;   – сокращение запрещающих педагогических требований;   – внимание к внешности;   – использование речевых и невербальных средств взаимодействия;   – умение «транслировать» в класс собственную расположенность к детям, дружелюбность;   – нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей к их достижению;   – достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.   В процессе осуществления непосредственного общения нередко возникают некие «психологические барьеры», которые мешают общению и отрицательно сказываются на общем ходе урока или мероприятия, самочувствием педагога и учащихся.   Четвертая стадия чаще всего называется стадией обратной связи в общении и по своему содержанию и технологии реализации соответствует заключительному этапу решения коммуникативной задачи. Содержательная обратная связь дает информацию об уровне усвоения учебного материала учащимися. Главное назначение этой стадии – диагностически-коррекционное.   Стили педагогического общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с учащимися. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на автократический, авторитарный, демократический, игнорирующий, попустительский и непоследовательный. Автократический (самовластный стиль), когда учитель осуществляет единоличное управление коллективом учащихся, не позволяя им высказывать свои взгляды, последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением. Авторитарный (властный стиль) допускает возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает учитель в соответствии со своими установками. Демократический стиль предполагает внимание и учет учителем мнений учащихся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение «на равных». Игнорирующий стиль характеризуется тем, что учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации. Попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда учитель устраняется от руководства группой учащихся либо идет на поводу их желаний. Непоследовательный, алогичный стиль – учитель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений учителя и учащихся, к появлению конфликтных ситуаций.   Педагогический такт и авторитет учителя.   Из всей совокупности взаимоотношений учителя с детьми, основанных на профессиональном долге и чувстве ответственности, следует выделить педагогический такт.   Педагогический такт – это соблюдение педагогического принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними.   Педагогический такт есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка воздействия, и способность проконтролировать и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения и действий учителя, обладающего педагогическим тактом, состоит в предвидении возможных последствий применения тех или иных методов и своевременной их корректировке, а также в том, чтобы, предвидя последствия, выбрать стиль и тон, время и место педагогического воздействия.   Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольнооценочной деятельности педагога, где крайне важна особая внимательность и справедливость. Проявления педагогического такта изо дня в день поднимают авторитет учителя.   Существенным моментом, который не может не учитываться при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений, является то, что подростки не терпят никаких запретов (особенно необоснованных). Но при этом они не уважают учителей, потакающих любой прихоти. Это расценивается учащимися как проявление слабости, и поэтому они не считают для себя зазорным игнорировать просьбы и распоряжения учителя.   Учащиеся наиболее высоко ценят учителей, предъявляющих к ним строгие требования, настойчивых, но тактичных и справедливых, учителей, умеющих занимательно изложить новый материал, держать класс «на взводе». Таких учителей уважают даже те ученики, которые в авторитете учителя усматривают угрозу своей «свободе». Ему обеспечена поддержка класса, избранная им мера педагогического воздействия, какой бы она строгой ни была, лишь бы в ней не было посягательства на достоинство провинившегося.   Рассматривая вопрос о влиянии личности учителя на воспитанника, необходимо отметить, что установление педагогически целесообразных отношений во многом зависит от того, какое место педагог занимает в педагогическом коллективе. Характерно, что подростки склонны использовать любое разногласие в педагогическом коллективе не в пользу учителя и во вред педагогическому процессу. Наличие в личности учителя таких качеств, как самомнение, зазнайство, грубость, эгоизм, нетерпимость, завистливость, не может остаться незамеченным.

Еще статьи:  Идеал женщины для мужчины рака

Педагог постоянно сталкивается с самыми разными пробле­мами межличностного общения. Отсутствие культуры педаго­гического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в от­ношениях между учителем и учеником или целым классом.

Успешное разрешение конфликтов зависит от общей пси­хологической грамотности и уровня педагогической культуры учителя. Основными моральными нормами, на которых осно­вываются взаимоотношения учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, дове­рие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душев­ная чуткость и доброжелательность.

Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимо­действие. Эту возможность во многом обеспечивают педагогу сформированные перцептивные умения, т. е. умение правиль­но оценивать по выражению лица, жестам, речи, действиям детей их эмоциональное состояние. Существуют два взаимо­связанных вида социальной перцепции: собственно перцептив­ный (восприятие и слушание ребенка или другого человека) и эмпатийный (особая чувствительность к ребенку, сопережива­ние и сочувствие другому).

Процесс социального восприятия предполагает прежде все­го наличие культуры слушания. Многочисленные исследова­ния показывают, что большинство работников образования не обладают в достаточной степени навыками слушания.

Слушание — это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. Слушание тре-

определенных навыков, которым необходимо научиться учителю, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни.

Различают несколько видов слушания: активное, пассивное, эмпатическое.

Активное — вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточ­нения той информации, которую хочет донести собеседник, пу­тем задавания уточняющих вопросов. ,

Продуктивные способы активного слушания

Перефразирование (эхо-техника).

Сущность: возвратить собеседнику его высказывания (одну или несколько фраз), сформулировав их своими словами. На­чать можно так: «Как я Вас понял…», «По Вашему мнению…», «Другими словами, Вы считаете…».

Главная цель «эхо-техники» – уточнение информации. Для перефразирования выбираются наиболее существенные, важ­ные моменты сообщения. Но при «возврате» реплики не стоит что-либо добавлять «от себя», интерпретировать сказанное. Эхо-техника позволит дать собеседнику представление о том, как вы его поняли, и натолкнуть на разговор о том, что в его словах кажется вам наиболее важным.

• Резюмирование.

Эта техника предполагает воспроизведение слов партнера в сокращенном виде, краткое формулирование самого главного, подведение итога. «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…».

Резюмирование помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, когда необходимо решить какие-либо проблемы. Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике.

Еще статьи:  Книга как общаться с людьми

Резюмирование позволяет не тратить время на не относя­щиеся к делу разговоры и может быть действенным и необид­ным способом закончить разговор со слишком словоохотли­вым собеседником.

• Развитие идеи.

Эта техника отличается от предыдущих тем, что высказыва­ние собеседника не просто перефразируется или резюмируется, а делается попытка вывести из него логическое следствие, выд­винуть предположение о причинах услышанного. Эта техника позволит уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться в беседе вперед, дает возможность получить информацию без пря­мых вопросов. Но следует избегать поспешности в выводах и употреблять некатегоричные формулировки и мягкие тона.

Активное слушание незаменимо в конфликтных ситуаци­ях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться, настроиться, если возникает желание надерзить партнеру, раз­вить начавшийся конфликт.

Типичной ошибкой людей при применении активного слу­шания является чисто формальное следование правилам. В та­ких случаях человек задает «нужный» вопрос: «Правильно ли я вас понял, что…», но, не услышав ответа, продолжает развивать аргументы в пользу своей собственной точки зрения, фактичес­ки игнорируя точку зрения собеседника. Потом такой человек удивляется, что техника активного слушания не работает.

Активное слушание может применяться во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно. В таких случаях важно дать ему знать, что вы чувствуете его переживание. «Озвучивание» чувств ре­бенка помогает снять конфликт или напряжение.

Бывает, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В этом слу­чае приемы активного слушания не срабатывают. В таком со­стоянии человек не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно — ус­покоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, и только потом с ним можно общаться. В таких случаях эффек­тивно работает прием пассивного слушания.

Пассивное слушание — умение дать понять собеседнику, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции»: «да-да», «угу-угу», «ну, конечно», кивание головой. Эмоцио­нальное состояние подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает успокаиваться, за-

сила его чувств опять увеличивается, дойдя до высшей точ­ки, затем падает. Если не вмешиваться в этот процесс, не «рас­качивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, чело-рек; успокоится, и после с ним можно будет общаться нормаль-до. Главное в этом виде слушания:

. не молчать, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека тем бо­лее; . не задавать уточняющих вопросов, потому что это только

вызовет ответный взрыв негодования;

• не говорить партнеру: «Успокойся, не волнуйся, все уладит­ся» — он этих слов адекватно понять не может, они его воз­мущают, ему кажется, что его проблему недооценивают, что его не понимают. Иногда в таких случаях полезно «подстро­иться» к партнеру, повторить его слова, эмоции, движения, т. е. вести себя так, как он, разделять его чувства. Но делать это нужно искренне, в противном случае повторение действий будет оценено как издевательство над его чувствами. Эмпатическое слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать их, понимать эмо­циональное состояние собеседника и разделять его. При эмпа-тическом слушании не дают советов, не стремятся оценить го­ворящего, не критикуют, не поучают. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания — такого, которое дает другому че­ловеку облегчение и открывает ему новые пути для понимания самого себя.

Правила эмпатического слушания:

• Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о сво­их проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отойти от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае можно по­нять, что чувствует собеседник, «увидеть» его эмоции. В своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстри­ровать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято.

• Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику
обычно надо помолчать, подумать, чтобы разобраться в сво­
ем переживании.

• ” Необходимо помнить, что эмпатическое слушание — не ин-

терпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения этого чувства. За­мечание типа: «Так это у тебя оттого, что ты просто завиду­ешь своему другу» или «На самом деле тебе хотелось бы, что­бы на тебя все время обращали внимание» не могут вызвать ничего, кроме ответной агрессии и защиты.

• В случаях, когда партнер возбужден и беседа складывается
таким образом, что партнер говорит «не закрывая рта», а
ваша беседа носит достаточно доверительный характер, вов­
се не обязательно отвечать развернутыми фразами, доста­
точно просто поддерживать партнера междометиями, корот­
кими фразами типа «да-да», «угу», кивать головой или по­
вторять его последние слова.

• Методика эмпатического слушания применима только в том
случае, когда человек сам хочет поделиться какими-то пе­
реживаниями. В случае же, когда он задает обычные вопро­
сы типа: «А вы не знаете, что означает то-то?» или же про­
сто не хочет говорить с вами, а вы бы очень хотели обсудить
с ним что-либо, применение эмпатического слушания про­
сто невозможно.

Эмпатическое слушание обеспечивает лучшее понимание учителем ребенка, помогает нейтрализовать имеющуюся у учи­теля склонность к оценке. Стремление многих учителей слу­шать другого человека не столько с целью вслушиваться в то, что он им сообщает, сколько с целью оценить его, часто стано­виться причиной коммуникативных барьеров. К ним относят­ся барьеры диалогического общения (предубеждение, недове­рие, отсутствие чувства юмора, навыков социального контак­та). Одним из разновидностей диалога между учителем и уче­ником является спор. Только высокая культура диалога страхует от опасности превратить его в ссору, т. е. в «состояние взаим­ной вражды».

Еще статьи:  Журнал социс статьи

Культура спора обеспечивается соблюдением следующих

педагогических правил (И.И. Рыданова):

. Восприятие несогласия учащихся как естественной реакции, следствия критического отношения к информации.

. Учет глубинных мотивов конфронтации учащихся (потреб­ности в личностном самоутверждении, повышении статуса в среде сверстников, обиды, эмоционального возбуждения, состояния психологического дискомфорта и пр.).

. Выражение неизменной доброжелательности по отноше­нию к оппоненту, невзирая на репутацию и статус.

. Заинтересованное и уважительное отношение к любой точ­ке зрения, даже абсурдной, забота о сохранении и повыше­нии престижа каждого учащегося.

Критическая оценка конкретных действий, а не личности в целом («Этот поступок представляется мне некрасивым», а не «Ты всегда стремишься сорвать урок, потому что бездель­ник» и др.).

• Контроль за эмоциональной тональностью спора, чтобы
предупредить его перерастание в ссору.

• При отстаивании своего мнения использование общепри­
нятых этикетных норм («Мне кажется», «Подумаем вмес­
те», «Может быть, я ошибаюсь» и т. п.), готовность признать
ошибки, извиниться за оплошность.

• Готовность принимать компромиссные решения, учитывая
интересы учащихся, их потребности.

• Терпимость, уступчивость в мелочах.

• Дисциплинирование класса с помощью косвенных воздей­
ствий — переключения внимания, шутки.

• Доминирование экспрессии оптимизма.
Показателями низкой культуры диалога с учащимися мож­
но считать следующие:

• Ограничение свободы выражения мнений, в особенности
не совпадающих с точкой зрения учителя («Хватит спорить
о бесспорном», «Тебе еще рано иметь свои взгляды! Для этого
нужно хотя бы прилично учиться»).

Ориентация лишь на запланированные цели («Опять ты у нас, Кокарев, отнимаешь время пустыми вопросами! Я ниче-

го не успеваю сделать!», «Не отвлекай нас, Сидорова, свои­ми заумными вопросами!»).

• Акцентирование того, что разъединяет с учащимися («Как
ты можешь так думать, Гаврилова? Твое несогласие с голо­
вой выдает незнание материала»).

• Мелочная нетерпимость, придирчивость («Как ты сидишь,
Игнатьева! Положи руки на парту», «Как можно не знать
таких простых вещей?»).

1 Дисциплинирование путем нажима, прямого порицания («Хватит показывать, какой ты умный», «Тебе, Веремеева, лучше бы помолчать и вспомнить о полученной двойке!»). 1 Угрозы («Попробуйте не выполнить это задание!»).

Упреки («Сколько раз напоминала, а ты…», «Я тебя предуп­реждала, а ты не хотел слушать!»).

Унижение достоинства («Такого ленивого ученика у меня еще не было!», «Ну, посмотрите на этого «профессора»! Луч­ше бы постригся»).

Высмеивание («Ребята, кого напоминает Лазарев? Санчо-Панса, правда? Такой же толстый и ленивый»). Демонстрация своего превосходства в различной форме: прямой («У тебя .что в голове — две извилины?»), смягчен­ной («Ты вроде понятливый Гальперин, а говоришь несу­разности»), скрытой («Тут не в чем сомневаться, Никифо­рова, каждому нормальному человеку это ясно!»). Ссылка на свой статус и жизненный опыт как аргумент в споре («Я работаю в школе 20 лет, как ты можешь сомне­ваться в моих знаниях?»).

Менторство («Запомни, Хламова, так себя культурные люди не ведут», «Стыдно, стыдно не знать элементарных вещей»). Использование лести, показной доброты, улыбки, ласка­тельного вокатива (Наташенька, Сереженька) или обмана, запугивания в манипулятивных целях для извлечения сво­ей выгоды, достижения эгоистических целей. Доминирование экспрессии пессимизма («Ничего-то вы не умеете. И что мне с вами делать, ума не приложу», «Не пред­ставляю, как вы сдадите экзамены»).

Таким образом, ведение коммуникативного диалога с уча-требует от учителя высокой культуры — лингвистичес­кой, нравственной, психологической, педагогической.

Высокая культура общения является одной из составляю­щих имиджа педагога как профессионала. Имидж — это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Одной из важнейших составляющих имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков парт­неров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уров­нем коммуникативной толерантности, достаточно уравнове­шен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная об­становка для совместной деятельности в педагогическом про­цессе. Учитель должен стремиться безусловно принимать ре­бенка со всеми его недостатками, промахами, бедами. Прини­мать ребенка — это значит:

• проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и по­
мочь ему;

‘ проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства;

• признавать за ним право быть непохожим на других;
смотреть на проблему с его позиций, его глазами;

• учитывать индивидуально-психологические и личностные
особенности ребенка.

Особенно важно проявление коммуникативной толерант­ности в напряженной, конфликтной ситуации. Однако в таких ситуациях обычно наблюдается высказывание прямых негатив­ных оценок в адрес ребенка: «Вы всегда ведете себя так…», «Ты как всегда не готов…», «Ты снова начинаешь оправдываться…». На такие высказывания ребенок обычно отвечает отрицанием, °бидой, защитой. В отличие от «Ты-высказывания», «Я-выска-зьшания» учителя характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации, бе-3°Ценочной характеристикой поведения ребенка. Высказывая

свои чувства без приказа, осуждения или выговора, учитель оставляет за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого. Схема «Я-высказывания» такова:

1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: «Когда я вижу,
что ты…», «Когда это происходит…», «Когда я сталкиваюсь
с тем, что…».

2. Точное называние своего чувства в этой ситуации: «Я чув­
ствую…», «Я не знаю, как реагировать…», «Я огорчаюсь…».

3. Называние причин этого чувства: «Потому что я не люблю
грязь», «Потому что ты нарушил обещание».

Развитию коммуникативной толерантности и формирова­нию позитивного имиджа педагога способствует знание и вы­полнение «заповедей общения» (А.Б. Добрович):

• Отношения с людьми — главное в любой деятельности, а
тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоот­
ношениями с окружающими людьми, стройте их на взаи­
мопонимании и доверии.

Еще статьи:  Любимому мужу смс

• Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на дос­
тижении ваших конкретных целей и задач. Будучи учите­
лем, не превращайтесь в чиновника, для которого програм­
ма, план урока — главное. Не забывайте, что ребенок, его
интересы, стремления, его настоящее и будущее — вот смысл
вашей работы.

• Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно
отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его
уникальным, неповторимым. Помните, что каждый чело­
век уникален и к каждому необходим свой подход.

• Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сло-
• жившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с

ним, а не с его официальным статусом, своими представле­ниями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.

• Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других лю­
дей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с
ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с
которым общаетесь.

Чаше улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружа­ющих людей, создает благоприятный эмоциональный на­строй, вызывает у других стремление общаться с вами. . развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.

Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 655;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Екатерина Фетищева
Тренинг по культуре педагогического общения

Групповое развивающее занятие для педагогов

«Культура педагогического общения»

Задачи:

• Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование навыков общения;

• Способствовать повышению у педагогов уровня развития эмпатии, коммуникативных умений посредством тренинговых упражнений;

• Создание в группе рабочей психологически комфортной атмосферы.

Оборудование: карточки с изображением геометрического узора, бумага для рисования, карандаши.

ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ

Цель: знакомство, снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.

Содержание: все участники стоят в кругу. Первый игрок (это может быть ведущий, если группа малоактивна) говорит: «Здравствуйте. Я — Таня. Я сегодня вот такая» (показывает свое состояние мимикой, жестами). Вся группа говорит: «Здравствуй, Таня. Таня сегодня вот такая» и повторяет жесты, мимику Тани. Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих, все участники хором говорят: «Здравствуйте!»

Основная часть

Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с детьми, родителями, педагогами. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями человека. Владение профессионально-педагогическим общением – важнейшее требование к личности педагога. Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения.

Общение бывает вербальным (речевым) и невербальным (неречевым).

Основным навыком эффективного взаимодействия является наличие культуры слушания.

Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение.

Слушание может быть активным, пассивным, эмпатическим.

Активное слушание – когда на первый план выступает отражение информации.

Продуктивные способы активного слушания:

Повторение – цитирование сказанного партнером в своих фразах («Итак, ты считаешь… (далее цитата)» или «Насколько я тебя поняла. (далее цитата)»

Перефразирование – состоит в возвращении собеседнику его же высказываний, выбирая наиболее существенные моменты («По вашему мнению…», «Другими словами). Цель – уточнение информации.

Резюмирование предполагает сокращенное воспроизведение слов партнера. Помогает при обсуждении претензий или несогласий («Если теперь подытожить сказанное…»)

Развитие идеи (интерпретация сказанного) позволяет уточнить смысл сказанного («Ты, вероятно, имеешь в виду, «Вы, наверное, говорите это, потому что?»)

Активное слушание не эффективно, когда Вы слушаете человека, пребывающего в состоянии сильного эмоционального напряжения. Приемы активного слушания работают тогда, когда вы учитываете ситуацию, эмоциональное состояние собеседника.

Пассивное слушание – бывает, приходится слушать человека, находящегося в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, здесь приемы активного слушания не срабатывают. В таких случаях вашему партнеру надо только одно – успокоиться, овладеть собой, только после этого с ним можно будет общаться, только тогда он сможет услышать то, что вы говорите. Здесь важно просто слушать человека и давать ему понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом помогают так называемые «угу-реакции»: «да-да», «угу», кивание головой. Техника эта требует от вас одного: чтобы разговор не прерывался, пока собеседник не «остынет». Затем можно включать активное слушание.

Эмпатийное слушание – способность понять чувства собеседника, разделить их. При эмпатийном слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не критикуют, не поучают. Методика применима, когда человек сам хочет поделиться с Вами какими-то переживаниями. В таких случаях полезно «подстроиться» к партнеру в мимике, жестах, эмоциях.

На пути взаимопонимания лежат барьеры общения, из-за которых люди не могут раскрыться, понять друг друга.

Под барьерами общения подразумевают те немногочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им.

Существуют:

Коммуникативные Психологические

Когда человек не понимает речи, например, если люди

собеседника по тем или иным не понимают друг друга

причинам, например, если речь из-за разницы в возрасте

искажена или люди беседуют на или первое впечатление

разных языках. оказало слишком сильное

влияние.

Личностные барьеры педагогического общения бывают:

• Стереотипы мышления – устойчивое, упрощенное мнение о людях (учителях, учениках и ситуациях)

• Предвзятость – внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам.

• Неправильное отношение друг к другу

• Отсутствие внимания и интереса к другому

• Пренебрежение фактами

• Барьер страха

• Барьер страдания

• Барьер плохого настроения

• Барьер презрения

• Барьер недостаточного понимания важности общения

• Барьер речи

Еще статьи:  Люблю мужа но изменяю

Каждый образованный человек может назвать, как преодолеть барьеры общения: быть, прежде всего, хорошим слушателем, быть компетентным в обсуждаемом вопросе, дружелюбно настроенным, уметь вызвать положительные эмоции, производить приятное впечатление внешним видом и манерами, соблюдать правила этики.

В общении рекомендуется придерживаться следующих правил:

• проявлять искренний интерес и внимание к коллегам;

• быть приветливым, внимательным, создавать благоприятную атмосферу;

• как можно чаще в разговоре произносить имя собеседника;

• уметь терпеливо слушать другого, проявляя сопереживание;

• никогда не унижать человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре;

• хвалить другого человека, подчеркивать его значимость и компетентность;

• обращать внимание людей на их ошибки в косвенной форме;

• прежде чем критиковать другого, сказать о своих ошибках;

• задавать вопросы вместо того, чтобы давать приказания;

• хвалить человека за каждый его даже скромный успех и быть при этом искренним;

• делать так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите;

Педагогическое общение – это межличностное взаимодействие субъектов педагогического процесса, состоит в передаче общественного и профессионального опыта.

Сейчас я Вам предлагаю проиграть ситуацию того, как неумелое слушание может исказить передаваемую информацию.

1. Упражнение на развитие навыков слушания

Текст: «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается, т. к. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских. Он должен вернуться к 14 часам, к началу педсовета, но если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополнительно 2 часа по астрономии».

Анализируется, как и когда была искажена информация.

Делается вывод: так и в жизни (в семье, на работе, среди знакомых) информация искажается, принося тем самым различного рода вред. Значит, и дети могут доносить до близких взрослых неверную информацию. 2. Упражнение «Рисование по инструкции»

Психологический смысл упражнения. Развитие умений четко и однозначно излагать информацию, внимательно слушать и действовать по инструкции, задавать уточняющие вопросы. Описание. Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением. Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести ее изображение.

Упражнение проводится с обратной связью – рисующий участник может задавать уточняющие вопросы.

Обсуждение. Какие условия необходимы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково понимался говорящим и слушающим? Что было трудно? Что не получилось? Почему?

(Условия для каждого индивидуальны и каждый для себя эти условия создает).

3. Игра-активатор “Друг к дружке”.

Ведущий: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

– Правая рука к правой руке!

– Левая рука к левой руке!

– Спина к спине!

– Друг к дружке!

– Бедро к бедру!

– Ладошка к ладошке!

– Пятка к пятке!

– Друг к дружке!

– Носок к носку!

– Живот к животу!

– Большой палец руки к большому пальцу руки!

– Друг к дружке!

– Бок к боку!

– Колено к колену!

– Мизинец к мизинцу!

– Друг к дружке!

– Затылок к затылку!

– Локоть к локтю!

– Кулак к кулаку!

Все. Спасибо. Садитесь

Рефлексия чувств.

Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать выполнять упражнения.

После окончания этого этюда участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями.

4. Упражнение «Волшебные слова»

Все люди на свете испытывают потребность в общении. О современной культуре общения можно говорить лишь в том случае, если в речевой «репертуар» включены манеры общения, подчеркивающие интеллигентность и воспитанность. К ним можно отнести: доброжелательность, отзывчивость, вежливость.

Требовать от других можно только то, что ты способен дать и даешь сам. Очень часто эту простую истину забывают, особенно дома, в отношениях с близкими родственниками.

Ведущий: Одним из основных коммуникативных умений, которыми должен овладеть общительный человек, является умение говорить “волшебные слова”. В самом начале разговора нужно расположить собеседника к себе, сказать несколько слов, которые помогли бы вам установить более теплые и приятные отношения

Сегодня мы вспомним некоторые “волшебные слова” и выражения.

Какие “волшебные слова” вы знаете? Прошу высказываться. При этом желательно обосновать, в каком случае то или иное слово будет уместным и даст нужный эффект.

Ответы педагогов.

Пословицы:

Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

Худое слово и сладким мёдом не запьёшь.

Слово не воробей, выпустишь – не поймаешь.

Говорить не думая, что стрелять не целясь.

Из одних слов шубы не сошьёшь.

Анкета “Обратная связь”

Анкета «Мнение»

1. Степень твоей включенности: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

(Обведи кружочком соответствующий балл.)

2. Что мешает тебе быть более включенным в занятие?

3. Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых тебе удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.

4. Что тебе не понравилось на этом занятии? Почему?

5. Твои замечания и пожеланию ведущему (по содержанию, по форме занятий и т. п.)

Ведущий: Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи!

Автор статьи:
Обо мнеОбратная связь
Оценка 3.8 проголосовавших: 29
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here