Методики по психологии

Полное собрание материалов по теме: методики по психологии от специалистов своего дела.

Автор:

17 сентября 2015 17:20

Эти тесты помогут оценить состояние психического здоровья, уровень интеллекта, близость депрессии, ваш темперамент и многое другое. Может вы на грани срыва? Почему в голову лезут ТАКИЕ мысли? Почему так тяжело на работе? Почему плохо сплю? И ещё в тысяче других вопросов поможет разобраться психология.

Цветовой тест Люшера

Источник:

Тест позволяет провести быстрый анализ личности на основе информации, полученной при простом выборе цветов. Фактически, это моментный тест, полезный для определения состояния человека в конкретный момент

Пройти тест Люшера

Тест “Пятна Роршаха”

Источник:

Тест для исследования психики и её нарушений. Эффективность теста Роршаха до сих пор окончательно не установлена. В то же время он помогает психологу и психиатру получить очень важные данные для диагностики личности и её нарушений.

Пройти тест Роршаха”

Тесты на темперамент и другие аспекты личности

Источник:

Тест Айзенка на темперамент позволяет определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости.

Пройти тест Айзенка на темперамент

.

Портретный тест Сонди известен также как тест портретных выборов

Пройти портретный тест Сонди

.

Я-структурный тест Аммона был придуман немецкой школой психоанализа и психиатрии, адаптирован ведущими учеными Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В.М. Бехтерева. И представляет из себя опросник, по результатам которого возможно оценить многие психологические аспекты личности.

Пройти Я-структурный тест Аммона (более 200 вопросов!)

Тесты на определение уровня интеллекта

Источник:

Тест Айзенка на интеллект. Это один из самых известных тестов, который поможет определить уровень IQ.

Пройти тест Айзенка

Тест Рейвена предназначен для распределения испытуемых по уровню их интеллектуального развития. Авторы теста: Джон Рейвен и Л. Пенроуз

Пройти тест Рейвена

Тесты на нервно-психическую устойчивость и депрессию

Источник:

Методика разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости.

Пройти тест ЛВМА

Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К. К. Яхин, Д. М. Менделевич)

Пройти тест на выявление невротических состояний

Тест депрессии Бека предложен в 1961 году на основе клинических наблюдений, позволивших выявить перечень симптомов депрессии.

Пройти тест Бека

Опросник для определения депрессии разработан в НИИ психоневрологии им. Бехтерева для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии.

Пройти тест для определения депрессии

Делимся результатами в комментариях.

Ссылки по теме:

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Новости партнёров

Проводить психологические тесты и корректно интерпретировать их результаты может только психолог. Но все же существуют некоторые авторитетные тесты, которые могут помочь вам самостоятельно заглянуть в глубины своего сознания.

AdMe.ru собрал 10 наиболее известных психологических тестов ХХ века, которым можно доверять.

  • Тест СМИЛ — Тест, определяющий разные стороны вашей личности: начиная от склонности к шизофрении, заканчивая тягой ко лжи. По этому тесту можно буквально вас прочитать, именно поэтому к нему зачастую прибегают при приеме на работу.
  • Опросник невротизации — Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний и их проявлений. Поверьте, благодаря этому тесту вы можете найти то, что вас беспокоит.
  • Тест Люшера — Всем известный цветовой тест расскажет о вашем эмоциональном состоянии, степени тревожности и скрытых внутренних проблемах. Примечательно, что на разных этапах жизни люди выбирают разные цвета.
  • Многофакторный личностный опросник Кеттела — Делает глубокий анализ вашей личности. Тест настолько точен, что даже был использован даже при приеме в некоторые подразделения военных сил США.
  • Шкала депрессии Аарона Бека — Название говорит само за себя.
  • Тест Сонди — Выявляет предрасположенность к определенным психическим заболеваниям, которая, к слову, есть у каждого человека, и на ее основе дает рекомендации по личностной самореализации. В тесте нужно выбирать портреты, некоторые из которых давят на психику людей. Проверьте свою.
  • Тест Роршаха — Тест для исследования личности по чернильным пятнам. Известен также под названием «пятна Роршаха». Ваши ассоциации смогут многое о вас рассказать.
  • Тест Мюнстерберга — Эту методику иногда используют при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности, концентрации и высокой помехоустойчивости. В заданиях вам нужно найти слова в сплошных строчках. Кажется, что это легко, а справится могут далеко не все.
  • Тест фрустрации Розенцвейга — Тест предназначен для исследования вашей реакций на неудачу и способов выхода из сложных ситуаций. В заданиях представлены картинки с различными жизненными ситуациями, из которых вам нужно найти выход.
  • Я-структурный тест Аммона — Тест выявляет основные личностные функции: агрессия, тревога, страх, ваши отграничения, нарциссизм и сексуальность. Узнайте, что управляет вами.

Фото на превью Heel & Toe Films

  

Библиотека » Психологические тренинги, методики исследований

БИБЛИОТЕКА «ПСИ-ФАКТОРА»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Описания методик. Математические методы в психологии. Тесты. Тренинги. Деловые игры. Графология. Методология. Научные исследования. История психологии. Психологические эксперименты. Академические дискуссии.

 Основы психодиагностики (Т. Дуткевич., О. Савицкая)
Психодиагностическая работа — это одно из самых сложных направлений и форм деятельности практического психолога, которое требует специальной подготовки. »»»  Психологические тесты: надежность и валидность
Любая применяемая батарея тестов (в том числе компьютерная) должна отвечать базовым требованиям надежности и валидности. »»»  Классификация психодиагностических методик (В. Дюк)
Психодиагностика характеризуется широким спектром методических подходов. Многообразие этих подходов обусловливает существование различных систем классификации психодиагностического эксперимента. »»»  Введение в проективную психодиагностику (Л. Бурлачук)
О том месте, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике. Классификация проективных методик. »»»  Тест Роршаха — проективный тест чернильных пятен
Проективный тест, с помощью которого на основе интерпретаций чернильных пятен можно проанализировать личность человека и определить черты его характера. »»»  Тест Роршаха: картинки и расшифровка. Описание карточек, интерпретация результатов
Для теста Роршаха нужно десять картинок (карточек) с чернильными пятнами. Исследователь показывает их в определенном порядке. »»»  Диагноз по чернильным кляксам (Б. Белый)
Что же принципиально нового внес Роршах? Почему его тест получил всемирное признание?  »»»  Тест Роршаха. Практика и теория (Б. Белый)
В монографии подробно изложены способы расшифровки и интерпретации результатов теста для разных категорий испытуемых: взрослых, детей, психически больных…  »»»  Тест Роршаха и структура психического образа (А. Эткинд)
Роршах выделял три категории, по которым обрабатывается каждый ответ в тесте: локализация ответа, детерминация ответа, содержание ответа.  »»»  Тест Роршаха в клинической практике (О. Сыропятов)
Пособие для врачей и психологов. Тестирование состоит из четырех этапов: выполнения задания; опроса; использование аналогий; определения пределов чувствительности.  »»»  Тест Люшера — описание и интерпретация
Руководство по тесту Люшера. Процедура и интерпретация результатов. »»»  Цветовой тест Макса Люшера (Б. Базыма)
Структура и процедура теста Люшера. »»»  Восьмицветный тест Люшера: стимульный материал
PDF-файл с изображением 8 цветных карточек Люшера, которые можно на принтере. »»»  Метод цветовых выборов (Л. Н. Собчик)
Модификация теста Люшера. »»»  Опросник темперамента Я. Стреляу (С. Крутов)
Описание психологического опросника Стреляу »»»  Методика 16 PF Р. Кеттелла: описание факторных полюсов и влияний темпераментных типовых реакций на особенности поведения (С. Крутов)
Эта психологическая методика отражает характерологические и поведенческие особенности личности »»»  Тест Кеттелла 16 PF. Психологическая интерпретация факторов
Вопросы теста Кеттелла носят проективный характер и отражают часто встречающиеся жизненные ситуации. »»»  Методика MMPI: особенности и принципы использования (С. Крутов)
Психологическая методика MMPI построена по принципу опросника. »»»  Игропрактика: новые инструменты в психологии (Е. Рабей)
Психологических, трансформационных, интеграционных и других игр сейчас существует огромное количество. Все они различаются по форме, содержанию, целям и наполнению.. »»»  Деловая инновационная игра как метод развития организации (В. Дудченко)
Инновационная деловая игра ориентирована на объединение людей для выработки инновационных (новых для данной организации, отрасли, промышленности) решений. »»»  Социально-психологический тренинг: история, задачи, принципы
В отечественной психологи сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом. »»»  Основы социально-психологического тренинга
Не углубляясь в теоретические проблемы социально-психологического тренинга, остановимся на практических целях, задачах и главных принципах работы тренинговых групп. »»»  Тренинг поведения и психодрама (Е. Головаха, Н. Панина)
Созданы и успешно действуют тренинговые группы, в которых люди осваивают различные формы общения. »»»  Психодрама как тренинг чувственного общения (Р. Гарифуллин)
В психодраме применяются различные психотехники, проигрываются различные ситуации прошлого, настоящего и даже будущего. »»»  Психогимнастика в тренинге: упражнения (С. Макшанов, Н. Хрящева)
В результате психогимнастических упражнений могут происходить изменения в состоянии группы и отдельных ее участников. »»»  Психогимнастические упражнения содержательного плана (С. Макшанов, Н. Хрящева)
Не углубляясь в теоретические проблемы социально-психологического тренинга, остановимся на практических целях, задачах и главных принципах работы тренинговых групп. »»»  Психологические принципы обучения взрослых (К. Фопель)
Основные принципы современной теории обучения, основанной на результатах новейших исследований мозга. »»»  Групповая сплоченность — игры и упражнения (К. Фопель)
Представлены игры и упражнения, помогающие уже на первом этапе тренинга создать в группе атмосферу сплоченности и доверия, раскрыть творческий потенциал участников. »»»  Сочинение историй как метод групповой психологической работы (К. Фопель)
Само слушание чужих историй уже может быть целительным… »»»  Психологический тренинг «Любимые и нелюбимые сказки» (И. Вачков)
Тренинг работает на сплочение группы, на развитие творческого воображения участников, на формирование навыков эффективной коммуникации, на развитие эмпатии. »»»  Тренинг «Психологическая баня» (А. Дедушка)
Если вы работаете с подростками, ведете группы или задумываетесь над воспитательными возможностями тренинга личностного роста, то «Психологическая баня» — для вас! »»»  Психологический тренинг самоопределения (А. Ткаченко)
Психологический тренинг является авторской разработкой. Позволяет сделать сознательный выбор дальнейшего жизненного пути в направлении самореализации. »»»  Тренинг профессионального мастерства для психолога-консультанта (А. Ткаченко)
Тренинг предназначен для формирования умений поведения психолога-консультанта в критических ситуациях, когда взаимоотношение с клиентом приобретает характер поступка. »»»  Тренинг инновационного мышления (Н. Овчинников)
Тренинг включает теоретический материал и практикум по решению задач. Предназначен для обучения специалистов с высшим образованием, студентов или начинающих предпринимателей. »»»   Темперамент индивидный или личностный? (В. Стукас, Э. Унтилова)
Диагностика соционического темперамента на основе психомоторного теста. »»»  Психологическая типология, которая работает (В. Стукас)
Обзор базовых положений постюнгианской типологии (соционики). »»»  Социометрия как метод и наука об обществе
Создателем социометрии как экспериментальной психологической методики и науки об обществе является Джекоб Морено. »»»  Социометрия: исследование межличностных отношений в группе
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их улучшения. Она позволяет проводить измерение авторитета формальных и неформальных лидеров. »»»  Социометрия Дж. Морено — методика, процедура, обработка результатов. Социограмма
Социометрическая методика предназначена для оценки межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатии, привлекательности. »»»  Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры (И. Дмитриев)
Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных. »»»  Контент-анализ — описание метода
Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте, с целью выявления или измерения различных тенденций, отраженных в этих документах. »»»  Проведение контент-анализа (С.И. Григорьев)
После определения системы категорий контент-анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста.. »»»  Фокус-группа (А. Кармин)
Метод фокус-группы представляет собою обобщение фокусированного интервью. »»»  Методика проведения фокус-групп (Ю.С. Колесников)
Качественный метод сбора информации в однородных группах, имеющий фокус обсуждения. »»»  Введение в метод фокус-групп (Д. Бэлл)
Описание методики, особенности применения, проведение, количество участников и др. »»»  Фокус-группа в маркетинге (П. Штольц)
При изучении фокус-групп можно получить широкий круг мнений потребителей… »»»  Математическая формула любви (Е. Сушко)
Методика определения критических точек во взаимоотношениях партнеров, основанная на данной формуле, используется специалистами Беларуси, Украины, Германии. »»»  Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант (А. Павлов)
Суть методики состоит в том, что по внешним признакам (визуальная психодиагностика) можно определить особенности характера — доминанты. »»»  Достоверен ли проективный метод в психологии? (В. Петрова)
Проективный метод основан на убеждении психологов в том, что когда человек толкует действия другого, он подсознательно приписывает ему собственные качества… »»»

См. также:  Как понять что он тебя любит?

««« Пред. раздел   След. раздел »»»

 

Методики, использующиеся в настоящее время в практике медицинского психолога, можно разделить на 2 большие группы: первая объединяет методики, ориентированные на оценку познавательных (когнитивных) психических процессов, вторая включает методические приемы, применяемые при исследовании личности.

Методики исследования познавательных (когнитивных) процессов. В обобщенной, соответствующей клинической терминологии форме этими методиками пользуются для оценки мнестико-интеллектуальной сферы больного, т.е. при изучении процессов восприятия, памяти, мышления, внимания, речи и других функций.

Патопсихологические и нейропсихологические методики оценки восприятия построены с учетом его различных модальностей. К последним относятся зрительное опознавание реальных, контурных, зашумленных и расфокусированных изображений (например, проба Поппельрейтера), опознание фигур на ощупь и манипуляция с ними в тактильной сфере (например, доска Сегена); восприятие на слух и оценка ритмических структур; узнавание знакомых портретов известных лиц; восприятие объектов, требующих зрительно-пространственной переработки (схематические часы, контурная географическая карта). Следует подчеркнуть, что нарушение или искажение восприятия нередко выявляется при опознании не единичных объектов, а их комплекса с увеличением объема перцептивного задания.

Выявление нарушений памяти осуществляется в ситуации произвольного или непроизвольного запоминания. При этом используются задания на заучивание последовательностей слов, зрительных объектов, цифр, фраз и специальных рассказов. Одной из информативных методик исследования памяти является “Пиктограмма”, в которой запоминание осуществляется с помощью специальных средств в виде выполняемых больным рисунков, отражающих его ассоциации в связи с каждым из элементов предлагаемой для запоминания последовательности слов и словосочетаний.

Достаточно большое число клинико-экспериментальных методик направлено на исследование мышления. Это прежде всего методика “Классификация предметов”, предоставляющая возможность изучить различные аспекты мыслительной деятельности. Известны также такие методики, как сравнение и определение понятий, решение арифметических задач различной степени сложности; понимание переносного смысла пословиц и метафор; интерпретация больным сюжетной картинки или набора картинок с последовательным изложением сюжета; методика “Исключение предметов” и т.д.

См. также:  Статьи про отношения

Некоторые методики целенаправленно создавались для оценки внимания (его устойчивости, избирательности) в сочетании с оценкой общей работоспособности больного, темпа и стабильности выполнения заданий. К ним относятся корректурная проба (вычеркивание на бланке с напечатанными буквами заданной экспериментатором буквы), метод составления натуральной арифметической последовательности из случайного разброса чисел в таблице (таблицы Шульте, таблица Горбова); сложение однозначных чисел, записанных на бланке в столбик (счет по Крепелину) и т.п. Эти методики основаны на выполнении заданий в течение достаточно длительного времени с фиксацией в эксперименте определенных временных отрезков в общем континууме времени выполнения и последующей оценкой продуктивности работы больного и темпа выполнения задания.

Существует множество патопсихологических и нейропсихологических методик, применяемых для диагностики речевых расстройств в их разнообразных и специфических проявлениях, оценки выполнения специальных произвольных движений по заданной программе и других (более подробное описание методик клинико-психологического исследования — см. С.Я. Рубинштейн. Экспериментальные методики патопсихологии.—М.: Медицина, 1970;Е.Д. Хамская. Нейропсихологическая диагностика,—М., 1995; Общая психодиагностика/Под ред.А.А. Бодалева, В.В. Сталина.—М.: Изд-во МГУ, 1987; и др.).

Методики исследования личности. Методические приемы исследования личности больного можно разделить на 2 подгруппы: методики прямого исследования личности и методики косвенного (опосредованного) ее изучения.

В подгруппу методик прямого исследования личности традиционно входят методика оценки запоминания прерванных действий (выявляющая мотивационную активность больного), методика исследования уровня притязаний (позволяющая оценить динамические характеристики мотивации в зависимости от успешности или неуспешности решения отдельных субтестов в общей структуре методики); методика самооценки Дембо — Рубинштейн (направленная на выявление рефлексивных возможностей больного и его критичности в актуальной ситуации).

В настоящее время весь спектр методик прямого исследования личности постоянно расширяется за счет внедрения в клиническую практику экспериментальных процедур, разрабатываемых в общей психологии для изучения личности в норме. Применение этих методик в клинико-диагностических целях еще требует их клинической апробации и нозологической верификации с учетом клинических особенностей изучаемого заболевания и концептуальных построений, касающихся структуры личности. Последний тезис имеет отношение и ко второй подгруппе личностных методик.

См. также:  Я не люблю мужа как жить

К методикам косвенного изучения личности относятся проективные тесты, а также различные опросники и шкалы. Все они позволяют на основе специально разработанных процедур интерпретации получаемых данных (в их количественном и качественном выражении) получить сведения об особенностях личности через оценку ее динамических характеристик и отдельных составляющих (мотивация, самооценка, эмоции, уровень субъективного контроля, межперсональные взаимодействия и отношения, акцентуации характера и т.д.). Основная ценность этих методик определяется возможностями многомерного подхода к исследованию личности, позволяющего “объединить достоинства целостного подхода, свойственного клиническому методу, с достоинствами метрического подхода, присущего двухмерному эксперименту” (Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.—М.: Просвещение, 1985.—С.5). Приведенная цитата имеет своей целью привлечь внимание читателя к необходимости глубокого понимания методической направленности личностно-ориентированных процедур при их выборе для решения клинико-диагностических задач.

На современном этапе в практике работы медицинского психолога наиболее часто используются следующие методики: “Незаконченные предложения”, “Тематический апперцептивный тест” (ТАТ), “Цветовой тест Люшера”, “Цветовой тест отношений” (ЦТО), Миннесотский мультифазный личностный тест (Minnesota multiphasic personality inventory — MMPI), тест Кеттелла (16PF — опросник), диагностика межличностных отношений Т. Лири, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко и Н.Я. Иванова, косвенное измерение системы самооценок (КИСС). Основные принципы проведения исследования по перечисленным методикам, направленность их на те или иные функции и оценка результатов даны в табл.1.

Методика

Направленность

Задача испытуемого

Принципы оценки результатов

Тест Люшера

Исследование функционального, эмоционального состояния (настроения), наиболее устойчивых черт личности

Предъявляются карточки 8 цветов (каждый цвет имеет свою психологическую интерпретацию). Испытуемый составляет последовательность цветов по предпочтению (делается 2 выбора)

Статистическая обработка оценки положения и взаимного расположения основных цветов

ЦТО

Исследование сознательного и неосознаваемого уровней отношения человека (цветовые ассоциации)

Совместно с психологом составляется список лиц (понятий) из окружения. Предъявляется 8 цветов (соответствующих цветам теста Люшера). Каждому лицу (понятию) подбираются подходящие цвета

а) качественный анализ цветоассоциативных ответов; б) формализованный анализ цветоассоциативных ответов

MMPI

Многопрофильное исследование личности по 9 шкалам

Предлагается текст опросника, утверждения которого касаются состояния здоровья и характера испытуемого. На специальном бланке фиксируются ответы испытуемого (да или нет)

На основе ответов испытуемого строится профиль его личности с учетом значения шкалы коррекции. По показателям 9 шкал дается интерпретация личностных особенностей

Опросник Кеттелла

Исследование диагностирует черты личности (конституциональные факторы)

Испытуемому предлагается текст опросника, вопросы которого носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации. Ответы заносятся на специальный бланк (да, нет, иногда)

Ответы испытуемого оцениваются с помощью специального “ключа”. Затем проводится интерпретация результатов

ТАТ

Проективное исследование раскрытия внутреннего мира личности, субъективных переживаний, мыслей

Испытуемому предлагается ряд фотографий, отображающих неопределенные ситуации (с участием одного или нескольких персонажей) и имеющих эмоциональный подтекст. Испытуемый составляет по этим картинкам рассказ, в котором отражается временная перспектива сюжета

а) качественный анализ ассоциативных ответов; б) формализованный анализ ассоциативных ответов. На основании этого делается вывод о характере межличностных отношений обследуемого

Тест Т.Лири

Исследование представлений о себе и идеальном “Я”, изучение взаимоотношений в малых группах

Испытуемому предлагается опросник из 128 оценочных суждений. Делается выбор утверждений, относящихся к себе, к другим и идеалу

Производится подсчет баллов с помощью специального “ключа”, полученные показатели переносятся на диско-грамму, строится личностный профиль

Методика КИСС

Исследование целостной системы самооценки, иерархии ценностей и личностных смыслов

Испытуемому предлагаются схематические изображения человеческих лиц (на схеме лица отсутствует рот). Испытуемый ранжирует “лица” по параметрам, задаваемым экспериментатором. Затем нужно разложить карточки по “похожести на себя”

Определяется коэффициент ранговой корреляции. Строится графическое изображение самооценки, делается вывод об общем принятии себя и о том, насколько данное качество ценится испытуемым

ПДО

Исследование акцентуаций характера

Испытуемому предъявляется опросник, от него требуется осуществить выбор вопросов из групп, объединенных в “тематические блоки”

Подсчитываются баллы с помощью специального “ключа”. Результаты сравниваются с нормативными показателями

Незаконченные предложения

Исследование системы отношений к себе и к своему социальному окружению

Испытуемому предъявляется 60 незаконченных предложений, которые он должен закончить

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология отношений
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: