О приобретении мудрости

Полное собрание материалов по теме: о приобретении мудрости от специалистов своего дела.

Приобретение мудрости

Соломон придает большое значение приобретению понимания и еще более высокое значение – приобретению мудрости. Вот некоторые преимущества, которые он обещает тем, кто строит свою жизнь на основании мудрости.

Кладезь знаний. Представьте, что вы обладаете таким счетом в банке, что в любое время, когда захотите, сможете выписать чек, не задумываясь о сумме. Соломон убежден, что мудрый человек хранит знание на таком «счету мудрости». Он может пользоваться им всякий раз при необходимости в той ситуации, где требуется мудрое решение. Если ему нужно решить какую-то проблему или принять мудрое решение, чтобы извлечь выгоду, он всегда может воспользоваться знаниями из своей сокровищницы мудрости. Но глупцы поступают иначе. Соломон утверждает: «Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая погибель» (Притчи, 10:14).

Понимание того, почему вы поступаете так, а не иначе. Сколько раз вы совершали что-то глупое, бессмысленное, проявляли бесхарактерность, думая при этом: «Почему я все-таки поступил так?» или «О чем я думал?». Если вы не находите объяснения своему поведению, то будете повторять эти слова снова и снова. Это не та ситуация, когда вы приобретаете мудрость. Соломон напоминает нам: «Мудрость разумного – знание пути своего…» (Притчи, 14:8). Когда вы станете более ясно понимать свое поведение и потребности, то сможете устоять перед влечениями, соблазнами и всегда сделать правильный выбор.

Источник жизни. Большинство из нас помнит из уроков истории Америки, что Понсе де Леон был первым европейцем, чья нога ступила на землю Флориды. Он искал источник вечной молодости. Но не нашел его, потому что такого источника не существует. Соломон открывает гораздо более полезный и чудотворный источник, называя его «источником жизни» (Притчи, 16:22). Что это такое? Понимание. Так же как и животворный источник, понимание не только дает жизнь вашим потребностям и сокровенным желаниям, но и превращает вас в источник жизни для тех, кто находится рядом с вами.

Уважение со стороны власть имущих. Когда вы были ребенком, для вас не было ничего лучше, чем когда тренер или учитель улыбались и, одобрительно похлопывая вас по спине, говорили: «Молодец! Хорошая работа!» То же самое можно сказать и о взрослых. Мы не любим, когда человек, обладающий властью, сердится на нас, будь то супруг или супруга, начальник или полицейский. Соломон советует помнить, что когда мы поступает мудро, то приобретаем уважение тех, кто наделен властью (Притчи, 14:35). Он также напоминает: «Хвалят человека по мере разума его…» (Притчи, 12:8). Похвала – это возвышение человека, сопоставимая с наградой. На работе этой наградой бывает обычно премия или повышение заработной платы.

Значимость и почет. Согласно Гэри Смолли, самое важное желание человека – это то, чтобы другие им восхищались. Каждый – будь то мужчина или женщина, мальчик или девочка – хочет чувствовать, что его ценят. И Соломон учит нас, что единственный верный путь к тому, чтобы вас ценили и уважали, – это стать мудрым: «Мудрость унаследует славу».

Богатство. Соломон говорит как о материальном, так и о духовном богатстве. К материальным богатствам можно отнести, например, должность, банковский счет, имущество. Духовные богатства заключаются в любви, удовлетворенности, радости, мире и в том опыте, который вы приобрели, а также в той помощи, которую оказали ближнему. Очень многие люди жертвуют духовным богатством в погоне за материальным. Я убежден, что процесс приобретения материальных благ требует гораздо меньше мудрости, чем приобретение духовных. Соломон утверждает, что мудрый человек может приобрести и то, и другое. «Венец мудрых – богатство их…» (Притчи, 14:24). Заметьте, Соломон учит нас, что сердце мудрого обращено на систему ценностей, которая отражает истинную мудрость, и на духовные ценности и приоритеты, которые открывает мудрость. Поэтому даже самый богатый человек из тех, кто когда-либо жил, имел право сказать: «Приобретение мудрости гораздо лучше золота! И разум предпочтительнее отборного серебра».

См. также:  Как восстановить отношения с мужчиной?

Защита и безопасность. Имея в виду мудрость, Соломон советует: «Тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя… Дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь» (Притчи, 2:11–12). Мудрость предохраняет нас не только от опасных ситуаций, но, что не менее важно, не позволяет нам стать жертвой людей, которые руководствуются безнравственными принципами, мотивами или намерениями: будь то люди, желающие выманить у вас деньги, или коллеги по бизнесу, которые хотят, чтобы вы закрыли глаза на их безнравственные действия или дурные привычки. Соломон считает, что следует стремиться достичь такой проницательности, которая позволяет определять безнравственных людей по их поведению. Он утверждает, что эта проницательность, понимание и мудрость уберегут человека от сотрудничества с теми, кто может доставить ему много неприятностей.

Долгая жизнь. На самом деле тот, кто строит свою жизнь, руководствуясь мудростью, будет жить долго: «Приобретай мудрость, приобретай разум…», «…и умножатся тебе лета жизни» (Притчи, 4:5–10). Соломон усматривает разницу между знанием и мудростью. Я приведу пример, который показывает это различие. Почти каждый знает, что если он не будет пристегивать ремень безопасности, это может стоить ему жизни, и, несмотря на это, половина из 43 тысяч человек, которые ежегодно погибают в автомобильных катастрофах, – это те, кто не пристегивает ремни безопасности. Всем известно, что курение делает жизнь человека короче, но каждый год тысячи американцев умирают от болезней, причиной которых является курение. Недостаточно просто знать. Соломон отмечает, что для того, чтобы получить эти награды – «лета жизни», надо учиться мудрости и постоянно прибегать к ней.

Следующая глава >

В этой статье Шаги Дополнительные статьи

Первое, что вы как будущий философ должны понять – это то, что вы ничего не знаете.Сократу как-то сказали, что он самый мудрый человек в Афинах. Каков был его ответ? Не может быть! Его знаменитые слова: “Я знаю только то, что я ничего не знаю”.

Шаги

  1. Познайте, что мудрость не есть нечто приобретаемое чтением пошаговых инструкций.

    Это цель всей жизни, и успеха в одно мгновение не приобрести.

    • Мудрость – результат добродетели. Аристотель учил, что посредством добродетельного образа жизни можно приобрести Eudomania – полноту счастья в жизни. Звучит великолепно, не правда ли? Будьте честны, будьте терпеливы и довольны всем, что делаете. Недостаточно просто знать, что такое добродетель. Добродетель – это дисциплина, которую необходимо практиковать в своей ежедневной жизни.
  2. Избегайте чрезмерного проявления любых эмоций. Например, щедрость – это золотая середина между расточительством и эгоизмом. Для того чтобы определить, как верно поступить в той или иной ситуации, пользуйтесь здравым смыслом.

  3. Изучайте труды великих мыслителей! Прежде всего, рекомендуются Сократ и Аристотель. Нихомахова этика Аристотеля содержит массу информации о том, что такое добродетель и как ее приобрести.

  4. Не думайте, что это исключительно ваш личный вопрос!

    Мудрость привлекает людей, но если вы полагаете, что у вас все схвачено лишь потому, что можете цитировать кое-что на тему этики, более чем вероятно, что люди просто станут перешептываться о том, что вы просто высокомерный сноб.

    • Пошаговое руководство не сделает из вас добродетельного человека. Труд, труд и еще раз труд! Но в конце вас ждет награда. Ваша жизнь станет счастливой и наполненной и подарит вам немало поводов для радости.
См. также:  Что делать если ничего не радует?

Информация о статье

Категории: Философия

На других языках:

English: Gain Wisdom, Español: adquirir sabiduría, Deutsch: Weisheit erlangen, Italiano: Acquisire Saggezza, Français: devenir une personne sage, Nederlands: Wijsheid verkrijgen, Bahasa Indonesia: Meraih Kebijakan, Português: Obter Sabedoria, Čeština: Jak získat moudrost, العربية: اكتساب الحكمة, हिन्दी: बुद्धिमत्ता हासिल करें, ไทย: สร้างเสริมปัญญา, 한국어: 지혜로운 사람이 되는 법, Tiếng Việt: Đạt được Sự thông thái

  • Печать
  • Править
  • Написать благодарственное письмо авторам

Эту страницу просматривали 3959 раза.

Была ли эта статья полезной?

Мудрость помогает справляться с различными сложностями, требующими огромного напряжения и сил. Это сочетание всех интеллектуальных качеств и глубокого понимания мотивации и эмоций. Опыт в решении трудных жизненных проблем стимулирует развитие умственных способностей.

Стратегией преодоления называют то, к чему люди прибегают сознательно, но, по утверждениям психоаналитиков, существуют еще бессознательные процессы, которые помогают оправляться от стрессов. Все бессознательные процессы, которые называют адаптивные защитные механизмы — вещи позитивные и очень полезные. Среди них есть самоутверждения, предвидения, самонаблюдения, чувства принадлежности, сублимации и подавления. Предвидение готовит нас эмоционально к неблагоприятным исходам во многих сложных ситуациях. Чувства принадлежности заставляют нас снимать трубку и болтать с друзьями о  тяжело проведенном дне. Переосмысление различных неприятностей —  распространенный, но невероятно эффективный прием. Сублимация дает возможность  преобразовывать все негативные реакции и природные побуждения в конструктивную деятельность. Эти виды защищенности имеют свойства развиваться и становиться более эффективными. Если их использовать чаще, то  устойчивость и способность к адаптации будет выше.

Как же все-таки перейти к личностному росту от переживаний? В основном, все начинается с попыток придать смысл  случившемуся. Все это происходит автоматически, в момент, когда человек пытается определить шаги и совпадения, которые привели к случившемуся событию. Далее происходит попытка воссоздания смысла жизни: создается когнитивное реструктурирование. Внутреннему миру приходится строиться заново,  в нем часто происходят огромные перемены —  в представлении и в мировоззрении о себе.  Этот процесс более осознанный.  Если его нет, то человек, не может смириться с произошедшим.

Другой важнейший фактор — межличностная поддержка. Благодаря множеству сочувствующих людей, а также  общению с ними, мы можем легко раскрываться, а потом расти, поэтому мы имеем больше шансов успешной адаптации.

Баланс между потерями и приобретениями может привести к наилучшему приспособлению. Конечно, это не означает, что для того чтобы расти необходима травма. Ведь в ней нет ничего хорошего, хотя она может за собой повлечь все важные изменения, касающиеся личности. Помимо этого, в результате посттравматического роста, человек может стать более мудрым.

Человеческая мудрость может быть благоприятной для  посттравматического роста, а может и вырасти из него, хотя, для того чтобы  стать мудрым, не обязательно переживать травматические события. В современной психологии есть две основные доминирующие теории мудрости: первая — парадигма Берлинской группы обучению мудрости, а вторая —  теория Стернберга.

1. Парадигма Берлинской группы изучения мудрости

Эту научную парадигму знают все психологи.  Она  определяет мудрость в виде знания прагматических основополагающих сторон жизни, а так же и интерес, относящийся к жизненному поведению, к целям и смыслу нашей жизни.

Ученые считают, что истинная мудрость обязательно должна соответствовать пяти критериям:

  • отличные знания прагматики или фактов жизни, реально высокий уровень информированности;
  • отличные знания об использовании этой прагматики, — «ноу-хау» в сфере принятия решений и разрешения конфликтов;
  • отличные знания большого количества жизненных ситуаций, понимание связей этих ситуаций между собой;
  • признание отличий в веровании и ценностях, а также толерантное отношение к этим отличиям;
  • признание неопределенности, умение с ней  справляться, тактичное отношение к неоднозначности.

Если человек, отвечает всем вышеперечисленным пяти критериям — его можно считать мудрым.

См. также:  Как заставить человека извиниться?

Мудрость не зависима от технического и когнитивного познания. Мудрость — сочетание всех интеллектуальных качеств и глубокого понимания эмоций и мотивации. Опыт в решении сложнейших жизненных проблем стимулирует развитие мудрости.

Берлинские исследователи, изучая мудрость, обнаружили, что, несмотря на распространенное мнение и отношение к мудрости, ею может обладать любой человек, любого возраста. Мудрость стремительно растет в юности, но в зрелом возрасте она может перестать меняться.

2. Теория Стернберга: «Мудрость как баланс»

В этой теории, мудрость является сочетанием неявного знания и практического интеллекта,  применяемого к решению сложных проблем, и ее цель достичь общего блага.  Данный имплицитный элемент, внимание на который обращал сам Аристотель, ученый  Стернберг интерпретирует, как способность улавливать и  гибкость, которых нет ни в одном  формализованном своде правил. Данная теория большое значение придает балансу, словно критерию мудрости.

Мудрость подразумевает сохранения баланса между многими интересами, в которые входят внутриличностные,  межличностные, и внеличностные. Мудрость еще включает в себя баланс между различными способами реагирования, такими как реагирование на окружающую обстановку  и на ситуацию.

Мудрость в основном, требуется в ситуациях, когда необходимо справиться с какими-либо сложными проблемами, которые могут затрагивать множество конкурирующих интересов. Плод мудрости — суждение и совет по решению проблем в интересах всеобщего блага.

Обе рассмотренные модели имеют достоинства. Акцент на балансе, несомненно, важен, но, понятие «общего блага» в себе несет скрытую оценку. И Берлинская парадигма на первый взгляд кажется достаточно полной, на самом деле ей не хватает важного имплицитного компонента мудрости. Ни одна модель не говорит о том, что могло бы являться важнейшей составляющей мудрости, — о главной способности предвидеть последствия своих действий.

Юлия Кобзева

О приобретении мудрости Илона Бoнивeлл (Ilona Boniwell), вице-президент Международной ассоциации позитивной психологии, старший преподаватель Университета восточного Лондона (University of East London). Мудрость — это то, что помогает нам справиться со сложными и требующими напряжения всех сил ситуациями. Стратегии преодоления — это то, к чему мы прибегаем сознательно, но, как утверждают психоаналитики, существуют еще и бессознательные процессы, помогающиенам оправиться от стресса. Эти бессознательные процессы, названные адаптивными защитными механизмами, — вещь позитивная и очень полезная. Среди них: предвидение, чувство принадлежности, юмор, самоутверждение, самонаблюдение, сублимация и подавление. Приведем несколько примеров. Предвидение эмоционально готовит нас к потенциально неблагоприятным исходам сложных ситуаций. Чувство принадлежности заставляет нас снять трубку и поболтать с другом или подругой о том, какой тяжелый у нас был день, не используя это как сознательную стратегию преодоления. Переосмысление неприятных ситуаций как смешных — распространенный и очень эффективный прием. Сублимация позволяет нам преобразовывать негативные реакции (например, агрессию) или сильные природные побуждения (например, сексуальное желание) в конструктивную деятельность. Все эти виды защиты обычно развиваются и становятся более эффективными с течением времени. Чем больше мы их используем, тем выше будет наша способность к адаптации и устойчивость. Мы ежедневно имеем дело со стрессом, который бывает более и менее сильным. Однако иногда мы оказываемся лицом к лицу с травмирующими событиями, способными навсегда изменить ход нашей жизни. Это могло быть цунами, унесшее или сломавшее жизни тысяч людей 26 декабря 2004 года, сексуальные домогательства, терминальная стадия рака, потеря любимого человека или ребенка, сгоревший дом или тяжелое увечье… Эти (и, к сожалению, многие другие страшные события) могут вдребезги разбить нашу картину мира. Некоторые наши представления (например, что люди хорошие или что мир справедлив) могут не выдержать такой проверки, многие цели могут утратить актуальность и смысл. Тем не менее, даже

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология отношений
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: