Перцептивная сторона общения

Полное собрание материалов по теме: перцептивная сторона общения от специалистов своего дела.

 Термин “социальная перцепция”, или, в более узком смысле слова “межличностная перцепция”, “восприятие другого человека” употребляется в литературе в несколько вольном смысле. Нужно отметить, что термин “восприятие” употребляется, в данном случае, не в общепсихологическом понимании. На самом деле, речь идет не столько о восприятии, сколько о познании другого человека. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

   Человек всегда вступает в общение как личность. Он воспринимается другим человеком как личность. На основе внешней стороны поведения, мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы “читаем” другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатление, которое возникает при этом, играет важную регулятивную роль в общении. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется и эмоциональная оценка, и попытка понять строй его поступков. На этом основывается стратегия изменения его поведения и построение стратегии собственного поведения.

   Необходимо отметить, что не все исследователи считают восприятие и познание человека самостоятельной стороной общения. Как мы уже отмечали выше, В. Н. Куликов считает познание другого человека необходимым условием успешной коммуникации, но не самостоятельной её стороной. 26 Мы не усматриваем больших противоречий в различных подходах к этому вопросу. Эта проблема, на наш взгляд, имеет значение на методологическом уровне. На практическом уровне восприятие и познание человека в процессе общения — обязательная составная часть общения.

Механизмы восприятия человека человеком

   В процесс общения включены, как минимум, два человека, каждый из которых является активным субъектом. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Каждый из партнеров уподобляет себя другому. Анализ осознания себя через другого включает в себя две стороны: идентификацию и рефлексию.

   Идентификация это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на попытке поставить себя на его место.

   Экспериментально установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией. Г. М. Андреева отмечает, что “механизм эмпатии … сходен с механизмом идентификации: там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения,… Однако… если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по иному”. 27

   Рефлексия — это еще один механизм понимания другого человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Феномены межличностного восприятия

   Существуют факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Л. Д. Столяренко на основе анализа научной литературы выделяет основные из них:

  1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

  2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми, наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

  3. Стремление сделать преждевременное заключение о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют “готовое” суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

  4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

  5. Эффект “ореола” проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке — на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.

  6. Эффект “проецирования” проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: “Все люди подобны мне” или “Другие противоположны мне”. Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через “розовые очки” и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, что все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.

  7. “Эффект первичности” проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на всё последующее отношение к этому человеку. И даже, если потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого человека влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о человеке было полнее и точнее, важно положительно “настроится на него”.

  8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

  9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

  10. “Эффект последней информации” проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке. 28

   Большое значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. В обыденной жизни люди, как правило, не зная истинных причин поведения другого человека в условиях дефицита информации, начинают приписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание причин поведения другому человеку и называется каузальной атрибуцией. Г.М.Андреева пишет: “Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики”. 29

   Процесс приписывания зависит от двух показателей: от степени типичности поступка и от степени социальной “желательности” или “нежелательности” его. В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение предписано образцами и поэтому легче поддается интерпретации. Уникальное же поведение допускает множество различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Так же и во втором случае, социально “желательное” поведение соответствует социальным и культурным нормам и поэтому легко и однозначно объясняется. При нарушении норм (социально “нежелательное” поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.

   Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

  1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

  2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.

  3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

  4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные влияния на поведение других людей (влияние внешних ситуаций) и переоценивать диспозиционные влияния (внутренние причины). Поведение других людей мы склонны объяснять их диспозициями, их индивидуальными особенностями личности и характера, а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации.

  5. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Например, западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. 30

   В настоящее время проблемами каузальной атрибуции занимается особая отрасль социальной психологии. Исследованиями в этой области занимаются в основном зарубежные психологи: Г. Келли, Э. Джонс, К. Девис, Д. Кенноуз и др.

Обратная связь в общении

   Общение, как было показано, не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает обратную связь — получение субъектом информации о результатах взаимодействия. Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя. Часто достаточно полное представление о восприятии субъекта дают его поступки.

См. также:  Как выйти из депрессии девушке?

   При межличностном общении важно быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения между людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в своих отношениях с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Обратная связь в общении — это еще и сообщение другому человеку, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.

   Л. Д. Столяренко выделяет следующие правила обратной связи:

  1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.

  2. Если говоришь о том, что тебе не нравиться в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он мог бы при желании в себе изменить.

  3. Не давай оценок. Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.

Выделяют механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний.

Аттракция особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга.

Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Вероятно, существуют различные причины того, что к одним людям мы относимся с большей симпатией, чем к другим. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентации или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д.

Аттракция значима также и в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Внешне выраженная доброжелательность имеет обратное действие – отношение действительно может измениться на позитивное. Таким образом, специалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий получить большую информацию о человеке

^Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации. Здесь действует принцип аналогии, подобия с уже знакомым или таким же. Любопытно, что каузальная атрибуция может «сработать» даже тогда, когда аналогия проводится с лицом несуществующим и никогда не существовавшим реально, но имеющимся в представлениях наблюдателя, например с художественным образом (образом героя из книги или фильма). Каждый человек имеет громадное количество представлений о других людях и образах, которые сформировались не только в результате встреч с конкретными людьми, но также и под влиянием разнообразных художественных источников. На подсознательном уровне данные образы занимают «равные позиции» с образами людей, реально существующих или реально существовавших.Механизм каузальной атрибуции связан с некоторыми аспектами самоощущения индивида, который воспринимает и оценивает другого. Так, если субъект приписал другому негативные черты и причины их проявления, то он скорее всего будет оценивать себя по контрасту как носителя положительных черт. Иногда люди с заниженной самооценкой проявляют чрезмерную критичность по отношению к окружающим, создавая тем самым некий отрицательный субъективно воспринимаемый социальный фон, на котором, как им кажется, они выглядят вполне пристойно. На самом деле – это лишь субъективные ощущения, возникающие как механизм психологической защиты. На уровне социальной стратификации такие межгрупповые отношения, как выбор аутгруппы и стратегия социального творчества, безусловно, сопровождаются действием каузальной атрибуции. Т. Шибутани говорил о мере критичности и доброжелательности, которую целесообразно соблюдать по отношению к окружающим. Ведь каждый человек имеет положительные и отрицательные черты, а также особенности поведения, обусловленные его амбивалентностью как индивида, личности и субъекта деятельности. Кроме того, одни и те же качества по-разному оцениваются в различных ситуациях.Восприятие человека зависит также от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. В этом случае процесс познания другого пойдет более успешно (в том случае, если есть существенные основания для соответствующего отождествления). Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией. Идентификация как социально-психологическое явление рассматривается современной наукой весьма часто и в таких различных контекстах, что следует специально оговорить особенности данного феномена как механизма социальной перцепции. В этом аспекте идентификация подобна эмпатии, однако эмпатию можно рассматривать как эмоциональное отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживаний. Что же касается идентификации, то здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает. В одном из рассказов Э.По главный герой, некто Дюпен, в беседе со своим другом анализирует ход рассуждений маленького мальчика, за которым он наблюдал некоторое время. Разговор идет как раз по поводу понимания одним человеком другого на основе механизма интеллектуального отождествления.Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других людей, человек также воспринимает и интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется социальной рефлексией. Как механизм социальной перцепции социальная рефлексия означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Не следует думать, что люди способны воспринимать самих себя более адекватно, чем окружающих. Так, в ситуации, когда есть возможность посмотреть на себя со стороны – на фотографии или кинопленке, многие остаются весьма недовольны впечатлением, произведенным собственным образом. Это происходит потому, что люди имеют несколько искаженный образ самого себя. Искаженные представления касаются даже внешности воспринимающего человека, не говоря уже о социальных проявлениях внутреннего состояния.Взаимодействуя с окружающими, каждый человек видит большое количество реакций людей на него самого. Эти реакции неоднозначны. И все же особенности конкретного человека предопределяют некоторые особенности реагирования на него окружающих. В целом, каждый имеет представление о том, как в основном относятся к нему окружающие люди, на основании чего и складывается часть образа «социального Я». Субъект может вполне отчетливо осознавать, какие именно его особенности и личностные проявления являются наиболее привлекательными или отталкивающими для людей. Он также может использовать это знание в определенных целях, корректируя или меняя свой образ в глазах других людей. Воспринимаемый и передаваемый образ человека принято называть имиджем.Итак, имидж личности – это ее воспринимаемый и передаваемый образ. Имидж возникает тогда, когда наблюдатель получает относительно устойчивое впечатление о другом человеке, его наблюдаемом поведении, внешнем виде, высказываниях и т.д. Имидж имеет две стороны: субъективную, т. е. передаваемый образ того человека, которого воспринимают, чей образ создается, и объективную, т.е. воспринимаемую тем, кто наблюдает. Передаваемый и воспринимаемый образы могут не совпадать. Кроме того, передаваемый образ не всегда отражает сущность личности. Существует так называемый разрыв достоверности образа, когда есть вышеназванное несовпадение. Имидж может быть принимаемым или не принимаемым, вызывая к себе соответствующее положительное или отрицательное отношение. Выделяют основные условия принимаемого имиджа: ориентация на социально одобряемые формы поведения, которые соответствуют социальному контролю, и ориентация на средний класс (как наиболее многочисленный) по социальной стратификации. Иными словами, человек в своем самопроявлении должен быть одобряем большинством, не являясь при этом лишь типичным представителем этого большинства, но стараясь превосходить его по какому-то критерию. Если же человек делает то, что осуждается требованиями большинства, то даже при положительном отношении окружающих, его имидж не будет принимаемым. Выделяют три уровня воспринимаемого образа: биологический, психологический, социальный. Биологический уровень предполагает восприятие пола, возраста, состояния здоровья, физических данных, конституции, темперамента. Психологический уровень предполагает анализ таких факторов как характер, воля, интеллект, эмоциональное состояние и т.д. Социальный включает в себя слухи, сплетни, какую-то информацию, которая стала известна о данном человеке по различным социальным источникам.

См. также:  Как быстро забыть парня?

Перцептивная сторона общения подразумевает, что в нем должно обязательно быть взаимопонимание между участниками. Речь идет об осознании установок, мотивов и целей своего партнера, а также их принятии и разделении. Только в этом случае появляется восприятие одного человека другим и можно говорить о наличии межличностного понимания.

Перцептивная сторона общения имеет следующие функции:

  • формирует содержание межличностного восприятия;
  • содействует установлению взаимопонимания;
  • обеспечивает влияние партнеров по общению друг на друга.

Все это возможно благодаря “работе” конкретных механизмов. К ним можно отнести следующие.

  • Во-первых, аттракция, эмпатия и идентификация, которые способствуют познанию и пониманию друг друга людьми.
  • Во-вторых, рефлексия, которая помогает познанию самого себя в общении.
  • В-третьих, каузальная атрибуция, которая будет способствовать прогнозированию поведения в процессе общения каждого партнера.

Перцептивная сторона общения должна обязательно включать в себя работу всех этих механизмов. Остановимся более подробно на их характеристике.

Идентификация – это механизм познания друг другом людьми, когда мнение о внутреннем состоянии другого человека будет строиться на основании попытки себя поставить на место партнера.

Эмпатия подразумевает наличие эмоционального сопереживания ему.

Привлечение или аттракция представляет собой форму познания собеседника, которая основана на формировании позитивного устойчивого чувства к нему.

Перцептивная сторона общения будет зависеть во многом от того, насколько хорошо развиты эти механизмы, помогающие понять другого человека. Помимо этого, необходима рефлексия и каузальная атрибуция.

Рефлексия представляет собой механизм, при помощи которого происходит самопознание в общении. В его основе лежат способность представлять то, каким образом он воспринимается своим партнером.

Каузальная атрибуция подразумевает интерпретацию поступков и чувств другого человека, когда имеется намерение выяснить причины его поведения.

Когда изучалась перцептивная сторона общения учеными, то были выделены интересные закономерности:

  • причина успеха людьми приписывается всегда себе, а вот неудач – обстоятельствам или другим людям;
  • человек, который отрицательно относится к своему собеседнику, всегда будет характеризоваться последним более негативно;
  • партнер по общению воспринимается обычно через призму “первого впечатления” и его ошибок.

На последней закономерности остановимся более подробно.

Обычно при оценке незнакомого человека на пятьдесят процентов мнение будет правильным, а на остальные же пятьдесят – ошибочным. Это происходит из-за трех факторов, которые и были выделены, когда изучалась перцептивная сторона общения. Психология человека гласит, что на него, вне зависимости от опыта, пола и возраста, всегда будут влиять:

  • Ошибка превосходства. Человека, который нас превосходит по каким-либо параметрам, мы всегда будет оценивать, как более умного и талантливого. В противном же случае, наоборот.
  • Ошибка отношения к нам. Человеку, который относится к нам доброжелательно и уважительно, всегда будут приписываться положительные черты характера.
  • Ошибка привлекательности. Человек, который нам нравится внешне, либо же по индивидуальным качествам, будет восприниматься совсем иначе. Ему будут приписываться даже несуществующие качества личности.

Итак, обобщая сказанное: перцептивная сторона общения – это необходимый его компонент. Она должна включать в себя:

  • самопознание в процессе общения;
  • понимание и познание собеседника;
  • прогнозирование поведения своего партнера.

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и называется перцепцией.

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация – это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

Эмпатия – это мысленный процесс уподобления себя другому человеку с целью понять его переживания и чувства.

Рефлексия – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению, является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии общения.

Обратная связь в общении – это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывают у меня его поведение.

Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловле­но появлением взаимной симпатии — аттракции. Исследования показали, что тесные положительные взаимоотношения улуч­шают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смер­ти.

Факторы, которые способствуют формированию аттрак­ции

(привязанности, симпатии):

  • феномен «ровни», частота взаимных социальных контактов, соседство

  • физическая привлекательность – чем привлекательнее человек, тем вероятнее приписывание ему положительных личностных качеств

  • «эффект усиления» — когда у кого-либо черты, схожие с нашими: сходство интересов, взглядов

  • нам нравятся те, кому мы нравимся

  • если чувство собственного достоинства человека было уязв­лено какой-то предыдущей ситуацией, то ему в более значи­тельной степени понравится новый знакомый, доброжелатель­но уделяющий ему внимание

  • нам нравятся те люди, чье поведение нам выгод­но, или те, с кем мы связываем выгодные нам события

  • то, что вы и ваш партнер получаете от ваших взаимоотноше­ний, должно быть пропорционально тому, что каждый из вас в них вкладывает.

Тема 4.2. Психология малых групп

План лекции.

  1. Классификация малых групп.

  2. Личность и коллектив.

  3. Межличностные и межгрупповые взаимоотношения.

1. Классификация малых групп

Группа– совокупность людей, кото­рые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринима­ются ее членами с точки зрения других людей.

Группы бывают большие и малые.

Большие группы– это общности людей, существующие а масштабах общества и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов. К большимгруппам относятся государства, народности, партии, классы.

Малые группы – немногочисленные объединения людей (от 2-3 до 20-30 чел.), члены которого имеют: 1) непосредственный контакт друг с другом и 2) общую цель.

Выделяют несколькоразновидностей групп:

Условные группылюдей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включен­ные в такую группу, не имеют прямых межличностных отноше­ний, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встре­чаться друг с другом.

Малые группы

Условные

Реальные

Естественные

Лабораторные

Неформальные

Формальные

Высокоразвитые

Слаборазвитые

Корпорация

Коллектив

Референтная

Нереферентная

Антиреферентная

Рис. 16. Классификация малых групп

Реальные группы людей, реально существующие как общно­сти в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотно­шениями (семья, трудовой коллектив, учебная группа, спортивная команда).

Референтная группа реальная или условная группа, к которой человек себя причисляет или членом которой хотел бы стать.

Нереферентная группа группа, психология и поведения которой чужды для человека или безразличны.

Антиреферентная группа– группа, психология и поведения которой человек не приемлет, осуждает и отрицает.

Лабораторная группа создается экспериментатором для проведения исследования.

Естественная группа складывается сама по себе исходя из потребностей членов группы или общества.

Формальная группа существует в рамках официально принятых организаций. Цели формальной группы задаются извне.

Неформальная группа объединение на базе личных интересов.

Слаборазвитые в них нет сплоченностиналаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы.

Высокоразвитые отвечают всем перечисленным требованиям. Делятся на корпорации и коллективы.

Корпорация деятельность малополезна или вредна обществу, преобладают индивидуалистские отношения, строятся на страхе, недоверии, подозрительности.

Коллектив деятельность значима для общества, отношения строятся на взаимном доверии и уважении, доминируют общественные интересы над личными.

Степень развития группыопределяется по следующим параметрам:

– достаточная психологическая общность (сплоченность);

– сложившаяся структура;

– четкое распределение обязанностей;

– наличие признанных лидеров;

– налаженные деловые и личные связи.

Сплоченность коллективазависит от стадии его развитияот стадии зрелости. Таких стадий психологи вы­деляют пять.

Первая стадия называется притиркой. На этойстадии люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я».Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.

Вторая стадия развития коллектива —«конфликтная» —характеризуется тем, что в его рамках открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят нару­жу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения. Начинается силовая борьбаза лидерство и поиски компромиссов между враждующими сто­ронами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.

На третьей стадиистадии экспериментирования — потенциал коллектива возрастает, но он часто работает рывка­ми, поэтому возникает желание и интерес работать лучше, дру­гими методами и средствами.

На четвертой стадии в коллективе появляется опыт ус­пешного решения проблем. В зависимости от ситуации функции лидера в таком коллективе переходят от од­ного его члена к другому.

На пятой стадии внутри коллектива фор­мируютсяпрочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устра­няются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стан­дарты поведения.

Далеко не все коллективы выходят на выс­шие (4, 5) уровни. Таким образом, настоящий сплоченный коллектив не возни­кает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

Принято считать, что оптимальная по численности группа должна насчитывать 7± 2 (т. е. 5, 7, 9 человек). Известно так­же, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетноеколичество людей, так как в четной по количеству могут образо­ваться две враждующие половины. Коллектив лучше функцио­нирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу.

См. также:  Сон измена жены

С другой стороны, некоторые психологи, практикующие в области менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых работают 12 человек. Дело в том, что группы большой численности плохо управляются, а коллективы из 7—8 человек наиболее конфликтны, так как обычно рас­падаются на две враждующие неформальные подгруппы; при большем же количестве людей конфликты, как правило, сгла­живаются.

Конфликтность небольшой группы (если ее не образуют близкие по духу люди) не в последнюю очередь объясняется тем, что в любом трудовом коллективе существуют восемь соци­альных ролей, и, если сотрудников недостаточно, то кому-топриходится играть не только за себя, но и за «того парня», что и создает конфликтную ситуацию.

Руководителю коллектива необходимо хорошо знать эти роли. Это:

1) координатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми;

2) генератор идей, стремящий­ся докопаться до истины, воплотить же свои идеи на практике он чаще всего не в состоянии;

3) энтузиаст, берущийся сам за новое дело и воодушевляющий других;

4) контролер-аналитик, способный трезво оценить выдвинутую идею. Он исполнителен, но чаще сторонится людей;

5) искатель выгоды, интересующийся внешней стороной дела. Исполнителен и может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно он самый по­пулярный член коллектива;

6) исполнитель, умеющий вопло­тить идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах;

7) работяга, не стремящийся занять ничье место; 8) шлифовщик — он необходим, чтобы не перешли по­следней черты.

Таким образом, для того чтобы коллектив успешно справ­лялся с работой, он должен не только состоять из хороших спе­циалистов. Члены этого коллектива как личности должны в своей совокупности соответствовать необходимому набору ролей. И при распределении официальных должностей нужно исходить из пригодности индивидов к выполнению той или иной роли, а не из личных симпатий или антипатий руководителя.

перцептивный компонент общения ( обмен впечатлением друг о друге)

Механизмы формирования впечатления о собеседнике:

1.бытовой стереотипизации(связь между особенностями внешности и характера человека)

2.соц стереотипизация(между хар-ом и соц положением )

3.первого впечатления(эффект при кот первая информация о собеседнике оказывается основной)(20см лица;20 первых слов;20 сек поведения)

4.новизны(любая новая инф-ия кот противоречит уже известной, считается правильной)

5.идентификация(попытка поставить себя на место собеседника)

6.эмпатия(сочувствие)

7.рефлексия(осознание самого себя)

Интерактивная сторона общения

позитивная(сотрудничество)

негативная(конфликт)

означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Позже социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности.

В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания.

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

В эти процессы включены как минимум 2 человека, и каждый из них является активным субъектом. Сопоставление себя с другим осуществляется как бы с 2 сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает 2 стороны: идентификацию и рефлексию.

Термин «идентификация», буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением –эмпатией.

Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия есть аффективное «понимание». Эмоционально ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Идентификация – понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, а эмпатия – понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей, но действуя по-своему.

В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя».

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее 2 стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия.  Особая отрасль социальной психологии – каузальная атрибуция – анализирует именно эти процессы. Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток «рядового человека», «человека с улицы» понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которого он является. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания.

Г. Келли выделил 3 типа: личностная атрибуция (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектная атрибуция (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственная атрибуция (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам).

Атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия.

Приписывание причин поведения и характеристик осуществляется по модели: «плохим» людям всегда приписываются плохие поступки, а «хорошим» – хорошие.

Вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке.

Три «эффекта», возникающих при восприятии людьми друг друга: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.

Сущность «эффекта ореола» заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно – накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

Эффекты «первичности» и «новизны». Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, который пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии.

Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология отношений
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: