Преодоление несовершенства восприятия

Полное собрание материалов по теме: преодоление несовершенства восприятия от специалистов своего дела.

Преодоление несовершенства восприятия

Человек обладает интеллектуальными способностями, не имеющими себе равных среди других живых существ. Мы умеем разговаривать, размышлять, танцевать, петь. Мы можем рассуждать о политике и справедливости; мы способны работать не только для собственного блага, но и на благо человечества. Мы овладеваем математикой и физикой, изобретаем, учимся и слагаем стихи. Ни один другой вид не способен на что-либо подобное.

Но не все так безоблачно. Механизмы речи и сознательных умозаключений привели к огромным культурным и техническим достижениям, но наш мозг, который развивался на протяжении миллиардов лет у догоминидных предков человека, не справляется. Наш генетический материал эволюционировал в основном до существования речи и сознательного мышления. И множество несовершенств сохраняется: эффект якоря, фрейминг, неадекватный самоконтроль, зацикливание, иллюзия фокусирования, мотивированные умозаключения, ошибки памяти, не говоря уже

о забывчивости, амбивалентности лингвистической системы и подверженности человека расстройствам психики. Наша память, будучи контекстуально зависимой, плохо приспособлена ко многим требованиям современной жизни. Наши наследственные механизмы формировались в другом мире. Наш мозг далек от совершенства.

Наши интеллектуальные достижения могут быть значительно лучше. Для их развития и совершенствования вам предлагаются далее тринадцать рекомендаций, каждая из которых проверена на практике. Все они основаны на эмпирических исследованиях человеческого мышления и предлагают способы компенсации того или иного недостатка в нашей эволюции.

1. Всегда при возможности рассматривайте альтернативы
Люди не имеют привычки оценивать факты бесстрастно и объективно. Один из простейших способов улучшить нашу способность обдумывать и размышлять — это приучить себя рассматривать альтернативные гипотезы. Достаточно хотя бы заставить себя записать список альтернатив, чтобы повысить надежность собственных рассуждений. Ряд исследований показал ценность простого принципа «рассматривай противоположное»; другие исследования говорят о пользе мышления по принципу «противоречия фактам» — когда рассматривается, что могло или может случиться, вместо того, чтобы концентрироваться на том, что происходит сейчас. Правильный выбор часто требует понимания не только того варианта, который в конечном счете принимается, но и тех, которые отвергаются.

2. Перефразируйте вопрос
Какое мыло лучше: беспримесное на 99,4% или с содержанием токсичных веществ 0,6%? Политики, рекламисты, и даже персонал нашего местного супермаркета постоянно хитрят в рекламе, которую мы слышим, видим и читаем. Всё стараются представить в самом положительном свете. Наша задача — как потребителей, как избирателей, как граждан — быть начеку и развить у себя привычку переосмысливать все, о чем нас спрашивают. Контекстуальная память подразумевает, что мы всегда плывем против течения: то, как мы думаем о чем-то, неизбежно формирует то, что мы запоминаем, а то, что мы помним, влияет на наши ответы.

3. Всегда помните, что корреляция не подразумевает причинно-следственной связи
Хотите верьте — хотите нет, но если взять все население Соединенных Штатов, то размер обуви очень сильно соотносится с уровнем знаний. Люди с большим размером обуви лучше разбираются в истории и географии, чем люди с маленькими ногами. Но это вовсе не значит, что, покупая обувь большего размера, вы поумнеете или даже что обладание большой ступней делает вас умнее. Эта корреляция, подобно многим другим, кажется более значимой, чем она есть на самом деле, так как мы обладаем естественной склонностью смешивать корреляцию и причинно-следственную связь. Описанная корреляция действительно существует, но из нее не следует, что один фактор обуславливает другой. Разгадка кажущейся корреляции в том, что люди с самыми маленькими ногами, носящие обувь самых маленьких размеров — это самые новые жители нашей планеты: малыши и дети, слишком юные, чтобы посещать уроки истории. Мы учимся по мере того, как растем, но из этого не следует, что от физического роста у нас прибавляется знаний.

4. Не забывайте о размере вашей выборки
Люди часто не принимают во внимание количество данных, которые они используют для формирования своих выводов. Каждое конкретное событие может быть спонтанным, но повторяемость одной и той же модели вновь и вновь свидетельствует о малой вероятности того, что это было случайностью. Говоря языком математики, чем больше выборка, тем надежнее оценка. Вот почему опрос 2 000 человек надежнее, чем опрос 200 человек. Чем более очевиден этот факт, тем легче он ускользает из памяти. Мы продолжаем искать «объяснения» закономерностей при ограниченных наблюдениях (скажем, по одному дню работы фондовой биржи), которые могут ровным счетом ничего не отражать. Биржевые аналитики часто привязывают изменения на рынке к конкретным новостным событиям. «Рынок сегодня на подъеме, так как компания Х сообщила о высоких результатах за четвертый квартал». Когда в последний раз вы слышали, чтобы аналитик сказал: «На самом деле сегодняшний рост на рынке не более чем случайное колебание»?

5. Предвосхищайте собственную импульсивность
Одиссей привязал себя к мачте, чтобы противостоять искушению сирен; нам всем стоит брать с него пример. Сравните, сколько продуктов какого качества вы покупаете в магазине на голодный желудок и после сытного обеда. Если мы заранее настраиваем себя покупать только то, что нам нужно, мы возвращаемся домой с более качественными продуктами. Искушение сильнее всего, когда мы его видим перед собой, поэтому часто мы оказываемся в выигрыше, если планируем на будущее, а не поддаемся сиюминутным порывам.

6. Недостаточно просто ставить цели. Составляйте планы с учетом разных обстоятельств
Чаще всего невозможно достичь туманных целей типа: «Я собираюсь похудеть» или «Я планирую закончить эту работу досрочно». Недостаточно и постановки более конкретной цели («Я планирую сбросить два с половиной килограмма»). Но исследования показывают, что, трансформируя цели в планы с учетом непредвиденных обстоятельств — в форме «если X, значит Y» (например, «Если я увижу гамбургер, я обойду его стороной»), мы можем увеличить наши шансы на успех.

7. Старайтесь не принимать важных решений, когда вы устали или заняты другими делами
Обдумывание важных вопросов в таком состоянии во многом напоминает вождение автомобиля в алкогольном опьянении. Когда мы устаем или отвлекаемся, мы полагаемся больше на нашу рефлексы, а меньше на логику и мышление. Одно исследование, например, показало, что здравомыслящий покупатель, перед которым стоит выбор между фруктовым салатом и шоколадным пирожным, с большей вероятностью предпочтет пирожное, если его заставить одновременно вспоминать семизначный номер. Если вам необходима рациональность, важно создать для нее условия: для важных решений необходим адекватный покой и полная концентрация.

8. Всегда соотносите выгоды и затраты
Звучит банально, но это свойство не присуще человеку от природы. Люди склонны пребывать либо в «превентивном» состоянии духа, акцентируя внимание на издержках своих действий (если я не пойду на концерт, я потеряю деньги, которые потратил на билеты), либо акцентируя преимущества своих действий (там будет здорово; ничего страшного, если утром опоздаю на работу). Разумное суждение, безусловно, требует взвесить и плюсы, и минусы. Если не проявить осторожности, то на нашем пути встанут настроение и темперамент. Обращайте внимание на то, что экономисты называют «вмененными, скрытыми издержками»: какие бы инвестиции вы ни делали, подумайте, что вы могли бы предпринять вместо этого. Выбрав один путь, часто невозможно идти по другому — об этом мы часто забываем.

9. Представляйте себе, что ваши решения могут быть проверены
Исследования показывают: люди, которые считают, что им понадобится обосновывать свои ответы, менее тенденциозны в сравнении с теми, кто на это не рассчитывает. Когда мы ожидаем, что нам понадобится отвечать за наши решения, мы склонны прилагать больше усилий и, соответственно, принимать более продуманные решения после детального анализа. Именно поэтому (что подтверждается исследованиями) офисные сотрудники чаще платят за кофе из общего кофейного автомата, если он расположен под плакатом с изображением глаз (которые внушают людям подконтрольность), чем если он стоит у картины с изображением цветов.

10. Отстранитесь от ситуации
Буддисты говорят, что все кажется более значительным в настоящий момент, и по сути они правы. Если прямо на вас несется неуправляемая машина, надо бросить все и сосредоточить свою энергию на одной краткосрочной цели: увернуться от нее. Но если я хочу съесть на обед целый шоколадный торт, то мне следует вначале спросить себя: не переоцениваю ли я свою ближайшую цель (наесться сладостей) относительно моих долгосрочных целей (оставаться здоровым)? Или другой пример: сейчас вам может быть бы очень приятно отправить электронное письмо с уничижительной критикой вашего начальника, но на следующей неделе вы можете об этом пожалеть.

Еще статьи:  Почему парень избегает девушку?

Наш мозг так устроен, что мы по-разному воспринимаем близкие и далекие события: о близком мы думаем конкретно, а о далеком — абстрактно. Не всегда лучше отдавать предпочтение далекому будущему. Если вы сейчас обещаете сделать что-то через шесть месяцев, это обещание в данный момент может казаться вам легко исполнимым. Однако с приближением этого срока оно может начать казаться вам все более обременительным. Всегда спрашивайте себя: как я буду воспринимать это решение в будущем? Учитесь понимать разницу между текущим восприятием и отношением к тем же событиям в будущем, стремясь уравновешивать обе модели мышления — ближайшую и отдаленную. Так вы не станете жертвой поспешно принятых решений, основанных лишь на вашем текущем настроении или самочувствии. Отсюда вывод: подождите немного. Если завтра вам по-прежнему будет этого хотеться, скорее всего это важно. Если же потребность пройдет, то скорее всего это было не важно. Эмпирические исследования показывают, что иррациональные порывы проходят со временем, а сложные решения принимаются лучше, если дать им созреть.

11. Остерегайтесь яркости, субъективности и анекдотичности
Это еще одно следствие принципа отстранения от ситуации. Наши четвероногие предки наверняка обращали внимание в первую очередь на нечто яркое и броское. Мы же можем позволить себе привилегии раздумий и времени. Почему бы нам не пользоваться ими, уделяя первоочередное внимание не наблюдениям и слухам, а научным данным, тем самым компенсируя нашу слабость ко всему яркому?

12. Выбирайте главное
Серьезные решения даются нам тяжело психологически и даже физически. Часто нельзя откладывать решение до момента получения полной информации. У вас также может не быть достаточно времени для изучения всех непредвиденных обстоятельств и альтернатив. Поэтому не забывайте притчу о буридановом осле, который умер от голода, пытаясь отдать предпочтение одному из двух одинаково аппетитных и одинаково близких к нему стогов сена. Оставьте за собой право наиболее тщательно продумывать лишь самые важные решения.

13. Старайтесь быть рациональными
Этот последний совет может показаться вам банальным и тривиальным, наряду с самым бесполезным в мире советом по игре на бирже «покупай дешево, продавай дорого»: хорош в теории, но бесполезен на практике. На самом деле напоминать себе о том, что необходимо быть рациональным, совсем не так бесполезно, как может показаться. Помня об этом, вы будете напоминать себе о других выше описанных техниках (в особенности таких, как рассмотрение альтернатив или отстранения от ситуации).

Обладая пониманием реального соотношения сил и слабостей человеческого разума, мы приобретаем возможность помочь не только себе, но и близким нам людям.

Автор: Гapи Мapкуc (Gаry Mаrсus), профессор психологии Нью-йоркского университета, специалист в области когнитивистики (науки о познании). 

Ваша онлайн – на сайте « Ясный свет»

Неотъемлемой чертой демократического общества является выборность власти. Свежи в памяти первые демократические выборы 90-х годов, когда избиратели, получив право альтернативного выбора с интересом следили за всеми материалами, касающимися предстоящих выборов в прессе, на телевидении и радио. Активность избирателей доходила в те годы до 90%.

Однако со временем эйфория от первых лет демократии, предвыборных обещаний с высоких трибун сменилась тенденцией к политическому нигилизму, и выборы теперь проходят на уровне минимально необходимой явки. При этом основным доводом, убеждающим избирателей проголосовать, выступает экономия денег от организации повторных выборов.

Характерно то, что сама система выборов отрицается как способ решить существующие на сегодняшний день проблемы. Возможно, это связано с обманутыми ожиданиями избирателей, надеявшихся на то, что избранный ими лидер радикально изменит жизнь. Разочарование же лишь усиливало недоверие к власти. Сегодня у избирателей почти не осталось веры в то, что кто-либо из политиков может изменить ситуацию. В силу этого резко упала избирательная активность. Все меньше избирателей отдают свои голоса за того или иного кандидата. Увеличивается доля тех, кто голосуют против всех. Примером тому являются выборы мэра, состоявшиеся 27 сентября 1998 в г. Владивостоке.

Таким образом, институт выборности власти в России оказался под угрозой.

Одна из причин сложившейся ситуации – распространенность негативных стереотипов восприятия политических лидеров в общественном сознании. Необходимо отметить, что именно стереотипизация выступает как важнейший когнитивный процесс, опосредующий поведение человека, помогающий его ориентации.

“Образы и понятия, в форме которых у человека, принадлежащего к современному обществу, отлагается и существует знание людской психологии, складываются у него как при непосредственном общении с другими людьми, так и опосредованным путем – через печать, радио, телевидение и пр.”(1).

Изучая восприятие политического лидера избирателями, можно выделить среди прочих такие негативные стереотипы восприятия государственного деятеля как коррумпированность, бюрократизм, безразличие к судьбам людей. Это объясняется тем, что с началом перестройки при помощи средств массовой информации в социуме формируется стереотип образа руководителя беспринципного, ставящего собственное благополучие и карьеристические соображения на первое место. На смену произведениям пропагандистского характера, воспевающим руководителя бессеребренника пришли художественные фильмы, публикации, спектакли, миниатюры, высмеивающие и разоблачающие чиновника-бюрократа, чиновника-взяточника.

Эти негативные стереотипы связаны в основном с отрицательными качествами личности, им приписываются социально-неодобряемые мысли и высказывания, во многом расходящиеся с реальным образом. Такие стереотипы во многом совпадают с образами художественной литературы, которые являются одним из основных источников первичной информации о представителях различных уровней власти (чиновниках) и выступают носителем коллективного бессознательного, отраженного автором произведения.

Формирование стереотипа государственного деятеля связано с работой коллективного бессознательного. Оно, опираясь на жесткие архетипы, транслирует и воспроизводит негативные стереотипы, которые заданы исторически сложившейся структурой отношений между субъектом и объектом государственной власти в России.

Окончательное закрепление негативных стереотипов государственного деятеля происходит в начале 90-х, когда становятся доступными широким массам материалы, служившие ранее для служебного пользования.

Подобное положение не могло не вызывать резкой отрицательной реакции со стороны большинства населения. В результате сложился вполне устойчивый стереотип чиновника–руководителя, который общественное мнение готово было приписать практически всем политикам. Подтверждением этому могут служить следующие данные совместного российско-аммериканского исследования в 1995 году. В сознании населения понятия “власть”, “государство”, “правительство” чаще всего ассоциируются с недостатком культуры общения, диктаторством, бездарностью, самодержавием. Чиновники воспринимаются “не то как стена, не то как машина, которая настроена враждебно по отношению к своему народу”, чиновники в сознании людей – “лица, занимающиеся ерундой, пользы не приносящие”.

По данным исследования В.М. Горохова и В.С. Комаровского, проведенного в 20 регионах страны в марте 1996 года (опрошено 2000 избирателей), около 80% населения испытывали высокую степень отчуждения от власти, обвиняя государственных деятелей в отрыве от народа, эгоизме и отсутствии цели и программы(2).

Рядом исследований проводимых независимыми аналитическими агентствами в различных регионах России в период предвыборных кампаний доказано, что на данный момент существует достаточно негативный стереотип политического деятеля. В нынешнем восприятии власти всегда приписывается коррумпированность, взяточничество, преследование исключительно своих интересов, глухота к проблемам народа. Результатом действия этих стереотипов является неучастие в голосовании или протестное голосование не “за” какого-либо кандидата, а против всех.

Вместе с тем данные социологических исследований, проводимых в различных регионах России, показывают, что сохраняется высокая активность старшей возрастной группы населения. Пенсионеры с большой охотой принимают участие в выборах и при общем понижении явки процент пенсионеров-избирателей постоянно увеличивается. Мировой же опыт показывает, что основу электората составляет средняя возрастная группа. Получается, что россияне, которым жить годы с новым избранником самоустраняются от предоставленного им права выбора. Выбор за них делают пенсионеры, взгляды которых весьма специфичны. Специфика восприятия ситуации старшими возрастными группами объясняется условиями, в которых формировалось общественное сознание этой социальной группы, а именно в условиях тоталитарного режима, где складывались стереотипы, служащие идеологическому обоснованию системы социализма.

Еще статьи:  Мужчина после расставания с любимой

Результаты опросов, проведенных социологическими институтами России, доказывают, что в общественном сознании старших возрастных групп по сей день превалируют сложившиеся ранее стереотипы. Так старшее поколение является приверженцем “твердой руки”, которая наведет порядок в стране. Поэтому пенсионерам в большей степени импонирует смоделированный образ генерала Лебедя (ассоциация с тем, что у военных всегда порядок) и образ коммуниста Зюганова, борца за равенство и справедливость. Характерно и то, что в различных регионах России на пост главы администрации области при активной поддержки пенсионеров проходят кандидатуры бывших работников райкомов партии или переизбираются на второй срок (при низких результатах работы) государственные деятели, руководившие областью еще в социалистические времена. Идея же демократии отвергается как что-то новое и незнакомое. Это лишний раз доказывает утверждения Лебона, что привлекательность вождя и любовь к нему со стороны масс лежит, прежде всего, в области иррационального(7). Люди способны превозносить тех политических деятелей или их качества, которые соответствуют сформированному идеальному образу внутри самого человека.

Стереотип восприятия как базовая характеристика общественного сознания ригиден. Его трудно изменить без изменения объективных условий, способствовавших его созданию. Радикальные изменения сложившихся стереотипов у старшей возрастной группы тем более затруднено в связи с происходящими в психике возрастными изменениями индивида, характеризующимися консерватизмом, снижением способности восприятия новой информации и т.д.

В сложившейся ситуации шансы политических деятелей, выдвигающих свои кандидатуры на выборах, связаны прежде всего с их способностью преодоления сложившихся негативных стереотипов, изменения закрепившегося образа государственного деятеля в общественном сознании электората. Для этого специалистами в области политического консалтинга, имиджмейкерами формируется актуальный правдоподобный имидж конкретного государственного деятеля. При этом необходимо учитывать, что в общественном сознании сформировался социально-желательный образ государственного деятеля. Это – крепкий хозяйственник, грамотный экономист и просто порядочный человек.

Эффективность результата зависит от личности и деятельности самого кандидата. Убедительный имидж нельзя построить на пустом месте, он должен опираться на реальные черты кандидата, быть отражением, по крайней мере, отдельных конкретных черт его личности. В противном случае выстроенный имидж нежизнеспособен и недостоверен.

Имидж при всей схожести черт со стереотипом имеет свои признаки и свой путь формирования. Создается имидж путем навязывания эмоциональных и идеологических мыслительных связей, т.е. ассоциативных. В пропаганде эти ассоциации имеют идеологическую, политическую ценность. Имидж всегда связан с воображением.

Имидж создает заданную социально-психологическую установку, определяющую поведение человека по отношению к объекту. Люди воспринимают объект как результат собственного видения, а не как нечто, навязанное извне. Эти свойства имиджа дают возможность пропаганде использовать его как инструмент манипулирования общественным сознанием.

Техника конструирования имиджа, построенная на создании внешнего рисунка роли, позволяет средствам массовой информации внушать избирателям желаемый образ политического лидера. Многие специалисты по политическим кампаниям считают, что важно не то, что предлагает кандидат, а то, что воспринимает избиратель, который реагирует на образ, а не на человека. Менять надо не человека, а воспринимаемое от него впечатление, которое в большей степени зависит от средств массовой информации, чем от самого кандидата. При создании образа на первый план выходят такие характеристики, как внешность, манера поведения, жестикуляция, тембр голоса, грамотность речи. Преподаватели университета Карнеги-Меллона Д.Р. Киндер и С.Т. Фиске объясняют возможный механизм восприятия имиджа американского президента(8). Понимание происходит при помощи определенной уже имеющейся схемы. Новая информация интерпретируется на основе уже существующей. Схемы, относящиеся к личности, называют прототипами.

Предполагается, что американская публика уже имеет в своем представлении прототип президента. Чем больше соответствует реальный президент прототипу, тем меньше информации о нем нужно аудитории. Как показывают исследования, большое внимание уделяется внешности. Более привлекательные кандидаты оцениваются как более компетентные. В общественном сознании россиянина положительную оценку получает тот кандидат, кто в своем поведении выражает необходимую меру народности. Рейтинги политических лидеров, получаемые с помощью социологических опросов, подтверждают, что поведение популярных лидеров отвечает определенному доступному и понятному массам среднему уровню.

Итоги выборных кампаний доказывают приверженность народа к простому и доступному. Избиратели голосуют за того или иного кандидата по таким формальным признакам, как простая и ясная фамилия кандидата, удачная фотография, биография.

Основная масса избирателей делает выбор того или иного кандидата на основе информации, полученной через средства массовой информации, поэтому прежде всего задействуются платные и бесплатные периодические издания, телевидение, радио, внешняя политическая . Эффективность результатов работы по внедрению позитивного имиджа в общественное сознание зависят от знания законов восприятия такого рода информации.

Восприятие психологи определяют как осознание материальных объектов, находящихся перед нашими органами чувств. Оно – результат истолкованных внешних и внутренних сигналов, обращенных в мысленные образы. Поиск и выбор сигнала зависят от уровня врожденных потребностей, приобретенных в течение жизни мотиваций и эффективных компонентов эмоций и чувств(3). Восприятие информации зависит не только от ее содержания, но и от способностей субъекта. Оно опосредуется целями, интересами, социальным опытом человека. По мнению Е.П. Прохорова восприятию предшествуют предиспозиционные факторы. К ним относятся состояние внутреннего мира реципиента, его социальная направленность, жизненный опыт, система интересов и предпочтений. Уровень готовности к восприятию зависит от того, напряжен он или расслаблен(6).

По мнению российского ученого А.А. Бодалева: “ Восприятие человека человеком – это непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого. Понятие, складывающееся у индивида о конкретной личности, – это форма его мышления о ней, в которой обобщенно фиксируются признаки данного человека, характеризующие его как субъекта труда, познания и общения”(1).

Многое в восприятии информации зависит от внимания реципиента. Поэтому информация формируется с учетом обеспечения высокого уровня внимания при передаче особо важных сведений, чтобы акценты на ключевых моментах были замечены аудиторией.

Воспринятая информация закрепляется в памяти. Восприимчивость памяти каждого отдельного человека различна. Как показывает опыт, наиболее устойчивым оказывается материал, “набираемый памятью постепенно день за днем, в связи с различными контекстами, освещенный с разных точек зрения, связанный ассоциациями с другими событиями, неоднократно подвергающийся обсуждению”(4). Если этого не учитывать, то одна и та же информация в течение дня звучащая с телеэкранов, радио, напечатанная в различных изданиях, выраженная в одних и тех же словесных формах, производит впечатление навязывания, и у человека срабатывает психологический механизм защиты.

Процесс восприятия предусматривает понимание и усвоение информации. Известно, что степень восприятия информации у разных людей неодинакова. Поэтому восприятие сообщения будет наиболее полным, если информация передается в терминах соответствующих запасу слов и понятий потребителя. Если кандидат и избиратель говорят на разных языках, то последний может неправильно истолковать услышанное. По утверждению И. Кона человеку свойственно воспринимать “только свою информацию, удобную для себя и внутреннего мира, ограничивая объем знаний и сохраняя психику”(5). Установлено, что на восприятие человеком информации влияют такие факторы как специфика личностного и массового механизма восприятия; отношение к освещаемому в средствах массовой информации до получения информации, в момент и после, мнение различных авторитетов (политологов, официальных лиц, деятелей культуры, ученых и т.д.); особенность сознания; установки; предпочтение в выборе канала информации.

Чем больше информации по одному и тому же поводу, поступает к аудитории, тем больше оценочных суждений несет эта информация. Как правило, при большом потоке информации возможна переоценка события с изменением знака восприятия. Если постоянно утверждать, что кандидат является исключительной личностью и только он один достоин права быть избранным, то со временем у избирателя формируется убеждение о том, что данную кандидатуру ему бесцеремонно навязывают, лишая тем самым самому сделать осознанный выбор. В практике предвыборных кампаний есть и такие примеры, когда переизбыток материалов компрометирующего характера, убеждают избирателя в невиновности кандидата и желании скомпрометировать его оппозицией.

Наиболее активным является зрительное восприятие. С помощью зрения воспринимается от 60 до 80% информации. Поэтому надо отметить, что телевидение, как наиболее современное средство массовой информации является основным каналом формирования имиджа политического деятеля. Телевидение обладает практически неограниченными возможностями для манипулирования общественным сознанием благодаря такой психологической особенности воздействия на зрителя, которое социальные психологи называют “пара-социальным” характером телевидения. Суть этого характера заключается в создании иллюзии присутствия при действии, которое показывают по телевизору и соответственно в создании устойчивой иллюзии “объективности” и “достоверности” телевидения. Подсознательно приравнивая свои ощущения от восприятия телевизионной информации к ощущению участника всего происходящего на экране, телезритель воспринимает эту информацию как абсолютно достоверную. Иллюзия “соучастия” зрителя в том действии, которое показывается по телевидению, настолько глубока, что версия этого действия рассматривается как единственно достоверная. Телезритель обычно не задумывается, что увиденное им на экране тщательно “отредактировано” для того, чтобы вызвать у зрителя желаемое эмоционально окрашенное отношение. Однако рядовой зритель обычно не замечает таких “тонкостей”, которые могут дать совершенно другой образ политика, наделив его соответствующим имиджем, соответствующими социально-психологическими характеристиками.

Еще статьи:  Как написать парню что ты его любишь?

В ходе предвыборных кампаний большое внимание обычно уделяется политической рекламе – плакатам, листовкам, видеороликам, символам, атрибутам и т.д. Однако и здесь следует учитывать тот факт, что наглядная агитация оказывает большое влияние на восприятие кандидата. Так дорогие плакаты, листовки на фоне общей бедности региона вызывают негативное отношение, а листовки, напечатанные на ксероксе в черно-белом исполнении нередко позволяют заработать кандидату столь необходимые положительные оценки со стороны избирателей.

Таким образом, успех политического лидера на выборах во многом зависит от грамотно простроенного имиджа с учетом особенностей восприятия подаваемой информации о кандидате избирателям через средства массовой информации. Формирование такого имиджа для конкретной политической фигуры позволяет избежать приписывания ей тех негативных черт, которые присущи стереотипам, сложившимся в общественном сознании. В свою очередь прохождение во власть лидеров нового типа способствует расшатыванию тех стереотипов, которые формируют негативное отношение к самой системе демократических выборов.

Глава 18. Преодоление барьера восприятия

Вечером, по-прежнему в Оахаке, мы с доном Хуаном неспешно прогуливались по площади. Подходя к его любимой скамейке, мы увидели, как люди, на ней сидевшие, поднялись и ушли. Мы поспешили к ней, чтобы успеть занять освободившееся место.

— Ну что ж, — произнес дон Хуан, когда мы сели, — вот мы и подошли к концу моего объяснения. Сегодня ты самостоятельно соберешь другой мир, и навсегда отметешь все сомнения. Ты должен безошибочно отдавать себе отчет в том, что тебе предстоит сделать. Сегодня, используя преимущества состояния повышенного осознания, ты должен заставить свою точку сборки перемещаться. И в одно мгновение ты настроишь эманации другого мира.

— А через несколько дней все мы — ты, Хенаро и я — встретимся на вершине горы. И там ты должен будешь сделать то же самое, однако там у тебя не будет никаких преимуществ, ибо на вершине ты будешь находиться в нормальном состоянии осознания. И сделать это тебе необходимо будет в мгновение ока. Если не получится — ты умрешь смертью обычного человека, который сорвался с обрыва.

Он намекал на действие, которым должно было завершиться обучение правосторонней части моего осознания — прыжок с вершины в пропасть.

Дон Хуан заявил, что тренировка воина заканчивается, когда воину удается без посторонней помощи преодолеть барьер восприятия из состояния нормального осознания. Нагваль подводит воина к порогу, но успех зависит от самого воина. Нагваль просто испытывает его, постоянно предоставляя ему возможности самостоятельно за себя постоять.

— Единственная сила, которая способна временно устранить настройку — это настройка, — продолжал он. — Тебе нужно будет устранить настройку, диктующую восприятие обычного мира повседневности. Вознамерившись изменить позицию своей точки сборки и вознамерившись удержать ее в новой позиции достаточно долго, ты соберешь другой мир и тем самым ускользнешь из этого.

— Древние видящие, бросившие вызов смерти, по сей день избегают ее именно таким образом — намерением сдвинув свои точки сборки и зафиксировав их в позициях, переносящих видящих в какой-либо из семи других миров.

— Что произойдет, если мне удастся собрать другой мир? — спросил я.

— Ты отправишься туда, — был ответ. — Как отправился туда Хенаро с этого самого места в тот вечер, когда он показывал тебе тайну настройки. Помнишь?

— Но куда я попаду, дон Хуан?

— В другой мир, разумеется. Куда же еще?

— А окружающие люди, и дома, и горы, и все остальное?

— От всего этого тебя будет отделять тот самый барьер, который ты преодолеешь — барьер восприятия. И точно так же, как захоронившие себя видящие, ты уйдешь из этого мира. Тебя здесь не будет.

Услышав это утверждение, я ощутил, как внутри меня разворачивается настоящее сражение. Какая-то часть меня протестовала и кричала, что позиция дона Хуана не выдерживает никакой критики, другая же часть знала, что он безусловно прав.

Я спросил, что произойдет, если я сдвину свою точку сборки в Лос-Анжелесе — прямо на улице, среди людей и транспорта.

— Лос-Анжелес растает, как дым, — очень серьезно ответил он. — Но ты останешься.

— В этом и заключается тайна, которую я пытался тебе объяснить. Ты не раз испытывал это на себе, однако так и не понял. А сегодня — поймешь.

Он сказал, что пока еще я не сумею воспользоваться для сдвига точки сборки толчком земли. Пусковым моментом станет настоятельная потребность в осуществлении сдвига.

Дон Хуан взглянул на небо. Он вытянул вверх руки, словно слишком долго просидел неподвижно и теперь хотел сбросить физическую закрепощенность. Потом он приказал мне выключить внутренний диалог и погрузиться в безмолвие. Потом он встал и пошел прочь с площади, знаком велев мне следовать за ним. Мы вошли в пустынную боковую улочку. Я узнал ее — это была та самая улица, на которой Хенаро демонстрировал мне настройку. Едва я это вспомнил, как тут же обнаружил, что шагаю рядом с доном Хуаном по пустынной равнине с желтыми дюнами из чего-то похожего не серу. Место это к тому времени уже было мне хорошо знакомо.

Я вспомнил, что дон Хуан заставлял меня воспринимать этот мир много-много раз. И еще я вспомнил, что за пустынными дюнами есть еще один мир, сияющий дивным, ровным, чистым, белым светом.

Когда в этот раз мы с доном Хуаном вошли в белый мир, я ощутил, что свет, исходивший отовсюду, не прибавляет сил, но успокаивает настолько, что производит впечатление священного.

Священный свет омывал меня, и тут вполне рациональная мысль пришла мне в голову. Я подумал, что мистики и святые, должно быть, совершали это путешествие точки сборки. В человеческой матрице они видели Бога, в серных дюнах — ад, а в дивном прозрачно-белом свете они видели райское сияние небес.

Рациональная мысль немедленно сгорела под натиском того, что я воспринимал. Мое осознание было привлечено огромным количеством фигур мужчин, женщин, детей всех возрастов и других непостижимых образов. Все это ослепительно сияло лучистой белизной.

Я увидел дона Хуана. Он шагал рядом. Он смотрел не на явившиеся нам образы, а на меня. В следующее мгновение я увидел его иначе — теперь это был шар светимости, качавшийся вверх-вниз в футе от меня. Неожиданно шар резко приблизился, и я увидел то, что было внутри.

Специально для меня дон Хуан принялся манипулировать своим свечением осознания. Оно неожиданно выхватило четыре или пять нитеподобных волокон на левой стороне его светимости и там зафиксировалось. Мое внимание было полностью сосредоточено на этих ярких волокнах. Что-то медленно втянуло меня в некоторое подобие трубы, и я увидел союзников — три темные, длинные, прямые фигуры, дрожащие подобно листьям на ветру. Я видел их на почти светящемся розовом фоне. В мгновение, когда я сфокусировал на них свой взгляд, они приблизились ко мне. Они не скользили и не летели, но подтягивались на каких-то волокнах белизны, исходивших из меня. Белизна не была ни светом, ни свечением, она походила на толстые линии, нарисованные меловым порошком. Они рассеялись быстро, но не достаточно: прежде, чем это произошло, союзники уже на меня насели.

Еще статьи:  Рыба знак зодиака мужчина

Они теснили меня со всех сторон. Я почувствовал раздражение. Союзники немедленно, словно по внушению, от меня отодвинулись. Мне стало их жаль. И тут же они вернулись. Они подошли совсем близко и стали об меня тереться. И я увидел то, что уже видел в зеркале, погруженном в ручей. Союзники не обладали внутренней светимостью. В них не было также внутренней подвижности. В них не было жизни. Но тем не менее, было очевидно, что они живые. Странные гротескные фигуры, напоминавшие застегнутые на «молнию» спальные мешки. Посередине каждого из них проходила тонкая линия, похожая на шов.

Они не были мне приятны. Я ощущал их полную чужеродность. Это порождало чувство неудобства, какое-то нетерпение. Я видел, что союзники движутся, словно подпрыгивая вверх-вниз, и внутри них что-то слабо-слабо светится. Интенсивность свечения становилась все большей, пока наконец, по крайней мере у одного, из них, свечение не стало достаточно ярким.

В мгновение, когда я это увидел, я обнаружил, что нахожусь в черном мире. Он не был темен как ночь, скорее просто все, что меня окружало, было черным, как смоль. Я взглянул на небо, но нигде не было видно света. Небо тоже было черным и буквально сплошь усеянным линиями и неправильными кольцами черноты разной плотности. Оно было похоже на черную древесину с рельефно выделенной фактурой.

Я посмотрел вниз, на землю. Она была пушистой. Казалось, она образована хлопьями агар-агара. Они не были матовыми, но они и не блестели. Это было нечто среднее. Такого я никогда в жизни не видел: черный агар-агар.

Затем я услышал голос видения. Он сказал, что моя точка сборки собрала целостный мир в другой большой полосе — черный мир.

Я старался впитывать каждое услышанное слово. Но для этого мне пришлось разделить сосредоточение. Голос замолчал, фокусировка зрения восстановилась. Мы с доном Хуаном стояли на улице в нескольких кварталах от площади.

Я мгновенно почувствовал, что времени на отдых у меня нет, и бессмысленно идти на поводу у желания впасть в состояние шока. Собравшись с силами, я спросил у дона Хуана, удалось ли мне выполнить то, что он задумывал.

— Ты выполнил все в точности так, как от тебя требовалось, — заверил он. — Давай вернемся на площадь, я хочу пройтись по ней еще раз — последний раз в этом мире.

Я не хотел думать об уходе дона Хуана, поэтому спросил его о черном мире. Мне смутно припоминалось, что когда-то я его уже видел.

— Это — мир, который собирается проще всего, — ответил он. — И из всего, что ты только что пережил, внимания заслуживает только он. Сборка черного мира — единственная полноценная настройка эманаций другой большой полосы, которой тебе когда-либо удавалось добиться. Все остальное — поперечный сдвиг в человеческой полосе, не выходящий за пределы одной и той же большой полосы — той, которой принадлежит и полоса человека. Стена тумана, желтые дюны, мир белых призраков — все это результаты поперечного смещения точки сборки, обусловленные настройкой, которую она осуществляет на своем пути к критической позиции.

Пока мы шли к площади, дон Хуан объяснил мне, что одним из странных свойств черного мира является отсутствие в нем эманаций, отвечающих за время в нашем мире. Вместо них там имеются другие эманации, дающие другой результат. Попав в черный мир, видящий может чувствовать, что прошла вечность, но в нашем мире за это время проходит лишь мгновение.

— Черный мир — ужасен, потому что тело в нем стареет, — убежденно добавил он.

Я попросил разъяснить. Он замедлил шаги и взглянул на меня. Он напомнил мне, как Хенаро, со свойственной ему прямотой уже пытался как-то обратить на это мое внимание, когда говорил, что мы брели по аду целую вечность, хотя и минуты не прошло в том мире, который мы знаем.

Дон Хуан заметил, что в молодости он был какое-то время одержим черным миром. И однажды в присутствии своего бенефактора поинтересовался, что будет, если он отправится в черный мир и некоторое время там побудет. Но его бенефактор не был склонен к объяснениям. Он просто отправил дона Хуана в черный мир, предоставив тому самостоятельно выяснять, что из этого получится.

— Сила нагваля Хулиана была столь огромна, что мне понадобилось несколько дней на то, чтобы оттуда выбраться, — продолжал дон Хуан.

— Ты имеешь в виду, что на возвращение точки сборки в нормальное положение у тебя ушло несколько дней? — переспросил я.

— Да, именно это я и имею в виду, — подтвердил он. И он рассказал, что за несколько дней блуждания в черном мире он постарел по крайней мере лет на десять, если не больше. Эманации внутри его кокона почувствовали напряжение нескольких лет одинокой борьбы.

С Сильвио Мануэлем все было совсем по-другому. Его нагваль Хулиан тоже швырнул в неизвестное, но Сильвио Мануэль собрал другой мир в одной из других больших полос. В том мире тоже не было времени, но он действовал на видящего совершенно противоположным образом. Сильвио Мануэль отсутствовал целых семь лет, хотя ему показалось, что он провел в том мире всего мгновение.

— Сборка других миров — вопрос не только практики, но также намерения, — продолжил дон Хуан. — И это не просто упражнение по выскакиванию из других миров, как на резинке. Видящий должен обладать отвагой. Преодолев барьер восприятия, ты вовсе не обязан возвращаться в то самое место этого мира, откуда уходил. Понимаешь?

Смысл его слов начинал медленно до меня доходить. У меня возникло почти непреодолимое желание посмеяться над столь абсурдной идеей, но идея вдруг стала превращаться в уверенность, однако прежде, чем я успел вспомнить что-то еще, дон Хуан заговорил, не дав мне до этого чего-то добраться.

Он сказал, что при сборке других миров воин подвергается опасности, которая заключается в их притягательности. Они притягательны не в меньшей степени, чем наш мир. После того, как точка сборки высвободилась из фиксированного положения, она может быть зафиксирована силой настройки в других положениях. Такова сила настройки. Поэтому воин рискует застрять в немыслимом одиночестве.

Рациональная часть меня отметила, что, пребывая в черном мире, я видел дона Хуана рядом с собой как шар светимости. Следовательно, есть возможность находиться в том мире не в одиночестве.

— Возможность есть, но только в том случае, если те, с кем ты намерен туда отправиться, сдвинут свои точки сборки одновременно с тобой, — сказал по этому поводу дон Хуан. — Я сдвинул свою, чтобы отравиться туда вместе с тобой, иначе ты оказался бы там один в обществе союзников.

Мы остановились. Дон Хуан сказал, что мне пора.

— Я хочу, чтобы ты миновал все поперечные сдвиги, — объяснил он, — и отправился прямо в следующий целостный мир — в черный мир. Через пару дней тебе предстоит проделать это самостоятельно. И тогда у тебя не будет времени на мелочи — если ты не сделаешь этого, ты умрешь.

И он объяснил, что преодоление барьера восприятия является кульминацией всего того, что делают видящие. С момента преодоления барьера человек и его судьба приобретают для воина совсем другое значение. Ввиду трансцендентального значения преодоления этого барьера, видящие используют акт его преодоления в качестве финального теста. Воин должен прыгнуть в пропасть с обрыва, находясь в состоянии нормального осознания. Если ему не удастся стереть мир повседневности и собрать другой мир до того, как он достигнет дна, он погибнет.

— Ты должен заставить этот мир исчезнуть, — продолжал дон Хуан, — но при этом в каком-то смысле остаться самим собой. Это и есть последний бастион осознания, на который рассчитывают новые видящие. Они знают, что, когда пламя осознания сожжет их, они сохранят самоосознание, в определенном смысле оставаясь самими собой.

Еще статьи:  Как отвлечься от расставания с парнем?

Он улыбнулся и указал на улицу, которая была видна с того места, где мы стояли — ту самую улицу, где Хенаро показывал мне тайны настройки.

— Эта улица, как и любая другая, ведет в вечность, — сказал он. — Нужно только идти по ней в абсолютном безмолвии. Время! Теперь иди! Иди!

Он повернулся и зашагал от меня. Хенаро ждал его на углу. Хенаро помахал мне рукой и жестом велел идти. Дон Хуан удалялся, не оглядываясь. Хенаро пошел рядом с ним. Я двинулся было за ними. Но я знал, что поступаю неверно. И я пошел в обратную сторону по темной пустынной унылой улице. Я не поддался ни чувству поражения, ни ощущению беспомощности. Я шел, погрузившись в безмолвие. Точка сборки начала смещаться с бешеной скоростью. Я увидел троих союзников. Они словно широко улыбались своими линиями, протянувшимися поперек коконов. Мне было все равно, ничто не имело значения. И тогда сила, подобная ветру, унесла прочь этот мир.

Следующая глава >

Вдохновение из личного опыта,

А так же недавно прочитанной книги

Радханадха Свами (Ричард Славин)

«Возвращение домой»

Преодоление несовершенства восприятия

Время от времени каждый из нас, если он осознан и наблюдает за собой, за своими эмоциями, поступками, мыслями и словами, перепросматривая свои ежедневные поступки обнаруживает в себе «некоторую гнильцу», «несовершенство».

Что-то, что нам в себе категорически не нравится.

За что бывает стыдно, и/или появляется чувство вины.

Особенно это актуально для человека находящегося в психотерапии, либо занимающегося другими способами самораскрытия и духовными практиками.

Как правило, это нечто, что он с собой ранее не соотносил, – например, мысленное пожелание зла другому, жадность, обида, зависть, какая-нибудь маленькая низость, подлость, предательство, слабость, неблагодарность, или например, пара-тройка лишних килограммов (особенно актуально для женщин) т.д. и т.п.

И чем более осознанным человек становится, тем больше «несовершенства» он в себе обнаруживает, так что, по сути, это отличные новости. Мы просто начинаем больше видеть и замечать. Речь сейчас не идет о болезненном самобичевании.

Но здесь важно научиться правильно принимать в себе эти качества, и трансформировать их в собственную целостность.

Об этом обычно не принято говорить, но если мы с собой честны, искренни и смелы, то рано или поздно мы признаём это в себе и учимся принимать.

В личной психотерапии/на тренинге такие моменты осознавания «несовершенства» обычно происходят довольно экологично и эффективно, там в специальном безопасном пространстве мы идем на поддержке психолога/учителя и имеем ресурсы. А что делать после терапии или тренинга? И если мы движемся сами? В одиночестве?

Реакции на своё несовершенство могут быть разными.

Наиболее распространенными и не самыми эффективными реакциями (вытеснение мы уже не берём) являются – погружение и застревание в чувстве вины и стыда и, в зависимости от собственного восприятия переживание разной степени собственного ничтожества, которые могут привести нас к снижению самооценки, отказу от действий и даже к депрессии, если мы позволим себе в этом состоянии зависнуть надолго.

Это происходит из-за чрезмерной нашей зацикленности на своей личности, на том как нас видят окружающие, на идеализациях. На оценочном подходе. Черное-белое.

Бывает это и в том случае, если у нас есть иллюзия о собственном совершенстве и вообще иллюзия о том, что можно достичь некого идеально-продвинутого состояния во внешнем мире, «вечного счастья», например «идеальной семьи», «идеальных отношений», «идеальной внешности», «истинной женственности с тремя буквами Ж», «просветления», «гениальности» и зависнуть в нем навечно, желательно на позитивном пике иллюзии. В современном мире мало желающих быть «идеальными страдальцами» или «мучениками», хотя и такие омрачения встречаются.

Все эти штампы – суть иллюзия, вброс ума. И совершенство возможно относительно продолжительный период, например в статичном камне, и так же не достижимо, как вечное чистое, ярко-голубое небо над головой. Всё, что не изменяется, не развивается, следуя от одной степени несовершенства к следующей, – мертво.

Жизнь вообще исключительно «несовершенная», с точки зрения оценочных сравнений, штука, она просто несовместима с совершенством. В этом-то её гениальность, прелесть и такая завораживающая красота.

Так как же собственно научиться быть с этими не самыми конструктивными эмоциями? Со стыдом и виной?

Прежде всего принять свой поступок или состояние, вместе со способностью испытывать эти чувства, внимательно их прожить и рассмотреть. Этому можно научиться используя наши аудио-курсы “Осознанность” и “Мои отношения с собой” или работая в индивидуальной консультации.

Минут за 5-10, не зависая в них на более длительный период времени и решительно пресекая попытки ума присовокупить все прошлые жизненные обстоятельства подтверждающие вашу тотальную несостоятельность в принципе, с 0 и до текущего момента, а так же сравнение себя с людьми, которых вы идеализируете.

Простить себя просто и быстро, как любящая мама прощает маленького ребенка, или Бог, который есть Безусловная Любовь – всё зависит от ваших предпочтений и мировоззрения.

А затем задать себе вопрос:

Что же мне нужно сделать прямо сейчас чтобы максимально эффективно воспользоваться этой ситуацией для своего развития и обучения?

Возможен, например, такой алгоритм.

1. Проститите себя.

2. Освободитесь от негативных эмоций по возможности в контакте со своим телом.

3. Сделайте из ситуации выводы, о том как исправить ошибку.

4. Предпримите необходимые действия в сторону желаемых изменений.

5. Поблагодарите Мироздание/Бога/Высшее Я за урок.

Приведу пример собственного несовершенства. 

Недавно я мысленно доверилась Мирозданию и отпустила всё беспокойство и напряжение относительно финансов, то есть в том, что нужная мне сумма денег будет мне дана на том основании, что как-то я вообще прожила 37 лет, и оно обо мне ежеминутно заботилось, и я ни в чем особенно не нуждалась.

Буквально в течение 10 минут после этого четкого и ясного осознания мне сообщили, что деньги (в точности необходимая сумма) пришли ко мне как дар, совершенно неожиданно, и передали их в руки.

В этот же день на стоянке машин около одного супермаркета молодая женщина в позитивной одежде, и в общем, отнюдь не бомжеватого вида задала мне вопрос «Могу я попросить у вас денег? Мне на хлеб не хватает!» И я ей автоматически ответила «Нет», – минуя всякое сознание.

Пока ехала домой испытывала раскаяние, учитывая контраст между своим поведением и тем, как помогло мне утром дорогое Мироздание.

А также, вспоминая, как удивлена была недавно расценками на хлеб. Я его в общем практически не ем, а тут как-то довелось покупать в Москве.

И, конечно, помогая себе с этим справиться вспомнила одну известную индийскую мудрость:

«Можешь помочь человеку – помоги, не можешь помочь – помолись, не можешь помолиться – думай о нём хорошо».

Приехала домой и внимательно и концентрированно думала о девушке хорошо. 🙂

1. На следующее утро всё же почувствовала снова легкое чувство вины, после чего простила уже себя (приняв внутреннее решение и произнеся несколько мысленных фраз, сопровождающих практику прощения).

2. А затем пошла освобождаться от этого состояния, подключая тело. Лучше всего это делать, отмывая дом, (ванну, полы, пыль), визуализируя, как смываешь с себя это состояние. Можно принять душ с морской солью – это магический больше способ, но многие хвалят. 🙂

3-4. Мирозданью вернула баланс добра, переведя через смс небольшую сумму для лечения больного ребенка, как раз по первому каналу проводили сбор средств на лечение мальчика. А почерпнутого вдохновения от прохождения этого урока и ситуации хватило на эту статью, чтобы можно было поделиться с вами своим несовершенством и опытом по поводу его эффективного преодоления.

5. Ситуация прожита до дна, и я осталась в бесконечной благодарности и любви к Мирозданью за такой красивый урок.

Абсолютно неидеальный человек,

Екатерина Шморгун

Автор статьи:
Обо мнеОбратная связь
Оценка 4.4 проголосовавших: 16
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here