Психология профессиональной деятельности

Полное собрание материалов по теме: психология профессиональной деятельности от специалистов своего дела.

  1. . Человек и профессия. Методы исследования человека в профессиональной деятельности

Мир профессий насчитывает более двадцати тысяч профессий и около сорока тысяч специальностей.Жизнь человека, духовная и физическая, ее ценность, наполненность содержанием и смыслом в большой мере связана с успешной «жизнью» в профессии. Успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создаётся людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением.

Профессия – (лат professio – официально указанное занятие, специальность, от profiteer – объявляю своим делом), это род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

Профессиональная жизнь часто оказывается богата не только радостями, но и трудностями – неправильный выбор сферы деятельности, неумение поставить перед собой четкие цели и задачи, отсутствие коммуникативных навыков, профессиональные кризисы – вот далеко неполный перечень тех факторов, которые могут оказать деструктивное влияние на человека. Причиной трудностей, испытываемых человеком в профессиональной жизни, способы преодолеть эти трудности помогает психология профессиональной деятельности.

Психология профессиональной деятельности – научно-практическое направление в психологии, изучающее трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристики профессиональной деятельности.

Её основной задачей является поиск путей обеспечения согласованного взаимодействия профессии и человека, раскрывающегося и развивающегося в профессиональной деятельности. Наиболее распространенными методами исследования человека в современной психологии, в том числе и психологии профессиональной деятельности, являются метод наблюдения, эксперимента, опросные методы. В психологии труда разработаны несколько классификаций методов исследования.

В основе классификаций методов Ю. В. Котеловой положены общепсихологические методы исследования (табл. 4).

Таблица 4

Классификация методов по ю. В. Котеловой

Раздел

Метод

Содержание

А

Наблюдение

  • непосредственное наблюдение за профессиональной деятельностью

  • трудовой метод – участие самого психолога в конкретном виде труда

Опрос

  • беседа

  • устный опрос (интервью)

  • письменный опрос (анкета)

  • биографические и автобиографические данные (психологический анализ)

  • метод обобщения независимых характеристик

Анализ

  • различной производственной документации

Б

Эксперимент

  • лабораторный

  • модель отдельных элементов трудового процесса или профессиональной деятельности в целом

  • реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории

Тестирование

  • интеллектуальные тесты

  • личностные опросники

  • тесты креативности

В

Статистический анализ

  • измерение различных параметров процесса труда

  • алгоритмический способ описания трудовой деятельности

  • экспериментально-психологические и физиологические пробы в ходе протекания профессиональной деятельности

  • математические методы обработки данных

В классификации методов по М. А. Дмитриевой в большей степени акцент делается на анализ самой профессиональной деятельности (табл. 5).

Таблица 5

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Профессиональные качества психолога………………………………5

Глава 2. Личностные качества психолога………………………………………9

Глава 3. Этика профессиональной деятельности психолога…………………13

Заключение……………………………………………………………………….17

Список литературы

Введение

Профессиональная деятельность психолога в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой, общения) состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности. При этом совершенно не принципиально, в этом смысле. Физическое отличие предметов профессиональной деятельности. Освоение профессии предполагает включение ее предмета в содержание Я – концепции человека. Естественно, что варианты этого будут бесконечно разнообразны, но, тем не менее, в них есть, то принципиально общее, что конституирует предмет одной профессиональной деятельности в отличие от другой.

На уровне Я – концепции человека это переживается как рефлексивно обоснованные ограничения на свои профессиональные действия. Знаменитое умение сказать себе и другим: «Это я не умею, это я умею плохо, это я умею посредственно». За этими ограничениями скрывается не только локус контроля, область профессиональной ответственности, но и потенциальная возможность для профессионального совершенствования – преодоление «не умею».

Появление профессии психолога в начале века было связано с социальными задачами максимального использования индивидуальных ресурсов человека в трудовой и учебной деятельности: человек должен был хорошо работать и хорошо учиться. Это нашло свое отражение в истории психологии труда и в истории психологии обучения. В конечном итоге это позволило появиться целой отрасли психологического знания – психологии индивидуальных различий.

По существу, психолог на заре существования этой профессии начинал работать с одной из важнейших характеристик индивидуальной жизни – с характеристикой перспективы личного развития, беря таким образом (пусть даже временно) ответственность за определение этой перспективы в достаточно конкретных проявлениях успешности осуществления учебной или трудовой деятельности.

…Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.

Данная тема особенно актуальна для будущих психологов. Ведь психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом и его профессиональная эрудиция должна включать в себя не только знание психологии, но и определённую совокупность знаний в области других гуманитарных дисциплин. Профессиональные умения психолога определяют успешность его практической деятельности, а профессиональные навыки позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

Цель – оценить профессиональные и личностные качества будущего специалиста, а также его деятельность с точки зрения профессиональной этики.

Задача данной темы – рассмотреть основные требования к подготовленности психолога по дисциплинам, которые необходимы для успешной деятельности.

Глава 1. Профессиональные качества психолога

Важнейшее качество психолога – профессиональная компетентность. Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включает в себя не только знание психологии, но и определённую совокупность знаний в области философии, истории, педагогики, культурологи, права, экономики, филологии, социологии, математики и информатики, концепций современного естествознания.

Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приёмы, психологические «техники».

Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приёмами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Рассмотрим основные требования к подготовленности психолога по дисциплинам, которые необходимы для успешной деятельности.

В области психологии специалист должен:

1.понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

2.владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

3.понимать специфику предмета психологии, её связи с другими дисциплинами; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;

4.знать историю развития и современные проблемы психологической науки;

5.знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;

6.понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;

7.знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;

8.знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

9.знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

10.знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;

11.иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах её развития;

12.знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;

13.знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;

14.знать основные закономерности психологии образования;

15.знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

16.иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;

17.знать основные сферы и виды деятельности психолога;

18.знать основы психодиагностики психологического консультирования;

19.знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;

20.владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии.

Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углублённых знаний и практических умений. К основным сферам специализации относятся: 1) общая психология, 2) психология личности, 3) социальная психология, 4) политическая психология, 5) психология менеджмента, 6) психология труда и организационная психология, 7) клиническая психология, 8) психофизиология, 9) специальная психология, 10) психология развития и акмеология, 11) педагогическая психология, 12) психологическое консультирование, 13) психология социальной работы, 14) юридическая психология, 15) спортивная психология.

Развитие компетентности и личности психологов как специалистов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Основываясь на наблюдениях за студентами и уже работающими специалистами, Н.С.Пряжников и Е.Ю.Пряжникова условно выделяют следующие этапы профессионального развития психологов.

  1. Восторженно – романтический. Проявляется в период первого знакомства с психологией.

  2. Этап самоутверждения. Хочется «узнать что-нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «экзотической методикой».

  3. Первые разочарования и поиск новых личностных смыслов в обучении и последующей работе.

  4. Начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем (теоретических или практических) с применением уже известных технологий и методов и накопление отрицательного опыта их использования.

  5. Попытки работать по-новому. Часто эти попытки заканчиваются «разочарованием в себе» и стремлением довести свои идеи до совершенства. Нередко на этом этапе наступает интересное «прозрение»: студент вдруг «понимает», что для творческой работы и импровизации в своём труде, оказывается, нужно хорошее знание психологической теории и методологии.

  6. Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, то есть ко всему тому, что на этапе обучения в вузе у многих студентов обычно вызывает откровенную «аллергию».

  7. Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методологической базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.

См. также:  Девушки рядом с тобой

Профессиональное развитие – это личное дело психолога, его история и профессиональная судьба. Оно не имеет нормативных критериев.

В отличие от этого профессиональная квалификация характеризует компетентность психолога, его подготовленность и опыт, а потому является предметом для оценивания качества профессиональной деятельности.

Глава 2. Личностные качества психолога

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно взаимосвязаны. Профессия накладывает отпечаток на образ жизни и личность психолога, а личностные особенности отражаются в предпочитаемой сфере и видах психологической деятельности. Более того, на самом деле личность практического психолога является инструментом его работы и порой играет более существенную роль, чем психотерапевтические техники.

Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.

Какие же личностные качества побуждают людей заниматься психологией? В.М.Бехтереву приписывают фразу: «Психологи – с психинкой, неврологи – с нервинкой». Примеров такого рода хватает: близорукие занимаются зрением, социальные психопаты – нравственной регуляцией поведения, люди, неоднократно состоявшие в браке, изучают психологию брака и семьи, а поэты-неудачники изучают психологию творчества. С одной стороны, кажется, этому есть примеры. Ч.Дальтон открыл явление цветовой слепоты – неразличения красного и зелёного цветов (дальтонизм). В то же время он сам имел этот дефект. З.Фрейд, по воспоминаниям близких ему людей, был сексуальным невротиком. С другой стороны, Ф.Гальтон, занимавшийся проблемой способностей, был гением, а уровень интеллекта «самого» Пиаже был исключительно высок. Выбор той или иной области психологии может быть обусловлен, по мнению В.Н.Дружинина, либо «избытком», либо «недостаточностью» какого-либо «психического качества» у человека. Возможно, чувство дезадаптации, ощущение своей непохожести на других людей и побуждает человека к занятиям психологией. Как было показано А.Адлером, комплекс неполноценности является источником активности во многих сферах человеческого творчества.

Практическая психология требует от психолога гораздо больше профессионально специфических качеств. По данным Н.А.Аминова и М.В.Молоканова, для психолога с практической ориентацией оказались характерными:

– выраженная готовность к контактам;

– общая интеллектуальность;

– умение поддерживать контакты, то есть стрессоустойчивость в процессе общения;

– умение контролировать своё поведение, то есть сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения;

– аттракция (привлекательность);

– эмоциональная заразительность;

– эмпатия;

– опора на себя в принятии решения.

Профессионально важные личностные качества практического психолога:

  • доброжелательность,

  • ответственность,

  • оптимизм,

  • организованность,

  • любознательность,

  • наблюдательность,

  • настойчивость,

  • терпеливость,

  • привлекательность,

  • общительность,

  • внимательность,

  • самообладание,

  • тактичность,

  • чуткость,

  • вежливость,

  • гуманность,

  • отзывчивость,

  • объективность,

  • интеллигентность,

  • динамичность,

  • гибкость поведения,

  • высокий уровень общего и социального интеллекта,

  • рефлексия,

  • сензитивность,

  • умение слушать,

  • креативность,

  • умелое владение невербальными средствами общения,

  • открытость,

  • естественность и искренность в эмоциональных проявлениях,

  • устойчивость к стрессам.

Большое значение для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понимать другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения». Структура «таланта общения» включает в себя 5 блоков качеств личности:

  1. способность к полному и правильному восприятию объекта, наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации;

  2. способность к пониманию внутренних свойств и особенностей объекта, проникновение в его духовный мир, психологическая интуиция, основанные на глубокой общей эрудиции и гуманистической направленности;

  3. способность к сопереживанию, эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь;

  4. способность к самоанализу, интерес к собственной личности и личности других людей;

  5. способность управлять самим собой и процессом общения, умение быть внимательным, умение слушать, тактичность, умение устанавливать контакт, вызвать доверие, обладание чувством юмора.

Важность наличия этих способностей говорит о том, что профессиональная деятельность практического психолога по своей сути является взаимодействием.

Глава 3. Этика профессиональной деятельности психолога

Профессиональная этика – это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

В деятельности любой профессиональной группы вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Так, говорят о врачебной, юридической, педагогической, научной этике.

О значимости этики в деятельности врача знают многие. Знают о том, что уже древнегреческий врач и философ Гиппократ сформулировал этические заповеди врача. Теперь они известны под названием клятвы Гиппократа и составляют основу профессиональной медицинской этики.

Профессиональная деятельность психолога – это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своём распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики психолога.

1) Принцип профессиональной компетентности. Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен чётко осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.

При решении психологических задач психолог опирается на анализ научных данных и практического опыта. Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психологической науке и практической психологии. Выводы должны основываться на регистрируемых первичных материалах, корректной их обработке, интерпретации и положительном заключении компонентных коллег.

Психолог формирует выводы и рекомендации заказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

2) Принцип нанесения ущерба человеку. Психолог осуществляет свою деятельность, исходя прежде всего из интересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку,так или иначе включённому в исследование или практическую работу. Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов. Поэтому главный этический принцип психолога – «не навреди». Сформулированный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога. Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека. Психолог должен использовать безопасные и наиболее приемлемые методики, приёмы, технологии работы; проявлять особую заботу о том, чтобы клиенту не нанесли вред люди, осведомлённые о полученных результатах; предупреждать неправильные действия заказчика. Для этого психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы они применялись только в рамках задач, поставленных заказчиком.

3) Принцип научной обоснованности и объективности. Психолог может применять только валидные и надёжные методы и средства. Необходимо использовать методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надёжными, валидными, адаптированными. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное призвание. Результаты работы не должны зависеть от личных качеств и личных симпатий психолога. Полученные результаты всегда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела.

Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиентом. Важно, чтобы психолог мог сохранить объективную и отстранённую позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.

4) Принцип уважения клиента. Психолог должен уважать достоинство испытуемого (или клиента) и проявлять честность в общении с ним. В процессе работы психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от контакта.

См. также:  Как избавиться от депрессии после расставания с любимым человеком?

При проведении исследования необходимо сообщать о его цели (в достаточно общей и доступной форме), своевременно предупреждать испытуемого о том, как будет использоваться полученная информация.

Этически корректным для отношений практического психолога и клиента является взаимодействие на равных. Клиент должен чувствовать себя полноправным партнёром психолога.

5) Принцип соблюдения профессиональной конфиденциальности. Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагностических методик. Это означает, что профессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обусловливающие их пригодность, должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога – препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностических методик.

Необходимо соблюдать конфиденциальность результатов психодиагностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материала, полученного от испытуемого (или клиента), чтобы избежать его компрометации. При этом важно вести строгий учёт полученной информации, ограничивать доступ к ней заказчика, клиента или иных третьих лиц, корректно использовать полученные сведения.

Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования.

Рассмотренные принципы этики психолога характеризуют наиболее общие положения, которые он должен учитывать в своей научной, практической и педагогической деятельности. В свете этих принципов разрабатываются правила и нормы поведения психологов, стандарты их профессиональной деятельности.

Заключение

Таким образом, практическая психология – это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психолога. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно – психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи практический психолог в первую очередь обязан руководствоваться социально – этическими требованиями в своей работе. Часть из них включена в этический кодекс практического психолога, изложенный выше, другие требуют дополнительного обсуждения. Среди них – соблюдение тайны, научная обоснованность, ненанесение ущерба, открытость результатов обследования для обследуемых, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций.

Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включает в себя не только знание психологии, но и определённую совокупность знаний в области философии, истории, педагогики, культурологи, права, экономики, филологии, социологии, математики и информатики, концепций современного естествознания.

Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приёмы, психологические «техники».

Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

Большое значение для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понимать другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения».

Профессиональная этика – это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

Список литературы

  1. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. – 1992. – Т.13. – № 5.

  2. Верняева Т.А. Профессионально – личностный портрет психолога: Дис. …канд. психол. наук. – СПб.: СпбГУ,1997.

  3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пос. для студ. вузов. – М.: Academia,2001.

  4. Этические стандарты для психолога. Мадрид. Испания,1987 // Вопросы психологии. – 1990. – № 5.

Похожие страницы:

Ссылка для цитирования: Дружилов С.А. Профессиональные стили человека и индивидуальный ресурс профессионального развития // Вопросы гуманитарных наук.  – 2003.  –  №1 (4). – С.354-357.

Для скачивания PDF-файла с текстом статьи кликните на ссылку ниже: Профессиональные стили и индивидуальный ресурс профессионального развития

В отечественной психологии (Л.С.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, Е.П.Климов, Л.И.Анцыферова, К.А.Абульханова-Славская и др.) понятие стиля разрабатывается в рамках деятельностного подхода, при котором стиль рассматривается как интегральный феномен взаимодействия требований деятельности и индивидуальности человека. Стиль жизни — это устойчивая характеристика иерархии жизненных целей и предпочитаемых человеком способов их достижения. О стиле человека можно говорить как о способе его взаимодействия с Миром. Но взаимодействие человека с Миром реализуется в его активности, важнейшей формой которой является профессиональная деятельность.

Поскольку трудовая и профессиональная деятельность является важнейшей частью жизнедеятельности вообще, то профессиональный стиль человека является частью стиля его жизни (как, в прочем, при профессиональной деформации сложившийся стиль оказывает влияние на паттерны внепрофессионального поведения). В свою очередь, стиль жизни выступает производным проявлением от образа жизни. Он складывается в рамках определенного образа жизни как результат социопсихического развития человека в целом.

Профессиональный стиль человека мы рассматриваем как постоянное, довольно устойчивое, целостное психическое образование, включающее сознательные и бессознательные механизмы адаптации человека (как в активной, так и в пассивной ее формах) к профессиональной среде. Проявления стиля зависит как от внутренних особенностей человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), индивидуального ресурса его профессионального развития , так и от внешней среды (организации компонентов деятельности и взаимодействия субъектов). Профессиональный стиль мы рассматриваем одновременно и как причину, и как следствие индивидуального профессионального развития человека. Устойчивость стилей является относительной: не исключена возможность развития стилей и их взаимопереходов. Основные стили профессиональной деятельности (независимо от их специфики) отражают основные стратегии адаптации человека к требованиям профессиональной среды и проявляется в профессиональной деятельности, так и во внепрофессиональном поведении и в общении.

Как вектор жизненного успеха человека складывается из сложения вектора профессиональных достижений и вектора личностного успеха (самосовершенствования) (А.В.Либин, 2000), так и стратегия жизненного пути человека определяется линиями его профессионального и личностного поведения. Ключевыми признаками индивидуального «профессионального стиля» (включающего стиль профессиональной деятельности, стиль поведения, стиль общения и т. д.) являются факторы профессиональной успешности, удовлетворенности результатами деятельности и компонентами профессиональной среды (в соотношении с затратами на получение данного результата), а также предпочитаемые ценности и мотивы выполняемой профессиональной деятельности.

Предметом нашего рассмотрения являются индивидуально-своеобразные стили профессиональной деятельности (СПД отдельного профессионала), которые представляют собой интегральное, иерархическое, биполярное психическое образование в границах двух полюсов («субъективно удобных» и «неудобных» условий и параметров деятельности). В табл. 1 представлены стили профессиональной деятельности в зависимости от: 1) профессиональной успешности (Ус), оцениваемой объективными показателями результативности деятельности; 2) эффективности психологической адаптации (ЭΨ), определяемой отношением удовлетворенности компонентами профессиональной среды к уровню субъективной оценки факторов психосоматической дезадаптации; 3) коэффициента ценностных ориентаций (КЦ), определяемого отношением духовных ценностей, выбираемых респондентом, к витальным ценностям . В таблице знаком (+) обозначен высокий уровень выраженности данного фактора, знаком (-) – низкое его выраженность.

Приверженность субъекта определенному стилю означает, что он ориентируется на определенную часть условий деятельности и компонентов профессиональной среды, достигая при этом приемлемого для него результата. В.А.Толочек (2000) в структурно-функциональной организации стиля выделяет три иерархических уровня пассивной и активной адаптации: 1) субъективно-удобные условия деятельности; 2) структуру (определенным образом взаимосвязанные компоненты деятельности); 3) тип организации деятельности.

Таблица 1. — Типология профессиональных стилей в зависимости от успешности, эффективности адаптации и доминирующих ценностей 

Шкалы Профессиональный стиль и
профессиональный
характер
Шкалы Профессиональный стиль и
профессиональный
характер
Т
и
п
ы
Ус ЭΨ КЦ Т
и
п
ы
Ус ЭΨ КЦ
+ + + Профессионально-успешные «идеалисты» (ориентирующиеся на
идеальные ценности)
+ + Малорезультативные «самоактуализирующиеся идеалисты» («вещь в себе»)
+ + Профессионально-успешные «материалисты» + Ориентированные на удовольствия, а не на результат
+ + Профессионально-успешные «изнуренные работой идеалисты» + Неуспешные «несчастные идеалисты»
+ Профессионально-успешные «выгорающие материалисты» Неуспешные, дезадаптированные, недовольные жизнью работники

Каждый из этих уровней может быть развернут через выражение составляющих общей эффективности (ЭS) деятельности, представленное нами ранее в виде формулы : ЭS = aЭ ЭЭ +aΨ ЭΨ+aс Эс +aк Эк  где ЭЭ, ЭΨ, Эс, Эк – оценка экономической, психологической, социальной и «клиенто-центрированной» составляющих эффективности; aэ, aΨ, aс, aк – весовые коэффициенты. Выражение 16 возможных вариантов стилей в зависимости от выбираемых приоритетов составляющих эффективности деятельности, выбираемых работниками, приведены в табл. 2. Отдельные составляющие эффективности рассматриваются нами как частные критерии профессиональной адаптации (или дезадаптации) при проявлении профессионализма человека.

См. также:  Смс парню который изменил

Таблица 2. –Типология профессиональных стилей в зависимости от
составляющих эффективности профессиональной деятельности

Шкалы Шкалы
Т
и
п
ы
ЭЭ ЭΨ ЭС ЭК Профессиональный стиль Т
и
п
ы
ЭЭ ЭΨ ЭС ЭК Профессиональный стиль
+ + + + «Успешный деятель» «признанный профессионал» + + + Хорош для всего, кроме дела
+ + + Ориентируется на успех и удовольствие «здесь и сейчас», а завтра – «хоть потоп» + + Ориентируется на общение с коллегами и получение удовольствий, а клиенты для него — досадная помеха
+ + + Успешный «индивидуалист», неспособный к сотрудничеству + + Индивидуалист, все свое внимание и силы отдающий клиентам, даже если это не дает результата сегодня и раздражает коллег
+ + Ориентация на материальный успех при минимальных психологических усилиях + Ориентация исключительно на удовольствия и минимизацию собственных усилий
+ + + Успешный, но «выгорающий» деятель + + Все усилия — на общение с коллегами и клиентами, но эффект мал, а цена – велика
+ + «Коллективист», ориентирующийся на успех сегодня ценой больших собственных усилий + Все усилия затрачивает на адаптацию в коллективе, при общей низкой эффективности труда
+ + Индивидуалист, ориентированныйё на долгосрочный успех; подверженный «сгоранию» + Дезадаптирован, пытается проявить себя в «заигрывании» с клиентами
+ «Работник, ориентированный на получение материального успеха сегодня любой ценой Профессионал, неадаптировавшийся в условиях данной профессиональной среды

Снижение того или иного частного показателя эффективности свидетельствует о двух обстоятельствах. С одной стороны — о проявлении профессиональной дезадаптациии человека, но лишь в рассматриваемом аспекте. С другой стороны –о проявлении индивидуального профессионального стиля, характеризующего результат профессиональной адаптации в целом. Например, при объективно низкой выработке (ЭЭ), вызванной возрастным снижением ПВК, свидетельствующей о операционально-функциональной дезадаптации специалиста, человек может демонстрировать высокие показатели социальной (ЭС) или клиентоцентрированной (ЭК) составляющих, вносящих в общий вклад в общую эффективность предприятия, а значит, быть профессионально адаптированным. Лишь в случае устойчиво низкой эффективности по каждому из значимых для данного предприятия показателей следует говорить о неадаптированности работника к деятельности и условиям профсреды.

Интерес представляют и иные биполярные стили, определяющиеся ведущей мотивацией. Первый связан с ориентацией работника на выгоду как «здесь и сейчас», так и в будущем при высокой «цене» деятельности. Второй проявляется в ориентации человека на субъективно-удобную деятельность с выраженным стремлением к минимизации внутренних затрат, а также на благоприятную систему отношений в коллективе. Каждый из этих стилей представлен своей системой индивидуальных психологических качеств, среди которых ведущее место занимают отношения и ценности человека.

Нашей целью было дать концептуальное видение профессиональных стилей человека в зависимости от его жизненных и профессиональных приоритетов. Мы не ставили своей задачей дать подробное описание стилей и связанных с ними профессиональных характеров. В то же время, как показывает опыт исследований различных профессиональных деятельностей (управленцев, работников оптовой торговли и частного медицинского учреждения, педагогов школ) представленная типология стилей соответствует реальности. Наполнение предложенных профессиональных стилей конкретным описанием рассматривается нами как в качестве необходимой составляющей психологического анализа индивидуальных особенностей профессионализма.

Литература

  1. Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал. — 2001. — № 22 (22). — С. 44-45
  2. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. .

1. Методологические подходы к исследованию профессионализма

2. Профессия, профессионализм

3. Динамика развития профессионализма

1. Методологические подходы к исследованию профессионализма.

Развитие профессионализма исследуется такими направлениями психологической науки, как психофизиология труда, психология труда, психология профессионализма, акмеология, инженерная психология и др. Теоретико-методологические основы профессионального становления и развития заложены в трудах отечественных и зарубежных ученых (Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Т.В. Кудрявцева, Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюка, Э. Гинцберга, Д. Сьюпера, Д. Холлланда и др.).

Системный характер процесса профессионального развития обусловил появление различных направлений его исследования. К настоящему времени уже накоплены достаточно весомые теоретические и эмпирические данные, проясняющие проблему профессионального самоопределения, профориентации, профессионального становления личности, профессионализма, основ его развития, профессиональных деструкций и др. Однако, такое многообразие исследований порождает дискуссионные проблемы, связанные с различными теоретическими основаниями, методологическими подходами, концепциями и моделями развития профессионализма, с одной стороны, а, с другой стороны, обнаруживает недостаточно изученные аспекты, требующие теоретической и эмпирической разработки.

Рассмотрим сущность и особенности профессионального развития, проявление прогрессивных и регрессивных тенденций в данном процессе.

Изучение проблемы профессионального развития в акмеологии позволило выделить и проанализировать различные методологические подходы к исследованию профессионализма.

В рамках узкоаналитического рассмотрения профессионализма осуществлялся атомистический (фрагментарный) подход к отдельным характеристикам работника. Профессиональная деятельность дробилась на отдельные операции. Внимание исследователей было обращено к диагностике отдельных профессионально важных качеств. Профессиональное обучение предполагало формирование и объединение отдельных фрагментов деятельности. Профессиональное развитие связано с расширением числа задач, действий, качеств у человека труда.

Системный подход в психологии (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Б.Ф. Ломов и др.) рассматривал психологическую организацию жизнедеятельности человека как системный объект высочайшей степени сложности и пластичности, находящийся в постоянном становлении и преобразовании. Данный подход позволил построить психологическую систему деятельности, включающую мотивы, цели, программы, информационную основу деятельности, принятия решения, подсистему профессионально важных качеств личности. В рамках данного подхода выделились машиноцентрический (анализ человека в системе «человек-машина», человек как придаток машины) и антропоцентрический подходы (при проектировании и организации труда приоритет отдается потребностям и интересам человека).

Профессиогенетический подход сформировался в процессе применения генетического подхода к человеку труда. Он предполагает изучение системных характеристик профессионала не только в их актуальном состоянии, но и в динамике, перспективе (профессиональный потенциал, резервы, профессиональную обучаемость, самообучаемость).

В центре внимания субъектного подхода – человек, осуществляющий конкретную профессиональную деятельность (Е.А. Климов и др.). Субъект труда – это человек, обладающий активным целеполаганием, сознательно строящий и регулирующий свою деятельность.

Основной идеей гуманистического подхода является признание права человека на самостоятельный выбор, на нестандартную стратегию индивидуального поведения. Исследование наличия или отсутствия у человека необходимых для профессии качеств не позволяет делать окончательный вывод о профпригодности. Необходимо включая человека в деятельность, создавать условия для профессионального развития.

Акмеологический подход (Н.В. Кузьмина, А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.) разрабатывается в рамках акмеологии, изучающей условия и закономерности продвижения человека к вершинам профессиональной деятельности и зрелости личности. Он предполагает выявление условий мобилизации у человека труда установки на наивысшие достижения, на наиболее полную самореализацию личности.

По мнению А.А. Деркача, «наиболее продуктивным при изучении развития профессионала является сочетание системного, генетического, деятельностного, субъектно-личностного, гуманистического и акмеологического подходов».

В психологической науке наибольшее распространение получили следующие альтернативные точки зрения на характер взаимодействия человека и профессиональной деятельности. С одной стороны, признавалось безусловное положительное влияния профессиональной деятельности на проявление и развитие человека, с другой стороны, отмечалось, что характер профессиональной деятельности задает определенные ограничения для развития личности.

Л.И. Анциферова отмечает, что «прогрессивное развитие личности осуществляется не во всякой деятельности – ее условием выступает проблемная, личностно значимая, интересующая человека успешная деятельность».

Р.Х. Шакуров, развивая представление о деятельности как о процессе преодоления барьеров, считает, что развивающий потенциал деятельности связан с барьерами оптимальной трудности, трансформирующихся во внутренний план. Он отмечает, что «если барьер субъективно не переживается как дефицит чего-то, как напряжение, как трудность, деятельность не реализует свою развивающую функцию». А когда барьеры слишком велики, то они выступают, как блокаторы, подавляющие всякую активность, более того – деформирующие и разрушающие личность. Поэтому деятельность в зависимости от характера барьеров может выполнять как созидательную, так и деструктивную функцию по отношению к деятелю.

Э.Ф. Зеер отмечает, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности.

Рассмотрим сущность и соотношение понятий, которые характеризуют процесс взаимодействия человека с профессией, связанный с развитием профессионализма.

Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 537;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология отношений
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: