Ребенок 2 8 года не слушается

Полное собрание материалов по теме: ребенок 2 8 года не слушается от специалистов своего дела.

Нет такого ребенка, который всегда бы слушался своих родителей. Даже очень покладистые и спокойные малыши время от времени «бунтуют» и показывают характер. А некоторые дети так ведут себя очень часто, чем вызывают огорчение и тревогу у мам и пап. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает, почему ребенок не слушается родителей и что в этой ситуации нужно делать.

Ребенок 2 8 года не слушается

Педагогические проблемы глазами медика

К Евгению Комаровскому обращаются не только по поводу насморка, плоскостопия и других недугов. Довольно часто родители приводят на прием к педиатру своих детей и жалуются на то, что карапуз стал непослушным. Обычно эта проблема возникает в семьях, где детям уже исполнилось 4 года. Это слишком поздно, утверждает Комаровский, вопросами воспитания и послушания желательно заниматься тогда, когда ребенку исполнилось 1,5-2 года, а в идеале — с самого рождения.

Ребенок начинает вести себя в противовес родительскому мнению в двух случаях: если ему с самого рождения давали слишком много свободы и если ему слишком часто говорили слово «нельзя». Задача родителей — найти тот самый «золотой» баланс между этими крайностями.

Демократия в семье, дающая ребенку равные права со взрослыми, приводит к воспитанию непослушного и капризного ребенка, который будет истериками и скандалами добиваться своего в случае, если ему что-то запретили.

Истерики

Если ребенок однажды опробовал метод истерики и она увенчалась успехом (он получил то, что хотел), то, вне сомнений, кроха будет использовать этот способ манипуляции родителями и бабушками часто. Поэтому если непослушное чадо вдруг начало устраивать «концерты», с битьем головой о пол и стены, криками, в прямом смысле слова, до посинения, лучший способ — это не обращать внимания, говорит Евгений Комаровский.

Ребенок 2 8 года не слушается

Если нет зрителя в лице мамы или папы, то у малыша просто нет мотивации к истерике. Если кричит — нужно покинуть комнату, где разворачивается «драма», если бьется — положить подушечку, чтобы было мягче и покинуть комнату. Для родителей этот этап — самый сложный.

Комаровский советует запастись терпением, валерианкой и оптимизмом — все обязательно получится, если мама и папа будут последовательны в своих действиях.

Не стоит опасаться, что ребенок задохнется во время истерики, даже если он всем видом показывает, что это вот-вот случится. Дети, по словам Комаровского, часто при плаче выдыхают из легких весь запас воздуха, включая резервный, это вызывает длительную паузу перед вдохом. Если появились серьезные опасения, нужно просто дунуть малышу в лицо — он рефлекторно сделает вдох.

Ребенок 2 8 года не слушается

Физические наказания

Доктор Комаровский выступает против физического наказания, ведь ребенок, который с самого раннего возраста понял, что тот, кто сильнее, побеждает, будет использовать это знание всю свою жизнь. Из таких людей, которые привыкли решать проблемы с окружающими при помощи силы, ничего хорошего не вырастет.

Если мама или папа не могут решить проблем со своим ребенком без применения физической силы, это повод для обращения к специалисту — родителям нужна консультация психолога или психотерапевта. И это – разумно и правильно, говорит Комаровский.

Ребенок 2 8 года не слушается

Вариантов наказания достаточно и без ремня: объяснения, почему что-то делать нельзя, временное лишение неких благ (сладостей, новых игрушек). Главное, чтобы наказание было адекватным и своевременным: если ребенок плохо вел себя с утра, а его лишили вечернего просмотра мультфильмов, он уже не помнит, за что именно его наказали.

Поставить малыша в угол — достаточно разумный способ наказания.

Ребенку в конфликтной ситуации нужно побыть наедине с собой, без игрушек, без мультиков и других развлечений. Комаровский советует ставить малыша в угол ровно на столько минут, сколько лет чаду (3 года — 3 минуты, 5 лет — 5 минут).

В процессе наказания родители не должны лишать карапуза того, что ему нужно для жизни — прогулок на свежем воздухе, питья и пищи.

Советы доктора Комаровского

Говорить категорическое «нельзя» следует только тогда, когда ситуация представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни ребенка и его семьи. Проволоку в розетку — нельзя, попой на холодный кафель — нельзя.

Если же ребенок просто разбрасывает игрушки, то этот запрет тут неуместен. Лучше объяснить, почему это некрасиво, неудобно, и почему предпочтительнее игрушки все-таки убрать. Тогда запрет будет восприниматься малышом как нечто действительно важное. Чем чаще он слышит «нельзя», тем меньше он придает ему значения.

Ребенок 2 8 года не слушается

Требуя что-то и аргументируя свое требование, родители должны стоять на своем до конца.

Т о, что было нельзя вчера, должно быть нельзя и сегодня. Все члены семьи должны поддерживать требование, и не менять своих решений. Это — отличная профилактика детских исдетских терик.

Если мама научит ребенка «проговаривать» свои эмоции, называть чувства словами (что очень тяжело дается всем детям! ), то это поможет крохе легче проходить через все «возрастные кризисы», которые случаются в 2-3 года, 6-7 лет и даже в 14-16 лет, когда кризисы будут уже подростковыми и нешуточными.

Умение выражать свои эмоции освобождает ребенка от необходимости кричать. Если он этого делать не умеет, то крик и плач с его стороны — единственный способ показать родителям, что с ним происходит что-то непонятное, нехорошее, чего он не может объяснить.

Более подробно о правилах воспитания непослушного ребенка доктор Комаровский расскажет в своей программе.

Причин детского непослушания множество, причём в каждом возрасте они свои – то есть в 2 года, 5, 7, 8 или 9 лет ребёнок ведёт себя плохо в силу некоторых определённых факторов. Хотя, конечно, имеются и общие негативные предпосылки, например, вседозволенность.

Вопрос, что делать, когда ребёнок совсем не слушается, не редкость. И оставить ситуацию на самотёк нельзя, ведь нередко плохое поведение принимает крайние формы, когда малыш или подросток практически отбивается от рук. Давайте разбираться.

Типичные проблемы

Перечень ситуаций, когда ребёнок ведёт себя неподобающе, очень много.

Ниже представлены 5 типичных образцов детского непослушания, у каждого из которых имеются свои собственные предпосылки и возрастные рамки:

  1. Ребёнок демонстрирует опасное поведение. Нередко случается так, что после неоднократного предупреждения малыш в два годика вырывается из маминых рук на прогулке, хватается за острые предметы и т.д. Естественно, подобные поступки изматывают.
  2. Ребёнок протестует. На любое мамино требование или просьбу ребёнок отвечает сопротивлением, протестом, истерикой. Он не хочет одеваться, садиться за стол, возвращаться с прогулки. Подобное поведение часто встречается у детей 3 лет и даже в 4 года.
  3. Ребёнок мешает окружающим. Даже в 5 лет дети могут вести себя просто невыносимо: кричать и бегать в общественных местах, толкаться и пинаться. В результате матери очень стыдно из-за недовольных взглядов и замечаний окружающих людей. Чаще всего в 7 лет такая проблема полностью исчезает.
  4. Ребёнок игнорирует родителей. На просьбу взрослых одеться, убраться в комнате дети отвечают молчанием и игнорированием обращённых к ним слов. Подобное поведение особенно характерно в 10 лет и старше, когда начинается подростковый бунт.
  5. Ребёнок требует купить ему что-то. Такие поступки больше характерны для младшего дошкольного возраста. В 4 года дети могут громко требовать настаивать на приобретении дорогой игрушки или какой-либо сладости.

Для решения подобных проблем имеются свои воспитательные приёмы, которые призваны сделать ребёнка более послушным. Но перед их описанием следует разобраться, почему дети не слушаются.

Причины непослушания

Источники «неправильного» поведения иногда очень легко установить, просто проанализировав поступки малыша и свою реакцию на них. В других же ситуациях провоцирующие факторы скрыты, поэтому анализ должен быть более глубоким.

Ниже представлены самые распространённые причины непослушания детей разных возрастов:

  1. Кризисный период. Психология выделяет несколько основных кризисных этапов: 1 год, 3 года, 5, 7 лет, 10 — 12 лет (начало переходного возраста). Естественно, границы достаточно условные, важнее другое – в эти периоды происходит существенные изменения в детской личности и способностях ребёнка. Меняется и психика, и поведение.
  2. Чрезмерное количество запретов. Бунт – естественная реакция детей любого возраста на ограничения. При постоянно звучащем слове «нельзя» ребёнок порой специально нарушает запреты, чтобы доказать свою независимость и «насолить» родителям.
  3. Непоследовательность родителей. По различным причинам родители вводят санкции против ребёнка за то, что вчера если не поощрялось, то и не осуждалось. Естественно, он растерян, дезориентирован, что и выражается в непослушании.
  4. Вседозволенность. В такой ситуации, напротив, ограничения практически отсутствуют. Ребёнку разрешено буквально всё, поскольку родители путают понятия «счастливое детство» и «беззаботное детство». Результатом потакания любым капризам становится избалованность;
  5. Разногласия в вопросах воспитания. Различные требования к ребёнку – не редкость. К примеру, отцы обычно требуют больше от детей, мамы же проявляют сочувствие и жалость. Или конфликт может возникнуть между родителями и старшим поколением. В любом случае непослушание – следствие дезориентации ребёнка.
  6. Неуважение детской личности. Нередко взрослые убеждены, что ребёнок в 8 или 9 лет столь же «бесправен», как и годовалый. Они не желают слушать его мнение, поэтому неудивительно, что в итоге возникает протестное поведение.
  7. Конфликты в семье. Взрослые, выясняя собственные отношения, забывают о ребёнке. А тот старается привлечь внимание через шалости или даже серьёзные проступки. Впоследствии это превращается в привычку.

Нередки случаи, когда поведение ребёнка ухудшается после изменения состава семьи: развода или рождения братика/сестрёнки. Основной мотив непослушания в таких ситуациях – желание привлечь к себе внимание.

Как реагировать на непослушание?

О типичных проблемах и причинах детского неподчинения уже было сказано. Теперь нужно понять, что делать родителям, если ребёнок не слушается.

Стоит отметить, что речь пойдёт о поступках, которые всё же остаются в пределах нормы. То есть рассматривать будем именно непослушание, а не отклоняющееся поведение.

Ребёнок демонстрирует опасное поведение

Что же делать с ребёнком, если он ведёт себя столь необдуманно, что это угрожает его здоровью или даже жизни? Необходимо ввести систему жёстких рамок, которые запрещено пересекать.

3-летний малыш, активно познающий мир, просто не представляет, насколько тот опасен. Однако в силу возрастных особенностей и не понимает пространные объяснения, поэтому систему ограничений основывают на условно-рефлексивном поведении.

Ребёнок, услышав определённое слово, обязан остановиться чисто рефлекторно. Это важно, поскольку не всегда есть время на пояснение сложившейся ситуации и вероятных последствий.

Чтобы вся эта конструкция заработала, нужно:

  • подобрать сигнальное слово, которое бы означало категорический запрет. Лучше всего не использовать с этой целью слово «нельзя», поскольку ребёнок слышит его постоянно. Подойдут сигналы «стоп», «опасно», «запрещаю»;
  • продемонстрировать взаимосвязь между сигнальным словом и негативным последствием. Конечно, ситуация не должна представлять серьёзную опасность для ребенка. К примеру, если ребёнок тянет палец к иголке, можно позволить ему прочувствовать боль от острого. В действительно опасных ситуациях нужно многократно проговаривать сигнальное выражение: «Опасно брать ножик.», «Опасно прикасаться к плите.»;
  • убрать эмоции. Иногда ребёнок 5 года жизни специально провоцирует опасность, чтобы мама испугалась за него, а он напитался её эмоциями. Вот почему не следует показывать свои сильные переживания, когда малыш так себя ведёт.

Введение категорических запретов также должно сопровождаться уменьшением прочих ограничений, поскольку в ином случае существует риск, что ребёнок попросту запутается, что можно, а что нельзя делать.

Ребёнок протестует

Как уже было отмечено, дети проходят через несколько кризисов, которые и характеризуются протестными настроениями. Взрослеющий человечек стремится к автономности, однако редко какой родитель готов её предоставить в 5, 8 или 9 лет.

Как поступить родителям в этом случае? Позволить ребёнку быть более самостоятельным и принимать решения. Согласитесь, можно предоставить ему возможность решать, чем он будет завтракать или что наденет в школу.

Подобные вещи покажутся родителям мелочью, зато для растущего ребенка это своеобразный пропуск во взрослый мир. А ещё он чувствует, что может принести пользу своим близким.

Если же ребёнок настаивает на выполнении заведомо «проигрышного» задания, позвольте ему это выполнить (если, конечно, это не навредит самому малышу). Однако после неудовлетворительного результата не нужно говорить, мол, я же предупреждала и т.д.

Если же протест вылился в истерику, взрослому следует сохранять спокойствие, иначе эмоциональная вспышка только усилится. Нужно избавить ребёнка от зрителей, прижать к себе или, напротив, немного отойти, не выпуская его из виду. Всё зависит от обстоятельств.

Ребёнок мешает окружающим

В этом случае необходимо дать понять, что имеются общие поведенческие принципы, которые нужно в обязательном порядке соблюдать. Естественно, если ребенок не слушается в 4 года, то он может просто не понимать важности выполнения этих требований.

И всё же делать замечания, объяснять и, в конце концов, воспитывать детей необходимо. Поэтому мама и во второй, и в восьмой раз должна повторять вроде бы очевидные вещи: «Не пинай кресло, потому что мужчине впереди неудобно сидеть».

Если не получается сейчас, то ближе к 8 годам ребёнок усвоит правила поведения, о которых так часто повторяет мама или папа. И чем доступнее объяснять, тем скорее этот момент наступит.

Ребёнок игнорирует родителей

Дети не хотят прислушиваться к родителю, который читает ему нотацию, по двум причинам:

  • ребёнок занят, витает в своих мыслях, поэтому он даже не слышит, о чём говорит родитель;
  • это ещё один вариант протестного поведения.

В первом случае так себя ведут дети, у которых проявляются аутистические черты. Однако может подобное поведение проявляться и у одарённых ребятишек, поскольку они постоянно прокручивают в голове множество различных идей.

Необходимо разобраться, почему именно ребёнок не может или не хочет слушать, чтобы вовремя исправить ситуацию или постараться наладить отношения. Квалифицированный психолог подскажет, что делать в этом случае.

Протестное поведение характерно для детей старше 9 лет и особенно для подростков. Они хотят большей самостоятельности, поэтому сердятся на родителей, отказываются их выслушивать, сопротивляясь таким образом их требованиям.

Не важно, не слушается родителей бунтующий подросток или трёхлетний ребёнок, методы решения проблемы будут схожими. Нужно дать детям больше самостоятельности, если это не навредит их безопасности, и больше любви и поддержки.

Ребёнок требует купить ему что-то

Не нужно ожидать, пока требования и капризность перерастут в истеричный приступ. Лучше всего незамедлительно выйти из магазина и под благовидным предлогом забрать ребёнка. Например, объясните, что забыли деньги.

Несостоявшегося «покупателя» необходимо отвлечь на другое действие. Обратите внимание на пробегающую кошку, посчитайте птичек на ветке, повторите выученное стихотворение. Обычно малыши быстро забывают о несовершённой покупке.

Если ребёнок старше 6 — 7 лет, то с ним уже следует договариваться. Пусть он аргументирует, почему ему необходимо именно эта вещь. Узнайте, возможно, он согласен потратить свои карманные деньги (если таковые имеются) на игрушку или телефон.

Тогда стоит пообещать добавить недостающую сумму на день рождения или Новый год и купить понравившуюся вещь. Естественно, обещание нужно в обязательном порядке сдержать.

Полезные рекомендации

Мы рассмотрели, что нужно делать, если ребёнок не слушается в типичных ситуациях. Однако имеются общие рекомендации, которые будут полезны всем родителям. И неважно, сколько исполнилось чаду – 3, 5, 8 или 9 лет.

  1. Сократите число запретов, оставив их для действительно серьёзных ситуаций. В этом случае незамедлительно снизится количество наказаний.
  2. Если ребёнок в 8 лет не слушается, а вы привыкли решать проблему криком, попробуйте успокоиться и делать замечания спокойным тоном.
  3. Если ваше чадо не слушает по причине увлечённости, попробуйте привлечь его внимание не криками, а, напротив, шёпотом, мимикой или жестикуляцией. Собеседнику волей-неволей придётся прислушаться.
  4. Не озвучивайте по много раз свои требования. Сначала просто предупредите, чтобы ребёнок прекратил баловаться, затем следует дисциплинарная мера. А уже после наказания объясняется причина столь строгих мер.
  5. Постарайтесь не употреблять в речи частицу «НЕ». Этот совет основан на мнении, что дети не воспринимают отрицательную частицу, буквально принимая просьбу в качестве руководства к действию.
  6. Если дети истерят, нет нужды в этот момент взывать к их разуму. Успокойтесь сами, ещё раз подтвердите своё требование, не повышая голос. Это больше проходит в 8, 9 лет, а с детьми раннего возраста сработает отвлекающий манёвр.
  7. Будьте последовательны в поступках, требованиях и обещаниях. Также заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Согласованность не позволит дезориентировать ребёнка, у которого не будет причины вести себя вызывающе.
  8. Старайтесь уделять общению с детьми больше времени. Причём важно не количество минут, а качество взаимодействия.
  9. Морально подготовьтесь к неизбежному взрослению. Ребёнок растёт, ему требуется больше самостоятельности для реализации своих желаний и планов. По мере возможности обеспечьте эту независимость.
  10. Проявляйте искренний интерес. Узнайте, чем живёт ваш подросший ребёнок. Возможно, его любимые фильмы не так поверхностны, а музыка достаточно мелодична.

Если ребёнок в 10 лет или в 2 года не слушается после многомесячных усилий с вашей стороны, лучше обратиться к психологу.

Как восстановить доверие ребёнка?

Чтобы ребёнок слушался или, по крайней мере, адекватно относился к требованиям взрослых, нужно восстановить максимально доверительные детско-родительские отношения и наладить эмоциональную связь.

Способы установить доверительные отношения:

  1. Ребёнку важно понимать, что можно рассказать родителям о тревожащей его ситуации. Также маленькому человечку необходимо знать, что он может задавать вопросы взрослым, не боясь, что те рассердятся. Одновременно и родители должны без стеснения спрашивать, уточнять, рассказывая о нескольких способах решения проблемы.
  2. Если вам нужно сообщить какую-то важную новость или попросить о чём-нибудь срочном, лучше не кричать, а подойти, приобнять – то есть создать физический контакт. Подобное действие покажет вашу высокую заинтересованность в этой ситуации, и у ребёнка будет меньше оснований отказать вам.
  3. При общении нужно поддерживать зрительный контакт, однако взгляд должен быть мягким. Если родитель смотрит рассерженно, то ребёнок подсознательно ощущает угрозу, желание надавить на него, поэтому каждое обращение воспринимает как приказ.
  4. Воспитание подразумевает не только требования, но и благодарности. Похвала, слова одобрения – лучший стимул для детей, ведь они их слышат от родителей. Кстати, материальное поощрение не так ценно для ребёнка, как искренняя мамина или папина благодарность.
  5. Не следует забывать, что вы родитель, то есть старше и опытнее своего чада. Чрезмерно приятельские отношения нередко приводят к тому, что ребёнок перестаёт воспринимать вас в качестве защитника, главного человека в семье. То есть нужно проявлять большую гибкость.

Важно научиться правильно реагировать на любую проблему, рассматривать её со всех сторон, в том числе и с позиции ребёнка. В этом случае доверие обязательно вернётся, а, значит, и детям уже не нужно будет противостоять своим родителям.

Сила личного примера

Дети не всегда реагируют должным образом на простое объяснение, почему нужно вести себя так или иначе. Лучше воспитывать на личном примере, ведь этот способ действует куда эффективнее, нежели многочисленные слова и пожелания.

Если ребенок в 6 лет не слушается, возможно, следует выслушать его доводы, объяснение поступка. Особенно важно демонстрировать справедливость в подростковом возрасте, поэтому находите в себе силы пересматривать своё решение, если оно было неверным, и просить прощения за ошибку.

В один не самый прекрасный момент практически каждый родитель может столкнуться с проблемой непослушания. Однако не стоит отчаиваться и решать вопрос силой, лучше выстроить отношения с ребёнком так, чтобы конфликты не доходили до точки невозврата.

Кроме того, подумайте, так ли хорош послушный ребёнок. Ведь некоторые проявления неподчинения связаны с нормальным прохождением возрастных кризисов, а если дети никогда не возражают, возможно, им не хватает самостоятельности и стремления к саморазвитию.

И, наконец, сами взрослые должны служить образцом конструктивного поведения. Согласитесь, что глупо требовать от ребёнка слушать и слышать, если родители не всегда выполняют обещания, меняют без должного основания требования и не желают уступать в малом.

Ваш малыш растет очень быстро. И любой родитель с радостью наблюдает за развитием любимого сына или дочки. Но как же быть, если ребенок 2 года не слушается? Родители часто не понимают, что происходит с их ненаглядным чадом, почему он вдруг падает на землю, машет руками и ногами, кричит не своим голосом. И совершенно не понятно, что делать в такой ситуации. Из самых лучших побуждений родители совершают ошибки, которых легко можно избежать, следуя несложным правилам.

Причины непослушания

Ваш малыш еще вчера был просто ангелом. С радостью слушался маму и папу, всегда хотел быть рядом. Но на втором году жизни он кричит: «Нет, не буду», раскидывает вещи и пытается замахнуться на вас. Кажется, что практически за одну ночь ребенка подменили.

В чем кроется причина непослушания? Каждый период взросления характеризуется особенностями психологического развития. До двух лет дети еще не могут принимать активного участия в жизни семьи, они еще не отделяют себя от мамы. Поэтому ребенок стремится все время быть рядом, прижиматься, сидеть на ручках. Примерно с двух лет они уже начинают осознавать себя как самостоятельную личность и проверять границы во взаимодействии с окружающим миром. Как правило, данный возраст характеризуется повышенной агрессивностью детей. Они нередко реагируют протестом на просьбы или запреты родителей, не слушаются и всячески отстаивают свою точку зрения.

Ребенок 2 8 года не слушается

Обычно выделяют две основные причины формирования протестного настроения у ребенка:

  1. Когда его принуждают делать то, что не хочется.
  2. Когда не дают сделать то, что хочется.

Вообще проявление самостоятельности является исключительно хорошим сигналом, но ведь бывают ситуации, в которых ребенок обязательно должен слушаться. Как же выстраивать общение?

Как правильно общаться

Прежде всего, в ситуации, когда ребенок начинает проявлять агрессию, нельзя паниковать или отвечать тем же. Конечно, держать себя в руках, когда рядом плачет ваш малыш, очень сложно. И еще сложнее это делать, если такое поведение повторяется изо дня в день на протяжении длительного времени. Надо понимать, что ребенок не способен мыслить столь же рационально, как и взрослый. Причины запретов или необходимость что-то делать ему непонятны. Он пока руководствуется только ощущениями «приятно – неприятно». Поэтому старайтесь принимать во внимание правила, рекомендуемые специалистами:

  • Режим

Когда психика ребенка проходит очередной нестабильный этап, ему крайне необходима стабильность вокруг, которую должна поддерживать семья. Поэтому старайтесь придерживаться строгого режима дня. Дети чувствуют себя наиболее комфортно, когда точно знают порядок действий. Это поможет уменьшить настроение протеста.

Особенное внимание обратите на режим сна. Полноценный ночной и дневной сон – залог более спокойного психического состояния малыша. Да и родителям нелишним будет отдохнуть.

  • Требования

Нередко сами родители неосознанно провоцируют протест со стороны ребенка, выдвигая непосильные требования. Например: «Собирайся на прогулку», — говорите вы. Но только представьте, сколько действий входит в короткую фразу: подготовить одежду, надеть ее, обуться, собрать игрушки и, наконец, выйти. Малыш пока не в состоянии самостоятельно разбивать объемные задачи на мелкие шаги. Помогите ему. Формулируйте требования четко по шагам. Например, «Наденем штанишки», «Обуем ботиночки». Так он сможет легко справляться с вашими требованиями.

Ребенок 2 8 года не слушается

  • Не противоречить

Если в воспитании малыша вам помогают няни или родственники, не лишним будет точно определить запреты. То, что нельзя, должно быть нельзя все время. Как только появляются те, кто позволяет делать лишнее, открывается лазейка для сопротивления со стороны малыша. «А бабушка разрешает», — скажет он вам и начнет требовать уже более настойчиво.

Не забывайте, что малыш пока не может понять, почему одно и то же действие может быть под запретом или, наоборот, разрешено. Будьте последовательны. Это же, в свою очередь, означает не поддаваться на его провокации. Малыш в 2 года еще плохо разговаривает, не всегда понимает, что он хочет. Но зато он уже прекрасно осознает, что крик – действенный способ привлечения внимания. Покажите, что это плохой вариант коммуникации. В противном случае истерики станут неотъемлемой частью вашего взаимодействия.

  • Общение

Детский крик – стремление к общению, а вовсе не беспочвенные капризы, как часто полагают. С ребенком можно и нужно разговаривать. Сядьте так, чтобы вы были примерно на одном с ним уровне. Говорите, как с равным. Не унижайте, не высмеивайте. Ведь ваши эмоции ребенок отлично чувствует. Пренебрежительное отношение отнюдь не будет способствовать послушанию.

  • Иллюзия выбора

Конечно, малышу пока нельзя доверять решение основополагающих задач. Но помните, что он скандалит, потому что ему нужно показать свое мнение, ему хочется быть важным, как мама и папа. Так дайте ему выбор. Пускай он решает — овсянку или гречку он будет есть, синюю или зеленую шапку надевать, какую игрушку брать на прогулку. Этот метод отлично работает, чтобы показать ребенку, что его тоже слышат, и его мнение учитывается.

  • Ответственность

В два годика они еще совсем малыши, но как раз сейчас самое время дать ребенку ответственное задание по дому. Он тоже может за что-то отвечать. Пускай кормит кошку, подметает под столом или помогает поливать цветы. Значимость ребенка в его глазах сразу возрастет. Кроме того, это отличный способ с пользой проводить время вместе, а заодно и показывать взрослую жизнь.

Самый простой способ прививать ответственность – уборка игрушек. Сейчас все чаще появляются жалобы на то, что ребенок все разбрасывает и ни в какую не хочет поддерживать порядок. Помогайте крохе следить за детскими вещами. Сначала вместе убирайте игрушки во время игры. Скажем, если вещь больше не нужна, можно положить ее «спать». И постепенно приближайтесь к тому, чтобы уборка игрушек стала ежедневным ритуалом.

  • Внимание

Дети любят привлекать к себе внимание. Это их естественная потребность. Если дети чувствуют недостаток внимания со стороны взрослых, они могут начать капризничать. Важно понимать, что внимание тоже бывает разным. Вы хвалите ребенка, вы проявляете положительное внимание. Но ваша негативная реакция – это тоже внимание. Поэтому старайтесь хвалить малыша за все его новые навыки или хорошие поступки. Дайте ему понять, что его правильные действия вызывают в вас больше эмоций, чем проступки. Ведь любому приятнее, чтобы ему говорили что-то приятное, а не кричали и наказывали.

  • Наказания

Многие родители прибегают к наказаниям в ситуациях, когда их малыш проявляет непослушание. Нам кажется, что это очень хороший способ показать неправоту малыша. Но почему же обычно наказания не дают нужного эффекта, и все повторяется снова и снова?

В возрасте двух лет ребенку еще слишком сложно осознать, за что он наказан. Он не способен анализировать свои поступки. Ведь он руководствуется пока еще не рациональным мышлением. Намного более эффективно убирать предметы, которые вызывают негативную реакцию. Скажем, малыш требует поиграть с чем-то опасным. Очень подробно объясните ему, почему нельзя, и уберите. Иногда стоит дать что-то потрогать или попробовать, чтобы сформировать негативную реакцию двухлетки. Ведь он познает мир на ощупь.

  • Границы

Малыш начинает свой путь в совсем незнакомом ему мире. Задача родителей – помочь ему адаптироваться. В том числе, научить его выстраивать отношения с окружающими. Семья – модель мира. Покажите на примере отношений с мамой, папой, другими родственниками и знакомыми, как нужно себя вести. Например, дайте понять, что поднимать руку ни на кого нельзя. Попробуйте объяснить или побудьте актером и изобразите, что вам больно. Такое представление ребенок, скорее всего, запомнит даже лучше, потому что переживает эмоции малыш очень остро. Главное – поймите, что ребенок вполне может вписываться в обычную жизнь и позволить маме, например, посетить ванную в одиночестве. Ради малыша совсем не обязательно отказываться от своей собственной жизни. Но от родителей требуется уделить время выстраиванию соответствующих границ.

Проблемы с выстраиванием границ начинаются, когда в семье они отсутствуют или расставлены неверно. Малыш будет отражать модель, которая находится перед глазами. Поэтому если обнаружились проблемы с границами, обратите внимание на порядок общения внутри семьи.

  • Отвлечение внимания

Если вы заметили, что истерика вот-вот начнется, попробуйте переключить внимание крохи. Покажите ему что-то интересное или просто «заговорите зубы». Дети легко забывают предмет своих переживаний. Действуйте решительно и очень позитивно. В подобных ситуациях малыш в первую очередь реагирует на состояние родителей. Если вы раздражаетесь, он будет продолжать с удвоенной силой. Работает ведь. Если вы будет проявлять спокойствие, интерес к истерике пропадет. Зато появится любопытство к тому, что вы предлагаете.

Однако специалисты говорят, что не все предметы для отвлечения внимания одинаково хороши. Например, чаще всего деткам предлагают что-то вкусное. Конечно, они радостно соглашаются. Но считается, что это формирует неправильное пищевое поведение и обязательно приведет к проблемам в старшем возрасте.

Почему не получается правильно реагировать

Нередко бывают случаи, когда родители, в особенности мамы, знают, как правильно себя вести в момент детской истерики. Но что-то мешает им. Они словно впадают в ступор или стремятся сделать все, чтобы истерика прекратилась. И в результате ситуация усугубляется. С чем же это связано?

  • Неверное понимание своей роли

Часто, когда мы говорим о родителях, мы говорим о безусловной любви к ребенку. Все верно. Но в чем же должна проявляться эта любовь? Не каждая мама может легко определить свою задачу в воспитании ребенка. Мы всегда стремимся баловать свою кроху, окружать его лучшими вещами, игрушками, кормить лучшими продуктами. Это вполне объяснимые действия. Нам кажется, стоит недодать что-то, и мы вдруг станем плохими родителями.

Но родители – не волшебные феи, и их функции вовсе не ограничиваются подношениями в виде подарков. Основная задача мамы и папы – воспитать человека, то есть помочь ему развить необходимые для дальнейшей жизни навыки. Значит, в определенных ситуациях родитель должен проявлять строгость, а не поддаваться чувству вины из-за необоснованных желаний ребенка.

  • Неумение отличать манипуляции от потребностей

Дети всё требуют одинаково. Они хотят спать – кричат и плачут, хотят есть – кричат и плачут, хотят что-то еще — снова кричат и плачут. Получается, что плохое поведение может быть способом сообщить о дискомфорте, а может быть — попыткой получить что-то сверх дозволенного. Как же понять?

Чаще всего малыша легко отвлечь, если речь идет не о базовых потребностях. Он согласится обменять желаемое на доступное. В случае с основными потребностями такой фокус не пройдет. Ничто не захватит внимание крохи, если он хочет спать или в туалет.

  • Психологическое состояние родителей

К сожалению, все попытки нивелировать особенности двухлетнего возраста не будут работать, если атмосфера в семье не придает малышу уверенности. Дети крайне остро ощущают состояние родителей. И все возрастные особенности усугубляются, если в ответ на капризы они получают агрессию.

Даже если вы просто устали от частых истерик малыша, чувствуете, что готовы сорваться, помните, что ваша агрессия не приведет к положительному результату. Скорее всего, вы только отсрочите избавление от недуга, ведь малыш будет справедливо полагать, что крик – норма общения.

Что делать? Уйти в другую комнату или отойти в сторону. Дать себе минуту, чтобы выпустить пар, сделать глубокий вдох. Перед вами ваш любимый ребенок. Да, ситуация непростая. Но от вас и только от вас зависит, насколько быстро вы преодолеете этот период.

Помощь специалиста

Порой кажется, что конца истерикам нет. Ребенок совсем не воспринимает попытки отвлечь, упорно не слушается и словно специально выводит из себя. Родители абсолютно измотаны, бабушки не могут с малышом справиться. Жизнь начинает напоминать кошмар с перерывами на сон. Такое случается, даже если родители делают все правильно. Обусловлены такие проявления особенностями развития конкретного ребенка.

В таком случае, если есть возможность, стоит обратиться к специалисту. Грамотный психолог обязательно подскажет родителям путь к мирному сосуществованию с малышом, поможет отыскать причины агрессивного поведения. Многие до сих пор боятся обращаться за помощью. Но всегда в первую очередь руководствуйтесь потребностями ребенка. Постоянные истерики влияют отнюдь не положительно и на его состояние, и держат в напряжении всю семью.

Кроме того, услуги психологов становятся все более доступными для всех граждан.

При первых признаках протестного настроения своего ребенка не спешите опускать руки и не отпускайте ситуацию. Малыш взрослеет, и ему нужна помощь надежных любящих родителей. Следуя правилам, описанным в статье, вы сможете намного легче преодолеть непростой период взросления.

Автор статьи:
Обо мнеОбратная связь
Оценка 3.6 проголосовавших: 33
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here