Полное собрание материалов по теме: социальная работа в современном обществе от специалистов своего дела.
Аннотация. Тема посвящена изучению сущности и содержания социальной работы в современных условиях политического и социально-экономического развития Российской Федерации и ее связи с государственной социальной политикой. Определяются особенности социальной работы в условиях модернизации современного российского общества.
Цель: познакомить студентов с особенностями социальной работы как общественного явления, при этом социальная работа в концептуальном плане рассматривается как система теоретической и практической деятельности, которая базируется на определенной научно-методологической основе и представляет собой органичное единство теории и практики.
Российская Федерация, являясь согласно Конституции социальным государством, реализует социальную политику, ориентируясь на общегосударственные интересы и согласуя свою деятельность с экономической, внешней и оборонной политикой. Эта политика направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей граждан в жилье, образовании, медицинском обслуживании, социальной защите. Для своего успешного функционирования общество нуждается также в поддержании гражданского согласия и общественного порядка. Поэтому с помощью социальной политики государство создает систему поддержки семьи, облегчая ее задачу ухода за детьми, престарелыми и больными.
Таким образом, социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, направленная на реализацию гражданских прав, свобод и потребностей граждан и воплощенная в социальных программах и практике регулирования социальных отношений в обществе.
Субъектами социальной политики являются государство, осуществляющее свою социально-политическую деятельность посредством функционирования государственной власти, и органы власти федерального, регионального и местного уровней.
С точки зрения объекта приложения усилий, социальная политика ориентирована на решение проблем различных категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке и помощи государства.
Элементами реализации социальной политики являются социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа. Основной из них – социальная работа, которая непосредственно на практике реализует принципы социальной политики.
Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практи-ко-организационной. Социальная работа – это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика – стержень, ориентир социальной работы. Социальная политика – более широкое понятие, определяющая стороны социальной работы. В отличие от социальной работы она более устойчива, стабильна. Социальная же работа более динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Вместе с тем их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова и социальная Работа. Реализация содержания, форм и методов социальной
работы целиком и полностью определяется социальной политикой. В то же время социальная работа – деятельность по социальной защите, поддержке и помощи социально уязвимых слоев и групп, отдельных граждан, населения в целом – не может не сказаться (в конечном счете) на ориентирах социальной политики, ее целях и задачах.
Обычно социальную работу рассматривают как деятельность, направленную на оказание помощи и поддержки социально уязвимым группам населения. Однако ее можно (и нужно) рассматривать и как деятельность по предупреждению негативных последствий в поведении и жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев населения.
В наиболее общем виде под социальной работой в обществе понимается системная гуманитарная деятельность, направленная на обеспечение социальной защиты, социальной помощи, самореализации личности и коллектива.
Социальная работа как самостоятельный вид профессиональной деятельности получила признание в России в 1991 г. Предпосылками ее становления и развития являются попечительство, благотворительность, различные формы социальной помощи и поддержки человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, имевшие место в России на всех этапах ее исторического развития. Официальное «рождение» профессии «социальная работа», регистрация ее в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих является юридическим оформлением того, что было накоплено теорией, практикой, историей народов России.
В практическом плане социальная работа – это осуществляемая профессионально подготовленным специалистом деятельность по оказанию помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решать свои жизненные проблемы (личностные, семейные, групповые, производственные и др.).
Основное назначение социальной работы – это обеспечение достойного материального, социального и культурного уровня жизни граждан, восстановление в случае необходимости их способности к функционированию в обществе.
Профессиональная социальная работа предполагает защиту потребностей, интересов, человеческого достоинства, прав личности на достойную жизнь.
Основными признаками и характерными особенностями социальной работы являются: целенаправленность, предметность и преобразующий характер, детерминированность общественными условиями и превентивный характер.
Таким образом, цели социальной работы отражают ее конструктивный характер и многоплановое содержание. В своей основе они направлены на создание социальных условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности социума; активизацию собственных сил клиентов для решения трудных социальных задач; оказание помощи тем, кто не в состоянии сам справиться со своими жизненными проблемами.
Социальная работа – это инструмент реализации политических установок субъектов социальной политики, как бы практическая область (срез) социальной политики. Политика является ее организационной основой, выполняя важную методологическую функцию. Такая постановка проблемы отнюдь не принижает значимость социальной работы, а, наоборот, подчеркивает ее утилитарный характер, практическую направленность, без чего политические установки превратятся в декларацию.
Но вместе с тем социальная работа – это и самостоятельная область деятельности со своими субъектами и объектами. В рассматриваемом аспекте социальная работа является тем средством социальной политики, набором инструментов, которые позволяют ей выйти на конкретного человека, что и является целью любой социально-политической деятельности.
Социальная работа как разновидность профессиональной деятельности имеет уже достаточную историю накопления эмпирического материала как в России, так и за рубежом. Обобщение и теоретическое осмысление опыта ее организации позволяют сделать вывод о том, что социальная работа уже заявила о себе как целостная система научных знаний1.
Научно-теоретичесние основы социальной работы представляют собой совокупность научных положений и выводов комплекса общественно-гуманитарных научных дисциплин, характеризующих различные стороны становления, функционирования и развития социальной работы. К ним прежде всего относятся парадигмы исследования проблем социальной работы, а также научно обоснованные сведения о закономерностях и принципах, целях и задачах, структурах и функциях, формах и методах, ресурсах и средствах, методиках и приемах социальной работы. Кроме того, к научно-теоретическим основам относятся выводы о путях развития нормативно-правовой и материально-технической базы социальной работы.
Научный анализ событий и явлений общественной жизни, всесторонний учет тенденций развития практики социальной работы обеспечивают политический подход к решению общественно-социальных задач, соответствие содержания социальной работы современным требованиям. Чтобы правильно, с научных позиций организовывать и проводить социальную работу, в единстве теории и практики решать задачи социальной защиты граждан, руководители всех органов управления должны овладевать теорией социальной работы, которая в концентрированном виде представляет собой современную концепцию ее организации и проведения в обществе.
1 См.: Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. 1985-2001. – М.: МГСУ, 2002.
Концепция социальной работы отражает систему научных взглядов, вытекающих из официальных руководящих документов и практического опыта жизнедеятельности современного российского общества. Она определяет понимание сущности и содержания, целей и функций социальной работы, а также процессов ее реализации, единого замысла ее проведения с различными категориями и группами граждан. Междисциплинарный характер теории социальной работы объективно требует системного подхода к исследованию ее содержания, структуры, функций, способа обоснования и построения целостной системы научных знаний.
Социальная работа в концептуальном плане может рассматриваться как система теоретической и практической деятельности, которая базируется на определенной научно-методологической основе и представляет собой органичное единство теории и практики.
Наличие основополагающих теоретических положений имеет определяющее значение для познания закономерностей социальной работы, развития ее принципов, форм и методов.
Методологической основой социальной работы являются целостная научная система философских, экономических, социально-политических взглядов, составляющих мировоззрение людей; наука о познании и преобразовании мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления. Знание теории социальной работы вооружает кадры социальной работы методологией анализа и оценки сложных общественно-политических явлений и процессов, позволяющей научно прогнозировать пути решения социальных проблем2.
Знание основных положений современной концепции социальной работы, ее теоретических и практических .аспектов дает возможность глубоко проникнуть в сущность самой социальной работы, исследовать ее закономерности и принци
пы, проследить основные тенденции ее развития, определить наиболее целесообразные формы, методы и средства социальной поддержки и защиты людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Социальная работа имеет свою организацию, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет те или иные функции. Такого рода организация называется целостной системой, состоящей из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов. Это субъекты и их полномочия, подсистема управления, формы и методы реализации, объекты и связующие их цели, принципы, средства и функции.
Концептуальное видение социальной работы предполагает рассмотрение ее как системы. В связи с этим необходимо выделить основные компоненты, из которых складывается система социальной работы в современных условиях в России. Кратко рассмотрим их сущность и содержание.
Объекты социальной работы – это те граждане и категории населения и члены их семей, которые нуждаются в социальной поддержке, помощи и защите. Кроме того, к ним относятся негативные тенденции и социальные процессы, а также острые проблемы в обществе, которые возникли в силу ряда объективных неблагоприятных социально-экономических условий в стране и требуют разрешения или урегулирования со стороны государства.
Субъекты социальной работы – это должностные лица и специальные структуры (органы и силы), призванные осуществлять функции социальной работы среди различных категорий и групп граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Методологическая база социальной работы включает в себя совокупность конституционных и правовых норм, подзаконных актов государства и научно обоснованных теоретических положений, принципов и методов, категориальный аппарат, на основе которых строится теория и практика социальной работы в обществе.
Цели и задачи социальной работы – это предполагаемые промежуточные и конечные результаты, которые выступают системообразующей основой для ее организации, управления и проведения среди граждан.
Принципы социальной работы представляют собой руководящие положения, нормы и правила, регламентирующие деятельность должностных лиц по ее управлению, организации, определению содержания, форм и методов проведения мероприятий.
Функции социальной работы представляют собой основные разновидности деятельности ее субъектов, направленные на решение тех или иных социальных проблем граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. К ним относятся социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь, социальное обслуживание, социальное обеспечение, социальное страхование и др.
Социальные потребности – это совокупность их нужд, запросов и интересов в социальной сфере жизнедеятельности общества, которые стимулируют людей к социальной активности и требуют своего удовлетворения в процессе социальной работы.
Ресурсы социальной работы – это система правовых норм, льгот, финансовых средств, материальных благ и других социальных привилегий, которые вытекают из социального статуса гражданина и используются субъектами социальной работы для решения широкого круга задач и проблем в социальной сфере.
Технологии социальной работы – это механизмы выработки и реализации социальных программ, а также комплексы Форм, методов и материально-технических средств, применяемые для достижения целей и решения задач социальной работы в обществе.
Социальная работа в узком смысле слова может быть представлена как совокупность целенаправленных и строго регламентированных действий, операций и процедур, осуществляемых должностными лицами и специальными структурами государственных органов власти в соответствии с ее целями и задачами.
Управление системой социальной работы – это деятельность органов государственного управления, которая нацелена на выработку и принятие решений, руководство силами и средствами, планирование, организацию и координацию усилий субъектов, а также на контроль за результатами социальной работы в целях оптимального функционирования ее системы.
Организация социальной работы представляет собой структуру органов, подразделений и должностных лиц вместе с установленными между ними отношениями, правами и обязанностями (полномочиями), а также порядком распределения ресурсов и средств, выделяемых на социальную работу в обществе.
В концептуальном плане система социальной работы может быть представлена как интегрированная совокупность сил и средств социальной деятельности в обществе, ее принципов и функций, а также разнообразных организационных форм и методов, объединенных общностью целей и задач социальной поддержки и защиты граждан1.
Научные основы социальной работы базируются на теоретических и социально-политических началах и организуются в соответствии с присущими ей закономерностями и принципами.
Социальной работе присущи свои закономерности, вытекающие из общих закономерностей развития государства,
‘ Здесь уместно отметить, что понятие «работа» употребляется как тождественное понятию «деятельность». Такое уточнение поможет избежать многозначности в трактовке таких часто встречающихся в научной и специальной литературе понятий, как «социальная работа» и «социальная деятельность».
совершенствования социальной работы в Российской Федерации. Эти закономерности представляют собой выражение существенных, устойчивых, повторяющихся связей между явлениями и процессами в области социальной работы в армии и на флоте, в повседневной деятельности командиров, офицеров воспитательных структур.
Важнейшей закономерностью социальной работы является обусловленность ее целей, задач и содержания государственной политикой. Суть этой закономерности состоит в том, что цели, задачи и содержание социальной работы определяются на основе законодательства России, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, а также приказов руководителей социальных организаций и учреждений.
Одной из закономерностей социальной работы является соответствие ее содержания, форм и методов конкретным условиям жизни и деятельности граждан. Эти задачи играют определяющую роль по отношению к содержанию, выбору наиболее целесообразных, соответствующих сложившейся обстановке форм, методов и средств социальной работы.
Важной закономерностью социальной работы является зависимость ее состояния от уровня подготовленности ее организаторов, их компетентности и деловых качестве
Бесспорно, что к числу основных закономерностей следует отнести взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе, а также – взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы. Закономерности социальной работы носят объективный характер и проявляют себя независимо от желания, знания и воли людей.
Таковы основные закономерности социальной работы. Их отражением и практическим преломлением являются прин-
1 См.: Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. – М., 2009.
ципы – научно обоснованные и проверенные на практике руководящие положения. Принципы позволяют правильно определить содержание, организацию, формы, методы и средства социальной работы, обеспечить ее высокую эффективность.
Принципы социальной работы можно определить как основные руководящие положения, отражающие объективные закономерности деятельности по реализации прав, свобод и льгот военнослужащих и членов их семей.
В своей деятельности руководители и управленцы социальной работы руководствуются следующими основными принципами социальной работы: законность; справедливость; предметность; адресность и персонификация; комплексное использование правовых, организационных и воспитательных средств; тесное взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления и общественными объединениями; системность; активность; гибкость и др.
Кроме названных, исследователи выделяют следующие группы принципов социальной работы.
Общефилософские принципы лежат в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: детерминизм, отражение, развитие, единство сознания и деятельности, историзм, неразрывная связь индивида и его социальной среды.
Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.
Организационные принципы отражают сложность и многообразие организационных, функционально-иерархических связей и отношений: социально-технологическая компетентность кадров, единство прав и обязанностей и др.
Психолого-педагогические принципы выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия и взаимодействия с клиентом: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними, индивидуальный подход, целенаправленность и адресность социальной работы.
Специфические принципы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг: универсальность, охрана социальных прав, социальное реагирование, профилактическая направленность, клиентоцентризм, опора на собственные силы, максимизация социальных ресурсов, конфиденциальность, толерантность.
Наряду с теоретическими основами для практики социальной работы важное значение имеют социально-политические основы ее организации и проведения.
В современной теории социальной работы различают широкое и узкое толкование этой деятельности. В широком смысле социальная работа – это влияние государственных органов власти, органов государственного и муниципального управления, должностных лиц организаций и учреждений социальной сферы и общественности на социальное благополучие населения через формирование и реализацию социальной политики, направленной на создание благоприятных условий жизнедеятельности каждого человека и членов его семьи.
В узком понимании социальная работа – это профессиональная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и направленная на оказание индивидуальной помощи гражданину, его семье или группе лиц через информирование, консультирование, прямую, натуральную помощь, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую на проявление собственной активности по разрешению трудных ситуаций и способствующую этому.
С практической точки зрения такой подход к определению понятия «социальная работа» позволяет сделать ряд актуальных ВЫВОДОВ.
Во-первых, социальную работу необходимо рассматривать как самостоятельный вид деятельности, имеющий специфическую цель – максимально использовать правовые, организационные, воспитательные средства при выполнении ее субъектами возложенных на них обязанностей и предоставленных им полномочий по социальной защите населения.
Во-вторых, есть все основания ставить вопрос о компетентности руководителей всех уровней и звеньев и их ответственности за состояние социальной работы среди различных категорий и групп граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
В-третьих, целесообразно выработать критерии оценки социальной работы и определить возможности (пути и способы) повышения ее эффективности.
Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Социальная работа осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень социальной работы – это добровольная (благотворительная) помощь; профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т.д.).
Социальная работа является своеобразным социальным механизмом регуляции поведения и деятельности личности и коллектива (социальной группы). Функциональными процессами, отражающими действия данного механизма, выступают: моделирование социальных условий и способа их восприятия;
адаптация системы субъекта (живого социума) к социальной действительности. Социальная работа – это деятельность по согласованию социального и психологического процессов регуляции поведения и деятельности личности и социальных групп общества.
Социальная работа (вид деятельности в обществе) проявляется в единстве предметного и технологического содержания.
Предметное содержание социальной работы определяется целями, в направлении которых осуществляется сосредоточение усилий в социальной деятельности, это – обеспечение социальной защиты, помощи, самореализации.
Технологическое содержание – функционирование модели социальной работы как системного социального явления, это процесс превращения цели в результат, который отражается в двух взаимосвязанных факторах: моделирование социальных перспектив; адаптация к феноменальности социальных условий.
Критерием системности «образа» социальной работы является ее ценностный императив (требование): «Социальная потребность (источник содержания социальной работы) подлежит реализации».
«Образ» функциональной парадигмы (модели) социальной работы проявляется в предметном содержании ее функций – последствий, обладающих социально значимой ролью для общества, индивида (любой социальной группы). К основным функциям социальной работы можно отнести: этическую, прогностическую, профилактическую и коммуникативную.
Этическая функция социальной работы проявляется в том, что по своему потенциалу (наряду с социальной политикой) социальная работа способствует утверждению в обществе социальной жизненной философии, формирует этические нормы социального поведения и деятельности, создает воспитатель
ный стимул общества (армии), социальной группы для отдельной личности или коллектива.
Прогностическая функция социальной работы отражает ее диагностический потенциал. Практика социальной работы в обществе позволяет выявлять приоритеты в социальных потребностях, интересах, мотивах соответствующих социальных групп, диагностировать уровни социальных ожиданий граждан, предвидеть направления закономерных социальных трансформаций и появление зон социального напряжения и риска. В этом отношении социальная работа выступает как метод социального мониторинга (непрерывное наблюдение), функционирования и развития общества.
Профилактическая функция выступает регулятивной гранью социальной работы (как естественное продолжение прогностической функции). Опираясь на результаты социального прогнозирования, социальная работа дает возможность предупредить нежелательные социальные явления (критический уровень социального напряжения, разрушительные формы проявления социальных конфликтов и т.д.). Данная функция предъявляет повышенные требования к уровню компетенции и профессионализма социальных работников.
Коммуникативная функция социальной работы способствует жизни общества по нормам социального согласия. Через механизмы данной деятельности осуществляется оздоровление, укрепление социальных отношений между людьми, коллективами, социальными группами в обществе. Социальная работа позволяет взаимоинтегрировать социальные потребности и интересы во взаимозависимые нормы социального поведения и действия людей. В этом отношении она выступает регулятором формирования социальных традиций (своеобразный «социальный клей» общества) и методом социальной политики государства.
Содержание функций социальной работы отражает ее профессиональную природу. Предпосылками профессионализации социальной работы в России выступают национальные традиции общества. Основными социальными традициями российской нации являются: благотворительность, попечительство, совместный соборный труд, народное милосердие.
Требования к высокопрофессиональному уровню социальной работы в современных условиях вытекают из остроты социальных процессов на этапе реформирования и модернизации российского общества. Основными проблемами социальной сферы сегодня являются:
-
усиление стратификации общества (рост числа бедных и богатых);
-
развитие депопуляции населения (старение нации);
-
нарастание криминализации общественных отношений (особая динамика роста детской преступности);
-
всплеск числа социально одиноких и отверженных людей (феномен утраты социального смысла жизни).
Действительность такова, что общественно значимые ценности уходят на «второй» план. У части молодежи смещен акцент к асоциальному поведению.
Профессиональный подход в социальной работе предопределяется новым содержанием на современном этапе.
Во-первых, социальная работа основана на концепции самореализации, самопомощи человека, развития его личностных ресурсов. В практике социальной работы это проявляется в утверждении холистического (целостного) подхода к видению человека в обществе. «Биопсихосоциальное» единство человека – основа функциональной парадигмы современной социальной работы, позволяющей обеспечивать реализацию программы ортобиоза (разумный образ жизни человека) в социальной среде. Обеспечение социального здоровья общества предусматривает единство трех основных направлений: Укрепление физического здоровья (рекреация); снятие психического напряжения (релаксация); укрепление ментального здоровья (катарсис).
Во-вторых, современное видение социальной работы позволяет выделить ряд аспектов, отражающих специфику ее содержания. Основными аспектами выступают:
-
географический – социальная деятельность осуществляется в определенных границах: страна, регион, учреждение;
-
политический – учет особенностей политической системы в практике социальной работы;
-
экономический – основу интересов человека образуют надлежащие условия его жизни;
-
культурный – признание и уважение в социальной практике культуры отдельных людей и групп;
-
духовный – принятие системы ценностей конкретного общества, коллектива, личности.
В-третьих, социальная работа расширяет поле своего влияния и это требует большого отряда высокопрофессиональных специалистов соответствующей квалификации. Особо востребованы такие специальности и специалисты, как:
-
организатор социальной защиты населения (организация социальной защиты);
-
экономист социальной службы (социально-экономическая поддержка населения);
-
юрист социальной службы (социально-правовая поддержка населения);
-
психосоциальная работа с населением (психолог социальной службы).
Требования к деятельности социальных работников изложены в «Этическом кодексе профессионального поведения», который принят в Афинах Генеральной ассамблеей Паблик Рилейшнз в мае 1965 г.
Таким образом, социальная работа-качественно новый вид деятельности в российском обществе. Характерным свойством этой деятельности выступают гуманитарологический, управленческий и профессиональный ее потенциал. Совокупность данных свойств социальной работы выражает ее фундаментальное качество – сложноорганизованную систему.
Темы для семинарских занятий
-
Теория социальной работы как наука и учебная дисциплина.
-
Социальная работа как особый вид деятельности.
-
Цели и задачи социальной работы.
-
Методы социальной работы и особенности их применения.
-
Субъекты и объекты социальной работы.
-
Система управления социальной работой в стране.
-
Содержание и организация социальной работы.
-
Исторический опыт социальной работы в России.
-
Современная практика социальной работы за рубежом.
Темы для написания докладов и рефератов
-
Актуальность развития социальной работы как науки на современном этапе развития общества.
-
Взаимосвязь социальной работы с философией, историей, политологией, социологией, психологией, конфликтологией, педагогикой, медициной, правоведением, экономикой, культурологией и другими научными дисциплинами.
-
Институционализация социальной работы в современный период.
-
Объекты социальной работы (пожилые люди, инвалиды, малообеспеченные семьи, безработные, беспризорные дети, лица без определенного места жительства и занятий и другие категории населения).
-
Опыт подготовки специалистов в области социальной работы в России.
Список литературы
-
Жуков В.И., ТавадовГ.Т. Большой этнологический словарь. – М.: Изд-во РГСУ; Омега-Л., 2010.
-
Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: В 3 т. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Изд-во РГСУ, 2007.
-
Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-М., 2009.
-
Холостова Е.И. Основы социальной работы. – М.: ИНФРА-М, 2005.
-
Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: ВЛА-ДОС, 2000.
-
ТопчийЛ.В. Основы социальной работы. – М., 2009.
Социальная работа с многодетными семьями
дипломная работа
Социальная работа – одно из древнейших и гуманнейших видов человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности. Как специалист в области социальных отношений, социальный работник должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику организации социальной работы с различными категориями населения, ее историю, отечественные традиции и мировой опыт организации социальной защиты населения. (ОК.2)
Социальная работа зародилась в недрах благотворительных организаций в последней четверти XIX в. С самого начала она была основана на личном контакте добровольных помощников, предлагающих практическую помощь, совет и поддержку, и нуждающихся в этой помощи, например заброшенных детей, пожилых и немощных, бездомных, пострадавших, как тогда казалось, в результате быстрого роста промышленности. Таким образом, социальная работа была составляющей социальной реформы, начатой после того, как удалось документально зафиксировать последствия урбанизации, бедности депривации для жизни городской бедноты. Первые добровольные социальные работники были приписаны к больницам, судам и тюрьмам.(ОК.10)
Другие посещали людей на дому в рамках благотворительной жилищной программы. Их методы работы используются и поныне, в частности систематический расспрос, ведение записей и разработка простейших планов вмешательства. Кроме того, тогда же были проведены различия между “заслуживающими” и “не заслуживающими помощи”, теми, кому можно и нельзя помочь, что оказало сильное влияние на последующую работу.(ОК.3)
К середине XX в. социальная работа обогатилась психологическими аспектами. Под влиянием психоанализа социальные работники стали уделять больше внимания раннему семейному опыту, бессознательной мотивации и корням непоследовательного и иррационального поведения. Практическим следствием стала работа над отношениями, которые складывались с отдельными клиентами и семьями. Через эти отношения клиенты компенсировали свои прежние переживания и осваивали стратегии преодоления трудностей. Хотя в социальной работе по-прежнему уделяется много внимания следствиям бедности, значительное место отводится психологическим проблемам клиентов.
В конце 1960-х – 1970-х гг. социальная работа, во всяком случае, частично, затронула социальную депривацию и влияние общественного устройства на проблемы клиентов. Радикальная социальная работа в этот период была посвящена выражению солидарности с рабочим классом, в частности сотрудничеству с центрами занятости, общественными движениями, консультативными центрами. Что касается индивидуальных клиентов, радикальные социальные работники разъясняли им социальные первопричины проблем.(ОК. 4)
Каждый этап развития оставил след в социальной работе и породил множество критических выступлений как самих специалистов, так и не причастных к социальной работе лиц. По сути дела, социальная работа многообразна и многолика, ее цели подчас столь грандиозны, что свести их к простому перечню не представляется возможным. Попытки дать определение социальной работы предпринимались давно, вот, например, как считала в 1977 г. Британская ассоциация социальных работников: “Социальная работа – это целенаправленное и этичное применение личных навыков межличностных отношений для улучшения личного и социального функционирования индивида, семьи, группы или сообщества, что обязательно включает практический опыт создания социальных условий всеобщего благосостояния”.
Поскольку социальным работникам трудно объяснить свою роль в обществе, эта сфера деятельности подверглась нападкам на протяжении 1980-х гг., когда политические силы ополчились против концепции процветающего государства. В современной социальной работе пришлось отказаться от некоторых высоких целей и смириться с тем, что ряд задач в перспективе будут определены как на правительственном уровне, законодательно, так и на уровне общества наиболее настойчивыми клиентскими группами. Проще помочь людям преодолеть проблемы, если:
1) помочь потребителям четко и ясно определить свои проблемы и наметить конкретные шаги к их преодолению;
2) договориться с потребителями о разбиении крупных задач на более мелкие, которые легче решить поочередно;
3) мобилизовать ресурсы и заручиться поддержкой значимых для клиента людей;
4) достичь намеченных целей, которые предварительно были согласованы с клиентом и сформулированы в письменном виде, при активном участии в принятии решений самого клиента. (15. с.96) (ОК. 6)
Консультирование – вид деятельности, привлекательный для многих социальных работников, в настоящее время занимает все меньшее, но по-прежнему значительное место в работе. Это терапевтическое направление вызывает критику со стороны социальных работников и представителей других профессий, оно подверглось сокращению в ряде сфер деятельности, в частности при работе с трудными детьми и в больницах. На смену интенсивному личному взаимодействию с клиентами пришла управленческая работа. Так, организация и планирование медико-социального вмешательства, когда социальный работник занимается оцениванием потребностей и приобретением услуг, внесли заметное изменение в природу социальной работы. Предположительно, это главный источник изменений в социальной работе за последние пятьдесят лет. Повышенное внимание общественности к защите прав клиентов, выписанных из психиатрических клиник, а также детей, насильственно разлученных с семьями, заставило правительство регламентировать поведение социальных работников в подобных случаях, а местные департаменты социального обслуживания – вкладывать в это направление значительные ресурсы.
ь Социальная служба – совокупность государственных и негосударственных структур и учреждений, оказывающих населению социальную помощь и услуги, позволяющие преодолеть трудную жизненную ситуацию отдельного человека, семьи или социальной группы. Это организационная форма социальной работы, элементы которой отражают основные сферы жизнедеятельности современного российского общества, обеспечивающая реализацию социальной, в том числе семейной, политики государства.Специфика деятельности социального работника определяется конкретными условиями рабочего места. В основном, в обязанности специалиста входят:
ь осуществление приема и предоставление информации по запросам граждан (социальная помощь, защита, трудоустройство, профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, повышение квалификации, психологическая поддержка);
ь проведение консультаций по правовым вопросам (оформление опеки, усыновление, лишение родительских прав, пенсионного обеспечения, вопросы трудоустройства, занятости) и оформление соответствующих документов;
ь участие в разрешении спорных вопросов (трудовые, жилищные, нарушение прав матерей, пенсионеров и т.д.), разработке и реализации программ по медико-социальной адаптации и реабилитации нетрудоспособных граждан;
ь выявление и оформление социальных выплат, госпитализации в лечебные учреждения, принятие на обслуживание нуждающихся категорий граждан. (25, с. 15)(ОК.12)
Специалист по социальной работе – работник, профессионально занимающийся деятельностью, направленной на содействие гражданам в реализации своих социальных прав через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, педагогическую и психологическую поддержку, посредничество; координирует деятельность узких специалистов при решении проблем клиента.(5. с.25)(ОК. 5)
Цели деятельности специалиста по социальной работе:
ь установление социального статуса клиента;
ь составление индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, программ по работе с семьей;
ь управление реализацией данных программ с привлечением узких специалистов и заинтересованных ведомств;
ь анализ социального положения различных категорий семей и детей с целью подготовки предложений по разработке социальных программ.
Для достижения указанных целей специалист по социальной работе выполняет различные функциональные обязанности:
-осуществление первичного приема граждан, выявление их потребностей в различных видах социальной помощи, причин возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, подготовка проектов приказов директора учреждения на зачисление клиента на обслуживание;
ь сбор документов клиентов, необходимых для организации работы по решению их проблем, предложений от узких специалистов и подготовка на их основе индивидуальных программ реабилитации, программ работы с клиентом, контроль за их выполнением;
ь осуществление посреднических функций (функций социальных ходатаев) с целью решения проблем клиента (представление интересов клиента в органах социальной защиты населения, внутренних дел, образования, здравоохранения, службах занятости, миграционных службах, судах и т.д.);
ь осуществление социального патронажа над клиентами, в том числе после выполнения программ работы с ними;
ь проведение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (выявление безнадзорных детей, информирование органов опеки и попечительства, содействие в дальнейшем жизнеустройстве, участие в защите их прав);
ь консультирование клиентов по различным аспектам семьи и брака, по вопросам соблюдения социальных прав клиентов.(7. с.81)
С целью обеспечения своих обязанностей, специалист по социальной работе имеет право:
ь от имени учреждения представлять интересы клиентов в различных инстанциях (в том числе в суде);
ь запрашивать от клиентов информацию и документы, необходимые для организации работы по решению их социальных проблем в соответствии с действующим законодательством и внутренними нормативами, регламентирующими работу учреждения;
ь готовить запросы от имени руководителя учреждения в различные организации в пределах своей компетенции;
ь запрашивать в установленном порядке предложения и информацию от специалистов учреждения, необходимые для организации работы по решению проблем клиентов;
ь посещать семьи клиентов для обследования условий их проживания;
ь принимать участие в подготовке и проведении медико-психолого-педагогического консилиума;
ь вносить предложения о постановке или снятии с учета клиентов.(ОК. 8 )
Одной из категорий относительно которой строится профессиональная деятельность является семья.(9.с. 301)
Социальная работа с семьей – это профессиональная деятельность, по своей сути направленная на решение социальных проблем семьи и ее социального окружения.
Данная деятельность предполагает способность сопереживать, заботливо и чутко относиться к семье, человеку, а также умело применять общегуманистические и профессиональные знания, различные формы, методы и технологии оказания реальной, адресной и своевременной помощи в самых различных социальных конфликтах и проблемах как отдельных членов семьи, так и всей семьи в целом.(ОК.11)
Необходимо подчеркнуть, что налаживание позитивного контакта с семьей – обязательный элемент социально-реабилитационных программ и социальной работы с семьей в целом.
Специалист по социальной работе с семьей сталкивается как с типичными, так и со специфическими, индивидуальными проблемами, характерными для семей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Направления его работы связаны с разрешением комплекса социальных, экономических, психологических, педагогических, медицинских и иных проблем. В своей деятельности специалист по социальной работе должен руководствоваться следующими принципами.
Б.Ю. Шапиро выделяет следующие задачи профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с семьей:
ь изучение социальной напряженности, понимание сущности феномена помощи, анализ и правдивое прогнозирование ее развития;
ь социальное обследование семей, знание симптоматики социальных болезней с целью выявления тенденции развития, выявление гармонического взаимодействия внутри семейных отношений;
ь оказание, нуждающимся семьям социальной, социолого-педагогической, социально-медицинской, юридической, психологической и материальной помощи;
ь содействие интеграции деятельности различных государственных, общественных, коммерческих и иных организаций и учреждений по оказанию социально-экономической и культурной помощи во все периоды жизни семьи, а особенно на начальном этапе, для достижения семьей экономической самостоятельности;
ь умение владеть техникой и технологией социальной работы и влияние через государственные и общественные организации, органы местного самоуправления на формирование в муниципальном округе (районе, участке) климата доброжелательного и всеобщего уважения к инвалидам, пожилым и детям; организация деятельности добровольцев.(18.с.52)
Для специалистов социальной службы главные задачи в работе с семьями – выявление источников и причин социальной дезадаптации семьи, диагностика микроклимата, выработка первичной программы реабилитации семьи в целом, что возможно только при получении полной информации о внутреннем потенциале семьи. (ОК.1)
Чаще всего специалист по социальной работе осуществляет индивидуальную работу с клиентом.
Индивидуальная работа – непосредственная помощь человеку в адаптации его к новым условиям жизни в процессе взаимодействия со специалистом по социальной работе (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация).
А.А. Козлова рассматривает, что при проведении индивидуальной работы специалисту по социальной работе с семьей необходимо:
ь установление контакта с клиентом и определение его потребности в социальных услугах;
ь определение проблемы и постановка социального диагноза;
ь выявление мотивации необходимости социальной помощи;
ь определение и исследование предполагаемого решения;
ь выбор метода и технологии социальной работы;
ь осуществление профессиональных действий по решению проблемы и др.
Основные методы в этом случае:
ь социальная диагностика;
ь социальное прогнозирование;
ь социальное планирование микросоциальной среды;
ь развитие системы территориального самоуправления;
ь благотворительные акции в микросоциальной среде;
ь практическая работа в общине.(16.с. 35)
Специалист по социальной работе строит профессиональную деятельность с учетом ряда социальных моделей, как утверждает. Рассмотрим их более подробно.
Социальная модель используется в том случае, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил: привлечение других специалистов, оказание материальной помощи, трудоустройство, помощь с жильем и пр.
Педагогическая модель базируется на гипотезе о недостатках педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно выступает ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя и сам родитель может быть причиной неблагополучия, обычно эта возможность открыто не рассматривается. Специалист по социальной работе с семьей (или социальный педагог) ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей одного из членов семьи лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Эта модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушения.
Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни, инвалидность одного из членов семьи. Задача профессиональной помощи – лечение больного и адаптация здоровых членов семьи к обстановке в семье.
Кризисинтервентная модель работы с семьей заключается в оказании помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами. Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики. Все внимание социальный работник фокусирует на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. При этом используются как внутренние ресурсы семьи, так и внешние формы помощи.(10. с.101- 128)
Таким образом, многодетные семьи имеют общую специфическую социальную проблему: дети из таких семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, для них характерны слабое здоровье, снижение социального возраста старших братьев или сестер, что может негативно сказаться наих дальнейшей судьбе. Применение технологий социальной адаптации в социальной работе с многодетными семьями определяется основными задачами, решаемыми при работе с указанной категорией семей. В зависимости от социального статуса, семейного состава многодетных семей меняются содержание процесса социальной адаптации, формы и методы проводимой работы.