Социальный статус ребенка

Полное собрание материалов по теме: социальный статус ребенка от специалистов своего дела.

Стадия отрочества совпадает с периодом обучения ребенка в начальных классах школы. Поэтому при описании особенностей и закономерностей развития ребенка на данном отрезке жизни мы будем называть его «отрок» или «младший школьник».

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало нового периода его жизни. С полным правом можно сказать, что с приходом в школу начинается социальная жизнь человека. Это не значит, что до отрочества индивид не был социальным существом (им он является с момента рождения). Но в дошкольном детстве ребенок не осознает себя в своем социальном статусе. Школьник – первый социальный статус ребенка; этот статус связан с новой системой требований, предъявляемых к нему, с совокупностью его социальных обязанностей и прав. По образному выражению Л. И. Божович, поступившего в школу ребенка начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень лестницы, ведущей к гражданской зрелости.

Школа – это особое общественное учреждение, где, по словам Г. Гегеля, начинается жизнь согласно общему порядку, по одинаковому для всех правилу, где субъективный дух должен быть приведен к отказу от своих причуд, к знанию и хотению общего. Ребенок должен ходить в школу, заниматься учебными предметами, делать на уроке то, что требует учитель, следовать школьному режиму, подчиняться правилам поведения.Дети начинают новую, общественную по своему содержанию и по своей функции деятельность – деятельность учения. Их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками определяются теперь тем, как он выполняет свои новые, общественно значимые обязанности.

С приходом ребенка в школу игра постепенно теряет главную роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющее характер его поведения, открывающее новые возможности развития его познания и сознания, его способностей, личности.

Новое положение в обществе (положение человека, который занят общественно значимой – учебной – деятельностью) связано с новыми критериями оценки себя: академические успехи, прилежание, следование школьному режиму; все это влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, со взрослыми, в том, как ребенок оценивает себя и других.

В школе возникает новая структура связей и отношений с действительностью, складывается новая форма со-бытийности. Центральное место в новой со-бытийности несомненно принадлежит учителю. В жизни ребенка впервые появляется Взрослый в своем новом образе – как Учитель. Многие дети до поступления в школу посещали детский сад. В их жизни уже был опыт общения с Воспитателем. Но позиция Учителя принципиально отличается от позиции Воспитателя, которая во многом совпадала с позицией Родителя. Для ребенка Воспитатель выступает заместителем Родителя, поэтому для него характерны взаимоотношения с воспитателями по типу родственных (физический контакт, ласки, эмоциональное сопереживание и т. п.).

Позиция Учителя принципиально отличается от позиции Воспитателя и Родителя. По выражению Д. Б. Эльконина, в глазах ребенка учитель выступает как полномочный представитель общества, вооруженный всеми средствами контроля и оценки, действующий от имени и по поручению общества. С приходом в школу отношения «ребенок – взрослый» разделяются на две системы отношений: «ребенок – учитель» и «ребенок – родители».

Ведущая роль принадлежит структуре «ребенок – учитель», которая определяет все остальные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношение к самому себе. Система «ребенок – учитель» становится центром его жизни, от нее во многом зависят и благоприятные, и неблагоприятные условия жизни ребенка.

Впервые отношение «ребенок – учитель» становится отношением «ребенок – общество». В учителе воплощены объективные требования общества, в школе существует система одинаковых для всех эталонов и критериев для оценки. Ребенок очень чуток к тому, как учитель к кому относится. Взаимоотношения учащихся в классе бывают нормальными тогда, когда учитель одинаково ровен и требователен ко всем детям. Например, выделение учителем «любимчиков» вносит напряжение во взаимоотношения школьников, подрывает его авторитет в глазах детей.

Школа выполняет функцию обособления ребенка. Ребенок должен отделиться (но не отдалиться!) от взрослого. Это обособление происходит в контексте социального содержания, где ребенок обретает свою социальную определенность. Иная функция и логика развития отношений в системе «ребенок – родитель». С поступлением ребенка в школу, с усложнением и обогащением его жизни семья начинает играть особую роль. В психолого-педагогической литературе существует много свидетельств об умалении авторитета родителей перед авторитетом учителя. Это бесспорный факт, но верный лишь относительно учебного содержания.Учитель как представитель общества, как носитель общего знания в глазах ребенка авторитетен абсолютно, он не может знать меньше родителей, тем более ошибаться в том, в чем он ошибаться не должен по определению.

Семья же должна делать усилия по отождествлению с ребенком в его заботах и делах.В новой жизни отец и мать, все близкие призваны помочь сыну или дочери успешно войти в школьную обстановку, освоить новые правила, овладеть новыми умениями и навыками. Ребенок нуждается в любви и поддержке родителей. Он ждет уважения к его новым обязанностям.Он ожидает от близких интереса к его школьным делам – похвалы за достигнутые успехи, помощи при затруднениях. Родители вместе с педагогом должны найти единую линию воспитания, учитывающую требования школы и индивидуальные особенности ребенка. Вместе с тем внимание к первокласснику в семье нужно сочетать с показом ему не менее важных интересов и забот других ее членов. Ребенок должен считаться с ними и не ставить свои учебные дела в центр забот всех членов семьи.

Свою линию развития имеют взаимоотношения младших школьников между собой. Первоначально дружба среди детей основана на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, имеют общие увлечения и т. п.). Мнения и оценки сверстников не выступают еще критерием оценки самого себя. Главным для них является оценка их дел и поступков учителем. Учебная деятельность постепенно становится той формой совместности, на основе которой завязываются детские взаимоотношения: среди школьников возникают интересы, связанные с делами класса, с внеклассной работой, с общественной жизнью школы. В младшем школьном возрасте впервые возникает подражание сверстникам. Подражательность проявляется первоначально в стремлении действовать так же, как и сверстник, не отстать от него на уроке (стоит одному поднять руку, как за ним тянутся другие, если один придумал какой-нибудь пример, то все стремятся придумать такой же и т. п.).

Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 1193;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Сегодня достаточно часто заходит речь о социальном статусе человека.

Хотя он не отражается в официальных документах, тем не менее, оказывает огромное влияние на уровень жизни и возможностей каждого из нас.

Что такое социальный статус личности?

Что относится к социальному статусу?Чем отличаются социальная роль и социальный статус?От чего зависит социальный статус человека?Что такое социальный статус ребёнка?

Что такое социальный статус личности?

В социологии, т.е. науке о строении нашего общества, социальным статусом личности называют совокупность признаков, которыми определяется положение человека в обществе других людей, в иерархической структуре социума.

Социальный статус зависит от ряда факторов и признаков, часть из которых личность получает при рождении либо в силу не зависящих от нее обстоятельств, а другая часть приобретается ею при взаимодействии с другими членами общества.

Что относится к социальному статусу?

Социальный статус любого человека состоит из следующих компонентов:

— статусных прав и обязанностей, определяющих его поведение, т.е. то, что человек может делать в соответствии со своим статусом и то, что он обязан делать (к примеру, руководитель может назначать цели для подчиненного ему коллектива и обязан обеспечивать условия для достижения этих целей);

— статусного диапазона, т.е. тех допустимых рамок, в которых существуют его статусные обязанности и права (руководитель может сделать выговор нерадивому работнику, но не имеет права применять физическое насилие или словесно унижать подчиненного);

См. также:  Порядок развода при наличии детей

— статусных символов, представляющих собой внешние признаки своего статуса (форменная одежда и знаки отличия у военных, депутатский значок у депутатов законодательного органа, ордена и медали у ветерана войны и т.д.);

— статусного образа, т.е.господствующего в социуме представления о внешнем виде и поведении человека в соответствии со своим статусом (успешный бизнесмен ассоциируется с дорогим костюмом и дорогим автомобилем, сантехник «обязан» страдать алкоголизмом, инспектор ГИБДД – брать взятки и т.д.);

— статусной идентификации – степени соответствия человека своему статусу.

В процессе общения члены социума постоянно оценивают каждого человека на предмет соответствия его статусу. Поэтому статус в современном обществе не является статичным понятием, он постоянно меняется в зависимости от поведения индивида, окружающих его людей и сопутствующих обстоятельств.

Чем отличаются социальная роль и социальный статус?

Социальной ролью называют определенный образец поведения человека, идеально соответствующий его статусу с точки зрения общества. Если индивидуум ведет себя в соответствии с ожиданиями общества, его статус сохраняется. Сильное несоответствие общественных ожиданий реальному поведению человека может привести к утрате его социального статуса.

Так, социальная роль главы семьи, обычно возлагаемая на отца семейства, предполагает необходимость обеспечивать остальным членам семьи определенный уровень жизни. Если индивидуум не справляется с этой обязанностью, статус главы семьи может перейти к тому из ее членов, кто в наибольшей степени соответствует главенствующей социальной роли.

От чего зависит социальный статус человека?

На социальный статус каждого человека влияет множество факторов:

— социальный статус семьи, в которой он родился или был воспитан, свойственные этому статусу привычки, знакомства, среда общения;

— половая принадлежность и внешний облик;

— уровень образования и характер полученного воспитания;

— выбранная профессия и профессиональный уровень;

— личностные качества;

— характер общественного устройства окружающего социума.

В целом все факторы, определяющие его социальный статус, можно разделить на врожденные и приобретенные. Так, при рождении человек получает свою половую принадлежность, определяющую характер социальных ролей в семье, внешность, темперамент, некоторые черты характера и умственных особенностей.

Для большинства из людей принадлежность к определенному социальному классу тоже является особенностью, получаемой при рождении. Уровень образования, выбор профессии и квалификация, а также ряд прочих навыков приобретаются каждым человеком самостоятельно.

Что такое социальный статус ребёнка?

Социальный статус ребенка во многом определяется социальным статусом его родителей. В целом можно отметить, что ребенок до определенного момента целиком зависим от взрослых и занимает подчиненное по отношению к любому взрослому положение. В то же время любой взрослый обязан обеспечивать безопасность ребенка и его первичные потребности.

Самостоятельный социальный статус ребенок приобретает в школе, т.е. становится школьником. В дальнейшем, в ходе общения с учителями и одноклассниками, он может стать отличником или неуспевающим учеником, занять в классе лидирующее или подчиненное положение.

Социальные статусы, приобретаемые в детстве, нередко оказывают огромное влияние на положение в обществе человека после достижения им совершеннолетия и обретения полной самостоятельности.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС РЕБЕНКА В КОЛЛЕКТИВЕ

Прежде чем преступите к работе с детьми, необходимо четко представить себе социальный, физический и психологический (возрастной) статус современного ребенка, приехавшего на отдых в детский оздоровительный лагерь, а также иметь представление об объективных трудностях, возникающих в работе с тем или иным возрастом, и способах преодоления этих трудностей.

Существует множество классификаций детей: педагогические, социальные, медицинские и т. п. Мы рассмотрим такую классификацию, которая наиболее приближена к вожатской деятельности.

Активист. Эти дети сразу же бросаются в глаза. Они стараются скорее познакомиться со всеми вожатыми, быстро находят тему для разговора и без стеснений общаются со всеми ребятами из отряда. Эти дети всегда в первых рядах, какое бы дело ни задумывалось. Но как только они теряют интерес к нему – бросают. Нередко они обладают всеми качествами лидера и создают вокруг себя своеобразное ядро. Активисты оказывают сильнейшее воздействие на отряд и могут при определенных обстоятельствах создать группировку негативного настроения.

Эти дети также требуют постоянного внимания вожатого, потому что должны все время чувствовать, что их деятельность оценивается по достоинству. Главное не перехваливать их, и не делать из них «любимчиков».

Лидер. По сути дела, это активист, у которых повышено чувство ответственности не только за себя, но и за других. В отличии от Активиста, Лидер всегда доведет начатое дело до конца. Часто они могут оставаться в стороне, так как могут организовать работу, привлекая других – создать им ситуацию «успеха». Но не стоит забывать, что и эти ребята приехали в лагерь отдыхать – отдыхать не только от школы, но и от своего лидерства.

При умелом педагогическом руководстве Лидеры могут стать хорошими помощниками вожатого.

Обычный ребенок. Эти дети составляют большинство отряда. Они в меру активны, стараются добросовестно выполнить поручение вожатого, однако при возможности могут и отлынить от общих дел. Они не спешат откликнуться на призыв вожатого участвовать в том или ином деле, однако добровольно скоро соглашаются. Это дети, у которых нет особых проблем во взаимоотношениях со сверстниками. Они вполне самостоятельны, поэтому, доверяя им какое-нибудь дело, можно не волноваться за его выполнение. От вас потребуется только несколько подсказок, направляющих мысли подопечных в нужное русло.

Дети данной категории иногда шалят, хулиганят. Зачастую это происходит только потому, что ребенок вовремя не подумал о последствиях своего поведения или просто заигрался, перевозбудился. В целом с такими детьми довольно легко ладить.

Так как обычные дети составляют большинство отряда, то вожатому надо научиться, прежде всего, работать с ними. Данные дети не так откровенны, как активисты. Им требуется больше времени для того, чтобы привыкнуть к вам, научиться доверять вам. Если этого не произойдет, то дети уже с середины смены начнут уезжать из лагеря.

Домашний ребенок. Эти дети потребуют от вас особого внимания, поскольку плохо приспосабливаются к новым условиям, нередко капризны и эгоистичны. Иногда они настолько привыкают в семье к всеобщему обожанию и любви, что начинают и в лагере требовать от окружающих такого же отношения к себе. С другой стороны, эти нередко застенчивы. Любое неостороженное слово вожатых или соотрядовцев способно вызвать у них настоящую истерику. если такой ребенок обладать музыкальными или изобразительными способностями, то вам будет проще с ним работать, так как его можно приобщить к данной деятельности в отряде. Если же домашний ребенок не отличается явной склонностью к какому-либо занятию, то вам придется его постоянно развлекать, втягивать в отрядные дела.

Активная деятельность необходима этому ребенку потому, что она на какое-то время заглушает его тоску по дому. Такой ребенок настолько привязан к дому, что даже если ему и понравится лагерная жизнь, нет верности, что он не постарается покинуть лагерь в первый же приезд родителей.

Постарайтесь, чтобы у такого ребенка обязательно появились друзья. Иногда в лагере домашние дети очень сильно страдают от одиночества, поскольку не способны самостоятельно найти общий язык с окружающими. Как правило, дома они привыкли большей частью общаться со взрослыми. В школе у них также мало друзей. Они иногда просто не знают, как подойти к сверстникам, да еще и незнакомым.

«Тормоз». К счастью, подобных детей в отряде бывает не так уж и много. Это совершенно нормальные, только очень медлительные дети. Им требуется больше времени, чтобы разобраться в той или иной ситуации, понять, чего от них хотят. На первых порах вам придется постоянно смотреть за тем, чтобы этот ребенок нигде не отстал и не потерялся, вовремя приходил в отряд, долго не задерживался в столовой. Вам придется удвоить внимание во время выхода отряда за территорию лагеря. Старайтесь, не затрагивая самолюбия ребенка, незаметно подгонять его.

См. также:  Как забыть человека который тебя не любит?

Нередко такие дети очень усидчивы, поэтому с удовольствием занимаются лепкой, рисованием, делами, не требующими особой спешки.

Следует отметить, что очень часто в отряде подобный ребенок становится так называемым «козлом отпущения». Ребята смеются над его неповоротливостью, дразнят, не желают брать в команду во время подвижных игр. Поэтому параллельно вам необходимо проводить работу с отрядом. Объяснить ребятам, что каждый человек отличается определенными качествами, все мы не похожи друг на друга. А самому вожатому при общении с таким ребенком очень важно избавиться от негативизма и постараться найти в нем что-то хорошее.

«Одинокий волк». Эти дети тихи и незаметны в отряде. Они молчаливы, замкнуты, постоянно думают о чем-то своем. Нередко они не имеют друзей, поскольку и не стремятся к сближению с другими детьми. Ребенок не желает участвовать в общих развлечениях, несмотря на уговоры, в лучшем случае следит из своего угла за тем, как развлекается другие. Кроме того, такого ребенка сложно втянуть в беседу, он не поддерживает разговор и на все вопросы отвечает односложно. Случается, что такие дети надолго исчезают из отряда, причем никто не знает, куда они направились.

Иногда ребенок становится таким только потому, что ему скучно в отряде, и тогда он слоняется по лагерю в надежде найти себе развлечение. иногда ребенок выступает в роли «одинокого волка» потому, что он устал быть у всех на виду. Это случается с детьми, которые две-три, а то и четыре смены вынуждены проводить в лагере. В такой ситуации апатия вполне естественна: здесь и усталость, и тоска по дому, и обыденность, поскольку по большому счету все мероприятия в лагере повторяются.

Изгой. Случается, что в отряде тот или иной ребенок по какой-то, на первый взгляд, невидимой причине не принимается другими детьми. Как правило, это происходит в том случае. Если ребенок чем-то отличается от других детей: например, имеет физический недостаток, дурные манеры поведения, не умеет общаться и т. п.

Конечно же изгой, – это серьезная проблема для вожатого. Появление такого ребенка в отряде нередко создает множество непринятых моментов, как для взрослого, так и для самого ребенка. Но в любом случае вы должны постараться помочь такому ребенку, так как он не в состоянии самостоятельно разрешить свои проблемы.

«Трудные дети». Обычно в эту категорию попадают педагогически запущенные (невоспитанные) дети. Как правило, эти отстают от своих сверстников в интеллектуальном развитии, их отличает бедность словарного запаса, узость кругозора и интересов, они не любят трудиться, не могут заставить себя делать то, что кажется им неинтересным. «Трудные дети» более других склонны к нарушению дисциплины и порядка, к конфликтам со взрослыми и сверстниками, к воровству, бродяжничеству, вандализму, употреблению алкоголя, курению и т. п. Они легко возбудимы и агрессивны.

Н. Вайзман выделяет три группы «трудных детей».

К первой группе он относит «психически неустойчивых детей, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников». Они бурно реагируют на любые запреты, склонны к нарушению дисциплины, антиобщественным поступкам.

Ко второй группе относятся подростки «с ускоренным половым развитием, с повышенной возбудимостью и агрессивностью». Они бурно реагируют на любые запреты, склонны к нарушению дисциплины, антиобщественным поступкам.

К третьей группе относятся дети, у которых «преобладает расторможенность влечений». Они склонны к бродяжничеству, употреблению алкоголя, наркотиков, проявлению сексуальности. Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянны конфликты, а отсюда – злобность, жестокость, раздражительность.

Определенные трудности создают дети, которые в энный раз приехали в лагерь. у них более раскованное поведение, они склонны противопоставлять себя новичкам. Их всезнайство, воспоминания о том, как было раньше, постоянное сравнение, навязывание вожатым «старых» порядков в некоторой степени раздражают, вызывают неприязнь создают помехи в общей работе отряда. Настоящим крахом надежд и мечтаний таких детей становится повторяемость дел и мероприятий, которые кочуют из одного плана работы в другой на протяжении многих лет существования детского оздоровительного лагеря. В данном случае опытный вожатый оказывается в неприятной ситуации.

Ты – сапожник, ты – портной,
я – терминатор, а ты кто такой? 

Дети такие интересные. В любой группе детского сада можно найти явного и скрытого лидера, «подчиненного», агрессивного, застенчивого и просто рубаху-парня. Родители часто даже и не подозревают, какая роль отведена их ребенку, какие эмоции он испытывает, почему ведет себя так, а не иначе. Как складываются отношения в группе пятилетних детей и от чего зависят, поговорим в этой статье.

Первые социальные роли

В старшей группе, в которой я работаю, явно выделяется несколько ярких личностей. При этом необязательно как-то привлекать к себе внимание. Лева, например, в основном молчит, но его очень уважают, потому что он приносит из дома много игрушек и всегда делится с товарищами, он не драчун и никого не обижает. А вот Данил – явный лидер, всегда в центре внимания, он любит выкрикивать шутливые фразочки, задирается, любит исследовать все новое, смелый и игривый. Денис – очень умный мальчик, много знает, красиво говорит, но почему-то проигрывает на фоне харизматичного Данила. Не раз замечала, что, когда Данил не приходит в детский сад, Денис активизируется и притягивает к себе группу детей. Когда Данил и Денис в одном обществе, ребята почему-то предпочитают Данилку-проказника. Даже, когда он сидит наказанный за плохое поведение на стульчике, мальчики так и вьются вокруг него, ждут, когда тот освободится, некоторые согласны даже разделить наказание и посидеть вместе с другом.

Мальчики и девочки

Девочки обычно играют отдельно от мальчиков, но и в их коллективе есть какая-то иерархия.
Те, кто знает правила игры в «дочки-матери», обычно объединяются в небольшие стайки, те, кто не согласен с этими правилами или выдвигает какие-то свои – в стороне. Марина, например, упрямая девочка, часто не подчиняется общим законам, поэтому держится особняком или играет с мальчиками, почему-то они ее всегда охотно принимают в игру. И не только принимают, а очень любят, на вопрос: «Кто станет в пару с Мариной?», – желающих мальчиков всегда несколько, может, потому, что она удивительно красива и по-своему женственна?

Миша – немного агрессивный мальчик, часто выкрикивает воинственные фразы, грозится всех заколоть мечом, обычно мальчики не принимают его в игру, видимо, не знает правил. Зато Миша – лучший друг армянской девочки Маруси, воспитывающейся в соответствии с национальными традициями, где женщина должна быть женственной и подчиняться мужчине. Но самое интересное, что в тандеме Миша-Маруся, командует как раз таки Маруся. А вот с девочками Маруся не играет совсем, они ее сторонятся, может, потому что она слишком примитивно мыслит?

Научный взгляд

Группа детского сада – первый социальный опыт ребенка, и от того, как сложатся отношения с первой в его жизни общественной формацией, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития. Но по какому принципу распределяются роли в коллективе, и как можно повлиять на скрытую иерархию? С этими вопросами я обратилась к психологу детского сада № 5 г. Томска Ждановой Ольге Николаевне:

– Уже, начиная со средней группы детского сада, в кругу детей возникают устойчивые избирательные отношения. Одни становятся более предпочитаемыми, другие – менее. В связи с этим выделяется несколько социальных статусов детей.

Социальные статусы детей

Предпочитаемые – те дети, которые находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за внешние данные, обаяние, быстрое реагирование в разных ситуациях и лояльность, за уверенность, способность без колебаний брать на себя ответственность, не бояться риска.

Принятые – особенно не выделяются, простые и открытые для общения, им доверяют, с ними советуются, хотят играть, хотя никакими сверхспособностями они не обладают.

Пренебрегаемые – непринятые в игру, они часто чувствуют равнодушие или неприязнь одногруппников. Чаще всего это драчуны, задиры, с ними не хотят играть именно из-за этого.

Изолированные – это тихони, которых не видно и не слышно, они не участвуют в общих играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в детский сад, его отсутствия могут не заметить.

В процессе общения детей разных статусов возникают конфликтные ситуации, в ходе которых тот или иной ребенок выбирает близкий по духу тип поведения:

Обидчивые дети

Это проблемные дети, они обижаются с поводом и без повода, отравляя жизнь себе и другим. Ведь непрощенные обиды разрушают дружбу. Обида начинает проявляться в пятилетнем возрасте, так как в этом возрасте возникает потребность в признании и уважении сверстника. Феномен обиды – способ самоутвердиться.

Застенчивые дети

Отличаются повышенной чувствительностью к оценке окружающих и обостренным ожиданием этой оценки. Удача на короткое время успокаивает их, но в случае неудачи обостряется всплеск робости и смущения. Ребенок неуверен в своих действиях и в их оценке. С одной стороны он хочет привлечь к себе внимание, с другой стороны, боится выделиться из толпы.

Демонстративные дети

Таких детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любым возможным способом. Они активны в общении, отношения с другими детьми являются для них средством самоутверждения, как правило, они стремятся любыми способами получить положительную оценку себя и своим поступкам. Противопоставляя себя сверстнику, они, таким образом, выделяют свое «Я».

Агрессивные дети

Для таких детей другой ребенок выступает как противник, конкурент, как препятствие, которое надо устранить. Агрессивные дети практически не отличаются от сверстников, они используют вполне адекватные способы общения, но при этом проявляют незаурядную изобретательность, придумывая формы нанесения ущерба. Такое отношение отражает особый склад личности и ее направленности, которая предполагает специфическое восприятие другого как врага. 

У одних детей агрессия мимолетна, импульсивна, не отличается особой жестокостью и используется для привлечения внимания сверстников. У других – агрессия используются для достижения конкретной цели (получить желанную игрушку) и имеет устойчивые формы. У третьих – мотивацией агрессии является намеренное причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия. Часто происходит нарастание частоты и жестокости агрессии от первой группы к третьей. Однако, несмотря на различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

См. также:  Телец змея мужчина

По сути, всех проблемых детей объединяет одна общая цель – фиксация на оценке самого себя, сосредоточенность на собственной ценности, «что Я значу для других». Распределение ролей зависит от личностных качеств и внутреннего благополучия ребенка. Если маленький человек чувствует недостаток или избыток внимания, давление со стороны взрослого, он попытается самоутвердиться в кругу сверстников тем способом, который ему наиболее доступен. Избежать иерархии почти невозможно, в группе всегда есть ведущие и ведомые, по этому принципу устроено общество в целом. Взрослый человек, воспитатель, учитель, организатор может лишь способствовать сплочению группы. Участие в публичных общественных мероприятиях, в совместных ролевых играх без соревновательного начала, безусловно, создает атмосферу принятия и примирения между конфликтующими детьми.

Каких детей предпочитают в группе, а каких нет

По оценкам исследователей, наиболее предпочитаемые дети в группе – это те, которые готовы помочь, где нужно, уступить, выслушать, поддержать общее дело. Даже находясь в позиции обиженного, они предпочитают решать вопросы мирным путем, не наказывая и не обвиняя других. Чуткость, внимание, отзывчивость, щедрость, бескорыстность, умение сопереживать – вот те нравственные качества, за которые ценят, если их нет, ребенок рискует стать изгоем в обществе. Популярных детей отличает не интеллект, не творческие и не организаторские способности, а, прежде всего доброжелательность.

После индивидуальных нравственных качеств ребенка следующим по популярности стоит критерий – общность интересов, и здесь чаще всего разделение на подгруппы происходит по половому признаку. Взаимные симпатии возникают, исходя из схожих внешних жизненных обстоятельств, эмоционального благополучия, речевой культуры и способности ребенка к общения вообще.

Что значит быть общительным

Общительность – это отчасти наследственная черта характера, но многие психологи склонны считать, что наличие или отсутствие оной определяется ранним жизненным опытом малыша. Если в первые месяцы жизни он получил достаточно тепла, заботы, ласки, любви, то обрел чувство доверия к миру, которое и делает его активным, смелым, общительным. В отличие от сверстника, выросшего в режиме кормления и ласки по часам. Еще одной из важных причин отсутствия общительности является демографический кризис. Многие дети растут без братьев и сестер, что обедняет социальный опыт ребенка, его мышление и предпочтения. Коллективные игры заменяет игра в одиночку, иногда даже не с игрушками, а с компьютером. В результате чего прослеживается рост агрессивности и эмоциональная глухота к нуждам другого ребенка.

Острые проблемы демографического развития России

Предпочтение ребенка в группе предполагает знание общих правил игры и умение играть по этим правилам. А также способность исполнять разные роли в игре: роль слушателя, исполнителя, ответственного и роль принимающего главные решения. Последнюю играет, как правило, лидер группы.

Какие качества определяют лидера?

Энергичность, красноречие и напористость еще не гарантируют того, что за тобой потянутся окружающие. Встречаются дети, которые умеют говорить, общительны, обаятельны, компетентны в том или ином вопросе, доброжелательны, уверены в себе, но они – не лидеры в группе. В дошкольном возрасте лидера в группе выделяет лишь одна черта – способность увлечь за собой сотоварищей. Он умеет ставить собственные цели, не боится незнакомых ситуаций, смел, азартен, первым начинает какое-то дело, а остальные следуют его примеру. Именно такой наш Данил, абсолютно бесстрашный (хотя сам он, наверно, еще и не подозревает об этом) и инициативный.

Почему некоторые дети становятся отверженными в коллективе?

Дезориентация ребенка в социальных отношениях окружающих, незнание правил игры и нежелание следовать им является основной причиной отверженности в группе. Когда малыш не понимает соотношение ролей в коллективе, почему не всегда можно высказывать свое мнение и почему надо подчиняться лидеру группы, на него обрушиваются насмешки и агрессия. Если ребенок не улавливает связи между своими действиями и реакцией окружающих детей, значит, у него нет необходимого опыта общения, он не умеет договариваться. Наличие или отсутствие этого качества определяет степень включенности в игру. Поэтому одни дети легко и непринужденно входят в любую компанию, а другие – вечно в стороне. Приобретение опыта социального общения происходит постепенно и не без участия взрослого.

Ребенок может быть отвергнут сверстниками и по той простой причине, что он неприятен внешне. Например, полный, неповоротливый, некрасивый, неопрятный, плохо одет, шмыгает носом, имеет какие-либо дефекты – бородавки, болячки, косоглазие, хромоту, непропорциональное телосложение, изуродованные части тела или инвалидность. Какими бы гуманными ни были на этот счет взгляды взрослого, у ребенка свое видение. «Особенных» детей другие дети не принимают не только в игру, но и в свое общество. Поэтому без чуткого руководства взрослого, без специальной организованной работы здесь не обойтись. Коллектив оказывает положительное влияние на индивидуальное развитие личности только в том случае, когда положение малыша в системе межличностных отношений благополучно. О том, как добиться такого положения при участии взрослых, – в следующей статье.

Автор Юлия Савельева

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология отношений
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: