Адаптация студентов первокурсников

Полное собрание материалов по теме: адаптация студентов первокурсников от специалистов своего дела.

УДК 378.17

Л.С. Елгина

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

В статье анализируется проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологической адаптации студентов и к их профессиональной подготовке.

Ключевые слова: студенчество, адаптированность, социальная адаптация, социально-психологическая адаптация, профессиональная подготовка, студенческое самоуправление, кураторство.

L.s. Elgina social adaptation of students at high educational establishments

The problem of social adaptation of students at High Educational Establishments is analyzed, and also the basic problems and special features of adaptation of students to the conditions of High Educational Establishment are revealed. Furthermore, in the article the basic methods of solution of the successful social-psychological adaptation of students to their professional preparation are formulated.

Key words: students, adaptability, social adaptation, social-psychological adaptation, professional preparation, students’ selfguidance, moderation.

В психологии под социальной адаптацией понимают, во-первых, постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, во-вторых, результат этого процесса.

Иначе говоря, «под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой» .

Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

1) адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;

2) общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников, и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе .

Студенчество объединяет молодежь примерно одного возраста (в основном 16-23 лет), относительно одинакового в качестве базового (среднего) уровня образования и отличается от других

групп молодежи своими особенностями. К которым можно отнести форму организации жизнедеятельности, концентрацию в крупных вузовских центрах, «свой» образ жизни в стенах вуза, в студенческой группе, в общежитии, относительную самостоятельность в выборе способов деятельности в учебное и неучебное время. Главное же отличие и сущность студенчества как социальной группы состоит в том, что основной его задачей является не непосредственное участие в материальном и духовном производстве, а подготовка к труду в данных сферах, то есть учеба. Отсюда вытекает основное назначение студенчества – пополнение рядов специалистов, интеллигенции. Студенчество выполняет роль источника и резерва различных отрядов специалистов, поскольку в его составе имеются профессиональные группы.

В.Т. Лисовский дает следующее определение студенчества: «…в социальной структуре студенчество может быть названо специфической социальной группой, по своему общественному положению ближе стоящей к интеллигенции» .

основная функция студенчества состоит в приобретении профессиональных знаний и навыков. Время учебы – это не просто подготовительная фаза, а ответственный период жизни, приобретение профессиональных знаний. Социальная функция студенчества предопределяется, прежде всего, необходимостью обеспечения притока специалистов.

Адаптация студента – это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно-мотивационной

сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации. Значительная часть адаптивных ситуаций возникает вследствие изменений условий обучения при поступлении в вуз. Этот аспект адаптации получил название дидактической адаптации, которая включает приспособление к новым формам и методам работы; приспособление к новым формам контроля. Адаптация студентов-первокурсников тесно связана с их учебными успехами. Целью дидактической адаптации является разработка оптимальных методов организации учебной деятельности студентов-первокурсников с учетом, с одной стороны, специфики условий обучения, с другой – особенностей познавательной деятельности в юности .

Успешность обучения студентов зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является его интеллектуальное развитие как показатель умственной деятельности и внимание – функция регуляции познавательной деятельности.

В ходе адаптации происходит перестройка психофизиологических и психологических свойств студента. Специфика адаптации студентов вузов определяется условиями обучения, их индивидуальными особенностями и, что не менее важно, особенностями юношеского возраста. Юность – один из важных этапов социализации личности. Перед молодыми людьми стоят задачи адаптации, продиктованные необходимостью большей зрелости. Если личность не успевает приспосабливаться к новым ситуациям, возникает опасность дезадаптации. Главная задача этого возраста – выбор профессии и профессиональное образование. Профессиональная подготовка становится ведущей деятельностью студента, а одной из проблем обучения в новых условиях является его социально-профессиональная адаптация. Для юношеского возраста характерно углубление и дифференциация познавательного процесса, развитие познавательной самостоятельности, потребность в общении со сверстниками, возникновение иерархически структурированной системы ценностных ориентаций, профессиональное самоопределение, возникновение жизненных планов, формирование способности к самореализации .

На этом этапе вхождения в новую среду общение с окружающими людьми становится особенно значимым фактором социальной адаптации

студентов. В процессе общения происходит адаптация личности к определенным образцам поведения, действующим в данной микросфере, подчинение социальным требованиям и контролю со стороны взрослых. Общение является составной частью совместной учебной деятельности. Кроме того, потребность в неформальном общении со своими сверстниками, понимании и признании -отличительная особенность юношеского возраста.

Таким образом, общение как специфический вид активности является одним из ведущих факторов адаптации. В связи с этим важную роль приобретает развитие коммуникативных умений, оптимизация общения с помощью многочисленных приемов, разработанных в настоящее время. Один из путей оптимизации – это осознание трудностей общения и, по возможности, их устранение. Большое значение имеет дифференциация различных затруднений в социальнопедагогической, профессиональной адаптации студентов.

Следующим важным аспектом адаптации является роль ценностных ориентаций. Эффективность процесса вхождения в профессию определяется, с одной стороны, активным овладением личностью профессиональными знаниями, умениями и навыками, а с другой – мотивами, установками, ценностными ориентациями студента на профессиональную деятельность, а также уровнем идентификации со средой. Профессиональная адаптация студентов зависит от того, насколько значимы для них профессия, работа, успех, какие требования они предъявляют к себе, профессиональной подготовке, будущему месту работы, как они реагируют на неудачи и трудности в учебно-профессиональной деятельности. В процессе адаптации происходит перестройка потребностно-мотивационной сферы, и задача педагога состоит в формировании устойчивых профессиональных ценностей у студентов.

Показателем адаптации является адаптиро-ванность. На основании анализа научных исследований мы выбрали три основных критерия адаптированности студента: сформированность познавательной самостоятельности, сформиро-ванность ценностных ориентаций, сформирован-ность коммуникативных умений.

Включение студентов в социальную жизнь, завершение образов, приобретение стабильной профессии, трудовая активность, возможность выполнения организаторских руководящих функ-

ций, наличие политических прав, ответственность перед законом и т.д. – все это звенья сложного формирования его социальной зрелости. Последний является одним из завершающих этапов становления личности, в ходе которого молодой человек, усваивая социальный опыт, приобретает социальные качества и подготавливается к вступлению в общественную жизнь в качестве ее активной силы. Социальная зрелость – это главная стадия человеческой жизни, включающая в себя период наиболее активной трудовой и общественной деятельности, стадия максимального проявления творческой активности человека.

Однако, обладая потенциально огромными созидательными возможностями для развертывания своей жизненной траектории и участия в решении актуальных проблем социума, студенчество переживает период болезненного самоосущест-вления, сопровождающийся многочисленными трудностями и испытаниями, что, в свою очередь, негативно сказывается на степени активности, самостоятельности молодых людей и их объединений в обустройстве окружающей жизни. Одним из механизмов повышения активности студенчества может стать создание института самоуправления .

Высшие учебные заведения являются той микросредой, в которой молодой человек без необратимых негативных процессов, личностной деформации может перейти от детской несамостоятельной жизни к взрослой самостоятельной. Педагогические коллективы вузов всегда озабочены проблемами адаптации первокурсников, разрабатывая целые системы, помогающие вчерашнему школьнику преодолеть противоречия между его наличным «капиталом» и качественно новыми требованиями в учебном заведении.

В основном социально-психологическая адаптация студентов первого курса к условиям вуза описывается через понятия «присвоение», «вхождение», «формирование», «усвоение», «активное включение», «изменение социального положения» и другие категории предметной деятельности. Она определяется как процесс приведения основных параметров социальных и личностных характеристик студентов в состоянии динамического соответствия с условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту. Исследователи проблемы адаптации студентов первого курса относятся к ней как к начальному этапу интеграции студента в профессиональную и социальную среду вуза .

Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.

Социальная адаптация студентов в вузе делится на: а) профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе; б) социальнопсихологическую адаптацию – приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.

Успешность профессиональной адаптации зависит от личностных особенностей студента, от его индивидуально-психологических и психотипических особенностей.

Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2-го – начале 3-го учебного семестра.

Процесс психологической адаптации личности характеризуется активностью человека, выраженной в целенаправленности его действий по преобразованию действительности, среды, как с использованием различных средств, так и с подчиненными ему приспособительными актами.

Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента к вузу, важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, систему его доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции поведения и т.д.

Успешное решение этой проблемы связано с развитием психологической службы вуза, студенческого самоуправления, института кураторства.

Процесс адаптации каждого студента идет по-

своему. Юноши и девушки, имеющие трудовой стаж, легче и быстрее адаптируются к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние школьники – к академической работе. Задача студенческой группы – не поиск усредненного варианта включения учащихся в новые виды деятельности, а создание условий для общей оптимальной деятельности .

Во всех вузах обычно специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза. К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп, ритуал «Посвящение в студенты», проведение «веревочных курсов» и чтение курса «Введение в специальность», выступления ведущих преподавателей в группах, знакомство с историей вуза, институт кураторства.

Студенческое самоуправление – это инициативная, самостоятельная и под свою ответственность деятельность студентов по решению вопросов по организации обучения, быта, досуга.

Профсоюзная организация, орган студенческого самоуправления, а также деканаты, органы воспитательной работы со студентами, институт кураторства должны проводить специальную работу среди студенческой молодежи. Совместно организованная деятельность поможет правильно организовать работу и досуг студентов и помочь им в решении их проблем. Как показывает опыт деятельности этих органов в других городах России, цель может быть реализована только тогда, когда достигается взаимодействие между начальной и конечной целями деятельности по отношению к деятельности студента. Начальная цель взаимодействия – определение и формирование готовности студентов к обучению в вузе посредством интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, поведенческих воздействий, выявление их индивидуальных особенностей как основы развития компетентности на первом этапе обучения в вузе. Конечная цель взаимодействия – формирование у студента психологической, профессиональной, творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности, профессиональному саморазвитии .

После развала в 1990-е гг. института кураторства, успешно функционировавшего в вузах в советский период, в настоящее время эту функцию частично выполняет студенческое самоуправление, студенческий профсоюз. Самоуправление регулирует отношения между студентами, преду-

преждает конфликтные ситуации. Одним из наиболее важных шагов по адаптации, на наш взгляд, является проведение культурных мероприятий – тематических вечеров, спортивных соревнований, творческих конкурсов. Активная совместная деятельность позволяет новичкам осознать свою значимость, обрести друзей. При правильно организованной адаптационной работе первокурсники быстро втягиваются в деятельность студенческого самоуправления, привыкают к жизни в общежитии. Как показывают исследования, уже через несколько месяцев новички перечисляют положительные стороны проживания в общежитии – здесь можно посоветоваться со студентами старших курсов, с одногруппниками, встретиться для совместных занятий, обрести друзей и научиться общаться, работать с людьми и жить в обществе .

В целом выработка единой комплексной политики вуза по адаптации студентов, включающей в себя своевременную психологическую помощь и активизацию деятельности студенческого самоуправления, на наш взгляд, является одним из факторов повышения успешности социальной адаптации. Такая форма работы с новичками позволяет не только ускорить процесс адаптации, но и привлечь и заинтересовать их общественной жизнью университета, развить навыки работы с людьми, способствовать становлению активной жизненной позиции.

Адаптация к профессиональной деятельности является составной частью социализации как процесса и результата усвоения и последующего активного воспроизведения социального опыта, осуществляемого в деятельности и общении. Рассматривая вопросы адаптации студентов образовательного учреждения, важно учитывать двусто-ронность этого процесса. Студенты, во-первых, воспринимают и усваивают социальный опыт, а во-вторых, переносят его на свое окружение в дальнейшем, являясь руководителями среднего звена. В свою очередь, адаптация к профессиональной деятельности выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии .

Для успешного решения проблем современной учащейся молодежи недостаточно действия одного органа. Здесь необходимо подключать все имеющиеся силы в университете, включающей в

себя множество органов управления, а также студенческое самоуправление. В постоянно модернизирующемся обществе необходимо постоянно искать новые пути решения и создание новых служб в вузах. Расширение «поля» деятельности социальных служб должно быть связано с осознанием того, что многие проблемы учащихся порождены ситуацией, в которой находятся или в которую попадают учащиеся, а не их личностными особенностями; эффективность решений учащегося в большей мере должно определяться предоставлением ему альтернатив.

Студенческое самоуправление – это единство общего и специфического. В определении студенческого самоуправления в конкретном регионе, в конкретном образовательном учреждении общие и частные элементы, его принципы и функции должны быть представлены в специфическом виде.

Таким образом, обеспечение успешной адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности достигается в условиях личностноориентированного образовательного процесса, предполагающего такую организацию взаимодействия студентов и педагогов, при которой создаются оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самостоятельности и реализации себя. Приоритетом этой педагогической системы является профессиональное развитие личности обучаемого. Цель такого образования заключается в становлении и развитии личности обучаемого, его познавательных способностей, формировании обобщенных знаний и способов учебнопрофессиональной деятельности на основе его

субъективного опыта. Это доказывает важность опоры в построении процесса адаптации к профессиональной деятельности на содержательный и процессуальный компоненты образовательного процесса.

Литература

1. Гальмук Н.А. Педагогические условия личностноориентированного становления специалиста социальной сферы в среднем профессиональном образовании: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Тамбов, 2008. – С.5-24.

2. Дмитриенко С.А. Формирование навыков адаптации к профессиональной деятельности // Среднее профессиональное образование. – 2007.

– № 2. – С. 38-41.

3. Лилиенталь И.Е. Адаптация студентов к вузовскому обучению как этап личностного и профессионального развития: сб. науч. статей СевКавГТУ. Сер. «Гуманитарные науки». – № 5. -2007.

4. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента.

– Л., 1974. – С.56-81.

5. Латыш Л.Б. К проблеме управления адаптацией молодежи // Право и образование. – № 2. – 2007.

– С. 119-130.

6. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий – М., 2003. -180 с.

7. Разумовская Е. Социализация студенческой молодежи // Учитель. – 2005. -№2. – С.11-12.

8. Росляков А.Е. Процесс адаптации студентов в условиях вуза // Психология и эрганомика. – № 3.

– С. 47-49.

9. Терещенко А.Г. Изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. – Иркутск, 2006. – С. 89103.

10. Ткачева Г.В. Научно-дидактические условия учебной адаптации студентов на начальном этапе обучения. Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа

– вуз». – М.: Прогресс, 2003. -240 с.

Елгина Лариса Сергеевна – кандидат философских наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета (Улан-Удэ).

Elgina Larisa Sergeevna – candidate of philosophical sciences, associate professor of department of theory of social work of Buryat State University (Ulan-Ude).

УДК 378. 147-322 И.Б. Буртонова

СИСТЕМА УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В статье говорится о совершенствовании самостоятельной работы студентов в условиях высшего профессионального образования. В качестве примера приведены исследования среди студентов социально-психологического факультета Бурятского государственного университета.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов.

Филиал ФГБОУ ВПО “ТюмГУ” в г. Шадринске

Научный руководитель – , к. ю.н.

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ

Ученик, покинувший недавно школьные стены, становится студентом. И от того насколько успешно он пройдёт адаптацию, будет зависеть его дальнейшее развитие, как человека, как будущего специалиста, будут зависеть его личные и научные достижения.

Проблема адаптации актуальна на протяжении всей жизни человека. Потребность в ней возникает, когда человек появляется в новой для него среде, и привычное поведение становится неэффективным, необходимо преодолевать возникшие трудности, искать новый стиль поведения. Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении – самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. Вуз и его преподаватели в преодолении этой проблемы играют большую роль. Первокурсники при поступлении в первую очередь приобретают новую роль – студент, затем – практикант. Они методом проб и ошибок пытаются освоить ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль.

В момент социально – психологической адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по – другому начинают воспринимать себя и других. В процессе общения, самопознания, деятельности происходит преобразование их внутреннего потенциала за счёт адаптации механизмов: когнитивный (ощущение, восприятие, память, представление, воображение, мышление), эмоциональный (радость, огорчение, тревога, нравственные чувства), практический (поведение студентов в различных ситуациях практической деятельности). Работа данных механизмов способствует активному взаимодействию студента и социальной среды.

Учебная нагрузка в вузах значительно отличается от школьных нагрузок. Насыщенность учебного процесса, новая форма ведения предметов, иная организация учебной деятельности – всё это повышает тревожность первокурсников и сильно влияет на процесс адаптации. Для многих студентов высокие требования учебного процесса воспринимаются, как травмирующий фактор. Постоянное умственное и психическое напряжение, нарушение отдыха, питания нередко приводят к психологическому срыву и срыву процесса адаптации. Существенным является также тот факт, что в современной жизни многие студенты с первых курсов вынуждены зарабатывать на жизнь. Отсюда пропуски занятий, плохая учёба, несданная сессия. Для студентов – первокурсников главным остаётся чувство значимости, признание их как личности. Для того, чтобы повысить их социальный статус, необходимо включать их в мероприятия, что приведёт к более успешной адаптации, они станут добросовестнее относиться к учёбе и покажут хорошие результаты. Работая со студентами, надо всегда помнить, что преподаватели сотрудничают с уже сформировавшейся личностью, перелом их характера, давление со стороны педагогов отрицательно скажутся на процессе адаптации. Студенты на первом курсе не могут привыкнуть быстро к тому, что значительная роль в учебном процессе отводится самостоятельной работе, отсутствие постоянного контроля со стороны учителей, позволяет расслабиться студентам, что иногда может привести к низкой успеваемости и следствие этого – неудовлетворённое социальное самочувствие, снижение качества прохождения успешной адаптации.

Процесс адаптации пройдёт успешно в том случае, если студенты начинают активно участвовать в научной, культурно – досуговой жизни вуза, присутствует взаимная удовлетворённость студента и окружающей его среды. Студенту необходимо дать возможность проявить себя со всех сторон, показать свои лучшие качества, дать возможность реализовать себя в том направлении, где он чувствует себя наиболее комфортно (спорт, танцы, вокал, наука, художественная деятельность и т. д.).

Так, в филиале Тюменского государственного университета в г. Шадринске, с целью ускорения адаптации первокурсники в сентябре – октябре 2011 года были вовлечены как в мероприятия, проводимые филиалом – краеведческий поход, турнир филиала по волейболу, а также общегородские – туристический слёт, осенний марафон. Победа первокурсников на водном этапе турслёта, их активное участие и в остальных мероприятиях значительно облегчили процесс их адаптации.

Исследователи различают три формы адаптации студентов – первокурсников к условиям вуза:

1) формальная адаптация. Касается познавательно – информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к её требованиям, к своим обязанностям.

2) общественная адаптация – процесс внутренней интеграции групп студентов – первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом.

3) дидактическая адаптация – подготовка студентов к новым формам и методам учебной работы в вузе .

Учёными выделено три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический. К социологическим факторам относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он уже закончил.

Психологический блок содержит индивидуально – психологические, социально – психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе. Педагогический блок факторов влияния на адаптацию включает в себя уровень педагогического мастерства, организацию среды, материально – техническое обеспечения и др. . Успешность прохождения адаптации зависит напрямую от эффективно взаимосвязи этих блоков.

Знание индивидуальных особенностей студента делает процесс адаптации ровным и комфортным. В процессе адаптации первокурсников можно выделить следующие трудности: отрицательные переживания по поводу ухода из школы, расставание с классом, неопределённость в выборе профессии, недостаточная психологическая подготовка, налаживание самостоятельной жизни, при переезде из дома в общежитие.

При проведении исследования адаптационного процесса среди студентов филиала Тюменского государственного университета в г. Шадринске, в котором приняли участие 40 студентов, выявлено следующее: среди опрашиваемых 15 студентов – выпускники средних школ, 5 –гимназий, 15 – лицеев, 5 – окончившие колледжи. Все респонденты заявили, что им нравится учиться в филиале ТюмГУ в г. Шадринске, адаптационные проблемы испытали лишь 12,5 %, однако, при этом половина опрошенных охарактеризовали своё социальное самочувствие, как удовлетворительное, остальная часть никаких проблем не испытывает, самочувствие – хорошее. Все опрошенные удовлетворены организацией учебного процесса, техническим оснащением аудиторий, отношениями с преподавателями и в группе, организацией массовых мероприятий в вузе, возможностями заниматься спортом. Результатами своей учебной деятельности удовлетворены лишь 95 % студентов. Набором и содержанием учебных дисциплин, качеством преподавания, бытовыми условиями в вузе не удовлетворён лишь 1 студент (2,5 % опрошенных).

Обеспечением учебно – методической литературой довольны лишь 80 % студентов, возможностями заниматься художественным творчеством – 85 %, условиями для полноценного досуга – 50 %. Бытовыми условиями в общежитии удовлетворены все студенты, пользующиеся его услугами .

Результаты опроса свидетельствуют, что менее успешно прошли адаптацию студенты, окончившие среднюю школу. Гимназисты, лицеисты и выпускники техникумов справились с вхождением в новые жизненные условия, в новый коллектив значительно успешнее. Студенты, имеющие среднее профессиональное образование не испытывали никаких трудностей, за исключением привыкания к новому коллективу. В целом, можно сказать, что адаптация студентов – первокурсников в филиале ТюмГУ в г. Шадринске прошла успешно, основная часть сумела реализовать себя, показать хорошие успехи в учёбе и культурно – массовых мероприятиях.

Таким образом, выявление проблем с помощью тестов – опросников поможет ускорить процесс адаптации, с помощью них можно выявить на какие стороны студенческой жизни следует уделить больше внимания. Своевременное устранение возникших проблем повысит академическую успеваемость студентов, поможет избежать различных конфликтов. Самое главное, что необходимо для успешной адаптации студентов – первокурсников – это наличие доброжелательной обстановки, умение увлечь обучающихся на занятиях, чтобы у них был стимул к чему – то стремиться, узнавать и изучать новое. Кроме внимательного подхода со стороны преподавательского состава, сам студент должен чётко осознавать, куда он пришёл, и каких результатов он хочет добиться. Адаптация студентов – первокурсников во многом зависит и от их индивидуальных особенностей. Уравновешенный, знающий к чему стремится человек быстрее пройдёт адаптацию. Чем яснее в голове будут сформулированы его желания, потребности, цели, тем лучше он пройдёт адаптацию и начнёт осуществлять намеченные цели.

Литература

1.  Проблема адаптации студентов – первокурсников /problema-adaptacii-studentov-pervokursnikov-k-vuzovskoj-sisteme-gumanitarnoj-podgotovki/

2.  Проблема психолого – педагогической адаптации студентов первого года обучения *****/forum2011/75/1013

3. Результаты социологического опроса, проведённого автором материала в филиале ФГБОУ ВПО “ТюмГУ” в г. Шадринске Курганской области (авторская разработка).

Одна из важнейших задач в высшем учебном заведении – проводить работу с первокурсниками, направленную на скорейшую их адаптацию к новой системе обучения, социальным отношениям и усвоение новой роли – студента. ВУЗ должен помочь молодым людям как можно быстрее и главное успешнее адаптироваться и влиться в ряды студентов. Несмотря на различия в процессуальном, целевом и содержательном компонентах различных уровней образования, адаптация актуальна для каждого из них и имеет нечто общее и нечто специфическое.

Человек ощущает потребность в адаптации, когда вступает во взаимодействие с системой, с которой имеет определенное рассогласование, и это приводит к необходимости изменений. Они могут быть связанны с самим человеком или с системой, с которой он вступил во взаимодействие или же с характером этого взаимодействия. Пусковой механизм адаптации человека это смена окружающей среды, в результате которой его привычное поведение оказывается малоэффективным или неэффективным и это порождает необходимость преодолеть затруднения, связанные конкретно с новизной условий.

Адаптация это одно из наиболее общих понятий, которые определяют связь человека со средой. В 1865 году его ввел Ауберт, чтобы обозначить изменения чувствительности во время длительного воздействия адекватного раздражителя. Со временем это понятие стало одним из основных в «жизненных» науках: психологии, медицине, физиологии, философии.

Для описания феномена адаптации существует множество определений. Обобщенное описание адаптации гласит, что это приспособление, необходимое человеку для адекватного существования в условиях, которые меняются; что это процесс включения человека в новую социальную среду, при котором он осваивает новые условия. Большая часть исследователей видят специфику адаптации человека в его способности сознательного и активного воздействия на окружение. Социальная адаптация является процессом интеграции индивида в новую социальную группу, она предполагает, что индивид примет групповые нормы, требования, стереотипы и стандарты.

Адаптация в современных науках

Современная психология и социология рассматривают понятие адаптации как процесса и результата установления гармоничного взаимодействия между личностью и окружающей социальной средой. Сущностью адаптации называют приведение субъекта адаптации к оптимальному соответствию с требованиями ее объекта (социальной среды). Если нарушается стабильность (субъект перемещается в другую среду, изменяется сама среда или ее условия) возникает рассогласование в системе ее субъекта и объекта, это влечет за собой функциональное расстройство и потерю целостности. Как результат – возникновение адаптивной ситуации, в которой система или отдельные ее элементы стремятся восстановить нарушенное равновесие. Характерна такая ситуация для любого вида адаптации человека, которая понимается как целенаправленный и активный процесс разрешения противоречий, появляющихся при взаимодействии человека с новой социальной и природной средой.

Адаптация в трактовке В.А. Якунина это процесс взаимодействия человек — окружающая среда, результатом которого является возникновение стратегии и модели поведения, адекватных условиям, меняющимся в этой среде.

При адаптации личность путем перестройки или подбора стратегии поведения приспосабливается к изменениям в социальной среде. Д.В. Колесов использовал критерий оптимального соответствия, чтобы построить модель стадиальности адаптационного процесса. Она содержит следующие стадии:

  1. Уравновешивание это установление равновесия между индивидом и средой, с проявлением взаимного терпения к стереотипам поведения и системе ценностей.
  2. Псевдоадаптация сочетает в себе  внешнюю приспособленность к обстановке и отрицательное отношение к ее требованиям и нормам.
  3. Приноравливание это принятие и признание основных ценностей в новой среде.
  4. Уподобление это психическая переориентация индивида, преобразование его прежних установок, ориентаций и взглядов.

Такая модель достаточно условна, ее стадии могут выступать одновременно или же взаимозаменяться.

Стадии

Стадии адаптации личности студента первого курса, его учебной группы, к новой социокультурной среде, выделенные Е.В. Осипчуковой:

  1. Начальная стадия. Индивид (группа) осознает, как должен себя вести в новой социальной среде, но принять и признать новую систему ценностей ВУЗа еще не готов, поэтому стремится придерживаться привычной системы ценностей.
  2. Стадия терпимости. Между индивидом, группой и новой средой возникает взаимная терпимость к образцам поведения и системе ценностей.
  3. Аккомодация – принятие и признание индивидуумом системы ценностей в новой среде и одновременной признание группой новой социкультурной среды ценностей индивида.
  4. Ассимиляция – совпадение системы ценностей индивида (группы), среды.

Результатом осуществления личностного адаптационного потенциала при адаптации можно назвать адаптированность – определенное состояние личности, выступающее итогом процесса адаптации. Обеспечить достижение какого-либо уровня адаптированности позволяют стратегии адаптивного поведения, выбирая которые человек, взаимодействую с окружающей средой, достигает поставленного уровня или нет.

Среди стратегий адаптивного поведения можно выделить следующие:

  • Активное изменение себя;
  • Активное изменение среды;
  • Уход от контакта с окружающей средой и углубление во внутренний мир;
  • Уход из среды, поиск новой;
  • Пассивное подчинение условиям окружающей среды;
  • Пассивное ожидание изменений внутри себя;
  • Пассивное ожидание внешних изменений.

Некоторые исследования показывают, что лучшего адаптивного эффекта, который будет отражать высокий уровень адаптированности, можно достигнуть при сочетании стратегий, направленных на одновременное и активное изменение не только себя, но и окружающей среды. Умеренный результат адаптации достигается при внешнем приспособлении субъекта обучения к среде, которое не вызывает изменений внутри личности, и две модели поведения: выжидание внутренних и внешних изменений или уход из среды. Характеризующийся негативным эффектом в адаптации низкий уровень адаптированности возникает при отказе субъекта взаимодействовать со средой и углубление в собственный внутренний мир.

Факторы влияния на адаптацию

Каждый преподаватель ВУЗа знает из собственного опыта о том, что работать и производить педагогическое общение с первокурсниками можно лишь при наличии некоторых отличительных особенностей. Обусловлено это психофизиологическими особенностями возраста, социальными факторами. К факторам, влияющим на адаптацию к ВУЗу, относят социологический блок, психологический и педагогический.

Социологический блок включает в себя: возраст, социальное происхождение студента, тип законченного им образовательного учреждения. Психологический блок включает: социально-психологические и индивидуально-психологические факторы – направленность, интеллект, положение в группе, личностный адаптационный потенциал. В педагогический блок входит: организация среды, уровень педагогического мастерства, материально-техническую базу.

Любое обучение, а вузовское в особенности, дело не из легких. Связано это с многочисленными причинами методического, организационного и психологического характера. Трудности могут быть общими, типичными для всех студентов, и частными, характерными для студентов первых курсов. К последним, например, относится стресс, возникший при переходе выпускников школ к другой форме обучения. С первых дней они оказываются в совсем другой, незнакомой жизни. Чтобы решить вопрос успешной адаптации, нужно выявить типичные проблемы, которые ждут учеников при вступлении в студенческую жизнь. Среди таких проблем самыми значительными можно назвать:

  • Возрастание объема нагрузки;
  • Сложность при усвоении новых дисциплин;
  • Сложность взаимоотношений в новом коллективе;
  • Построение системы отношений с новыми преподавателями.

Педагогическое управление адаптацией.

Учитывая многофакторность адаптации студентов к новой среде ВУЗа, стоит сказать о роли педагогического управления данным процессом. Для этого привлекается педагогический состав и кураторы курсов. Чтобы обеспечить эффективную адаптацию первокурсников к новой среде, необходимо выполнить несколько шагов:

  •  Изучить личностные особенности студентов первого курса;
  • Выявить трудности периода адаптации и особенности включения в студенческую жизнь;
  • Работа над полученными данными – анализ и обобщение;
  • Подготовка на их основе рекомендаций для преподавателей и кураторов, которые направлены на оптимизацию периода адаптации;
  • Круглый стол при участии представителей социальной, внеучебной, воспитательной работы.
  • Проведение кураторского часа, во время которого будут обсуждаться различные проблемы первокурсников, и проводиться различные мероприятия;
  • Разработка и совершенствование образовательных программ для первокурсников;
  • Организация практических занятий, способствующих повышению уровня осознания всех трудностей периода адаптации, освоение способов как их преодолеть и развить навыки конструктивного общения;
  • Организация работы с кураторами и преподавателями, которые работают с первокурсниками, с целью повысить у педагогов уровень психолого-педагогической грамотности;
  • Научно-методологическое и социально-психологическое сопровождение кураторов при проведении занятий с первокурсниками;
  • Индивидуальные и групповые консультации студентов и преподавателей;
  • Анализ результатов работы и ее планирование на будущее.

В том, чтобы адаптация к ВУЗу была эффективной заинтересованы не только первокурсники, но и преподаватели ВУЗа. Успешное начало обучения помогает студенту в дальнейшей учебе, положительно влияет на построение отношений внутри коллектива и с преподавателями. От того, насколько успешной будет адаптация студента к ВУЗу, зависит его личностное развитие и дальнейшая профессиональная карьера.

Оцените статью:

(0 голосов, среднее: 0 из 5)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

ТЕМА: Адаптация студентов-первокурсников в колледже

Тема проекта: «Адаптация студентов-первокурсников в колледже»

База реализации проекта: ГБПОУ «Строгановский колледж» Частинский филиал, студенты первого курса. Группа №21 по специальности Коммерция (по отраслям).

Цель проекта: Выявить особенности социально-психологической адаптации студентов группы №21 к обучению в колледже, дать соответствующие рекомендации, преподавателям, родителям и студентам, способствующие наиболее благоприятной адаптации, провести анкетирование.

Задачи:

1. Исследовать психологическое состояние студентов в процессе адаптации.

2. На основе сделанных выводов предложить рекомендации, позволяющие снизить влияние дезадаптирующих факторов на процесс адаптации студентов.

3. Провести тренинги, способствующие наиболее оптимальной адаптации студентов к обучению, снижению уровня тревожности, повышению самооценки студентов.

4. На родительских собраниях затронуть вопрос о социальной адаптации и дать соответствующие рекомендации.

5. Провести повторное исследование.

Объект исследования: особенности социально-психологической адаптации студентов к обучению в  колледже.

Предмет исследования: психологическое состояние студентов первого курса.

Гипотеза: Оптимизации процесса обучения студентов – первокурсников способствует исследование уровня психологической адаптации и включение в учебно-воспитательный процесс рекомендаций, позволяющих снизить влияние дезадаптирующих факторов в первые месяцы учебных занятий, психологических тренингов, работы с преподавателями и родителями.

  Сроки реализации: 1 год

Основные этапы проекта:

№ этапа

Вид работы

Время проведения

1.

Диагностика уровня адаптации студентов первого курса к условиям обучения в колледже (первая)

9 Октября

2.

Работа с родителями (родительское собрание)

Октябрь

3.

Ознакомление студентов с рекомендациями. 

Ноябрь

 4.

Повторная диагностика

12 Января

5.

Индивидуальное консультирование студентов, имеющих трудности в адаптации, родителей, преподавателей работающих с данными студентами

Январь

Общеизвестно, что одной из важнейших педагогических задач любого учебного заведения является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.

 Задача колледжа в этот сложный для молодого людей период помочь им как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения, влиться в ряды студенчества.

 Проблема адаптации актуальна для всех уровней образования. Несмотря на существующие различия в целевом, содержательном и процессуальном компонентах, на каждом образовательном уровне, процесс адаптации характеризуется наличием как специфичного, так и общего.

 Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какой-либо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что порождает необходимость изменений. Эти изменения могут быть связаны с самим человеком или системой, с которой он взаимодействует, а также с характером взаимодействия между ними. То есть, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды, при которой привычное для него поведение оказывается малоэффективным или вообще неэффективным, что порождает необходимость в преодолении затруднений, связанных именно с новизной условий.

 Каждому преподавателю учебного заведения из собственного опыта известно, что работа со студентами первых курсов, педагогическое общение с первокурсниками имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями возраста, так и социальными факторами.

 В нашем колледже, в своей группе №21, я провела исследование, направленное на выявление уровень адаптации у студентов первого курса, так же важна роль классного руководителя в процессе адаптации.

 Вопросы были составлены студентами для 1 курса. Были поделены на блоки.

Вывод

     Главным в адаптации остается процесс психологической перестройки личности студента, его заинтересованности, а также способности, умение и желание приспосабливаться к новой социальной среде, к  условиям обучения в колледже.

 И здесь большую роль играет самостоятельная, творческая работа студента, а задачей является, прежде всего, не только быстрее и мягче адаптировать, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные условия современной жизни.

Поэтому и помощь должна осуществляться всеми специалистами колледжа на основе их совместного взаимодействия.

     Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить адаптационную активность студентов, успеваемость и качество знаний. Адаптация у студентов группы №21 прошла успешно.

Автор статьи:
Обо мнеОбратная связь
Оценка 3.6 проголосовавших: 33
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here