Ахмад Ясави – cуфийская притча

Полное собрание материалов по теме: ахмад ясави - cуфийская притча от специалистов своего дела.

•  Список хороших и плохих людей
   (Индийская притча)
   Жил-был король. Он призвал двух человек выполнить для него задание. Одного он попросил составить список всех хороших людей в королевстве, другого – подготовить список всех плохих людей, и дал неделю сроку.
   Через неделю оба вернулись и представили списки королю. Того, которому поручили составить список хороших людей, спросили:
   – Разве ты не нашёл хороших людей в этом городе?
   Он ответил:
   – Нет, каждый – такой плохой! Не нашлось даже одного хорошего человека.
   Затем спросили другого:
   – Сколько плохих людей ты смог найти в этом плохом городе?
   Он ответил:
   – Нисколько, я не смог найти ни одного плохого человека. Каждый лучше меня. Только я плохой, и теперь я могу закончить список, – с этими словами он написал своё имя внизу листа. Таково правильное понимание вещей.

•  Награда дающего
   (Христианская притча)
   Однажды в скиту несколько старцев вкушали вместе пищу. В их числе был и авва Иоанн Колов. Некоторый пресвитер, муж великой святости, встал, чтобы подать трапезовавшим по чаше воды. Но из уважения к пресвитеру­ никто не согласился принять от него, кроме Иоанна Колова.
   Старцы удивились и сказали ему:
   – Как ты, меньший всех, осмелился принять услужение от пресвитера?
   Он отвечал им:
   – Когда я встаю подавать чашу, то радуюсь, если все примут её, как получающий большую награду (Мат. 10:42, Мар. 9:41). По этой же причине теперь и я принял чашу, желая доставить ближнему награду. Чтобы он не огорчился, когда бы никто не принял от него.

•  Нужда
   (Русская притча)
   Как-то отец послал своего сына в лес по делам. А сын и говорит:
   – Батюшка, как же я там буду один? Я ничего не знаю.
   – Ничего, ступай, – говорит ему отец, – нужда всему научит.
   Он поехал. Но вот в лесу сломались у него сани. Вспомнил он слова отца *нужда всему научит*, и давай кричать:
   – Нужда-а!
   А она отвечает ему:
   – А-а!
   Ждал он, ждал, кричал, кричал, но никто не пришёл к нему на помощь. Тогда он слез, сам кое-как поправил сани, приехал к отцу и говорит:
   – Обманул ты меня, батюшка, ведь нужда-то не пришла ко мне на помощь.
   – Да как же ты справился?
   – Да так уж, кое-как.
   – Вот это-то самое, что ты кое-как справился, и показывает, что тебе нужда помогла.

Еще статьи:  Что делать если он женат?

•  Как держать дьявола занятым
   (Индийская притча)
   *Чтобы успокоить или привести в порядок разум, следует держать его занятым. Разум похож на дьявола*. Один человек согласился держать у себя дьявола для выполнения работ. Дьявол обязан был быть его рабом. Он сразу же взялся за дело и завершил его, затем возвратился и попросил:
   – Пожалуйста, дай мне ещё задание.
   Дьявол никогда не может сидеть незанятым. Ему всё время давали поручения. Обычно он трудился очень легко и быстро и снова приходил за дополнительной работой.
   Вскоре все дела у человека закончились, и он не мог ничем занять дьявола. Тогда дьявол сказал:
   – Если ты не будешь держать меня занятым, я буду занимать тебя, беспокоить и даже могу убить тебя.
   Человек был очень расстроен. К счастью, он встретил мудреца, который посоветовал ему заставить дьявола соорудить очень высокую колонну. Итак, дьяволу поручили эту работу, и он завершил её снова в короткий срок. Тогда человек сказал ему:
   – Хорошо, сейчас поднимайся и спускайся вверх и вниз и продолжай делать так, пока я не попрошу тебя остановиться и спуститься.
   Поэтому дьявол оставался всегда занятым, и человек освободился от него.

•  Ахмад Ясави
   (Суфийская притча)
   Когда Ясави начал обучать, то вскоре был окружён потенциальными учениками и людьми самого разного толка. Все они слушали его беседы, но всё настойчивее требовали, чтобы он ввёл для них регулярную­ программу обучения.
   Ясави сказал им, что намерен построить специальное здание, Теккию, где можно было бы выполнять упражнения наподобие тех, что выполнялись по всему Туркестану.
   Под его руководством несколько сотен людей шесть месяцев работали над сооружением этого здания. Когда работы были закончены, Ясави сказал:
   – Все, кто хочет пройти обучение в стенах этого здания, встаньте, пожалуйста, справа. Те же, кто не хочет этого, встаньте вон там, слева.
   Когда образовалось две группы, Ясави сказал:
   – Я распускаю тех, кто стоит справа: я ничего не могу сделать для вас, поэтому возвращайтесь туда, откуда пришли. Остальные могут стать моими учениками. Их первым заданием будет снести Теккию.
   Отвергнутые ученики были весьма разочарованы и стали распускать слух, что Ясави сошёл с ума. Но именно такая разборчивость этого Божьего безумца и дала начало Учению Мастеров.

Еще статьи:  Депрессия лечение в домашних условиях

•  Есть ли жизнь после смерти
   (Притча неизвестного происхождения)
   Очень часто у Мастера спрашивали, что будет после смерти. Мастер никогда не отвечал на такие вопросы.
   Однажды ученики спросили, почему он всё время уклоняется от ответа.
   – Вы замечали, что загробной жизнью интересуются именно те, кто не знает, что делать с этой? Им нужна ещё одна жизнь, которая длилась бы вечно, – ответил Мастер.
   – И всё-таки, есть ли жизнь после смерти или нет? – не унимался один из учеников.
   – Есть ли жизнь до смерти – вот в чём вопрос, – ответил мастер.

•  Плач над умершим отцом
   (Суфийская притча)
   Один достойный юноша горестно оплакивал умершего отца. Рыдая, он говорил:
   – Зачем же, о, мой отец, тебя сейчас унесут в дом, где нет ни циновок, ни ковров, где вечно будет и темно и тесно? Ведь там вокруг земля и там не только никогда не подают на стол горячий плов, там не найдёшь даже чёрствой лепёшки. Там никогда не разгонит тьму огонь светильника, и никогда не озарит этот твой новый дом утренний рассвет, потому что в нём нет окон, а солнечный свет не доходит до его стен. Там даже воды тебе не дадут напиться. В самый убогий дом тебя унесут сейчас. И слезы потоком лились из его глаз, когда он так жалобно причитал.
   Среди пришедших на панихиду был и простак по имени Джухи. Услышав плач любящего сына и его слова, он сразу же помчался к себе домой и с порога закричал своему отцу:
   – Клянусь Богом, в наш дом сейчас принесут покойника!
   – Молчи, дурак, – сказал ему отец.
   – Но отец, ведь все приметы нашего дома и дома, о котором говорил его сын, сходятся: у нас нет ни циновок, ни ковров, ни плова, ни даже лепёшки, и теперь ещё в наказание за наши грехи этот покойник!

Некто был к власти приучен,

Еще статьи:  Прошу прощения у парня

Тяжким богатством навьючен, –

Словно каргас-трупоед,

Сгинул в болоте вонючем.

Муфтий, мулла лишь себя ведь

Ловко умели прославить –

Белое черным представить…

Буду в аду, в пепле бед!

Казий чванливым был самым,

В спеси он спорил с имамом.

Каждый ослом был упрямым –

Пали под кладью, и – нет.

Горе мздоимцам: хоть в силе, –

Пальцы они прикусили.

Страшно им даже в могиле, –

Дать им придется ответ!

Жирно кто ел и нечисто,

Кто одевался цветисто,

С трона хвалил за убийство

Прах он – и прахом одет!

Ходжа Ясави

Прежней щедрости в народе нашем нет…

Правды шахов и визиров стерся след…

Отвергает бог дервишевский обет…

Для народа – время страшных бед, о люди!

Тот, кто был ученым мужем, знатоком,

Стал насильником, льстецом иль дураком,

Для дервиша правдолюбец стал врагом,

Посмотрите: этот гибнет свет, о люди!

Разве долго до скончанья света? Нет!

Раб Ахмад солгал ли это? Нет!

Сам ли пользы от совета ждет? О нет!

Уходя, народу даст совет, о люди!

Ходжа Ясави

Я со слов “Биссмилля” начинаю хикмат,

Жемчуга и брильянты дать инокам рад.

Ах, возможно ли горше стенать и страдать,

Я “Тетради второй” начинаю вступленье.

Для любого пишу, кто захочет мне внять,

Я любого, как близкого, жажду обнять.

По головке всех сирых я глажу опять,

А от гордых бегу я, впадая в смятенье.

Вдруг ворота любви отворил мне Аллах,

Он мне шею согнул и повергнул во прах.

От проклятий его я не встану никак,

Сам поднял я копье и вонзил себе в сердце.

Я в невежестве тверд, злоязычен, лукав,

Не доступен мне смысл коранических глав,

Я быть жертвой хочу, но я грешен и слаб,

От раскаянья, верьте, мне некуда деться.

Не испил я вина под названьем “Любовь”,

Не покинул семьи, не оставил я кров,

С самим чертом в грехе состязаюсь я вновь,

В Судный День, я уверен, мне будет не сладко.

Я стал дервишем, зикры шепча день и ночь,

Кроме Бога я гнал остальное все прочь.

Мотылек, я не мог жар любви превозмочь,

И летел на огонь, чтоб сгореть без остатка.

Соблюдая молитвы, стал божьим рабом,

В подземельи теперь просветленный мой дом.

Еще статьи:  Развод если ребенку нет 1 года

Я стал суфием, мне не мечтать об ином,

Упованья копьем я пронзил вожделенье.

Раб Ходжа Ясави, был невеждою я,

Слеп и глох во грехе, в сердце горечь тая,

В сожаленьях прошла жизнь лихая моя,

Что же делать, кочевье веду к восхождению.

Ходжа Ясави

Ходжа Ахме́д Ясави́ (каз. Қожа Ахмет Ясауи, узб. Xoja Ahmad Yassaviy, туркм. Hoja Ahmet Ýasawiy, тат. Әхмәд Ясәви (Хуҗа Әхмәд, Кол Әхмәд), в народе также известен как Хазрет Султан каз. Әзірет Сұлтан, узб. Ҳазрат Султон; 1103, Сайрам — 1166, Туркестан) — суфийский поэт, один из первых суфийских мистиков в тюркоязычном мире. Он писал на хакани — тюркском литературном языке сложившимся при дворе караханидов. Автор цикла стихов «Дивани хикмат».

Третий халиф тариката Ходжагон (англ.)русск., основатель тариката Ясавия.

Биография

Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество легенд. Некоторые позднейшие биографы приписывали тюркское происхождение, однако этому противоречит отсутствие тюркских имён в его родословной и приставка ходжа к его имени, что маркирует его принадлежность к клану ходжей — согласно традиции, потомков миссионеров Ислама с Переднего Востока. Родился в 1103 году в Сайраме на территории современного Казахстана. Его отец шейх Ибрагим умер, когда он был ещё мальчиком, и его семья переехала в город Яссы (современный Туркестан). Там его учителем был Арыстан-Баб. Когда его учитель умер, он направился в Бухару и стал учеником Юсуфа Хамадани.

К тому времени, когда он вернулся в Ясы, этот город стал важнейшим центром культуры и учения в степях Дешт-и-Кыпчака. Он решил уйти из мира в 63 года, в возрасте пророка Мухаммеда, заточив себя в келью в подвале до конца своих дней, ибо считал, что никто не может быть выше пророка Мухаммеда и, соответственно, он, как человек преданный учению ислама, не может больше видеть солнце.

Ясави похоронен как святой. Он считается национальным святым всех тюркских народов, населяющих Центральную Азию. Гробница, воздвигнутая на его могиле по указанию Караханидов, была разрушена в ходе монгольских походов. 223 года спустя после его смерти над могилой воздвигнут мавзолей «Хазрет султан» по личному указанию эмира Тимура в качестве признания, а также в качестве политического шага, направленного на укрепление своей позиции среди степняков-кочевников. Строительство мавзолея началось в 1396 году сразу после победоносного похода Тимура против хана Золотой Орды Тохтамыша.

Еще статьи:  Если муж изменяет признаки

Учение, которое основал Ясави, получило по его имени название тариката Ясавия. Шейхи этой школы занимали почётные позиции при дворе эмиров в Бухаре в XIX веке.

Легенды Ходжи Ахмеда Ясави

Предания называют Арыстан-Баба учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно Ясави Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму».

Согласно народным преданиям и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан-Баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Ясави и действительно передал ему косточку хурмы.

Память

  • Международный казахско-турецкий университет имени Х. А. Яссави

Примечания

Литература

  • Ахмед Яссави // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 576. — (Большая российская энциклопедия :  / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3.
  • Гордлевский В. А. Ходжа Ахмед Ясеви // Избранные сочинения. — М.: Издательство восточной литературы, 1962. — Т. III. — С. 361—368. — 588 с. — 1 450 экз.
  • Жандарбек З. З. Ходжа Ахмет Йасави и возрождение тюркской государственности // Суфизм в Иране и Центральной Азии: Материалы международной конференции 2–3 мая 2006 года г. Алматы / Редактор-составитель С. Абдулло. — Алма-Ата, 2006. — С. 171—177. — 330 с.
  • Камаладдини С. Б. Туркестанский старец и его мистический путь // Суфизм в Иране и Центральной Азии: Материалы международной конференции 2–3 мая 2006 года г. Алматы / Редактор-составитель С. Абдулло. — Алма-Ата, 2006. — С. 40—49. — 330 с. — 1 000 экз.
  • Мехти С. Путь Ясави и его роль в развитии ислама в Центральной Азии (рус.) // Вестник Челябинского государственного университета : журнал. — Челябинск, 2007. — № 23. — С. 150—159.
  • Ходжа Ахмет Яссауи // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2006. — Т. V. — ISBN 9965-9908-5-9.

Ссылки

  • Ахмед Ясави — статья из Большой советской энциклопедии. 
  • Ходжа Ахмет Яссауи (Наука)

Автор статьи:
Обо мнеОбратная связь
Оценка 4.4 проголосовавших: 16
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here