Классификация методов психологии

Полное собрание материалов по теме: классификация методов психологии от специалистов своего дела.

Метод это способ познания чего-либо: психического процесса, деятельности, качеств личности и прочих, необходимых для психолога аспектов изучения человека. В психологии существует весьма большое количество методов и отдельных разновидностей.

Основные методы:

Наблюдение.Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Отличается множеством разновидностей: открытое или скрытое, включенное или невключенное, лабораторное или естественное и так далее.

Эксперимент.В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определенные условия для эксперимента или окружить испытуемого специальной аппаратурой. А может включать испытуемого в деятельность незаметно для него самого.

Тесткратковременное задание. По итогам выполнения можно судить об уровне имеющихся знаний.

Классификации методов психологии.

Классификаций методов психологии существует великое множество. Здесь приведены самые распространенные.

Классификация С.Я.Рубинштейнапредполагает 4 звена: первое наблюдение и эксперимент, второе изучение продуктов деятельности, третье беседа и четвертое анкета.

Г. Пирьоврасположил методы так: собственно методы (наблюдение, эксперимент, анкеты, опросники), вспомогательные методы (математические, биохимические) и методические подходы (генетический и психофизиологический)

Одна из популярных классификаций предложена Б.Г.Ананьевым.

По его классификации, все методы делятся на 4 группы:

  1. Организационные

  2. Эмпирические

  3. Методы по сбору обработки данных

  4. Интрепретационные методы.

Организационные методы включают в себя:

  • Сравнительный метод (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее)

  • Лонгитюдный (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет)

  • Комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи)

Эмпирические методы:

  • Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды)

  • Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента)

  • Анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее)

  • Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики)

  • Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии)

По способу обработки данных:

  • Методы качественного описания

  • Методы математико-статистического анализа данных

Интерпретационные методы:

  • Фило- и онтогенетический

  • Структурный метод (типологизация, классификация и прочие виды)

4.Характеристика эмпирических методов исследования.

Наблюдение. Наблюдение – это описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдениешироко применяли и в тех областях научного знания, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях. Также когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Наблюдение может осуществляться как непосредственно исследователем, так и посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, в том числе карты наблюдения. Наблюдение имеет несколько вариантов.Внешнее наблюдение– это способ сбора данных о психологии и Введении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.Стандартизированноенаблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенномнаблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями.Стороннее наблюдениев отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления.

Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известен исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Наблюдение по систематичности делится на: – Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщенную картину поведения индивида или группы индивидов в определенных условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений. – (Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности появления и классифицирует условия внешней среды.

Систематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования. Результат: создание обобщенной картины поведения Индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

По фиксируемым объектам наблюдение бывает: – Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения. – Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определенные типы поведенческих актов или параметры поведения.

Наблюдение имеет ряд преимуществ: – Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать, акты поведения. – Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т.д. – Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов. – Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам – например, вербального и невербального поведения. – Оперативность получения информации. – Относительная дешевизна метода.

Однако вместе с тем выделяются и недостатки. К недостаткам наблюдения относят: – Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов, результаты наблюдения могут повлиять: – настроение наблюдателя; – социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому; – предубеждение наблюдателя; – комплексность наблюдаемых ситуаций; – эффект первого впечатления; – усталость наблюдателя и наблюдаемого; – ошибки в оценках («гало-эффект», «эффект снисходительности»» ошибка усреднения, ошибки моделирования, ошибка контрастности). – Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов. – Необходимость классифицировать результаты наблюдения. – Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей. – Сложность соблюдения операциональной валидности.

Анкетирование. Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии: – анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. – анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемого является выбор наиболее подходящего ответа. – анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

Анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала.

Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым) не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование – это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетировании, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

Беседа. Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.

Метод беседы – это диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе – в форме постэкспериментального Интервью.

Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном.

Еще статьи:  Поздравление начальника с днем рождения своими словами

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы включает сбор предварительных сведений об испытуемых, делет этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

Опрос. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Стандартизированный опрос – вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, что делает его более экономичным во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона.

Недостаток тестов состоит в том, что при их использовании и. ш.пуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства н характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть, полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет принимать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения. В этих случаях обычно применяется третий тип тестов – проективные.

Проективные тесты. В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требова ния к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальном подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Эксперимент. Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и его развитие.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный.

Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.

Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности – соответствия жизни.

Моделирование. Моделирование как метод применяется в том когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.

Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.

Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.

Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.

Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера – Вебера, Вебера – Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычеслительной машиной.

Кроме вышеперечисленных методов, предназначенных для сборе первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

  1. Сознание как форма отражения действительности. Соотношение сознательного и бессознательного в психике.

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.

Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание, как это подчеркивали классики марксизма, есть “ общественный продукт ” , сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании : сознание . Человеческое сознание включает в себясовокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал : “ Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это –знание ”. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесеныощущения ивосприятия, память, воображение имышление . С помощьюощущений ивосприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого,воображение – строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время.Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания – закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “ я ” человека и его ” не – я ”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлятьсамопознание , т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение “ я ” от ” не – я ” – путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формированиясамосознания человека.

Еще статьи:  Чем больше свободы у работника, тем лучше?

Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека . В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что “ человек не только изменяет форму того, что дано природой ; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю ”. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания – включение в его состав определенного отношения. “ Мое отношение к моей среде есть мое сознание ” , – писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мирчувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений : больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.

Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие психики шире, чем понятие “сознание”, “социальное”) , бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличии от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения) ; ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции) ; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые ; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека : бред, галлюцинации и т. д. Было бы не верно на том основании, что бессознательное – это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное – это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Тема методов является очень важной для любой науки, а для психологии в особенности, поскольку именно методы психологии определяют границы ее возможностей. Принято считать, что психологи должны решать проблемы, возникающие в процессе взаимоотношений, помогать воспитывать детей, повышать производительность труда, объяснять самому человеку, кто он есть на самом деле, наконец, делать людей счастливыми. Смогут ли психологи оправдать ожидания, зависит от наличия соответствующих методов.

С момента своего возникновения в качестве «объективной, или научной, психологии» под методами стали пониматься пути получения научных данных, верифицируемых знаний. Однако в зависимости от психологического направления приоритет отдавался различным способам получения таких данных: интроспекция и наблюдения в структурализме, эксперименты – в бихевиоризме и рефлексологии, тесты в психотехнике, опросники и беседы – в гуманистически ориентированных направлениях и т.д.

В современной практической психологии, которая соединяет достижения науки с запросами практики, применяются три группы методов:

1. Методы исследования, или получения эмпирических данных. Это самая большая группа методов. Они достаточно хорошо разработаны и еще лучше описаны в учебниках психологии. Эти методы не зависят от участников исследования и почти полностью определяются предметом или объектом исследования.

2. Методы воздействия – методы развития, формирования или изменения разных сторон психики человека. Их специфика во многом зависит от возможностей и предпочтений тех, кто это воздействия осуществляет.

3. Методы психологической коррекции и/или помощи. Основная особенность этих методов – осознание человеком необходимости изменений, добровольное участие и сотрудничество клиента с психологом.

Перейдем к краткому рассмотрению трех выделенных групп методов (рис.1.3.1).

Рис. 1.3.1. Классификация методов практической психологии («око» психологии)

1. Методы исследования.

Методы исследования в психологии можно разделить на четыре подгруппы: методы организации психологического исследования, методы сбора эмпирических данных, методы обработки результатов измерений, методы интерпретации и представления результатов исследований (Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов и др.)

  1. Наиболее распространенными методами организации исследованийв психологии являетсялонгитюдный методи метод «поперечных срезов». При лонгитюдной организации объектами исследования являются одни и те же люди в течение достаточно длительного времени. Однако на практике его бывает трудно осуществить, поэтому исследование часто организуется путем (использования) создания«поперечных срезов». Для этого создается группа испытуемых, сходных по какому-либо качеству, например, по возрасту или по времени освоения трудового навыка, и результаты этой группы сравниваются с результатами испытуемых, отличных по этому качеству. В этом случае нет необходимости ждать, пока шестилетние дети дорастут до десяти лет, чтобы определить особенности формирования логического мышления, достаточно сравнить результаты группы шестилеток и десятилеток.

1.2. Методы сбора эмпирических данных можно условно разделить на описательные и экспериментальные методы. К описательным методам относят наблюдение и самонаблюдение, ответы на анкеты и опросники, методы экспертных оценок, исследовательскую беседу, метод анализа продуктов деятельности. На стыке между описательными методами и экспериментом находятся психологические тесты. Дадим короткую характеристику этих методов.

Наблюдение и самонаблюдение.

Основное качество психолога – это наблюдательность, поэтому главным методом психологии было и остается наблюдение, идет ли речь о сборе эмпирических данных или о психологической помощи. Наблюдение в естественных условиях – самый простой по организации, но самый трудный по обработке полученных результатов метод. Видный отечественный психолог Е.А. Климов называет наблюдение базовым методом психологии и определяет его как «специальную организацию непосредственного познания». Он выделяет четыре признака такой организации:

  • Осознанность задач наблюдения. Психолог должен представлять, что и зачем он наблюдает.

  • Наличие обдуманной программы наблюдения и выделение единиц наблюдения. Поскольку психические явления по самому определению – это явления внутреннего мира, то наблюдать и фиксировать можно лишь внешние проявления психики, симптомы, подлежащие истолкованию. Об этом всегда нужно помнить.

  • Различение фиксируемых фактов и симптомов от их истолкований и оценок.

  • Естественная включенность процесса наблюдения в ситуацию взаимодействия с теми, за кем наблюдают. Известно, что когда человек осознает, что является объектом наблюдения, многие проявления его психики искажаются. Поэтому важно, чтобы наблюдение было «замаскировано».

В настоящее время при наблюдении активно используются технические средства – фото-, видео-, аудиоаппаратура, что существенно расширяет возможности метода.

В случае самонаблюдениячеловек фиксирует как события, которые с ним происходят, так и свои переживания и ощущения по поводу этих событий.

Анкетыдают возможность за короткий срок получить информацию о больших группах людей. В анкетах вопросы формулируются так, чтобы на них можно было дать однозначный ответ, типа «да» или «нет», либо предлагаются ответы на выбор. Вопросы в анкетах должны быть достаточно просты, а цели – понятны. Большая часть анкет направлена на изучение мнений и отношений.

Опросники– это разновидность анкет, но направленных на самопознание или на самооценку человека по тем или иным признакам. В опросниках также предполагается однозначный ответ – «да» или «нет», либо согласие или несогласие с предложенными утверждениями. Хотя вопросы должны быть понятны отвечающим, цели этих вопросов не должны быть столь же прозрачны, как в анкетах. В психологические опросники, как правило, включают вопросы на проверку искренности ответов. Эти вопросы касаются обычно таких особенностей поведения, которые не одобряются в обществе, но тем не менее, свойственны подавляющему большинству людей. Например, на вопрос «Приходилось ли Вам говорить о вещах, в которых Вы не разбираетесь?» искренний человек скорее ответит «Да», а тот, кто плохо себя знает или хочет произвести хорошее впечатление, скорее ответит «Нет». Недостатком опросных методов является то, что не всегда можно определить, говорит ли человек о своем реальном или желательном поведении. Кроме того, понимание вопросов может различаться у создателей опросника и тех, кто на него отвечает, особенно в случаях переводных опросников, каких у нас большинство.

Анализ продуктов деятельности– метод, охотно используемый в прикладных областях психологии, имеющих дело с теми или иными профессионалами. Анализируя вещественное изделие или вклад в него, можно судить об аккуратности, добросовестности, творческом потенциале человека. При анализе созданного человеком текста можно судить о складе его ума, интересах и многом другом.

Экспертные методы и методы групповой оценки личности и поведения также применяются главным образом в прикладных исследованиях. Эти методы предполагают использование перечней определенных характеристик человека и шкалы оценки этих свойств, по которым другие люди (специалисты в разных областях в случае экспертных оценок; члены конкретной группы при групповой оценке личности) оценивают поведение и деятельность испытуемого. Эти методы используют школьные психологи, а также специалисты по персоналу при решении задач отбора и расстановки кадров.

Беседа– это способ речевого взаимодействия двух и более людей. Она может быть как методом исследования психики, так и способом психокоррекционного или педагогического воздействия, а также средством установления взаимопонимания. Поэтому беседа входит и в раздел исследовательских, и в раздел коррекционных методов. При кажущейся простоте беседа как метод познания и воздействия является сложным делом. Она должна удовлетворять следующим требованиям:

  • Между участниками беседы должен быть установлен контакт. Хорошим условием для установления открытых, доверительных отношений является ситуация, когда человек находится в некотором затруднении и у него есть надежда, что психолог ему сможет помочь.

  • Психологу следует заранее продумать программу беседы, но эта программа должна быть гибкой, чтобы беседа не превратилась в допрос.

  • Вопросы в беседе вытекают из контекста и перемежаются высказываниями и признаниями о себе ведущего беседу.

  • Вопросы не должны ставится во внушающей, подсказывающей или провоцирующей форме, не должны задаваться вопросы «в лоб», а только в косвенной, инициирующей свободные высказывания форме.

  • Ответы испытуемого – это материал для истолкования.

  • Беседа должна привнести что-то положительное в сознание изучаемого человека, а не только дать материал для исследователя. Важно, чтобы человек ушел в хорошем настроении.

Тесты – это стандартизированные процедуры измерения каких-либо свойств или процессов. Результаты выполнения сравниваются с полученными эмпирическим способом нормами. Слово «тест» широко употребляется и используется для обозначения практически любой психодиагностической процедуры, в том числе как синоним анкеты или опросника, что не является верным. Выделяют два вида тестов: тесты достижений и проективные тесты.

Тесты достиженийпозволяют оценивать интеллектуальные и перцептивные способности, двигательные функции и некоторые личностные черты. При выполнении этих тестов испытуемым нужно за определенное время решить возможно большее количество заданий или решить определенное количество заданий за минимальное время. Существуют единственно верный ответ на каждое задание. Самыми известными тестами достижений являются тесты определенияIQ, или коэффициента интеллектуальности.

Проективные тестынаправлены на изучение личностных характеристик, особенно таких, которые не осознаются человеком. Эти тесты основаны на принципе проекции: когда человеку предъявляют неоднозначный стимул, он склонен интерпретировать его в соответствии с собственными чувствами, потребностями или интересами, которые, таким образом, проецируются на этот стимул. Чаще всего в качестве стимулов используются двусмысленные изображения или рисунки с неясными очертаниями, которые человек должен как-то назвать или описать. В других типах проективных тестов испытуемый сам создает рисунок на заданную тему или выбирает понравившуюся ему форму или цвет. Задача психолога состоит в интерпретации ответов испытуемого с целью выяснения динамики его личности, которая проявляется непроизвольно. Формализованных принципов интерпретации ответов не существует, ее правильность в значительной мере зависит от интуиции и опыта психолога. Поэтому проективные тесты – это скорее инструмент практического психолога, чем исследователя.

Наиболее известными проективными тестами являются тест Роршаха, цветовой тест Люшера и тематический апперцепционный тест (ТАТ). В тесте Роршаха (по имени швейцарского психиатра Г. Роршаха) используются листы бумаги с чернильными пятнами, симметричность которых достигается в результате сгибания листа. Испытуемый должен сообщать все, что он видит в получившейся фигуре. При проведении цветового теста Люшера (по имени швейцарского психиатра М. Люшера) испытуемый раскладывает эталонные цвета в порядке их предпочтения. Каждый цвет символизирует одну из основных потребностей. В зависимости от месторасположения цвета делаются выводы о наличии или ограничении тех или иных потребностей, а значит и о том, что движет поведением человека в данный момент времени. ТАТ включает в себя 30 рисунков с неоднозначными ситуациями. Испытуемому предлагают рассказать первую пришедшую в голову историю по каждой картинке. Предполагается, что человек приписывает изображенным персонажам свои чувства и мысли. Например, на рисунке на переднем плане изображено лицо молодой женщины, а на заднем – пожилой. Кто-то будет рассказывать, что это дочь вспоминает свою старенькую мать, которую давно не видела, а кто-то, что это злая свекровь, мешающая жить невестке; третий может рассказать историю про сплетницу-соседку и так далее.

Основным методом получения надежных эмпирических данных является эксперимент, именно с него начиналась научная психология. Однако справедливости ради, надо сказать, что в настоящее время эксперимент в психологии теряет свои передовые позиции и все чаще в научных исследованиях заменяется описательными методами, по крайней мере, это верно для отечественной науки.

Эксперимент– это определенным образом организованная ситуация или вмешательство с целью установить, как наличие или отсутствие какого-либо из факторов влияет на другой фактор. Экспериментальные методы отличаются от неэкспериментальных тем, что исследователь активно планирует, создает, изменяет и контролирует условия, которые вызывают интересующее его явление. Эксперименты бывают лабораторные, полевые и естественные. Влабораторных экспериментахиспользуется специальное оборудование, а испытуемый помещается в искусственно созданные условия. Влияние факторов внешней среды и других людей сводится к минимуму. Некоторые психические явления и процессы невозможно изучить вне лабораторных условий. Например, время двигательных реакций на разные стимулы, особенности и закономерности восприятия сигналов в микроинтервалы времени, восприятие формы, величины, цвета, закономерности запоминания и воспроизведения информации и пр. В лабораторных экспериментах, как правило, изучаются отдельные, иногда раздробленные явления и процессы, поэтому результаты не всегда можно перенести на реальную деятельность. Приполевом экспериментеисследование проводится в ситуации реальной деятельности, лаборатория как бы переносится «в поле». Например, время реакции можно изучать и в лаборатории, и на рабочем месте оператора электростанции. Условием таких экспериментов является добровольное участие испытуемых и знание ими своих задач.

При организации естественного экспериментаисследуемые лица не знают и не подозревают о том, что подвергаются психологическому изучению. Исследователь же специально планирует, создает и варьирует условия, которые могут провоцировать интересующие его явления. Этот вид эксперимента в основном используется при изучении детей. Он был предложен и разработан русским психологом А.Ф. Лазурским. Примером естественного эксперимента может быть исследование влияния содержания телепрограмм на агрессивность детей. В этом эксперименте ребенок помещается в комнату, где лежит много разных игрушек и книг, а также имеется телевизор, по которому показывают мультфильмы, в которых герои дерутся и сражаются друг с другом или, наоборот, дружат и помогают. После выключения телевизора исследователь наблюдает, как ведет себя ребенок, в какие игры он играет, как и о чем разговаривает с игрушками. Все его действия тщательно фиксируются по определенной программе. Затем сравнивается количество агрессивных действий (битье, бросание и поломки игрушек, крики и удары) ребенка, который смотрел мультбоевик, с действиями ребенка, смотревшего нейтральную или доброжелательную передачу. Как Вы думаете, какой ребенок будет вести себя более агрессивно?

Корректно поставленный эксперимент требует большой подготовки и правильной организации. Прежде всего, должна быть гипотеза, для проверки которой он и проводится. Формулируются предположение о наличии закономерной связи, которая может существовать между условиями, варьируемыми исследователем, и поведением или реакциями испытуемого. Реакции и поведение испытуемого называютзависимыми переменными(в эксперименте с детьми – это действия с игрушками), а варьируемые условия –независимая переменная(содержание телепрограмм).

Для того, что исключить влияние посторонних факторов эксперимент может проводиться дважды – с контрольной и экспериментальной группами, разница между которыми заключается только в наличии (экспериментальная группа) или отсутствии (контрольная) независимой переменной. В нашем примере экспериментальную группу составят дети, которые играли в комнате с включенным телевизором. В контрольную войдут те, которые играли в этой же комнате, с теми же игрушками, но телевизор был выключен. Ведь вполне может оказаться, что агрессию детей стимулировали какие-то элементы ситуации исследования или игрушки.

Существует еще один вид эксперимента, который направлен не столько на изучение или выявление закономерностей, сколько на формирование каких-либо новых качеств или способов поведения. Этот тип эксперимента получил название формирующего эксперимента, чаще всего он используется в педагогической или социальной практике. Формирующий эксперимент ориентирован на преобразование изучаемого объекта в желательном направлении, его оптимизацию или развитие. Многие новые педагогические программы представляют собой формирующий эксперимент. К сожалению, только не всегда корректно фиксируются изменения в уровне обученности детей, с которыми этот эксперимент проводится, и сравнение с результатами при традиционных формах обучения.

Формирующий эксперимент как метод психологии относится и к исследовательским методам и к методам воздействия.

  1. Методы обработки эмпирических данных.

Для того чтобы выявить закономерности и найти зависимости, результаты эмпирических исследований должны быть подвергнуты определенной обработке. В психологии используются две группы методов обработки эмпирических данных: количественные икачественные.К количественным относят статистические методы. Чаще всего используют такие статистические показатели, как средние значения, показатели вариативности, или дисперсии, различных признаков. Для выявления закономерностей используют корреляционный и дисперсионный анализ, для определения влияния тех или иных условий – факторный анализ. Главным для проведения статистических процедур является наличие результатов, полученных на большой выборке испытуемых. Трудно делать достоверные выводы, если закономерность проявилась у двух-трех человек. Может быть, она будет верна и для большинства других людей, а может быть, только для этих трех.

Наряду с количественными методами в психологии, часто используются и качественные методы. Их применение связано не только с тем, что они позволяют, выявить общие, и специфические особенности, но и с тем, что в некоторых случаях психолог по этическим или техническим соображениям не может использовать измерительные или экспериментальные процедуры. К качественным методам относят описания и интерпретации отдельных случаев, результатов наблюдений, ответов на проективные тесты. Суждения людей по тем или иным вопросам, их рассказы о себе – это тоже материал, с которым имеет дело психолог. Для анализа такого материала используют методы контент- и интент-анализа.

Контент-анализзаключается в выявлении, обобщении и количественной оценке слов и других языковых элементов, которые встречаются в высказывании или речи человека. По этим результатам могут сравниваться высказывания разных людей или одного человека, но находящегося в различных состояниях.

Интент-анализзаключается в определении целевой ориентации высказывания: с каким намерением человек сказал то-то и то-то, к кому он обратился, что он ждет в ответ, какие слова использует – это все анализируется и интерпретируется психологом. Интент-анализ является субъективной процедурой. Он используется в исследованиях, которые ведутся параллельно с психологическим воздействием.

  1. Методы интерпретации эмпирических данных. Когда исследование проведено, результаты обработаны, встает вопрос о том, что же они означают, какое новое знание мы приобрели и как донести эти результаты до участников исследований и научной общественности.

Интерпретация эмпирических данных является основой для создания психологических теорий и выбора направлений индивидуальной психологической работы.

Можно выделить три метода интерпретации материалов исследования: генетический, структурный и уровневый. Они могут использоваться по отдельности и в сочетании. Применяя генетический метод, исследователь устанавливает этапы, фазы или стадии развития или инволюции изучаемого явления; выделяет переломные или кризисные моменты в развитии человека или группы. При структурном методе интерпретации определяются связи между разными характеристиками психики на некоторой фазе развития. Эти связи понимаются с позиции целостности системы. При уровневой интерпретации определяется уровень развития, выраженности или представленности того или иного отдельного психического свойства. Уровневая интерпретация является наименее корректной как для психолога-исследователя, так и для практика, но именно такую информацию часто ждут заказчики психологических исследований (учителя может интересовать уровень развития интеллекта его учеников, работодателя – работоспособность, исполнительность или надежность нового работника, клиента службы знакомств – личностные качества кандидата). Что и кому и как можно говорить – это вопрос профессиональной этики.

Результаты исследований и их интепретация публикуются в научных отчетах, статьях, журналах и монографиях. По ним защищаются кандидатские и докторские диссертации. Из научной литературы эти результаты либо в виде теорий и гипотез, либо в виде фактов и феноменов попадают в учебники и популярную психологическую литературу.

В процессе проведения психологических и педагогических исследований иногда получают не только точные знания, но и так называемые артефакты, т.е. результаты, являющиеся не следствием закономерностей, а следствием случайных неконтролируемых обстоятельств, ситуации эксперимента или даже бессознательного влияния исследователя. Ж. Годфруа выделяет следующие виды артефактов:

Эффект «плацебо» – преднамеренное или непреднамеренное внушение, оказываемое врачом или психологом. Если испытуемые убеждены в эффективности какого-то препарата или процедуры, то часто можно наблюдать положительные эффекты.

Эффект «Хотторна» – одно лишь участие в эксперименте оказывает такое действие, что люди ведут себя так, как от них ожидают экспериментаторы.

Эффект «аудитории» – присутствие публики, пусть даже пассивной, само по себе влияет на скорость обучения или эффективность решения задачи.

Эффект «Пигмалиона» – если экспериментатор уверен в истинности какой-либо гипотезы, то он невольно ведет себя так, что получает подтверждение своим предположениям.

Эффект «первого впечатления» – оценивая личность или черты характера того или иного человека, наибольшее значение придается первому впечатлению, даже если в дальнейшем оно не подтверждается.

Эффект «Барнума» – люди склонны принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личности, если эти оценки делаются научным языком или преподносятся под магическим или ритуальным соусам.

Нельзя не отметить тот факт, что многое из того, что считается неприемлемым при проведении научных исследований оказывается важным и необходимым при реализации методов воздействия в психологии. По этим признакам также можно развести академическую и практическую психологию. Например, эффекты «плацебо», «Хотторна» и «Пигмалиона» являются составной частью психотерапии. На «эффекте аудитории» построено большинство социально-психологических тренингов.

Методы психологии – это совокупность приемов и способов, пользуясь которыми исследователи могут получить сведения и расширить знания, необходимые для создания научных теорий в психологии и формировании практических рекомендаций. Вместе с определением понятия «метод», употребляются термины «методология» и «методика». Метод реализуется в методике, которая является совокупностью правил, необходимых для исследования, описывает набор применяемых инструментов и предметов, которые используются в определенных обстоятельствах и регламентируются последовательностью воздействий исследователя. Каждая психологическая методика базируется на сведениях о возрасте, полу, этнической, профессиональной и религиозной принадлежности.

Методология – это система принципов и приёмов организации научных исследований, которой определяются способы достижения теоретического научного знания, и методы организации практичной деятельности. На методологии базируется исследование, которое отображает мировоззрение исследователя, его взгляды и философскую позицию.

Явления, которые изучаются психологией, очень сложны, и многообразны, они очень тяжелы для научного познания, потому успехи этой науки зависели от усовершенствования методов исследования.

Предмет, задачи и методы психологии изменялись в течение всего развития науки. Чтобы пользоваться своими психологическими знаниями правильно, нужно знать основные методы психологии. От соблюдения особых принципов и применения конкретных приёмов зависит получение достоверных сведений.

Методы психологии кратко понимаются, как способы изучения реальных фактов окружающей действительности. Каждому методу прилагается только соответствующий вид приёмов, что отвечают целям и задачам исследования. Основываясь на каком-то одном методе можно создавать несколько методик.

Предмет, задачи и методы психологии – это три важных аспекта, на которых держится вся наука. В разное время по-разному определялся предмет психологии, сейчас им является психика, изучение её закономерностей и механизмов формирования личностных особенностей. Задачи психологии вытекают из её предмета.

Методы психологии кратко можно описать, как способы изучения психики и её деятельности.

Методы исследования в психологии

Исследовательские методы психологии кратко описываются, как приемы, посредством которых получаются достоверные знания, необходимые для создания концепций и проверки теорий. Посредством определенных норм и приемов обеспечивается самый эффективный способ практического приложения знаний в области психологии.

Общая характеристика методов психологии, использующихся в исследовании, заключается в распределении их на четыре группы: организационные, эмпирические, методы коррекции и обработки данных.

Организационные основные методы психологии:

— сравнительно-генетический: сопоставление разных видов групп по определенным психологическим критериям. Наибольшую популярность он получил в зоопсихологии и детской психологии. Эволюционный метод, сформировавшийся в русле сравнительного, заключается в сравнении психического развития животного с особенностями развития особей, находящихся на предшествующих и последующих уровнях эволюции животных;

— метод поперечных срезов являет собой сравнивание интересующих признаков разных групп (например, исследование психологических характеристик детей разного возраста, их с разным уровнем развития, разными личностными свойствами и клиническими реакциями);

— лонгитюдный – повторение исследования одних и тех самых испытуемых в течение продолжительного времени;

— комплексный – в проведение исследования участвуют представители разных наук, которые изучают один объект разными способами. В комплексном методе можно находить связи и зависимости между разными явлениями (психическими и физиологическими явлениями, социальными и психологическими).

Метод поперечных срезов в психологии владеет как преимуществами, так и недостатками. Преимуществом поперечных срезов является быстрота проведения исследования, то есть возможность приобретения результатов в течение достаточно короткого времени. Несмотря на большой плюс данного вида методов исследования в психологии, с его помощью невозможно продемонстрировать динамику процесса развития. Большинство результатов по закономерностям развития получаются очень приблизительными. Относительно метода поперечных срезов, лонгитюдный имеет большое количество преимуществ.

Лонгитюдные способы исследования в психологии помогают осуществлять обработку данных в отдельных возрастных периодах. С их помощью можно установить динамику индивидуального развития ребенка. Благодаря лонгитюдным методам исследования психологии можно определить и решить вопрос по поводу возрастных кризисов в развитии человека. Существенным недостатком в лонгитюдном исследовании является то, что для него требуется большое количество времени, требуемого на его организацию и проведение.

Эмпирические способы – это основные методы психологии в исследовании, с тех пор, как она отделилась в отдельную науку:

— объективное наблюдение (внешнее) и самонаблюдение (внутреннее);

— анализ продуктов деятельности;

— экспериментальные (естественный, формирующий, лабораторный) и психодиагностические (анкеты, тесты, опросники, интервью, социометрия, беседа) способы.

Психология интроспективного направления считала самонаблюдение главным способом познания в психологии.

В процессе объективного наблюдения исследователь осведомляется об индивидуальных побуждениях, переживаниях и ощущениях испытуемого, исследователь направляет его на совершение соответствующих действий, поступков, чтобы, таким образом, он наблюдал закономерности психических процессов.

Метод наблюдения используется при необходимости наименьшего вмешательства в естественное поведение, межличностные отношения людей, в случае стремления к получению целостной картины всего происходящего. В психологии наблюдение должно вестись с помощью объективных методов.

Научное наблюдение напрямую имеет отношение к обыкновенному жизненному наблюдению. Именно поэтому, в первую очередь, желательно создать основные условия, удовлетворяющие наблюдение, чтобы оно стало научным методом.

Одним из требований есть наличие четкой цели исследования. Согласно цели необходимо определить план. В наблюдении, как в научном методе, самыми существенными чертами являются плановость и систематичность. Если наблюдение исходит из хорошо осознанной цели, тогда оно должно обретать избирательный и частичный характер.

Методы коррекции: аутотренинг и групповой тренинг, обучение, психотерапевтическое воздействие.

Методы обработки данных: статистический (количественный) и дифференциация материала по группам (качественный).

Классификация методов психологии

Общая характеристика методов психологии предполагает наличие их классификации. Существует несколько типов классификаций методов психологии, они по-разному трактуются, дополняются новыми знаниями, развиваются и меняются в русле возникновения новых психологических школ. Самой развинутой и многоплановой считается классификация методов, разработанная психологом Б. Ананьевым, в ней выделяются четыре группы.

Первую группу составляют организационные методы психологии, на них строится целое исследование и вся его методология. Первый организационный метод – сравнительный. Он имеет самые разные варианты, например, когда сопоставляются показатели нескольких испытуемых, групп, соотносятся результаты исследования, полученные по методикам в различные периоды времени, его называют методом поперечных срезов.

Лонгитюдный метод психологии строится на длительном во времени наблюдении психического развития и связанных с ним изменений одних параметров у одной группы испытуемых (метод продольных срезов), он аналогичный алгоритму развивающего исследования.

Комплексный метод психологии заключается в регулярной организации двух предыдущих способов познания, в междисциплинарности методов, подходов и методик.

Вторую самую разветвленную и обширную группу в классификации составляют эмпирические методы психологии, посредством которых можно получить факты. Одним из эмпирических методов является наблюдение. Он употребляется чаще всего и требует более тщательной подготовки и профессионализма. Одно дело наблюдать за природой, различными явлениями, а другое дело наблюдать за психическими проявлениями.

Научное наблюдение в психологии нуждается в постановке целей, планировании и в протоколе. Главным компонентом является адекватная психологическая интерпретация показателей наблюдения, так как известно, что психика не может сводиться только к поведенческим реакциям. Большое преимущество данного метода в том, что действия человека осуществляются в естественных, нормальных для него условия. Такой человек не понимает и не думает о том, что за ним наблюдают, поэтому он не начинает вести себя таким образом, чтобы повлиять на заметки психолога и весь процесс исследования. Показатели такого наблюдения самые правдивые.

Метод самонаблюдения (интроспекция) является первым методом психологии, с помощью которого изучается душа и психика. Данный метод является «внутренним» наблюдением индивида за своими психическими проявлениями, которые при всей внешней простоте, являются достаточно многофакторным процессом. Этому отображению самого себя личности нужно специально учиться. Профессиональная интроспекция в психологии всегда полезна и порой необходима, когда сопоставляется с итогами других методов.

Эксперимент – это главный метод современной психологии, его возникновение привязывается к истокам психологии. Но нужно признать, что в зависимости от специфики предмета психология осталась в значительной степени описательной наукой. Необходимо помнить, что в классическом понимании эксперимент невозможно применять ко всем явлениям. Так деятельность психолога или психотерапевта не назовешь строго экспериментальными. Тем не менее, особое значение метода эксперимента обусловлено его несомненными преимуществами.

Вот эти преимущества:

— экспериментальный метод позволяет задействовать у человека любое интересующее экспериментатора явление или состояние, процесс. Например, не нужно ждать проявления воли человека, если можно создать экспериментальные условия, которые вызовут данное проявление;

— во-вторых, исследователь, выделив предварительно все необходимые условия, которые способны повлиять на исследуемое психическое явление, может их планомерно изменять (уменьшать, увеличивать, исключать, то есть организовывать процесс исследования);

— в-третьих, управление факторами, даёт возможность, верно определить степень воздействия каждого из них на исследуемое явление, выявить объективные закономерности и зависимости;

— в-четвертых, приобретенные материалы дают возможность количественной обработки, моделирования изучаемого явления и математического описания целостно.

Тем не менее, из перечисленных преимуществ экспериментального метода психологии непременно следует его главная проблема – ограничение. Внешняя деятельность и психическая (внутренняя деятельность) испытуемого индивида протекает как будто искусственно, в навязчивой последовательности и необычных условиях. Человек в курсе того, что это только эксперимент, а не реальная практика. Также он понимает, что этот эксперимент может быть в любой момент прекращен. Из этого вытекает методологическая проблема, которая заключается в соответствии переноса результатов эксперимента для практического применения.

Зависимо от различных факторов, выделяются разные виды экспериментов в психологии: синтетический и аналитический, естественный, формирующий, констатирующий, моделирующий, психолого-педагогический, полевой, лабораторный, обучающий. Особенно важным в этом перечне является естественный эксперимент, который предложил психолог А. Лазурский.

Суть естественного эксперимента психологии в том, что изучаемая деятельность испытуемого проходит в привычных для него условиях, и даже не догадывается, что над ним осуществляется эксперимент.

Однако строго дозированному экспериментальному влиянию подвергаются исследуемые условия, обстоятельства и факторы. Организация и осуществление такого типа эксперимента сопряжены с большими трудностями разноречивого соединения факторов «естественности» и «экспериментальности». Вместе с этим очень упрощаются трудности с переносом результатов и выводов из лаборатории в реальность. Важно заметить, что в связи с определенными причинами современная психология становится менее экспериментальной. Тестирование, интервью, анкетирование являются мало не единственными методами психологического исследования.

Название метода «эксперимент» часто и неоправданно применяют к любому привносимому и неконтролируемому изменению, что объединяет теоретический и методический аппараты психологии и делает проще понимание её предмета.

Тестирование (испытание или проба) используется научной психологией уже в течение больше ста лет и, особенно в последние годы оно начало еще больше распространятся. Тесты классифицируются по построению, задачам и их исполнению. Тестирование относится к отдельному направлению психологической науки, включающему в себя специальные знания и практику, оно называется психодиагностикой. Но не всякая психологическая задача, проба, испытание или вопрос всегда являются тестами.

Тестам свойственна необходимость стандартизации, валидность и надежность, психометрическая состоятельность и четкость психологической интерпретации. Стандартизация теста – не только предъявление испытуемым личностям одинаковой словесной постановки вопроса. Это статистический подбор степени сложности вопросов, благодаря чему осуществляется распределение большинства ответов, которые имеют форму кривой Гаусса.

Валидность теста в психологии значит наличие уверенности исследователя в том, что он, используя тест, занимается тем, что измеряет только то, для чего он предназначен, то есть вопросы построены таким образом, чтобы в конечном результате получить те показатели, которые хочет увидеть исследователь.

Каждый тест имеет своего автора, а это значит, что автор описывает свое понимание психических процессов и психологических явлений, которые могут отличаться от их определения другим автором. Одинаковые термины в психологии могут иметь совершенно разную трактовку. Например, одинаковые названия темпераментов, но в разных теориях (по И. Павлову и Г. Айзенку) звучат по-разному. Поэтому большое значение в интерпретации исследования важно придавать авторской семантике теста и не изменять имеющейся трактовки слов. Это особенно важно в использовании проективных тестов, в которых свободный ответ испытуемого индивида рассматривается в качестве предельно упрощенной модификации эксперимента. В условиях соответственного применения теста, он дает возможность приобретения большого количества эмпирических результатов и возможность предварительной градации испытуемых индивидов.

Анкеты и самые разные опросники являются вариациями теста, в которых составление, применение и интерпретация данных нуждаются в должном профессионализме и компетентности. Здесь важна и формулировка вопроса, и очередность его предъявления. В разных науках, например в социологии, психологии и педагогике опросники должны быть разными.

Особенным видом вопросников являются социометрические методики, пользуясь которыми можно исследовать межличностные взаимоотношения в группе, исследовать отношения «лидер – ведомый».

Метод беседы в психологии предполагает профессиональную подготовку психолога, собственные правила поведения и правила само исследователя. Здесь имеет место индивидуальная психологическая работа. Так, например одно дело – популярная «клиническая беседа разработана психологом Ж. Пиаже, другое – это метод психоаналитической беседы, и совершенно иное – это беседа в течение психологического консультирования.

Праксиметрические методы разработаны главным образом в русле психологии труда в изучении разных психических аспектов, человеческих действий, операций и профессионального поведения. Эти методы – хронометрия, циклография, профессиограммы и психограммы.

Метод анализа продуктов деятельности применяется во многих направлениях науки: от общей психологии до возрастной и являет собой комплексное исследование результатов труда, как материализации психической деятельности. Данный метод применяется одинаково как к рисунку ребенка, так и школьному сочинению или произведению писателя или нарисованной картине.

Биографический метод в психологии заключается в психоанализе жизненного пути человека, описании его биографии. Когда личность развивается, она меняется, перестраивает жизненные ориентиры, взгляды, переживая во время этого определенные личностные трансформации.

Моделирование в психологии имеет разнообразные варианты. Модели могут быт структурными или функциональными, знаковыми, физическими, математическими или информационными.

Третья группа методов психологии представлена способами обработки полученных результатов. К ним относятся – органичнее единство качественного и количественного содержательного анализа. Процесс обработки результатов всегда творческий, поисковый и предполагает подбор самых адекватных и чувствительных инструментов.

Четвертую группу методов психологии составляют интерпретационные, которые теоретически объясняют изучаемое свойство или явление. Здесь заключены комплексные и системные наборы разных вариантов структурного, генетического и функционального методов, которыми замыкается общий цикл процесса психологического исследования.

Автор статьи:
Обо мнеОбратная связь
Оценка 3.8 проголосовавших: 29
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here