Откуда берутся конфликты?

Полное собрание материалов по теме: откуда берутся конфликты? от специалистов своего дела.

Мне бы очень хотелось найти волшебную таблетку, избавляющую от конфликтов раз и навсегда. Увы — пока такой таблетки не нашлось. И поэтому я подойду к вопросу о конфликтах с нетривиальной стороны: а именно — с рассказа о триедином мозге.

Этот триединый мозг открыл нейрофизиолог Пол Маклин. В своей книге «Эволюция трех ментальностей» он рассказал, что человеческий мозг включает в себя характеристики наших предков — рептилий и млекопитающих. При этом возраст «програмного обеспечения» рептилии — несколько миллиардов лет, млекопитающего — около 500 миллионов лет, а собственно человеческого — не больше 100 тысяч. Из этого неумолимо следует, что несмотря на то, что «человек» внутри нашего мозга умнее — «рептилия» и «млекопитающее» намного старше и сильнее.

Как же ведет себя эта троица?

Рептилия командует ощущениями и инстинктами. Она слепо привязана к своей территории и отстаивает ее любой ценой. У нее есть четыре стратегии, или четыре «f» — food, fight, flee, fuck. Иными словами — если объект съедобен, его нужно съесть, если опасен — драться или убегать, если представляет сексуальный интерес — поиметь. Если ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое — объект не интересен, и включается функция ignore.

Рептилия реагирует на уровне условных рефлексов — практически мгновенно. Как только возникает угроза своей территории — возникает реакция: «Драться насмерть или убегать, если враг сильнее» (сексуально-гастрономических аспектов мы касаться не будем, поскольку наша тема — конфликты).

Если понаблюдать за поведением крокодилов, мафиозных структур, бюрократов или соседей по коммунальной кухне — в них легко можно увидеть сходство. Свою рептилию тоже можно обнаружить, если понаблюдать за своей реакцией, когда кто-то пытается захватить территорию, которую мы считаем своей.

Физиологически рептилия занимает спинной мозг (отсюда и «копчиком чую», и йогическая «змея Кундалини»). При всем своем консерватизме и ригидности она обеспечивает нам выживание и стабильность — именно она мгновенно включает защитные механизмы в опасных ситуациях.

Млекопитающее устроено сложнее. В отличие от рептилии, у него есть не только инстинкты, но и эмоции. Именно млекопитающее отвечает за брачные игры, смену настроений, уныние и восторг, взрывы страсти и борьбу за статус. Рептилии важно выжить — млекопитающему важно положение в стае. Рептилия дерется — млекопитающее принимает угрожающую или заискивающую позу.

Оно способно испытывать радость, грусть, одиночество, привязанность, зависть, хитрить и манипулировать, устраивать бесконечные эмоциональные игры и порой доводить себя и других млекопитающих до невроза. В чем-то оно похоже на маленького ребенка — в частности, в том, что у него нет представления о времени и оно не чувствует разницы между тем, что случилось в прошлом, и тем, что происходит сейчас.

Местоположение млекопитающего — средний мозг.

И наконец, новый мозг — человеческий. В отличие от рептилии и млекопитающего, он способен мыслить, анализировать, решать абстрактные вопросы и создавать научные и философские теории. Именно он воспринимает советы «не брать в голову» и «спокойно подумать». Если бы все зависело от него — число конфликтов в мире резко бы сошло на убыль. К сожалению, млекопитающее и рептилия включаются раньше. Когда инстинкт подсказывает, что моему выживанию или статусу угрожают — включаются программы, зашитые сотни миллионов и миллиарды лет назад.

В довершение всего, три этих мозга находятся в конфликте, и каждый тянет в свою сторону. И этот внутренний конфликт неумолимо и неминуемо порождает внешние.

Что же делать?

Избавиться от рептилии и млекопитающего невозможно — мы просто умрем. Задавить их? Можно попытаться. Всем нам знакомы хилые высоколобые «ботаники», напоминающие скорее биороботов, чем людей, и подверженные всевозможным болезням. Правда, они умеют разумно разрешать конфликты (в основном с себе подобными, агрессии они боятся и избегают) — но какой ценой?

Есть ли выход из этой ситуации? Да, есть — но не слишком простой и очевидный. Он заключается в том, чтобы наладить контакт между тремя мозгами. У человека, в отличие от остальных приматов и тем более рептилий, существует способность к самоосознанию и самоизменению.

К сожалению, до сих пор большая часть умных людей направляла свои мысли на изменение внешнего мира, забывая о внутреннем. К счастью, все больше людей вспоминают древнюю мудрость: «Снаружи то же, что и внутри».

Еще статьи:  Как завоевать мужчину деву женщине козерогу?

Для начала познакомимся получше со своей рептилией, млекопитающим и человеком. Попробуйте хотя бы несколько дней понаблюдать за окружающими и заметить, когда и как они ведут себя, как эти три персонажа.

И, разумеется, не забывайте о себе. Можете даже включить воображение и нарисовать, вылепить, станцевать этих героев. Представьте себе, что вы — зритель, наблюдающий за спектаклем, разыгрываемым тремя актерами. Уже одно это поможет вам обрести над ними власть. Вспомните еще одну древнюю мудрость: знание имени дает власть над тем, кого мы именуем, а властвует над нами лишь то, чего мы не осознаем.

А увидев этих героев и поняв, как они взаимодействуют между собой, можно перейти из позиции зрителя в позицию режиссера и поменять сценарий.

Давайте поговорим о природе конфликтов. Откуда они берутся в нашей жизни? Всем нам приходилось и приходится, почему-то, сталкиваться с неприятными для нас ситуациями, приводящими к конфликтам, начиная с детского периода. В детстве это обычно ссоры со сверстниками, в подростковом и юношеском возрасте добавляются конфликты с родителями, возникаютвнутриличностные конфликты, в особенности, если нет поддержки и одобрения в семье.  А когда мы становимся взрослыми, конфликты разрастаются, приобретают многообразие.

Все конфликты подразделяются на внутри личностные и межличностные.

Внутри личностные, в основном, возникают в случае неприятия себя, осуждения, возникновения чувства вины по отношению к себе.

Межличностные конфликты возникают в семье:

между мужем и женой, детско – родительские , между братьями и сестрами

и в коллективе:

между сотрудниками, между начальником и подчиненным.

Откуда же берутся конфликтные ситуации?

Казалось бы, мы все должны жить в спокойной и благоприятной атмосфере. Ведь мы любим комфорт и уют, например, у себя дома. Что же происходит с нашей душой?  Для чего же мы «организовываем» иногда такой бардак внутри себя и в наших взаимоотношениях друг с другом? Тем самым, засоряя этим свою душу и закупоривая многие процессы своей жизнедеятельности, закрывая себя от света такого разнообразия окружающего мира, создавая себе блоки, которые с каждым новым конфликтом убрать становится все труднее и труднее. Ситуация усугубляется, если пустить её на самотек.

А ведь всё, абсолютно всё, что бы ни происходило с нами в любой жизненной ситуации, начинается с нас самих! Всегда важно помнить об этом.

В первую очередь, вспомните свое детство. Как относились к вам родители? Любили, хвалили, обнимали или постоянно ругали, оскорбляли, принижали, сравнивали вас с другими детьми? Или же, баловали вас, разрешая вам все без ограничений, даже если из за этого кто – то был обделен чем – то, кто-то пострадал, может быть?

А теперь посмотрите на себя со стороны в какой – то определенной конфликтной ситуации, ссоре. Прислушайтесь, что начинает происходить с вами? Что чувствуете? И что вы делаете в данной ситуации? Вы унижаете другого человека, вгоняете в чувство вины, т.е. обвиняете в чем – либо, оскорбляете, ставите себя выше его? Или же, все происходит наоборот, и вы чувствуете себя жертвой ситуации?

Попытайтесь проанализировать конкретную ситуацию. Задайте себе вопрос, какая может быть связь с детской ссорой и этим конфликтом? В том случае, если вы обвиняете себя, вспомните свою детскую позицию – защищались ли вы от «нападок» на вас или имели склонность «нападать» на других, т.е. появлялась ли некоторая агрессивность? Сравните детскую ситуацию с той ситуацией, которую анализируете сейчас.

Если в ссорах вы чувствуете себя жертвой, то возможно, в детстве вы не получили достаточно тепла от родителей, выслушивая лишь одни обвинения и недовольства с их стороны. Если вы сами являетесь инициатором конфликтов, это может быть  защитной реакцией  типа той, что нападение – лучшая защита. Ситуация в детстве могла быть такой, что вы постоянно защищались от незаслуженных нападок своих родителей. Если вы постоянно обвиняете других, перекладывая при этом свою ответственность на них, возможно, в детстве вы были избалованным ребенком, капризы которого удовлетворялись любыми способами, даже если самим родителям  приходилось чем – то жертвовать, лишь бы вам было хорошо. А вы при этом были замечательным манипулятором, причем,  твердо зная о своих намерениях? Так ли это?

Те люди, которых любили в детстве, которые получали со стороны родителей поддержку, которых больше хвалили, чем ругали (вернее,  не ругали, а объясняли ситуацию), которые получали ласку, внимание, обычно успешны и уверены в себе. Как правило, они не склонны к конфликтам. У них просто нет времени на них. Мало того, такие люди предотвращают многие конфликты. Как правило, это гармоничные люди. Их очень мало, но они есть. И их видно издалека. В наших с вами силах увеличить численность счастливых и гармоничных людей!  Было бы  желание.

Еще статьи:  Развитие отечественной психологии

Какова же природа конфликтов?

Существует очень много вариантов природы конфликтов в психологии. Но на лицо один важный факт – все мы родом из детства и природу (причину) конфликта нужно искать именно там. Это  все очень индивидуально. К каждой ситуации нужен свой подход, чтобы разрешить её. Для этого необходимо сделать то, о чем я написала выше. Если не получается изменить ситуацию самим и вы застряли в ней, то для этого и работаем мы, психологи. Вы можете в любое время обратиться за помощью, если она необходима вам.

У меня возникло очень большое желание напомнить вам, дорогие друзья, что в каждом из нас светится бриллиант. Только у одних  хорошо виден этот свет, а у других спрятан далеко внутри. Необходимо разглядеть этот бриллиант в каждом, чтобы увидеть этот свет и понять другого человека.

Помните об этом и будьте счастливы! Любите себя и тогда вы полюбите других и вас будут любить и ждать встреч с вами снова и снова.

P.S. Обращайтесь, задавайте вопросы, оставляйте комментарии.

   Похоже, что этот вопрос вечен, как и бесчисленные рецепты «быть умнее», «взять себя в руки», «посчитать до десяти», «простить обидчика», «не брать в голову» и прочие перлы народной мудрости. Иногда эти советы помогают. К сожалению, реже, чем хотелось бы – если нас действительно задеть за живое, благоразумные решения забываются и мы бросаемся в бой, а потом, созерцая руины, слушаем укоризненный шепоток «заднего ума»: «И кто меня за язык тянул… Вот вечно я так… Но в следующий раз…» И так до следующего раза.

Мне бы очень хотелось найти волшебную таблетку, избавляющую от конфликтов раз и навсегда. Увы – пока такой таблетки не нашлось. И поэтому я подойду к вопросу о конфликтах с нетривиальной стороны: а именно – с рассказа о триедином мозге.

Этот триединый мозг открыл нейрофизиолог Пол Маклин. В своей книге «Эволюция трех ментальностей» он рассказал, что человеческий мозг включает в себя характеристики наших предков – рептилий и млекопитающих. При этом возраст «програмного обеспечения» рептилии – несколько миллиардов лет, млекопитающего – около 500 миллионов лет, а собственно человеческого – не больше 100 тысяч. Из этого неумолимо следует, что несмотря на то, что «человек» внутри нашего мозга умнее – «рептилия» и «млекопитающее» намного старше и сильнее.
Как же ведет себя эта троица?

Рептилия командует ощущениями и инстинктами. Она слепо привязана к своей территории и отстаивает ее любой ценой. У нее есть четыре стратегии, или четыре «f» – food, fight, flee, fuck. Иными словами – если объект съедобен, его нужно съесть, если опасен – драться или убегать, если представляет сексуальный интерес – поиметь. Если ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое – объект не интересен, и включается функция ignore.

Рептилия реагирует на уровне условных рефлексов – практически мгновенно. Как только возникает угроза своей территории – возникает реакция: «Драться насмерть или убегать, если враг сильнее» (сексуально-гастрономических аспектов мы касаться не будем, поскольку наша тема – конфликты).

Если понаблюдать за поведением крокодилов, мафиозных структур, бюрократов или соседей по коммунальной кухне – в них легко можно увидеть сходство. Свою рептилию тоже можно обнаружить, если понаблюдать за своей реакцией, когда кто-то пытается захватить территорию, которую мы считаем своей.

Физиологически рептилия занимает спинной мозг (отсюда и «копчиком чую», и йогическая «змея Кундалини»). При всем своем консерватизме и ригидности она обеспечивает нам выживание и стабильность – именно она мгновенно включает защитные механизмы в опасных ситуациях.

Млекопитающее устроено сложнее. В отличие от рептилии, у него есть не только инстинкты, но и эмоции. Именно млекопитающее отвечает за брачные игры, смену настроений, уныние и восторг, взрывы страсти и борьбу за статус. Рептилии важно выжить – млекопитающему важно положение в стае. Рептилия дерется – млекопитающее принимает угрожающую или заискивающую позу.

Еще статьи:  Как перестать быть манипулятором?

Оно способно испытывать радость, грусть, одиночество, привязанность, зависть, хитрить и манипулировать, устраивать бесконечные эмоциональные игры и порой доводить себя и других млекопитающих до невроза. В чем-то оно похоже на маленького ребенка – в частности, в том, что у него нет представления о времени и оно не чувствует разницы между тем, что случилось в прошлом, и тем, что происходит сейчас.

Местоположение млекопитающего – средний мозг.

И наконец, новый мозг – человеческий. В отличие от рептилии и млекопитающего, он способен мыслить, анализировать, решать абстрактные вопросы и создавать научные и философские теории. Именно он воспринимает советы «не брать в голову» и «спокойно подумать». Если бы все зависело от него – число конфликтов в мире резко бы сошло на убыль. К сожалению, млекопитающее и рептилия включаются раньше. Когда инстинкт подсказывает, что моему выживанию или статусу угрожают – включаются программы, зашитые сотни миллионов и миллиарды лет назад.

В довершение всего, три этих мозга находятся в конфликте, и каждый тянет в свою сторону. И этот внутренний конфликт неумолимо и неминуемо порождает внешние.
Что же делать?

Избавиться от рептилии и млекопитающего невозможно – мы просто умрем. Задавить их? Можно попытаться. Всем нам знакомы хилые высоколобые «ботаники», напоминающие скорее биороботов, чем людей, и подверженные всевозможным болезням. Правда, они умеют разумно разрешать конфликты (в основном с себе подобными, агрессии они боятся и избегают) – но какой ценой?

Есть ли выход из этой ситуации? Да, есть – но не слишком простой и очевидный. Он заключается в том, чтобы наладить контакт между тремя мозгами. У человека, в отличие от остальных приматов и тем более рептилий, существует способность к самоосознанию и самоизменению.

К сожалению, до сих пор большая часть умных людей направляла свои мысли на изменение внешнего мира, забывая о внутреннем. К счастью, все больше людей вспоминают древнюю мудрость: «Снаружи то же, что и внутри».

Для начала познакомимся получше со своей рептилией, млекопитающим и человеком. Попробуйте хотя бы несколько дней понаблюдать за окружающими и заметить, когда и как они ведут себя, как эти три персонажа.

И, разумеется, не забывайте о себе. Можете даже включить воображение и нарисовать, вылепить, станцевать этих героев. Представьте себе, что вы – зритель, наблюдающий за спектаклем, разыгрываемым тремя актерами. Уже одно это поможет вам обрести над ними власть. Вспомните еще одну древнюю мудрость: знание имени дает власть над тем, кого мы именуем, а властвует над нами лишь то, чего мы не осознаем.

А увидев этих героев и поняв, как они взаимодействуют между собой, можно перейти из позиции зрителя в позицию режиссера и поменять сценарий.

Написать в портале Удмуртии о том,что волнует сейчас!

с Вашего собственного сайта.

Продолжаю раскрывать тему. На всякий случай напомню, что на текущий момент представление об описанных ниже процессах немного изменилась. Об этих изменениях я напишу позднее, а данный материал позволит ухватить ключевые идеи.

Что дает общение?

Человек — существо социальное и, за редким исключением, свою жизнь проводит в окружении большого количества других людей. Для нас это означает, что «Я» одного человека находится в постоянном контакте не только с окружающей средой, но и с другими «Я».

Сейчас нам нужно ввести еще два термина, не претендующие на всеобъемлемость, но способных упросить наши дальнейшие рассуждения. Мы разделим весь опыт, с которым приходится сталкиваться на две категории: витальный и ментальный.

Витальный опыт — это опыт, получаемый нами от прямого взаимодействия с окружающей средой. Именно с таким опытом сталкивался младенец Саша изучая мир плюшевых игрушек и котят. Такой опыт сложнее заполучить, но и оспаривать его сложно.

Ментальный опыт — это опыт, получаемый опосредовано, в виде наших домыслов и предположений или информации от других людей. Такой опыт получить относительно проще, но и ценность его ниже.

Разницу между этими категориями опыта хорошо иллюстрирует знакомая всем фраза: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Однако существует множество ситуаций, в которых безопаснее получить большое количество ментального опыта, нежели малое — витального. Как пример — ситуация с переходом дороги на красный свет. Иногда у нас и вовсе нет возможности получить витальный опыт. Например, на текущий момент крайне затруднительно пережить ситуацию Нила Армстронга и пройтись по поверхности Луны.

Еще статьи:  Влюбить девушку в себя

Сложно представить современную жизнь без общения

Общение позволяет людям активно обмениваться ментальным опытом и является воплощением метода обучения через речь, о котором говорилось ранее. И с таким обучением мы сталкиваемся постоянно: начиная от сказок, рассказываемых детям на ночь, и заканчивая научными дебатами на крупных конференциях.

Можно расширить представления о способах получения опыта от других людей, добавив в уравнение такое явление как невербальная коммуникация. Изменения в лице собеседника служит нам не менее важным источником информации, чем его слова. В зависимости от ситуации элементы невербальной коммуникации могут служить источником как ментального так и витального опыта.

Если нашу личность формирует получаемый опыт, то и коммуникация с другими людьми, как источник ментального опыта, участвует в этом формировании. Частота контактов с тем или иным человеком увеличивает количество получаемого от него опыта, ровно как увеличивает влияние его «Я» на наше. Лица, с которыми мы часто контактируем можно назвать «нашим окружением».

Этих рассуждений более чем достаточно, чтобы обосновать утверждение, что наше окружение влияет на наше развитие. Но их явно хватает для того, чтобы отвести окружающим нас людям ключевую роль в нашем собственном развитии.

Откуда берутся конфликты?

Вспомним, что мы рассматриваем «Я» как живое существо, заинтересованное в своем выживании. Как живое существо, оно умеет адаптироваться, защищаться и размножаться. Как тогда будет выглядеть взаимодействие двух «Я»?

Снова прибегнем к иллюстрации. В качестве героев нашего примера выступит подросший до детсадовского возраста Саша и его новый друг Коля.

Однажды Коля рассказал Саше, что мама и папа собираются завести дома зверька. Саша тут же вспомнил свой многолетний опыт общения с котом и решил поделиться им с Колей. Тот внимательно выслушал о правилах обращения с пушистым зверем, гарантирующих получение приятных ощущений и избегание царапин на руках. В конце увлекательной лекции Коля поблагодарил друга за науку и пошел домой с уверенностью в своих силах и способностях подружиться с новым членом семьи.

Что произошло? Саша передал свой субъективный опыт и взгляд относительно кошачьих, чем фактически совершил акт размножения своего «Я». Коля не обладал каким-либо опытом относительно новой для него ситуации, и сообщенный ментальный опыт помог адаптироваться к предстоящей ситуации.

Через неделю Саша и Коля снова встретились. Коля в захлеб начал рассказывать Саше о том, как весело заливается тявканьем пушистый зверек, как он лижет ему лицо и радостно машет хвостом. Не забывая при этом отметить, что многое из сказанного ранее Сашей не совсем верно. Слушатель посмотрел на друга с подозрением и парировал тем, что может по началу эти зверьки и вправду такие, но как только чуть подрастут, то непременно становятся такими, какими их описал Саша.

Что имеем на этот раз? Коля столкнулся с витальным опытом прямого взаимодействия с щенком. Естественно, этот опыт оказался отличным от того, что описал ему Саша. Поскольку витальный опыт имеет больший вес, то он вытеснил ментальный и внес коррективы в картину мира Коли.

Саша в свою очередь столкнулся с ментальным опытом, полученным от Коли, который сильно расходится с накопленным за несколько лет собственным витальным опытом. Логично, что собственный опыт в такой ситуации выглядит куда более значимым, поэтому Саша остается при своих взглядах. Более того, в предыдущем разговоре он уже «инвестировал» в друга часть своего «Я» и не намерен оставлять это «потомство» беззащитным.

Все последующие недели общения Коли и Саши выливались в споры относительно того, какие же эти звери на самом деле и как с ними обращаться. Саша утверждал, что урчащие и рычащие звуки зверь издает когда доволен, а громкие — когда что-то не так. Коля, наоборот, наставила на том, что рычат они когда злятся, а когда довольны — тявкают и машут хвостом. Чуть не подравшись на этой почве, друзья объявили друг друг бойкот и перестали общаться.

Столкновение взглядов

В сложившейся ситуации «Я» обоих мальчишек вынуждено защищать свою целостность. Напомню, что сложившаяся картина мира служит для нас опорой для принятия жизненно важных решений. Угроза картине мира воспринимается так же как угроза жизни. Потому и защищаем мы свои взгляды с тем же рвением, с которым защищаем свою жизнь.

Еще статьи:  Как начать общаться с парнем который нравится?

Однажды Саша увидел Колю, выгуливающего своего подросшего пса. Саша не удержался от любопытства и подошел разузнать что это за странный зверь. Коля, немного озадаченный вопросом Сашы, ответил, что это тот же самый зверь о котором они так долго спорили. Тут у обоих мальчиков произошел инсайт. Они вдруг поняли, что в их домах живут разные звери. И все встало на свои места.

Ситуация разрешилась и конфликт между двумя мировоззрениями исчерпан. Однако в действительности все немного сложнее, чем в приведенном примере. Это связано с еще двумя интересными свойствами нашего механизма приобретения опыта: домыслом и наследственностью.

Под наследственностью в данном случае я понимаю механизм, при котором уже накопленный опыт влияет на восприятие, создавая «призму» или «парадигму», через которую идет дальнейшее восприятие и интерпретация нового опыта. Естественно, что новый опыт по-возможности преобразуется во что-то сочетающееся с предыдущим опытом и легко на него ложащееся.

Под домыслом в рамках данного текста я подразумеваю случаи, когда человек не имея достоверной информации о явлении замещает ее наиболее подходящим объяснением, основанном на предыдущем опыте. Так, например, не имея представления о природе грома и молний, древние люди приписывали это последствию поездки небесного божества на колеснице.

Часто два этих механизма играют с людьми злую шутку. В качестве иллюстрации такой шутки приведу относительно известную историю про женщину и игуану.

Сын одной дамы принес в дом необычное животное — игуану. Не имея опыта обращения с рептилиями в домашних условиях, женщина в скоре получила от хладнокровного создания укус в палец. Палец опух и женщина затаила на зверя обиду. Однако игуана вдруг начала регулярно ходить за пострадавшей и заглядывать ей прямо в глаза. Такое поведение хулиганки озадачило даму, и она уже начала сомневаться в том, что рептилиям недоступны эмоции и совесть. Ситуация развивалась несколько дней, женщина уже уверилась в том, что игуана искренне просит прощение за случившееся, и была готова простить ей все. Однако опухоль на пальце не спадала и пришлось обратиться к врачу. Врач внимательно выслушал историю женщины и в процессе лечения пальца рассказал ей, что в дикой природе у игуан очень слабый яд, поэтому им приходиться по-долгу ходить за своей жертвой. Оказалось, что рептилия вовсе и не думала извиняться, а просто ходила и ждала когда эта огромная куча мяса станет ее завтраком.

История ярко иллюстрирует ситуацию, когда женщина сама достроила объяснение поведения игуаны исходя из своего опыта общения с людьми и, возможно, более домашними и социально-зависимыми животными. Но что изменилось, если бы подобная история длилась не несколько дней, а несколько лет?

Попав в нашу картину мира, став частью нашего «Я», даже ошибочный опыт и домысел участвует в формировании последующего опыта, превращаясь в кирпич той самой «башни» которую мы позднее очень не хотим разбирать. А когда кто-то, из самых лучших побуждений, пытается заменить этот кирпич на более «правильный», он неизбежно начинает расшатывать всю конструкцию нашего мировоззрения, за что неизбежно получает клеймо «врага» и направленные на него реакции самосохранения.

Можно еще более усложнить ситуацию, вспомнив, что «правильный» кирпич «доброжелателя» так же является продуктом его субъективного опыта. И вполне может оказаться так, что попытка изменить картину другого человека мотивирована желанием защитить свою собственную картину.

Из вышесказанного получаем, что в довесок к выдающимся интеллектуальным способностям и способности создавать объемную и довольно детальную модель окружающего мира в своем разуме, человек приобрел дополнительное пространство для конфликтов. И чем детальнее сложившаяся модель, чем больше объем приобретенного опыта, чем уникальнее картина мира, тем сложнее одному «Я» найти такое окружение из других «Я», в которых количество конфликтов будет минимально.

Берем на заметку, что одной из причин конфликтов между людьми является противоречия в их представлениях об окружающем мире, и двигаемся дальше.

Продолжение (Почему уверенность привлекает?)

Юрий «Tordenson» Исаев
2012.09.10

Автор статьи:
Обо мнеОбратная связь
Оценка 4.4 проголосовавших: 16
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here