Принципы личностно-ориентированного обучения

Полное собрание материалов по теме: принципы личностно-ориентированного обучения от специалистов своего дела.

Как уже указывалось в первой главе, среди современных отечественных концепций можно выделитьличностно ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская),педагогику индивидуальности, ориентированную на развитие сфер личности (О.С.Гребенюк), а также дидактическую модельличностно ориентированного образования (В.В.Сериков). По мнению В.В.Серикова, «личностно ориентированное образование – это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственного развития личностных функций воспитанников».

Как подчеркивает И.С.Якиманская, для личностно ориентированного образования «более существенной является ориентация на ценности, чем на конечные цели (главным становится вопрос «каким быть», а не «кем быть»)» . Личностно ориентированная технология предполагает максимальную опору на субъектный опыт каждого из 25-30 учащихся класса, его анализ, сравнение, выбор оптимального (с позиции научного знания) содержания этого опыта; перевод его в систему понятий, то есть своеобразное «окультирование» субъектного опыта .

Культурологический подход лежит в основе концепции личностно ориентированного образования, предложенной Е.В Бондаревской. Основными компонентами этой концепции являются система отношений, включающая: отношение к ребенку как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному вести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей; отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого являются личностные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития; отношение к школе как к целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры .

Автор считает, что «порядок обращения учителя к сознанию учеников достаточно условен и представляется как два этапапродвижения педагогического сознания: от общего (стратегического)определения своего места в отношениях с учеником к созданию непосредственных, частных (тактических)условий необходимых для востребования творческого потенциала личности учащихся.

Исходя из этого, Е.В. Бондаревская выделяет две группы принципов:

  • общие (стратегические) принципы, которые определяют стратегию отношений учителя с учениками и их общее содержание;

  • частные (тактические), которые способствуют созданию непосредственных условий для самоорганизуемого воспитания.

К общим принципам относятся: принцип природосообразности образования, принцип гуманизма, принцип культуросообразности образования, принцип индивидуально-личностного подхода, принцип ценностно-смысловой направленности образования, принцип личностной деятельности, принцип субъектного контроля, принцип веры в ребенка (оптимистической гипотезы), принцип сотрудничества педагога с детьми, принцип включения личности в значимую деятельность.

В отличие от общих принципов, которые «помогают определить стратегию отношений учителя с учениками», частные принципы направлены на создание непосредственных условий для самоорганизуемого воспитания. Тактические принципы подразделяются на несколько групп в соответствии со структурой личности, выделенной К.К.Платоновым (направленность, социально-профессиональный опыт, индивидуальные психические процессы, типологические свойства личности).

Первая группа – принципы учета направленности личности, ее отношений и моральных черт, интересов, потребностей, мотивов деятельности. Эта группа включает:принцип самосовершенствования(определяет наличие или отсутствие этого качества у ученика, как основы направленности на творческую деятельность);принцип самореализации в творчестве(показателем его проявления являются критерии: стремление учащихся к открытию неизвестного, умение видеть проблему, самостоятельность в поиске ее решения и т.д.);принцип готовности к ответственным действиям(предполагает знание каждым учеником своих конкретных обязанностей, принятие их на уровне положительного отношения, реализацию обязанностей в действиях и др.);принцип самоуважения(развитие самоуважения «не за счет специальных упражнений, а посредством изменения привычного взгляда на ребенка, как на любой объект воспитания»).

Вторая группа – принципы учета социально-профессионального опыта. К этой группе относятся:принцип учета привычек(в целом выявляется уровень этической культуры личности);принцип развитости общения(развитие уравновешенности, надежности, уверенности в себе, лояльности к окружающим, умение вести диалог);принцип учета профессиональных умений(наличие знаний и умений, связанных с учебной деятельностью – «уровней начитанности, умелости, сообразительности и т.д.);принцип учета развитости аудиовизуальной культуры(влияние телевидения, радио, видеофильмов и пр.).

К третьей группе относятся принципы учета индивидуальных психических процессов.Каждое из качеств этой группы (решительность, упрямство, заносчивость, стеснительность, упорство и т.д.) обусловлено различными уровнями развитости индивидуально-психических качеств.

Четвертая группа включает принципы учета типологических свойств личности (принципы, определяющие особенности учета половых и возрастных свойств личности, ее характера и свойств нервной системы).

УДК 37

Мамлеев Сергей Амирович

Аспирант Новосибирского государственного педагогического университета, §гаутеп(й^таЦ, сот, Новосибирск

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Mamleev Sergey Amirovich

Student of Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk

THE PRINCIPLES OF PERSON-ORIENTED EDUCATION SYSTEM

Личностно-ориентированный подход в образовании на сегодняшний день имеет весомое значение для образования в целом, поэтому стоит акцентировать внимание на принципах. Принципы обучения – направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики. Поскольку дидактика – одновременно теоретическая и нормативно-прикладная наука, понятие принципа в ней мы можем трактовать как некоторое обобщающее теоретическое положение, применимое ко всем явлениям, охватываемым дидактикой, и одновременно – с нормативной точки . Но, если мы хотим эффективно построить личностноориентированную систему обучения, то нам придется считаться с этими принципами. Рассмотрим наиболее важные, на мой взгляд, принципы, необходимые для построения личностно-ориентированной системы обучения.

А.М.Новиков выделяет следующие четыре принципа:

Принцип гуманизации образования – обуславливается необходимостью постановки гуманистических целей становления и развития личности, а также создания условий для ее самореализации.

Принцип демократизация образования – создание условий и возможностей для каждого учебного заведения, каждого педагога и каждого учащегося в которых последние смогут наиболее полно раскрыть свой личностный потенциал и найти свое предназначение в этом мире.

Принцип опережающего образования – руководствуясь этим принципом уровень общего и профессионального образования людей, уровень развития их личности должен опережать и формировать уровень развития производства, экономики, науки и любых других сфер деятельности человека.

Принцип рефлексии — является одним из основных принципов практически в любой педагогической системе, личностно-ориентированное образование не является исключением. Обращение объекта самого на себя является идеей непрерывного образования как переход от

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ…

конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь» .

В работах Е.В.Бондаревской мы можем выделить еще один принцип:

Принцип культурного развития состоит в том, что развитие ученика должно происходить как будущего субъекта культуры, научить жизнетворчеству, фантазии, челочечности и позитивному мировосприятию .

Е.Н.Степанов акцентирует на следующих принципах:

Принцип самоактуализации — это побуждение и поддержка стремления учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип субъектности заключается в организации помощи ребенку в становлении подлинным субъектом своей жизнедеятельности.

Принцип выбора осуществляется при помощи организации воспитания и обучения учащихся в условиях постоянного выбора целей, форм, содержания, и способов организации образовательного процесса и своей жизнедеятельности в учебном заведении.

Принцип творчества и успеха — организация стимулирование индивидуальной и коллективной творческой деятельности, а так же работы по совершенствованию и строительству своего «Я».

Принцип доверия и поддержки определяется демократичной идеологией организацией учебно-воспитательного процесса .

В.А.Петровский акцентирует наше внимание на трех, по его мнению, основных принципах.

Культивирование уникального опыта ребенка. По мнению В.А.Петровского опыт ребенка является источником и ценностным горизонтом образования.

См. также:  Муж кричит и оскорбляет

Признание ценности обоюдного опыта, ценности события. По мере приобретения совместного опыта осуществляется и влияние педагога на ученика.

Ставка на универсальность опыта. Речь идет об «опыте постижения трансфинитного («актуальнобесконечного»)». Образование в данном случае выступает как «обращение». В.А.Петровский рассматривает «возможность построения личностно ориентированной дидактики как системы условий самоиспытания человека в его субъектности, вовлеченности в мир значимых связей с другими людьми и обращенности к бесконечному» . Автор этим подходом выделяет субъектный опыт как ученика, так и учителя, а так же ценность обмена опытом между ни-миПринцип скорости овладения материалом. Существует концепция, согласно которой главным фактором развития способностей и личности школьника является возможность для каждого ученика продвигаться в овладении учебным материалом в удобном для него темпе . Организация учебного процесса подобным образом позволит выявить об-

щих интересов, запросов, и позволит реализовать в условиях школьного обучения проблемы с группированием учащихся по классам.

В.И.Загвязинский считает, что недостаточно просто организовать личностно-ориентированную систему, так как чрезмерное насыщение образование ориентацией на личность может привести к индивидуализму, а значит отхождения от общества в целом. Последнее наталкивает на принцип Социальности, то есть построение системы обучения должно учитывать не только интересы, потребности и возможности ребенка, но и общества, а значит направление обучения должно быть социально-личностно-ориентированным .

И самый главный принцип – «реализация своего Я». Часто об этом упоминается в работах В.В.Серикова, а также Л.М.Митиной, Е.В.Бондаревской, Е.Н.Степанова и др. Если рассматривать концепцию личностно ориентированного образования как проект целостной педагогической системы, воплощение которой создает все необходимые условия для развития личностных функций воспитанника, включая выбор целей и способов самореализации, осознания своего «Я», проявление ответственности и автономности творчества в значимом для него деле. Формирование личности с заданными параметрами и свойствами не является целью личностно-ориентированного образования. Оно должно лишь создавать все необходимые условия для реализации личности учащегося .

Библиографический список

1. https:/Avww.Ded.vslovar.ru/147G.html

2. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития : Публицистическая монография / А.М.Новиков. – М.: Эгвес, 2000. – 272 с.

3. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1997. – № 4.

4. Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 128 с.

5. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности : учебное пособие для студентов вузов / В.А.Петровский. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 512 с.

6. Минияров, В.М. Педагогическая психология : учебно-методическое пособие: В 2-х ч. 4.2. Психология обучения / В.М.Минияров. – Самара: Изд-во СГПУ, Факультет психологии, 2004. – 164.

7. Загвязинский, В.И. Реальный гуманизм и тенденции развития образования / В.И.Загвязинский //Образование и наука. – 2000. – № L

8. Теория и практика личностно ориентированного образования (Круглый стол) // Педагогика. – 1996. – № 5. – С. 72-80.

Источник:”Элитариум”

К основным элементам индивидуальной образовательной деятельности относятся:

  • смысл деятельности (зачем я это делаю);
  • постановка личной цели (предвосхищающей результат);
  • план деятельности;
  • реализация плана;
  • рефлексия (осознание собственной деятельности);
  • оценка;
  • корректировка или переопределение целей.

Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является

сохранение индивидуальных особенностей

обучающихся. Для этого применяются следующие способы:

  • индивидуальные задания обучающимся;
  • открытые задания, предполагающие выполнение их индивидуально;
  • предложение обучающимся составить план занятий для себя: индивидуальную образовательную программу на обозримый период времени.

Классические принципы обучения (научности, доступности, наглядности и др.) определяют общие целевые установки обучения. Однако они не позволяют полно описывать и регламентировать личностно-ориентированный образовательный процесс. Поэтому требуются принципы, определяющие специфику образовательной деятельности ученика в личностно-ориентированном обучении. Перечислим эти принципы, которые были выявлены нами в ходе исследования, направленного на отыскание резервов повышения креативности, продуктивности и индивидуализации обучения.

1. Принцип личностного целеполагания

Согласно этому принципу образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.

Этот принцип опирается на глубинное качество человека — способность постановки целей своей деятельности. Независимо от степени осознанности своих целей человек живет с потребностью и возможностью ставить и достигать их.

Самоопределение обучающегося по отношению к конкретному учебному вопросу или всему курсу позволяет ему поставить для себя конкретные цели и задачи, на основе которых он будет осуществлять затем свою образовательную траекторию: участвовать в выборе форм и методов обучения, в определении содержания и темпа занятий. Обучающийся обозначает интересующие его проблемы, обсуждает их, согласовывает индивидуальную программу занятий с общей образовательной программой. Принцип личностного целеполагания предусматривает необходимость осознания своих целей обучения.

Индивидуальные цели учеников постепенно занимают все больше места в системе их образования; любая образовательная ситуация или технологический этап обучения выступают поводом для первичного целеполагания обучающегося, определяющего характер и содержание его дальнейших действий. В результате люди научаются соотносить свои желания с реальными возможностями, индивидуальными способностями и интересами, у них формируется навык грамотного целеполагания.

2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории

Обучающийся имеет возможность выбора основных компонентов своего образования. Реализация потенциала образовательной программы возможна лишь в условиях свободы выбора элементов образовательной деятельности. Необходимо дать обучающемуся возможность выбора способов достижения целей, темы творческой работы, форм ее выполнения, поощрять собственный взгляд на проблему, стимулировать его аргументированные выводы и самооценки.

Этот принцип устанавливает соответствие формируемого обучающимся личностного содержания образования задаваемому ему содержанию, имеющему характер образовательных стандартов. Человек может не только выбрать образовательные компоненты из предлагаемого ему набора, но и создать собственные элементы своей образовательной траектории.

Свобода самовыражения и выбора образовательной траектории обучающегося предполагает заданность его способов деятельности. Обучающийся получает приращение в образованности тогда, когда овладевает способами креативной, когнитивной и организационной деятельности. Чем большую степень включения обучающегося в конструирование собственного образования обеспечивает преподаватель, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация обучающегося.

Принцип выбора образовательной траектории означает, что изучение предмета предполагает возможность наличия личной точки зрения по вопросам содержания предмета как у преподавателя, так и у обучающегося.

Для реализации этого принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой — допускать иные смыслы образования, которые могут быть у обучающихся. Обсуждение разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну и ту же тему учат толерантному отношению к иным позициям и результатам, помогают осознать и принять многообразие путей постижения истины.

3. Принцип метапредметных основ образовательного процесса

Основу содержания образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность личностного познания их обучающимися.

Познание реальных образовательных объектов приводит к выходу за рамки обычных учебных предметов и переходу на метапредметный уровень познания. На метапредметном уровне многообразие понятий и проблем сводится к относительно небольшому количеству фундаментальных образовательных объектов — категорий, понятий, символов, принципов, законов, теорий, отражающих определенные области реальности.

Для конструирования целостной образовательной системы, включающей в себя метапредметное содержание, требуются особые учебные дисциплины — метапредметы, или отдельные метапредметные темы, которые охватывают определенную связку фундаментальных образовательных объектов.

Метапредмет позволяет обучающемуся и преподавателю реализовать свои возможности и устремления в большей мере, чем обычный учебный предмет, поскольку обеспечивает возможность субъективного разнонаправленного подхода к изучению единых фундаментальных объектов, открывает обучающимся выход в смежные темы других учебных курсов.

См. также:  Почему мужчина любит женщину?

При конструировании учебного метапредмета учитывается возможность субъективного отбора методов познания одного и того же фундаментального образовательного объекта каждым обучающимся.

4. Принцип продуктивности обучения

Согласно этому принципу главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение обучающегося, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.

Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на приращение к нему нового, на сотворение обучающимися образовательного продукта. В процессе интериоризации содержания изучаемых дисциплин у обучающихся развиваются навыки и способности, которые свойственны специалистам соответствующей науки или области деятельности. Образовательное приращение происходит одновременно с развитием личностных качеств, соответствующих не только изучаемой образовательной области, но и профессионального прообраза деятельности.

Сформулированные обучающимися цели обучения, составленные ими планы, алгоритмы, найденные способы деятельности, рефлексивные суждения и самооценки являются продуктами их образовательной деятельности наряду с исследованиями, выполненными работами, заданиями, тестами и пр.

5. Принцип первичности образовательной продукции обучающегося

Согласно этому принципу создаваемое обучающимся личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области.

Человек, которому дана возможность проявить себя в изучаемом вопросе прежде, чем он будет ему изложен, шире раскрывает свои потенциальные возможности, овладевает технологией творческой деятельности, создает образовательный продукт, подчас более оригинальный, чем общепризнанное решение данного вопроса.

Принцип первичности образовательной продукции учащегося дополняется существенным требованием: объекты познания и применяемые обучающимися методы познания должны соответствовать реальным практическим объектам и методам, которые имеются в изучаемой области деятельности.

В традиционной вузовской образовательной практике часто преобладает не исследование реальных объектов, а изучение информации о них. Например, в курсе менеджмента изучается программный материал, но не организуется управленческая деятельность обучающихся.

Приоритет, на наш взгляд, должен отдаваться не столько изучению готовых знаний по менеджменту, сколько занятиям самим менеджментом, его проблемами; не «прохождению» учебника по бизнес-планированию, а исследованию реальной структуры бизнес-планов. Традиционная деятельность «по изучению знаний» уступает место предметной деятельности «по добыванию знаний».

Чтобы быть включенным в культурно-исторический процесс, обучающийся должен знать, понимать и осваивать общечеловеческий опыт, чувствовать свое место в нем, иметь личностный взгляд на фундаментальные достижения человечества в каждой из областей науки, искусства и др. Знание фундаментальных общечеловеческих достижении не может быть отчуждено от личностных знаний и опыта, но знакомство с ними происходит после получения обучающимися собственных результатов в аналогичном направлении, что позволяет им мотивированно воспринимать классические образцы без потери личностного «Я» и опираясь на свой опыт. В результате образовательная деятельность носит продуктивный личностный характер, а усвоение общеобразовательных стандартов происходит через сопоставление с собственными знаниями.

6. Принцип ситуативности обучения

Чтобы организовать творческую деятельность обучающегося, преподаватель создает или использует возникшую образовательную ситуацию. Ее цель — вызвать мотивацию и направить деятельность обучающегося в направлении познания образовательных объектов и решения связанных с ними проблем. Чтобы человек создал свой вариант мотивирования из различных теорий мотиваций, он должен заинтересоваться этой проблемой; ему нужно помочь выяснить смысл этих теорий, их связь друг с другом, дать возможность почувствовать эту связь; затем предложить научиться выявлять закономерности в различных подходах к влиянию на людей. Лишь вооружившись средствами психологического творчества, обучающийся сконструирует собственную модель воздействия.

Эффективна образовательная ситуация, когда обучающемуся в качестве культурного аналога предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими аналогичными образцами научной мысли. Возникает образовательная напряженность, в которой обучающийся входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, помогая вырабатывать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.

Любое положительное проявление творчества обучающегося должно находить поддержку преподавателя. Смысл построения ситуаций, в которых обучающийся может проявить самостоятельность, состоит в обеспечении его образовательного движения. Для этого преподаватель должен анализировать возможности и особенности складывающегося образовательного процесса, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения человеком своей образовательной траектории.

7. Принцип образовательной рефлексии

Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования.

Рефлексия — не припоминание главного из лекции или формулирование выводов. Это осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей. Обучающийся осознает не только сделанное, но и способы деятельности, т.е. то, как это было сделано.

Формы образовательной рефлексии различны: письменное обсуждение, анкетирование, графическое изображение происходящих изменений. Рефлексия — необходимое условие, для того чтобы обучающийся и преподаватель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали ее в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.

***

В перечисленных выше принципах выражены нормативные основы организации личностно-ориентированного обучения на различных уровнях: на уровне отдельного обучающегося, группы или организации в целом. Реализация данных принципов происходит с учетом конкретных условий, относящихся к содержанию, технологии, формам и методам организации образовательной деятельности.

Источник:”Элитариум”

К основным элементам индивидуальной образовательной деятельности относятся:

  • смысл деятельности (зачем я это делаю);
  • постановка личной цели (предвосхищающей результат);
  • план деятельности;
  • реализация плана;
  • рефлексия (осознание собственной деятельности);
  • оценка;
  • корректировка или переопределение целей.

Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является

сохранение индивидуальных особенностей

обучающихся. Для этого применяются следующие способы:

  • индивидуальные задания обучающимся;
  • открытые задания, предполагающие выполнение их индивидуально;
  • предложение обучающимся составить план занятий для себя: индивидуальную образовательную программу на обозримый период времени.

Классические принципы обучения (научности, доступности, наглядности и др.) определяют общие целевые установки обучения. Однако они не позволяют полно описывать и регламентировать личностно-ориентированный образовательный процесс. Поэтому требуются принципы, определяющие специфику образовательной деятельности ученика в личностно-ориентированном обучении. Перечислим эти принципы, которые были выявлены нами в ходе исследования, направленного на отыскание резервов повышения креативности, продуктивности и индивидуализации обучения.

1. Принцип личностного целеполагания

Согласно этому принципу образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.

Этот принцип опирается на глубинное качество человека — способность постановки целей своей деятельности. Независимо от степени осознанности своих целей человек живет с потребностью и возможностью ставить и достигать их.

Самоопределение обучающегося по отношению к конкретному учебному вопросу или всему курсу позволяет ему поставить для себя конкретные цели и задачи, на основе которых он будет осуществлять затем свою образовательную траекторию: участвовать в выборе форм и методов обучения, в определении содержания и темпа занятий. Обучающийся обозначает интересующие его проблемы, обсуждает их, согласовывает индивидуальную программу занятий с общей образовательной программой. Принцип личностного целеполагания предусматривает необходимость осознания своих целей обучения.

Индивидуальные цели учеников постепенно занимают все больше места в системе их образования; любая образовательная ситуация или технологический этап обучения выступают поводом для первичного целеполагания обучающегося, определяющего характер и содержание его дальнейших действий. В результате люди научаются соотносить свои желания с реальными возможностями, индивидуальными способностями и интересами, у них формируется навык грамотного целеполагания.

2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории

Обучающийся имеет возможность выбора основных компонентов своего образования. Реализация потенциала образовательной программы возможна лишь в условиях свободы выбора элементов образовательной деятельности. Необходимо дать обучающемуся возможность выбора способов достижения целей, темы творческой работы, форм ее выполнения, поощрять собственный взгляд на проблему, стимулировать его аргументированные выводы и самооценки.

См. также:  Если женщина игнорирует мужчину

Этот принцип устанавливает соответствие формируемого обучающимся личностного содержания образования задаваемому ему содержанию, имеющему характер образовательных стандартов. Человек может не только выбрать образовательные компоненты из предлагаемого ему набора, но и создать собственные элементы своей образовательной траектории.

Свобода самовыражения и выбора образовательной траектории обучающегося предполагает заданность его способов деятельности. Обучающийся получает приращение в образованности тогда, когда овладевает способами креативной, когнитивной и организационной деятельности. Чем большую степень включения обучающегося в конструирование собственного образования обеспечивает преподаватель, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация обучающегося.

Принцип выбора образовательной траектории означает, что изучение предмета предполагает возможность наличия личной точки зрения по вопросам содержания предмета как у преподавателя, так и у обучающегося.

Для реализации этого принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой — допускать иные смыслы образования, которые могут быть у обучающихся. Обсуждение разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну и ту же тему учат толерантному отношению к иным позициям и результатам, помогают осознать и принять многообразие путей постижения истины.

3. Принцип метапредметных основ образовательного процесса

Основу содержания образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность личностного познания их обучающимися.

Познание реальных образовательных объектов приводит к выходу за рамки обычных учебных предметов и переходу на метапредметный уровень познания. На метапредметном уровне многообразие понятий и проблем сводится к относительно небольшому количеству фундаментальных образовательных объектов — категорий, понятий, символов, принципов, законов, теорий, отражающих определенные области реальности.

Для конструирования целостной образовательной системы, включающей в себя метапредметное содержание, требуются особые учебные дисциплины — метапредметы, или отдельные метапредметные темы, которые охватывают определенную связку фундаментальных образовательных объектов.

Метапредмет позволяет обучающемуся и преподавателю реализовать свои возможности и устремления в большей мере, чем обычный учебный предмет, поскольку обеспечивает возможность субъективного разнонаправленного подхода к изучению единых фундаментальных объектов, открывает обучающимся выход в смежные темы других учебных курсов.

При конструировании учебного метапредмета учитывается возможность субъективного отбора методов познания одного и того же фундаментального образовательного объекта каждым обучающимся.

4. Принцип продуктивности обучения

Согласно этому принципу главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение обучающегося, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.

Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на приращение к нему нового, на сотворение обучающимися образовательного продукта. В процессе интериоризации содержания изучаемых дисциплин у обучающихся развиваются навыки и способности, которые свойственны специалистам соответствующей науки или области деятельности. Образовательное приращение происходит одновременно с развитием личностных качеств, соответствующих не только изучаемой образовательной области, но и профессионального прообраза деятельности.

Сформулированные обучающимися цели обучения, составленные ими планы, алгоритмы, найденные способы деятельности, рефлексивные суждения и самооценки являются продуктами их образовательной деятельности наряду с исследованиями, выполненными работами, заданиями, тестами и пр.

5. Принцип первичности образовательной продукции обучающегося

Согласно этому принципу создаваемое обучающимся личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области.

Человек, которому дана возможность проявить себя в изучаемом вопросе прежде, чем он будет ему изложен, шире раскрывает свои потенциальные возможности, овладевает технологией творческой деятельности, создает образовательный продукт, подчас более оригинальный, чем общепризнанное решение данного вопроса.

Принцип первичности образовательной продукции учащегося дополняется существенным требованием: объекты познания и применяемые обучающимися методы познания должны соответствовать реальным практическим объектам и методам, которые имеются в изучаемой области деятельности.

В традиционной вузовской образовательной практике часто преобладает не исследование реальных объектов, а изучение информации о них. Например, в курсе менеджмента изучается программный материал, но не организуется управленческая деятельность обучающихся.

Приоритет, на наш взгляд, должен отдаваться не столько изучению готовых знаний по менеджменту, сколько занятиям самим менеджментом, его проблемами; не «прохождению» учебника по бизнес-планированию, а исследованию реальной структуры бизнес-планов. Традиционная деятельность «по изучению знаний» уступает место предметной деятельности «по добыванию знаний».

Чтобы быть включенным в культурно-исторический процесс, обучающийся должен знать, понимать и осваивать общечеловеческий опыт, чувствовать свое место в нем, иметь личностный взгляд на фундаментальные достижения человечества в каждой из областей науки, искусства и др. Знание фундаментальных общечеловеческих достижении не может быть отчуждено от личностных знаний и опыта, но знакомство с ними происходит после получения обучающимися собственных результатов в аналогичном направлении, что позволяет им мотивированно воспринимать классические образцы без потери личностного «Я» и опираясь на свой опыт. В результате образовательная деятельность носит продуктивный личностный характер, а усвоение общеобразовательных стандартов происходит через сопоставление с собственными знаниями.

6. Принцип ситуативности обучения

Чтобы организовать творческую деятельность обучающегося, преподаватель создает или использует возникшую образовательную ситуацию. Ее цель — вызвать мотивацию и направить деятельность обучающегося в направлении познания образовательных объектов и решения связанных с ними проблем. Чтобы человек создал свой вариант мотивирования из различных теорий мотиваций, он должен заинтересоваться этой проблемой; ему нужно помочь выяснить смысл этих теорий, их связь друг с другом, дать возможность почувствовать эту связь; затем предложить научиться выявлять закономерности в различных подходах к влиянию на людей. Лишь вооружившись средствами психологического творчества, обучающийся сконструирует собственную модель воздействия.

Эффективна образовательная ситуация, когда обучающемуся в качестве культурного аналога предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими аналогичными образцами научной мысли. Возникает образовательная напряженность, в которой обучающийся входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, помогая вырабатывать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.

Любое положительное проявление творчества обучающегося должно находить поддержку преподавателя. Смысл построения ситуаций, в которых обучающийся может проявить самостоятельность, состоит в обеспечении его образовательного движения. Для этого преподаватель должен анализировать возможности и особенности складывающегося образовательного процесса, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения человеком своей образовательной траектории.

7. Принцип образовательной рефлексии

Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования.

Рефлексия — не припоминание главного из лекции или формулирование выводов. Это осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей. Обучающийся осознает не только сделанное, но и способы деятельности, т.е. то, как это было сделано.

Формы образовательной рефлексии различны: письменное обсуждение, анкетирование, графическое изображение происходящих изменений. Рефлексия — необходимое условие, для того чтобы обучающийся и преподаватель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали ее в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.

***

В перечисленных выше принципах выражены нормативные основы организации личностно-ориентированного обучения на различных уровнях: на уровне отдельного обучающегося, группы или организации в целом. Реализация данных принципов происходит с учетом конкретных условий, относящихся к содержанию, технологии, формам и методам организации образовательной деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология отношений
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: