Проблемы одаренных детей

Полное собрание материалов по теме: проблемы одаренных детей от специалистов своего дела.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

  1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

  2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

  3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

  4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

  6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

  7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

  8. Проблема толерантности окружающих к одаренному человеку. Одаренные люди как правило яркие индивидуальности, а большинству людей признать право за другим человеком быть «другим» бывает очень трудно. Но и одаренному человеку порой трудно принять, что вокруг другие люди, не похожие на него.

Вопрос №9 Социальная адаптация детей с исключительным интеллектом.

Одаренные дети испытывают трудности социализации, адаптации, что вызывает у них высокое нервно-психическое напряжение, невротизацию, приводит к дезадаптации. Не случайно одаренных детей относят к «группе риска». Чем более развиты способности, тем более уязвима личность одаренного ребенка. Трудности ежедневного общения, которые не задевают обычного ребенка, способны больно ранить ребенка одаренного. Человек, восприятие которого хронически опережает его возраст, часто находится в состоянии стресса.

Преграды на пути интеллектуальной одаренности  социального характера:

Конформизм. Желание ребенка быть похожим на других. Подобное чувство возникает еще в детстве. Причина – непонимание, возникающее со стороны взрослых.

Внутренняя цензура. Это боязнь ребенка перед собственными идеями. Этот страх приводит к тому, что ребенок начинает пассивно реагировать на происходящее вокруг и не пытается решать возникающие проблемы.Повышенный уровень чувства вины. Родители одаренных детей питают неоправданно большие надежды на то, что их ребенок достигнет одинаково высоких результатов почти во всех областях своей деятельности. И, конечно, они уверены, что сын или дочь обязательно должны быть отличниками. В результате у ребенка появляется «комплекс отличника», при котором любое снижение отметок воспринимается и в семье, и самим ребенком, как драма. Родители чаще всего демонстрируют ребенку недовольство (возможно и на сознательном, и на бессознательном уровне). Это родительское давление сильно искажает Я-концепцию одаренного ребенка.

Неустойчивая, заниженная самооценка. Что влияет на формирование самооценки одаренного ребенка?

– Завышенные стандарты оценки своей деятельности, совпадающие иногда с недостаточно высокими результатами. Это результат родительского воспитания: родители связывают успехи своего ребенка с реализацией собственных притязаний. Неудачи не вписываются в тот жизненный идеал, который предписан одаренному ребенку родителями. Но человеку свойственно терпеть неудачи, поэтому одаренный ребенок должен быть к ним готов.

– Ответная реакция на неуспех в школьном обучении. У детей с высокоразвитым интеллектом могут быть проблемы академического характера. Такие случаи в современной школе не редки. Для одаренного ребенка важна не форма, а суть. Под влиянием быстро освоенной скучной для одаренного ребенка программой его усилия тратятся в холостую.

– Одной из задач школьного обучения остается формирование разносторонней личности. И не учитываются специальные сферы интересов одаренных детей. У части одаренных детей при обычном уровне интеллекта обнаруживается особая предрасположенность к какому-либо одному предмету.

– Недостаток внимания взрослых. Большинству учителей просто некогда заботиться на уроке об одаренном ребенке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими познаниями и не всегда понятной умственной активностью. Учителя не всегда адекватно понимают личностные особенности и закономерности развития одаренного ребенка.

Взаимоотношения со сверстниками. В школе одаренные дети часто получают обидные прозвища. Каждый человек испытывает потребность в идентификации. Одаренный ребенок прежде всего связывает себя с использованием своих способностей, которыми он может удивить одноклассников. Безусловно одаренный ребенок будет демонстрировать свое превосходство. Однако вместо признания наталкивается на отчуждение, зависть, непонимание сверстников. Исключительные успехи изолируют ребенка от друзей. Для девочек выбор – мои способности или друзья – еще более болезненный. Формируется внутренний конфликт «обособление- идентификация».

Обостренное чувство справедливости. Такой ребенок стремиться всегда быть правым. Для одаренного оказаться неправым просто мучительно. Поэтому он думает, что и для других  неприятно оказаться в таком положении. Он искренне желает прийти на помощь. Как только кто-то делает ошибку одаренный ребенок тут же стремиться оказать ему помощь. Этот порыв расценивается не всегда адекватно и вызывает гнев одноклассников.

Важно, что такие дети должны развиваться, осознавая не свою исключительность , по сравнению с другими детьми, а переживая чувство ответственности, толерантности к окружающим людям.

Ригидность образовательной системы. Традиционные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научиться ставить и решать новые проблемы, улучшать имеющиеся решения.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

2. Михайлова Т.В. Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя. Автореферат.-Чеб.2008 – 38.с

3. Пакет психодиагностических методик: Для практического использования в работе школьного психолога /Методики систематизировал и подготовил к использованию проф. В.Г. Асеев. – Иркутск, 1991. – с. 169.

4. Смолина В.В. Подростковый возраст как возраст самоутверждения личности. М. 2006, с. 78

5. Шадже А.Ю. Зависимость ценностных ориентации студентов от смены видов деятельности. Методические рекомендации. М., 2001. с. 28

© Э.А.Пирмагомедова , 2016

УДК 159.96

О.П. Степанова

канд. псих. наук, доцент А.А. Серебрякова, Ст. преподаватель Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.

г. Магнитогорск, РФ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности развития одаренных детей дошкольного возраста. Подробно характеризуются психологические проблемы одаренного ребенка, сопровождающие его в процессе творческого самовыражения и развития.

Ключевые слова

Особенности одарённых детей; проблемы одарённого ребёнка, родитель, учитель,

психолог, школьный возраст.

Проблем в современном мире очень много. Наиболее актуальной является проблема одаренности. Общество всегда нуждалось в неординарной личности. Ведь не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения требует постоянная динамика современной окружающей среды. Количество проблем, с которыми сталкивается неординарный ребенок в современном обществе, растет, ведь количество одаренных по различным категориям детей увеличивается. Задача специальной психологии – помочь решить уникальному ученику его психологические проблемы. Нередко одарённость остаётся незамеченной, неоцененной. Например, когда ребёнок не особо успешен в учебной деятельности. Ведь большинство учёных (и педагогов) напрямую связывают одарённость и школьную успеваемость. На мой взгляд, одарённость необходимо рассматривать как потенциал, а детские достижения в учебной деятельности, как одно из проявлений этого потенциала . Данный подход отличается от общепринятого смещением акцентов от отбора к содействию реализации возможностей одарённой личности. Важным становится понимание трудностей одарённого ребёнка в учебной деятельности, выявление причин неуспеваемости в школе с целью оказания поддержки и психологической помощи .

См. также:  Парень не любит

Основными проблемами одаренного ребенка являются:

1. Склонность к индивидуализму, эгоцентризм, коммуникативные трудности. Это существенно снижает их достижения в тех видах деятельности, которые требуют согласования своих действий с действиями других участников общей работы. При дальнейшей профессиональной деятельности, к примеру, это приводит к неспособности эффективно работать в группе. Одними из основных проблем снижения

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

социальной адаптации личности являются коммуникативные трудности.

2. У многих одаренных детей присутствуют также протест против любых ограничений, отсутствия или недостаток ответственности, непереносимость ситуации неуспеха, проигрыша.

3. Интерес к игре. Одарённым детям нравятся неинтересны те забавы, которыми увлекаются их сверстники средних способностей, им нравятся игры сложнее. По причине этого нередко одарённый ребёнок замыкается, находится в изоляции

4. Различие между интеллектуальным, социальным и физическим развитием. Одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми постарше. Вследствие чего им порой трудно становиться лидерами, так как в физическом развитии они уступают последним.

5. Нереалистические цели. Нередко одарённые дети ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, что приводит к высоким достижениям, как не стремление к совершенству?

6. Сверхчувствительность. Одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают связи и отношения, они критично относятся не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более раним, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими.

7. Страх ошибки. В порицании неудач ребенка следует контролировать проявления собственных негативных эмоций.

8. Проблемы саморегуляции. Одаренные дети уделяют внимание только той деятельности, которая вызывает интерес. Деятельность, не входящую в сферу их склонностей многие одаренные дети игнорируют, пользуясь нетребовательным отношением к этому взрослых. В итоге одаренные дети, проявляя очевидную склонность, интерес к любимому труду, все же не проявляют желания и умения заниматься, когда от них требуется проявить волевое усилие.

9. Проблема общения с взрослыми. Родители, обнаружив талант ребенка, ограничивают игры, общение с детьми, акцентируя внимание лишь на данном виде деятельности. Иногда это приобретает почти маниакальную форму, свои нереализованные способности и амбиции они вымещают их на ребенке, что приводит к неврозам, болезням, отсутствию взаимопонимания.

Под воздействием общества многие дети скрывают свою тягу к тому или иному предмету, боятся быть непонятыми, осмеянными сверстниками. Непросто увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развивать. Важно и то, чтобы родители и педагоги последовательно развивали уникальные способности одаренного ребенка, создавали необходимые условия для его роста. Благодаря этому одну их главных задач улучшения системы образования представляет раннее обучение, выявление и воспитание одаренных и талантливых детей. Часто приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении. Ведь творческое мышление одаренного ребенка нередко рассматривается как негативизм или отклонение от нормы. Родители нередко сталкиваются с определенными трудностями еще до поступления ребенка в школу. Например, школьная администрация отказывается принимать детей, не достигших школьного возраста, объясняя это тем, что они не готовы к школе в плане социальном. Почему родители хотят, чтобы ребенок рано пошел в школу? Многие родители считают, что детям нужно заняться чем то посложнее, ведь заметна существенная разница в развитии со сверстниками. Возникает вопрос, должна ли гибкость и свобода в занятиях дошкольника приноситься с такой готовностью в жертву строгой школьной регламентации, ориентированной на весь класс? Возможность исследовать окружающий мир у ребенка немало и дома, и во дворе, и в библиотеках, музеях и парках. В формировании позитивной Я- концепции одаренного ребенка важную роль играет семья, дом. Ребенок, рано пошедший в школу, лишается этого, для него сокращается многолетний процесс постоянного и тесного общения с родителями.

Для эмоционального, личностного здоровья невозможно переоценить значение семьи. Родители будут иметь больше возможностей для принятия правильного решения, рассматривая школу как часть, пусть и очень важную, системы детского образования. Не следует забывать, что каждый ребенок ждет

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

индивидуального подхода, и для детей с выдающимися способностями детей раннее поступление в школу-абсолютно правильный шаг .

Для ребенка важна свобода выбора для самостоятельного освоения мира. Она необходима для создания хорошей основы для будущих структурированных академических занятий. О проблеме диагностики одаренности постоянно говорят и много пишут. Как часто ошибки в диагностики приводили к неверным прогнозам и ставили крест на судьбе талантливого человека? Ответить на этот вопрос крайне трудно, ведь этого никто не знает. Но хорошо известны другие случаи, когда вопреки негативной оценке «специалистов» люди добивались выдающихся результатов, доказывая тем самым ошибочность этих оценок. Для выявления и сопровождения развития одаренных детей С.В.Титова разработала и подобрала особый пакет психолого-педагогической диагностики и коррекции, который существенно помогает педагогам – психологам и социальным педагогам консультировать классных руководителей по содержанию работы с детьми. Следует понимать, что одаренный ребенок нуждается в особом подходе со стороны родителей, педагогов и сверстников. С этим запросом обычно семья и обращается к психологам-консультантам в центры психологического консультирования. Перед одаренным ребенком встает широкий спектр психологических трудностей: в нахождении близких по духу друзей; проблемы участия в играх и развлечениях сверстников; достаточно ранний интерес к вопросам мироздания, судьбы; ярко выраженная асинхрония, ведущая к потере учебной мотивации и активности. Одаренные дети часто стремятся к нетрадиционным решениям, конфликтуют со взрослыми и сверстниками, плохо слушаются педагогов и родителей, недостаточно контролируют свое поведение. Педагогам приходится искать специфические подходы, уделять им больше внимания, творчески относиться к работе. По причине этого педагоги нередко относят одаренных к трудным детям. С другой стороны одаренные дети обладают высоким уровнем развития мышления и речи, необыкновенной познавательной активностью. К тому же, они быстро находят решения разнообразных задач, легко перерабатывают и запоминают большое количество информации. Однако родителям, мало уделяющим внимание образовательному процессу, нелегко самостоятельно понять, одаренный ли их ребенок. Объективные данные о творческом и интеллектуальном потенциале дошкольника, советы психолога могут помочь не только преодолеть трудности, но и выбрать соответствующее учреждение и программу, развивающую таких детей. Психологу, чтобы разобраться в данной ситуации, приходится использовать не только специальные методики для детей, но и беседы, анкеты с детьми и родителями . Необходимо помочь взрослым в осознании причин возникающих трудностей и совместно решить, какими путями можно решить данные проблемы. Для развития творческого потенциала одаренных дошкольников необходима разработка и реализация специальных учебных материалов и творческих программ. Разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, развитию навыков коммуникации, формированию лидерских и других личностных качеств, которые будут способствовать в будущем социальной реализации творческой личности. Таким образом, чтобы помочь преодолеть одаренному ребенку психологические проблемы и трудности, указанные в данной статье, необходимо быть внимательным и чутким педагогом/родителем, придерживаясь золотой середины, развивать в ребенке его индивидуальные особенности.

См. также:  Что такое успех в жизни?

Список использованной литературы:

1. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе. – Ярославль.: Народное образование, 1999.

2. Овсянникова, Е.А. Социальная психология: учеб.пособие / Е.А. Овсянникова; А.А. Серебрякова.-Магнитогорск:МаГУ, 2014.-140 с.

3. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль.: Академия развития, 2004.

4. Сунагатуллина, И. И. Научите ребёнка говорить правильно : методическое пособие для учителей начальных классов / И. И. Сунагатуллина. – Магнитогорск : МаГУ, 2005. – 64 с.

5. Сунагатуллина, И. И. Работа с детьми с нерезко выраженным общим недоразвитием речи : методическое пособие для учителей начальных классов / И. И. Сунагатуллина. – Магнитогорск : МаГУ, 2005. – 84 с.

6. Ингель, Ф.И. Факторы тревоги и вегетативный тонус старших дошкольников из Магнитогорска/ Ингель Ф.И., Степанова А.А., Степанова О.П., Легостаева Т.Б., Коганова З.И., Козлова О.Б. //Гигиена и санитария. 2013. № 4. С. 65-73.

© Степанова О.П., Серебрякова А.А., 2016

Как-то раз, во время посещения одной из школ Санкт – Петербурга я наблюдала такую картину. Маленький мальчик, ученик 2 класса стоял отчужденно в уголочке, а вокруг него буйствовали одноклассники, вырвавшиеся на свободу.

Я спросила у учительницы: «А это кто у вас? Почему он стоит так одиноко?» И молодая учительница ответила, как заклеймила: «Да, он у нас самый талантливый! ». А я подумала — вот удел нестандартного ребенка, когда его нестандартность не умеют реализовывать педагогически верно.

Вопросы одаренности собственных детей испокон века волнуют многих родителей. Они и страшатся, и надеются. Вдруг в их семье удалось вырастить нового Моцарта или Ландау. «Интересно, мой Андрюша способный или неспособный?». «Моя Света неспособна в математике. Вся в меня!», «Ау моего соседа талантливый мальчишка. Так в компьютерах разбирается!»

Чтобы разобраться в том, на что можно рассчитывать, и нужно ли это делать, разберем основные понятия, терзающие души многих родителей. Для этого выстроим цепочку: способности — одаренность — талант.

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления в данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми декреты воспитания в вопросах и ответил для нее знаниями, умениями и навыками (А.В. Петровский).

Одаренность — это компонент способностей, который определяет конечный итог развития. Понятие «талант» произошло от греческого слова «talanton», и означает выдающиеся способности в какой-либо области. Мы видим, что способность и одаренность являются некими ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, не такого как все. Талантливый (способный или одаренный) ребенок зачастую находится в замкнутом пространстве своей одаренности. У него другой взгляд на мир, другие ощущения себя в мире, что, безусловно, затрудняет степень его встраивания в систему общественных отношений. Нет нужды говорить, что подобные дети уже в силу своего «творческого одиночества» нуждаются в особом педагогическом внимании, будь то со стороны родителей, или со стороны учителей.

Рассматривая феномен одаренности применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту необходимо отметить два момента:

• Ребенок может в своем развитии опережать сверстников. Это проявляется в индивидуальном усвоении опыта такими детьми и реализации его результатов среди сверстников. Как правило, одаренные дети хорошо учатся. Они любознательны, активны в постижении предоставленных им истин и поиске ответов на интересующие их вопросы.

• Но с другой стороны, одаренный ребенок может выделяться не только наличием способности в более качественном и креативном усвоении данных, получаемых им в ходе своей жизнедеятельности. Его отличает нестандартное видение этих данных, нешаблонное мышление в использовании полученных знаний о мире в решении жизненно-практических задач. Причем, способности могут быть и не очень заметны для окружающих его людей, а нестандартность мышления и видения может быть принята как некое «бунтарство», попытка выделиться среди сверстников.

Безусловно, с такими детьми всегда труднее, чем с обычными, послушными, не «выпадающими» из общих мерок. Вундеркинды часто вызывают даже озлоб­ленность окружающих. Особенно, если таковые не имеют способных детей, да и сами не блещут особыми талантами.

Адаптация подобных детей протекает неравномерно и достаточно трудно. Трудности эти связаны как с социальными условиями, в которых находится одаренный ребенок, так собственно и с его нестандартностью.

Выделим некоторые проблемы адаптации одаренных детей:

Трудности общения со сверстниками и взрослыми. Одаренный ребенок отличается от детей, окружающих его. Его мироощущение имеет своеобразную палитру. Реакции на внешние раздражители, как правило, тоже не укладываются в стандарты, к которым привыкло общество во взаимодействии с детьми. Одноклассников может раздражать его постоянная готовность правильно ответить на любой вопрос учителя. А взрослых — его знания в разных (или в одной какой-либо) областях. Взрослые часто рассматривают наличие таких знаний как покушение на их взрослый авторитет.

Трудности управления модификациями своего поведения. Одаренные дети не любят монотонной и скучной работы. Их девиз — творческий «взрыв». Как правило, такие дети теряют интерес к деятельности до ее окончания. Их даже не интересует результат.

Трудности развития творческой активности. Одаренные дети направлены в основном на глубокое и прочное усвоение знаний, на расширение своего кругозора. Их может затруднить творческое задание, предложенное учителем или родителем. Кажется, парадоксальная ситуация. Но именно так обстоит дело с большинством одаренных детей.

Трудности развития эмоциональной сферы. Умственное развитие одаренных детей опережает их физическое и эмоциональное развитие. Этакий тихий «бота­ник» — герой «Ералаша». Одаренные дети предпочитают одиночество и предмет своего интереса. Конечно, мы ни в коем случае не хотим представить одаренного ребенка в роли лишенного эмоций робота. Просто развитие эмоциональной сферы у него может быть в норме, то есть соответствовать возрасту, а интеллектуальная сфера опережать в своем развитии нормальные возрастные показатели.

Способность имеет сложную структуру, обусловливаемую совокупностью психических качеств личности. Каждый вид деятельности требует своей особой совокупности качеств. Мы знаем, что люди обладают математическими, гуманитарными, художественными, музыкальными, педагогическими, литературными и другими, соответственно видам деятельности, способностями. В каждую структуру входят свои виды деятельности и частные способности, составляющие систему, владение которой делает человека особенным, выпадаю­щим из обычного ряда. То есть в структуру способностей входят общие и специальные качества, ведущие и вспомогательные. В каждом индивидуальном случае их преобладание и приоритет разный.

Именно разная формула способностей, достигшая высшей ступени, и определяет талантливость ребенка. Талант — это возможность реализации способностей в их высшей фазе. Во многом эта реализация зависит от условий, в которых находится развивающаяся личность. И очень часто бывает так, что талант угасает, не имея возможности развиться и засиять. Сколько талантов погублено в истории человечества. Особенно как ни странно губительна для талантов стабильность. Сколько талантов реализовалось в эпохи, переживающие катаклизмы, или, наоборот, возрождение. А стабильность, как болото для таланта, ему трудно пробиться наверх, себя показать — свежего воздуха не хватает.

Талант как сложнейшее психическое качество, как правило, не определяется одной, даже сильно развитой способностью. Это система способностей. Она и образует структуру умственной одаренности, которая проявляется у подавляющего большинства талантливых детей и отличаются лишь степенью выраженности каждой из этих способностей, взятой в отдельности. Специфические же различия талантливости детей проявляются в направленности их интересов. Кто-то становится великим ма­тематиком, кто-то физиком или биологом. Дальнейшее развитие комплекса их способностей происходит в конкретной деятельности.

См. также:  Как правильно вести себя с подчиненными?

Одаренность, как мы отмечали выше, тоже входит в состав таланта и, на наш взгляд, несколько выше способностей, так как определяет конечный результат развития. Понятие «одаренности» толкуется разными авторами по-разному и отражает их научные подходы к данной проблематике. Нам близок подход А.И. Савенкова, который выделяет три группы одаренных детей:

Первая группа — это дети с высоким показателем по уровню общей одаренности. Они обладают высокой продуктивностью умственной деятельности. Являются источниками новых и оригинальных идей. К примеру, мальчик, описанный нами выше.

Вторая группа — это дети успешные в каком-либо определенном виде деятельности. Это может быть ребенок, который любит и умеет хорошо рисовать или петь. Это может быть школьник, влюбленный в биологию и отдающий ей все свое время. В последнее время исследователи отмечают одаренных детей в области компьютерных технологий. Такой ребенок легко овладевает необходи­мыми навыками работы с компьютерными программами, выступая зачастую «консультантом» в этой области для родителей или учителей.

Третья группа — это дети, хорошо обучающиеся в школе, такие маленькие «академики». Кто не знает таких школьников! У них все всегда получается. Их оценки — «отлично» по всем предметам. Если нужно решить задачу разными способами, то не сомневайтесь, такой ребенок решит ее всеми доступными способами.

Самое важное для взрослого — не прозевать способного, одаренного, талантливого. То есть отличать не только по внешним показателям — не такой, как все. А научиться пользоваться педагогическим инструментарием диагностики, помогающим выявить «скрытую» одаренность. Такие дети, безусловно, нуждаются в особых условиях, поддерживающих развитие их талантов и способностей. Возможно, ли это достичь в обычной школе, где в основном учителя заняты детьми, плохо или совсем не усваивающими учебный материал? Думаю вполне возможно, если умело использовать индивидуальную работу с талантливыми детьми, помогая им адаптироваться в окружающей среде, выводя из «одиночества гения».

Вопрос мамы: Мой ребенок учится во втором классе. Он рассказывает, что у них в классе есть талантливый ученик, которого учительница все время хвалит и сравнивает его с другими учениками. Сравнение получается не в их пользу. Правильно ли ведет себя учительница?

Ответ: Неправильно. Мастерство учителя как раз и заключается в том, что он не должен сравнивать учеников друг с другом. Сравниваются не сами дети, а их достижения. Да и достижения ребенка в учебном процессе или в трудовой деятельности сравниваются с единственной целью — выявления его потенциала и соответственно, достижений.

Таким образом, ребенок сравнивается как будто «сам с собой». А действия описанного вами учителя могут только повредить одаренному ученику. Дети, не понимая степени его одаренности, откажут ему в положительном взаимодействии. Учитывая, что одаренный ребенок и так особенный в поведении, в принятии ценностей мира и отношения к нему, он тяжело будет воспринимать предложенное ему одиночество.

Рекомендуем посмотреть:

Полезные советы для родителей по воспитанию талантливых и одарённых детей

Наследуется ли талант? Талантливые дети

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Нонконформизм. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Таким образом, сохранение и развитие одаренности — это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.

Одарённые дети отличаются от остальных детей своим особым восприятием окружающей действительности, скоростью своих мыслительных операций, своей «яркостью», своим нестандартным мышлением, неспособностью чётко развести реальность и фантазию, преувеличенными страхами и другим.

Педагогу важно учитывать некоторые особенности в работе с одаренными детьми:

 — создание оптимальных условий для развития одаренных детей;

 — разнообразные формы работы с одарёнными детьми;

 — сотрудничество в учебной деятельности;

 — самостоятельная деятельность учащихся.

Одна из важнейших особенностей при работе с одаренными детьми — создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.

Для этого необходимо планировать работу по следующим направлениям.

1. Создание системы выявления одаренных детей:

 — психолого-педагогическое исследование первоклассников;

 — системное наблюдение за детьми из класса в класс;

 — выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований;

 — системное диагностирование психологом.

2. Организация учебного процесса:

 — нестандартные уроки;

 — включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;

 — работа с дополнительной литературой;

 — обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;

 — предпрофильное и профильное обучение;

 — выставка творческих работ.

3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету:

 — организация исследовательской работы учащихся;

 — опережающие задания творческого плана;

 — участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах;

 — обеспечение базового дополнительного образования (организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков);

 — проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах.

4. Общеразвивающие мероприятия:

 — традиционные мероприятия в школе;

 — предметные декады.

Помимо всего этого можно выделить основные формы работы с одарёнными детьми:

1. Творческие мастерские.

2. Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися.

3. Факультативы.

4. Кружки по интересам.

5. Занятия исследовательской деятельностью.

6. Конкурсы.

7. Интеллектуальный марафон.

8. Научно-практические конференции.

9. Участие в олимпиадах.

10. Работа по индивидуальным планам.

Сотрудничество в учебной деятельности — разносторонняя проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться: созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению.

Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся — проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе.

В США создаются курсы по обучению лидерству одаренных подростков, популярны индивидуализированные способы работы по «учебным договорам», которые заключаются между учащимися и учителями; они позволяют учителю экономить время, а учащимся — работать в индивидуальном темпе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология отношений
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: