Полное собрание материалов по теме: проблемы семейных отношений от специалистов своего дела.
Развитие семейных отношений во многом определяется наличием и сложностью проблем во взаимоотношениях членов семьи, способностью их разрешения. При создании семьи и в самом начале ее долгого пути молодым кажется, что теперь вся жизнь будет радостной и беззаботной. Они не задумываются о проблемах в семейных отношениях, которые появляются очень скоро.
Несомненно, семья является источником счастья, но житейские трудности, столкновения различных интересов, сложные отношения между членами семьи, неспособность людей идти на компромиссы приводят к конфликтам, ссорам, разочарованиям. В жизни происходят различные события: радостные и печальные, близкие люди могут радовать и огорчать, желать и отказывать, обманывать и прощать, любить и ненавидеть. Все это откладывает свой отпечаток на взаимоотношения в семье.
Семейные конфликты — неотъемлемая часть человеческого бытия. Вряд ли, можно найти такую семью, которая, прожив достаточное количество времени, не имела разногласий и не конфликтовала по какому-то поводу. Протекают же семейные конфликты на повышенном эмоциональном уровне и, если своевременно не останавливается один из членов семьи, то градус накала эмоций может достичь критической точки и привести к разрыву отношений.
«… Проблемы разрешаются, когда человек начинает понимать, что межличностные конфликты нередко возникают из-за различных способов восприятия мира, а не вследствие эгоцентризма или злому умыслу». Карл Густав Юнг
Семейная ссора всегда неприятна обоим супругам. Конфликт, возникший между двумя любящими людьми, имеет простое объяснение: стороны не желают учитывать потребности партнера – мужа/жены, не желают слышать другую сторону, пренебрегают ее мнением, ставят свои ценности выше ее желаний и взглядов, стремятся подчинить себе другого.
Любая ссора, разногласия между супругами, взаимное непонимание, стремление стать лидером в семье, могут привести супружескую пару к длительным взаимным обидам, которые, в конечном счете, отразятся на семейных отношениях. Обида – сильное и горькое чувство, с которым иногда самому тяжело справиться, и в этой ситуации необходимо обратиться за помощью психолога.
Одним из самых сильных и часто не прощаемых фактов семейной жизни является сексуальная измена. В большинстве случаев именно измена приводит к резкому обострению отношений в семье и даже к расторжению брака. Поводом к измене может служить неудовлетворенность семейной и сексуальной жизнью. Значительный процент измен происходит под воздействием спиртного, во время гулянок в компании, в командировках. Причиной также служит охлаждение чувств, выполнение супружеских обязанностей в дежурном порядке, насмешливое отношение к случившейся сексуальной слабости.
Идеальной семья становится не сразу, а после преодоления возникавших на ее пути проблем, нахождения супругами совместных решений по их устранению. Это и изменение взглядов на жизненные приоритеты, рождение и воспитание ребенка, сексуальное удовлетворение, эмоциональная поддержка, проведение совместного досуга и отдыха, создание оптимальных условий для карьерного роста и процесса самообразования. Ничего само собой не происходит, и создание идеальной семьи тоже требует усилий обоих супругов.
На прочность брака оказывает влияние образование членов семьи, их социальное положение, воспитание, интересы, цели в жизни, здоровье, темперамент, характер, жизненный опыт.
Межличностные отношения в семье не являются чем-то постоянным, они проходят длительный путь совершенствования. У каждого члена семьи со временем меняются ценности, приоритеты, желания, привычки, вкусы, накапливается свой жизненный опыт. Все это становится общим достоянием, создавая своеобразный климат в семье. Понятно, что если эти составляющие имеют позитивный оттенок, то и семейные узы с годами укрепляются, возрастает ответственность каждого за благополучие семьи. И, напротив, при сепаративных отношениях, эгоизме, физическом или моральном насилии вряд ли стоит рассчитывать на длительный и крепкий брак.
«Проблема отношений – это проблема слияния-изоляции (или привязанности-отделенности). С одной стороны, человек должен научиться быть в отношениях с другим, не поддаваясь желанию избегнуть изоляции, став частью этого другого. Но он также должен научиться, будучи в отношениях с другим, не низводить другого до роли средства защиты от изоляции». Ирвин Ялом
В семье каждый в душе психолог и знает, как и что нужно делать. Но на деле не всегда выходит так, как хочется. На благоприятную атмосферу в семье могут повлиять ухудшение материального благосостояния, постоянная занятость на работе одного из супругов или наоборот длительное неимение работы, безденежье, отсутствие собственного жилья, появление в семье детей и трудности в их воспитании, сексуальные проблемы одного из супругов, разногласия по политическим убеждениям, алкоголизм и другие причины.
Кризисная семья так же, как и проблемная семья, переживает противостояние между супругами. В этих семьях есть постоянные сферы разногласий и столкновений, что наносит удар по стабильным отношениям, от силы удара которых зависит и дальнейшая судьба брака.
Семейный кризис весьма неприятная и болезненная для членов семьи временная ситуация. Пережив его, у семьи как бы открывается второе дыхание и у супругов появляется шанс наполнить свои отношения новым содержанием, обогатить и сделать более счастливой дальнейшую совместную жизнь.
Нужно помнить о том, что время не стоит на месте и все проходит, а вот как оно пройдет, уже зависит от нас самих, насколько каждый готов идти навстречу друг другу.
Пономарев Сергей Вячеславович, психолог высшей категории.
При использовании материала статьи ссылка на сайт www.psv.com.ua обязательна.
Другие статьи по теме:
- Семейные конфликты.
- Семейные конфликты. Семейная психотерапия.
- Семейный психолог и семейная психотерапия.
- Психология семейных отношений.
на Ваш сайт.
Проблемы отношений мужчины и женщины зачастую надуманы и нерешаемы. Поясняем, почему!
Если вас беспокоит вопрос о том, как решить проблемы в отношениях со второй половинкой, вы не одиноки. В наши дни найти пару, у которой все «гладко и ровно», по-настоящему сложно. Однако оказывается, что работать над отношениями попросту не стоит. Не верите? Тогда ознакомьтесь с нашей статьей, и вы узнаете, почему решать проблемы семейных отношений бесполезно.
А есть ли на самом деле проблема в ваших отношениях?
Пытаться решить проблемы отношений мужчины и женщины
не стоит хотя бы потому, что таких сложностей не существует вовсе.
Речь идет о том, что под «проблемами семейных отношений» зачастую подразумевается собственное внутреннее неблагополучие одного или обоих представителей пары.
Человек начинает переносить свою неудовлетворенность жизнью и событиями, происходящими в ней, на свою вторую половинку. В результате чего и возникает так называемая проблема современных отношений.
Читайте по теме 13 способов получить удовольствие от жизни без лишних вложений
Ищем выход из круга проблем
Для того, чтобы вы могли убедиться, что проблемы между мужчиной и женщиной – не более, чем миф, давайте рассмотрим простой пример. Вы познакомились с человеком и решили, практически неосознанно, вступить с ним в отношения. Побудить вас к этому мог не рассудок, а следующие причины:
- Любовь;
- Влюбленность;
- Инфантильная эмоциональная зависимость.
Но начинается «рутина общения», и вы понимаете, что хотя «телом» вы принадлежите своему партнеру, ваша душа далека от него. Результат очевидный: вы не можете получать искреннее удовольствие от общения с партнером. Но все еще ведете с ним совместное хозяйство. И вот здесь и возникает то, что так часто называют проблемами современных отношений.
А в отношениях ли проблема?
Вдруг оказывается, что ваш партнер вам не интересен, вы не уважаете его и его мнение, вы манипулируете им и перекладываете на него ответственность за все ваши промахи.
Аналогичная ситуация и у вашей второй половинки.
Для того, чтобы не искать ответ на вопрос, как решить проблемы в отношениях, нужно понять одну важную вещь. Построить здоровые и по-настоящему крепкие отношения непросто. С этой сложной и взрослой задачей вы не справитесь при отсутствии моральной и «технической» подготовки.
Как правило, вместо того, чтобы разобраться в собственном «я», на данном этапе люди начинают обвинять во всем своего партнера. Девушки могут обижаться и надувать губы — капризам и истерикам нет конца. Скандалить и унижать могут и представители сильного пола, также недовольные сложившейся ситуацией. Но также неготовые изменять что-то в себе.
Не существует реальной проблемы отношений мужчины и женщины. Но есть множество примеров, когда партнеры, прежде влюбленные и ценящие друг друга, вдруг начинают общаться между собой так, как относились бы к врагу. Они начинают сравнивать партнера с вещью, причем не на словах, а поступками.
Читайте по теме Не устраивают отношения? Устраивайте жизнь!
Важно! Запомните, что ваш любимый или любимая имеет свободу выбора. В любой момент человек может просто уйти из вашей жизни. Вы будете удивлены и разочарованы. Но исправить ситуацию окажется крайне сложно.
Отношения погибают не за один миг
Сначала они «избавляются» от новизны, игривости, легкости. На место всего этого приходят споры, бесконечные выяснения «кто прав, а кто виноват» и «кто важнее в семье».
Постепенно начинает пропадать интимная близость. Согласитесь, что обиженный ребенок в теле взрослого человека, которого вы еще так недавно безумно вожделели,— не самый привлекательный объект.
Огромной ошибкой являются мысли о том, что охлаждение в отношениях – это естественно и нормально.
Если вы и ваш партнер не испытываете к друг другу былой привязанности, вам попросту не интересна интимная близость, вы катитесь в пропасть. Не стоит думать, что решить это можно с помощью нестандартных постельных развлечений. Вы станете просто соседями, которые будут время от времени портить свои собственные жизни истериками и ссорами. И так будет до той минуты, пока один из вас не скажет: «Хватит, у нас ничего не получается и нам нужно разойтись».
Как решить проблемы и может ли быть иначе?
Но может же оказаться так, что ваша пара окажется исключением?
Ваши проблемы в семье будут вызваны не вашим личным неудовольствием и неудовлетворенностью жизнью. И такое действительно случается.
Поговорить с психологом
Однако только в том случае, если:
- Вас можно уверенно назвать уравновешенным и спокойным человеком, который привык крепко стоять на ногах.
- У вас не должно быть серьезной детской травмы или вы должны избавиться от нее при помощи длительной эффективной психотерапии.
- Вы должны быть финансово обеспечены и заняты любимым делом большую часть дня.
- Вы должны тихо радоваться всему, что происходит с вами и вокруг вас.
- Ваш профессиональный и творческий потенциал должны быть полностью реализованы.
Много ли таких людей? К сожалению, не слишком. Однако это вовсе не повод для того, чтобы говорить, что работать над отношениями стоит обязательно. Гораздо лучше понять, что вы не сможете построить нормальные и здоровые отношения ни с кем, если не разберетесь сами с собой. Не пытайтесь найти человека, которым сможете управлять и которого вы сможете изменить. Это невозможно, и ваша «вещь» найдет в себе силы покинуть вас.
Разбирайтесь с собственными проблемами
и своими внутренними «демонами».
Такая задача реальнее и может быть успешно разрешима, например, с помощью психологии. Но приготовитесь к «побочным» эффектам. Вы можете прийти к тому, что от ваших былых отношений не останется и следа. Однако взамен вы получите то, о чем прежде и не смели бы мечтать – крепкий союз с человеком, которого искренне цените, понимаете и любите. Поверьте, что в отношениях с ним, вам не придется заниматься ненужной «работой».
Проблемы в отношениях мужчины и женщины — зачастую это именно проблемы «мужчины» и проблемы «женщины». Только решив личные проблемы каждого из партнеров, можно говорить о построении крепких отношений.
Понятие семейных отношений. Сферы семейных отношений и типы семейных взаимоотношений. Роль семейных отношений в развитии и воспитании ребенка. Негативное эмоциональное состояние, возникающее из-за нерешенных личностных проблем, возникновение конфликтов.
Реферат
Проблемы семейныхотношений, оказывающие существенное влияние на развитие и поведение детей
Введение
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.
В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.
В процессе воспитания большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а так же в пределах одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей её членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Чем меньше семья, тем выше требования психологической совместимости ее членов. В большой семье психотерапевтическая нагрузка распределяется, и возникают микрогруппы по интересам и духовной близости: отец-сын, бабушка-внучка и т.д.
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.
1. Понятие семейных отношений
В последнее время растет интерес ученых и практиков к проблеме влияния семейных отношений в семейном воспитании. Изучена роль семейного воспитания в возникновении детских неврозов (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская), исследование влияние родительского воспитания на общение ребенка со сверстниками (Ю.Б. Насонова). Психологами доказано, что супружеские взаимоотношения оказывают сильное влияние на самооценку ребенка, его образ Я. Первый кто выделил тип семейной ситуации, формирующий у ребенка положительную Я-концепцию, был Л.Д. Скотт. Исследовав 1800 подростков, он установил, что те из них, у кого дома царит атмосфера взаимного доверия между родителями, в жизни более приспособлены, независимы, у них выше самооценка. Напротив, подростки из семей, где царит разлад, менее приспособлены, у них заниженная самооценка, нервное напряжение.
В. Соловьев, совокупность семейных взаимоотношений разделил на семь видов:
1. Социально-биологические отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, гигиены.
2. Хозяйственно-экономические включают ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, распределение обязанностей по дому.
3. Юридические отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, личных и имущественных прав и обязанностей супругов.
4. Нравственные отношения охватывают вопросы семейных чувств, прежде всего любви и долга, и нравственных ценностей семьи, идейно нравственного воспитания.
5. Психологические отношения представляют из себя сферу взаимодействия психического склада членов семьи и реализует моменты их совместимости, психологического климата в семье, формирования чувств и межличностных отношений, развития ребенка как личности.
6. Педагогические отношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи.
7. Эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование достижений литературы и искусства.
Специалисты обычно выделяют три важнейшие сферы семейных отношений: «хозяйственно-экономическую», «нравственно-психологическую», «интимную». Именно эти три сферы более определяют бытие и существование семьи, соответственно ее стабильность и условия для воспитания детей.
Особенно неблагоприятно влияют такие семейно обусловленные переживания:
– глобальная семейная неудовлетворенность, фрустрация из-за резких разногласий между ожиданиями индивида и реальными условиями жизни в семье; при этом характер влияния неудовлетворенности в значительной степени зависит от степени осознания такого состояния. Если неудовлетворенность семьей осознается, она оборачивается на открытые конфликты супругов, взаимную агрессию, если неудовлетворенность не осознается, а супруги утверждают, что все нормально, объясняя проблемы в семье исключительно внешними объективными причинами, это чаще всего, приводит к неврозам, депрессии, алкоголизму;
– так называемая семейная тревожность, которая проявляется в преувеличенных страхах из-за здоровья, определенных особенностях общения и поведения членов семьи, переживания беспомощности, неспособности противостоять неблагоприятному ходу событий;
– чувство вины, связанное с семьей, когда индивид считает себя (осознанно или неосознанно) виновником семейных неурядиц, и из-за характерологических особенностей склонен воспринимать поведение других членов семьи как обвинительное, хотя на самом деле это не так;
– чрезмерное нервно-психическое напряжение, связанное со значительными преградами в удовлетворении потребностей семьи, когда даже малейшие усилия индивида не дают желанных результатов, создавая внутренний конфликт, который особенно обостряется тогда, когда семья выдвигает к этому члену семьи противоречивые требования и возлагает на него ответственность за их выполнение.
2. Типы семейных взаимоотношений
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Психологами выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество .
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе .
Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
На признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, строиться тактика «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
.Роль семейных отношений в развитии и воспитании ребенка
Рассматривая основные типы родительских отношений, необходимо иметь в виду влияние каждого из них на формирование поведения и определенных черт личности ребенка.
Позиция отвержения способствует формированию у ребенка таких черт, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В ряде случаев она вызывает у них пугливость, беспомощность.
Если родители проявляют позицию уклонения от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком, неспособным к установлению прочных эмоциональных связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Чаще всего такие дети неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой.
Родительская позиция чрезмерной требовательности очень часто лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в учебе и в отношениях с окружающими людьми.
При родительской позиции признания прав ребенка он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи. Дети таких родителей больше полагаются на себя и стараются быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что благоприятствует возникновению у них творческого начала.
Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Зависимость от матери или отца, пассивность, отсутствие инициативы, податливость и поведение типа «избалованное дитя» может сформировать у ребенка, с одной стороны, чрезмерную самоуверенность, высокое мнение о своей личности, дерзость, чрезмерную требовательность и даже тиранию по отношению к родителям, а с другой стороны – беспокойство, постоянное чувство тревоги, боязни.
Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях.
Проблемой, о которой нельзя не упомянуть, является вопрос о согласованности или расхождении воспитательных методов матери и отца, а в семьях из трех поколений – еще бабушки и дедушки.
Динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности.
Ссоры в семье делают ребенка плаксивым, непослушным, агрессивным. Если родители постоянно ругаются, дерутся да еще выпивают, ребенок растет в явно неблагополучной среде, и ожидать можно самого худшего исхода. Если пристально вглядеться в данную семью, то как правило, проблемы поведения ребенка есть соответствующая реакция на существующие между супругами разногласия. Трения между супругами травмирующе влияют на ребенка.
Дело в том, что ссоры, частые разногласия между родителями, их конфликтные отношения более пагубно действуют на ребенка, чем сам развод и последующая жизнь с одним из родителей. На это особо обратили внимание психологи, которые показали, что наибольший вред детям приносит не сам развод, а ссоры между супругами, предшествующие расторжению брака.
Ребенок чутко воспринимает межличностную дистанцию, образовавшуюся вследствие их ссор. Конечно же, часто истинная причина ссор родителей остается ребенку неизвестной. Более того, встречаясь с необъяснимым, дети додумывают причину – простую, обыденную и понятную и впоследствии даже стремятся её устранить.
Центрированность детской мысли часто вовлекает их в эмоционально сложные коллизии. Не находя удовлетворительного объяснения разногласия между родителями, дети иногда воспринимают в качестве их причины самих себя. Ребенок, определяющий причину ссоры как следствие собственной «плохости», испытывает сильное чувство вины, что еще усугубляет его и без того тяжелое эмоциональное состояние и может стать причиной серьезных психических травм.
Родители, которые способны воздержаться от «открытых боев», могут создать ребенку ситуацию психологического дискомфорта. Дело в том, что даже внешне незаметное напряжение между супругами оказывает большое влияние на детей опосредованно. При этом недовольство родителей друг другом и семьей превращаются в негативные воздействия, в отношения, прямо касающиеся ребенка.
Таким образом, негативное эмоциональное состояние, возникающее из-за нерешенных личностных проблем, часто продолжает свое существование в каждой «половинке» семьи. В таких случаях усугубляется соответствующее влияние на детей. Если раньше неудовлетворенность, раздражительность частично «разряжались» в супружеских отношениях, то теперь они могут быть целиком обращены на ребенка.
Недовольство одного супруга другим в течение совместной жизни, как правило, приобретает конкретные очертания. Раздражают повышенная или пониженная активность другого, манера речи, неопрятность, особенности телосложения и т.п. В девяти случаях из десяти подобное раздражение непродуктивно, так как очень скоро сказывается, что изменить другого невозможно. Столкнувшись с непреодолимым, супруги рано или поздно отказываются от попыток перекроить другого. Отказ от попыток изменить другого, однако не всегда означает повышения терпимости, толерантности к своеобразию другого. Раздражение по поводу той или иной особенности поведения остается и часто переносится на ребенка.
Дети, очутившись в ситуации, когда они по какой-то причине вынуждены менять усвоенную у родителя форму поведения, чувствуют себя крайне растерянно. Они недоумевают, почему то, что разрешено родителю, не позволяется ему, ведь он как раз и стремится стать
Когда оба супруга не имеют чувства общности, совместных взглядов и планов на будущее, не видят перспективы развития своего «я» в связи с прогрессом всей семьи, между супругами возникает межличностное напряжение. Муж и жена постепенно начинают видеть друг в друге не соратника, а препятствие в реализации собственного образа семьи. Противопоставление себя другому супругу существует как психологический подтекст и проявляет себя в механизмах «козла отпущения», в отрицании супруга через ребенка.
Таким образом, в семье создаются два враждующих лагеря – муж и жена. Ребенок, находясь между двумя воинствующими силами, стоит перед дилеммой – с кем быть? В борьбе родителей за ребенка больше усилий для привлечения его на свою сторону тратит тот супруг, который чувствует себя слабее, беззащитнее. Супруг, «объединившись» с ребенком, получает большие психологические выгоды от этого. Во-первых, он приобретает иллюзорное подтверждение собственной правоты. Во-вторых, «присоединение» ребенка к
Существование двух враждующих лагерей в семье вынуждает ребенка принять чью-то сторону: либо «защитника или защитницу матери», либо «борца за защиту прав мужчин». Эта ситуация не только внешне сложна, но в первую очередь проблематична внутренне. Эмоциональная напряженность, отсутствие у ребенка чувства безопасности чрезмерно нагружают его – ведь он, ребенок, во-первых, постоянно чувствует тревогу и смятение, боязнь, что он делает что-то не так. Во-вторых, он часто начинает испытывать постоянный подсознательный страх, что его ждет кара за плохое поведение. Все эти обстоятельства могут приводить к серьезным невротическим расстройствам.
Таким образом, дети в семье – обогащение жизни двух людей, связавшими себя узами брака. Они приносят радость и заботу, которые расширяют любовь друг к другу, делают любовь между мужем и женой более глубокой, осмысленной, человеческой.
Однако нерешенные супружеские проблемы, хотя и глубоко спрятанные, влияют на ребенка посредством психологических механизмов: «козла отпущения», отвержение супруга через ребенка, ребенка – члена военного союза, ребенка как объединяющего родителей звена и т.д.
Во многих семьях время от времени трения, возникающие между супругами, способствуют появлению психологических проблем у ребенка.
Решить эти проблемы и, таким образом, помочь ребенку часто просто невозможно без коррекции супружеских отношений. Супружеские взаимоотношения напрямую влияют на воспитание ребенка в семье. Нарушение эмоционального состояния ребенка, его «плохое» поведение, как правило, является симптомом неблагоприятных супружеских взаимоотношений.
При анализе супружеских взаимоотношений на первый план выступают те качества и свойства характера супругов, которые препятствуют установлению нормальных взаимоотношений в семье и являются провоцирующими условиями конфликтов и ссор. Такими чертами характера, как правило, являются сварливость, мелочность, злобность, злопамятство, эгоизм, эгоцентризм, жестокость, подозрительность, зависимость, враждебность к людям, недоверчивость, отсутствие отзывчивости и теплоты, чрезмерная гордость и тщеславие, чрезмерное болезненное самолюбие, мрачность, властность, эмоциональная холодность.
Наличие совокупности перечисленных выше черт и качеств характера, как правило, свидетельствует о том, что в психологической биографии человека (начиная с младенчества) было много случаев нарушения межличностных отношений с близкими людьми (матерью, отцом, братьями, сестрами, другими родственниками), а также конфликтов с товарищами, друзьями, воспитателями в детском саду, учителями в школе. Эти случаи порождали отрицательные эмоции, которые закреплялись в психике личности в период формирования и становления. Подобное часто случается, в результате отсутствия в семье подлинной любви к ребенку, настоящей заботы о нем, понимания его специфических проблем, жестокость родителей, их холодность, несправедливость, чрезмерные и противоречивые требования.
По мнению Блада и Вольфе, браки оказываются неустойчивыми, если отношения супругов с родственниками становятся главной проблемой, разрушающей их жизнь. Самые серьезные конфликты возникают между супругами по поводу воспитания детей. Множество разногласий может быть связано с ролевыми конфликтами, но они в меньшей мере способствуют неустойчивости брака, чем другие проблемы. (Ролевые конфликты возникают по поводу работы жены и разделения домашнего труда. Жены часто жалуются, что их мужья мало получают в то время как мужья упрекают жен за неумелое ведение домашнего хозяйства).
По-видимому, наиболее опасны конфликты, обусловленные личностными различиями между супругами. Привычки, которые осуждает один из партнеров, например пьянство или курение, часто приводит к столкновениям. Они могут стать причиной тяжелого стресса в супружеской жизни.
Семья – это сложная система взаимосвязанных процессов. Супружеские взаимоотношения – один из важных компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.
Супружеские взаимоотношения складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих супругов. По важности взаимоотношения супругов перевешивают все другие отношения, в том числе, и отношения между родственниками.
В семьях, где отношения между супругами натянутые, «переменчивые» или «не прояснены», дети вырастают тревожными, легко ранимыми, мнительными. Часто ссоры между родителями дети относят на свой счет, то есть считают себя виноватыми в ссоре. Из-за этого они страдают не только эмоционально, но и физически. Дети из таких семей чаще болеют простудами, отитами, ангинами и прочее. Нередко такие дети эмоционально холодные и не умеют проявлять и выражать ласку.
Супружеские взаимоотношения оказывают непосредственное влияние на семейное воспитание.
Неадекватные взаимоотношения супругов обуславливают у ребенка тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт.
Позитивные взаимоотношения между взрослыми формируются при благоприятном климате в семье и воздействуют на ребенка положительно.
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика/ Ю.С. Азаров – М., 1989., – 315 с.
2. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии, научный журнал. – 2006. – №3. – С. 65-69.
3. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье. / М., 1972. – 236 с.
4. Беглор Татьяна. В интересах ребёнка. // Школьный психолог 2003. – №40. – С. 18-20.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович. – М., 1968. – 296 с.
6. Василькова Ю.В. Социальная педагогика./ Ю.В. Василькова Ю.В., Т.А. Василькова. – М. – 1999. – 246 с.
7. Виннескотт Д.В. Разговоры с родителями./ Д.В. Виннескотт – М., 1995. – 186 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие для студ. высш. уч. завед / под ред. Дубровиной, И.В., Прихожан А.М.: Изд-во Академия, 2001. – 365 с.
9. Волков Б.С. Психология подростка. – 3-е изд., исправл. и доп./ Б.С. Волков – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.
10. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада /Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
11. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии. / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко – СПб.: Речь, 2001
12. Голод С.И. «Будущая семья: какова она?”/ М.: Знание, 1990.-64 с.
Размещено на stud.wiki
Как уже отмечалось, профессиональная работа в сфере консультирования, и семейного консультирования в том числе, начинается с выяснения степени распространенности и содержания тех или иных психологических проблем, имеющих место в той культуре, в рамках которой работает консультант.
Исследования, проведенные в Беларуси, показывают, что обращения к психологу по поводу различных трудностей в семейных отношениях, составляют, по разным данным, от одной трети до почти половины всех запросов, с которыми клиенты приходят к консультанту . Чаще всего (около 25% всех запросов и почти половина от запросов по семейным проблемам) люди обращаются по поводу отношений между родителями и детьми, причем обращаются не только родители, но и дети.
Родители ощущают нужду в помощи психолога, когда их дети «становятся неуправляемыми», «не слушаются», «отбиваются от рук», когда они обнаруживают свое бессилие в ситуациях асоциального поведения детей (воровство, обман, употребление наркотиков и алкоголя и пр.). Родители приходят в отчаяние и от того, что взрослые дети не подчиняются их требованиям, не живут так, как хотели бы этого родители: «Моему сыну 26 лет. Он нигде не работал и не работает. У нас пошли трудности с пониманием», «Сын хочет жениться на одной девушке, а я не хочу этого брака» и т.п.
Родителей волнуют также неудачи детей в школе, их отношение к учебе: «У ребенка проблемы с математикой. Разговаривали с учителем, он говорит, что девочка молчит на уроках», «Что мне делать с ребенком? Она у меня вообще не хочет учиться. Ей это не интересно», «Наш сын стал плохо учиться в гимназии. Мы не знаем, как нам быть».
Встречаются, хотя и не часто, запросы, связанные с желанием родителей лучше узнать возрастные и индивидуальные особенности детей, найти оптимальные варианты построения взаимоотношений с детьми в новых ситуациях: «Ждем ребенка, старшему пять лет. Хочется все знать о воспитании и взаимоотношениях с ним», «Мы на распутье: не знаем, посылать ребенка в школу или нет. Шестой год, читает, развитая девочка, считает. Советуют разное», «Как влияют на детей стереотипы родителей?» Близкими по своему содержанию к этим запросам являются обращения родителей относительно того, как реагировать в каких-либо актуальных ситуациях жизни детей и как строить свои взаимоотношения с ними, например: «Сыну разбили бровь в техникуме. Посоветуйте, как ему поступить в этой ситуации», «Мы отвезли дочь в лагерь. В тот раз, когда мы приезжали к ней, она почти не обращала на нас внимания. Я обиделась… Стоит ли ей об этом говорить?», «Можно ли получить совет по поводу взаимоотношений с ребенком? Дочери – 15 лет, она хочет идти в поход на трое суток, но ее здоровье от этого может ухудшиться».
Дети, начиная с подросткового возраста, также обращаются к психологу-консультанту, когда у них возникают разнообразные «проблемы с родителями»: «Мои родители заставляют меня заниматься спортом, а я этого не хочу», «Последнее время меня не понимают родители. Как мне себя вести?», «Родители меня не замечают, не обращают внимания, запрещают ходить куда-нибудь в свободное время, не доверяют мне». Дети, чувствующие себя отверженными, нелюбимыми, ненужными, также приходят на прием к консультанту: «Моя мама холодна со мной, мне кажется, она меня ненавидит. Я так хочу тепла и любви, но их нет», «Мы с мамой не можем найти общий язык. Она все кричит на меня, даже бьет, проклинает, чтоб я не родилась. Но я не гуляю, не пью, не курю, стараюсь ей во всем угодить. Но она на мне срывает свое настроение. Я ее уже ненавижу». Взрослые дети, часто имеющие собственные семьи, также испытывают трудности в отношениях с собственными родителями: «Мама все время жалуется, что ей очень трудно и плохо жить, что у нее все не так, как бы ей хотелось…», «Я боюсь своей мамы» (женщина старше 30, имеющая двоих детей), «Мать отдает предпочтение и любовь брату, а меня не может терпеть» (женщина, 30 лет). К этой же категории можно отнести и жалобы, в которых отражаются напряженные отношения со свекровью (тещей).
Возраст детей, по поводу отношений с которыми обращаются взрослые, от 5 до 40 лет, причем количество обращений, связанных с отношениями родителей и взрослых детей, составляет большую часть запросов по проблемам детско-родительских отношений. Удивительно, но отношения «подростки – родители» волнуют клиентов реже, запросы же, связанные с воспитанием дошкольников и младших школьников, встречаются очень редко. Эти данные показывают необходимость организации профилактической консультативной работы по развитию детско-родительских отношений: проблемы во взаимоотношениях со взрослыми детьми не возникают вдруг, а являются итогом развития всей системы семейных отношений на протяжении длительного времени. Те или иные проблемы в поведении ребенка, как правило, являются лишь симптомом, концентрированным выражением неблагополучия отношений между супругами. Поэтому эффективное решение детских проблем возможно только тогда, когда консультант будет рассматривать их в контексте сложившихся отношений между мужем (отцом) и женой (матерью).
Вместе с тем обращений по поводу супружеских проблем явно меньше, чем запросов по поводу отношений с детьми. Наибольшее количество жалоб связано с разобщенностью между супругами. Некоторые клиенты говорят об отсутствии взаимопонимания, другие жалуются на непонимание их со стороны партнера или выражают недовольство поведением мужа и реже – жены, третьи сообщают о ссорах и конфликтах, которые никак не могут быть преодолены и приводят к возникновению отчуждения. Часть жалоб содержит озабоченность клиентов тем, что у них появляются негативные чувства по отношению к своему партнеру: «Отношения с супругой потеряли свежесть. Раздражает в ней все», «Иногда мне кажется, что я ненавижу свою жену и что-то с ней сделаю. Иногда кажется, что люблю». О проблемах в интимных отношениях клиенты говорят обычно только по телефону доверия. Достаточно много обращений связано с изменами. При этом обращаются как те, кому изменили («муж изменяет со студенткой молоденькой»), так и те, кто сам изменил мужу (жене), стремясь разрешить созданную ими ситуацию и восстановить семейные отношения.
Помимо этого клиенты указывают на трудности в отношениях с супругом (или супругой) после развода; обращаются за помощью, когда сталкиваются в семье с жестокостью и насилием; часть клиентов нуждается в поддержке, когда тяжело болен кто-то из членов семьи.
Довольно часто клиенты обращаются к психологу по поводу того, что кто-либо из близких родственников или они сами страдают от алкоголизма или употребляют наркотики, что опять же можно рассматривать как симптом неблагополучных отношений в семье.
Анализ психологических проблем клиентов обнаруживает явно выраженную общественную потребность в оказании профессиональной помощи семье.