Восточный стиль мышления

Полное собрание материалов по теме: восточный стиль мышления от специалистов своего дела.

Жить с «помраченным» сознанием мне совсем не хочется. И беспрепятственно отправляться в ад после всех своих «грехов”-жизненных ошибок тоже не хочется… А быть в жизни счастливчиком по формуле «хорошая семья-успешная карьера-приличный счет в банке» — как-то не получается.

Вот и захотелось мне декартовское «Я мыслю, значит, существую», трансформировать в современное «Как я мыслю, так и существую» и найти ответы на многие свои вопросы. Вдохновившись тем, что восточный стиль мышления — первичный и грандиозно заданный, что ему присущи мистика и таинство, принялся с волнением разгадывать удивительный и мудрый Восток, который в свою очередь не стал скрывать от меня ничего.

Перевоплощение и цикличность времени.

Мне очень понравилось, что жизнь на Востоке — это не поездка в один конец с мрачным завершением (человек уходит в небытие с точки зрения атеистов). Понравилось, что, после всех жизненных передряг, мне не придется опять выслушивать неприятное в свой адрес — я не буду участвовать в Страшном суде в качестве ответчика по «гражданскому делу» и мне не нужно будет выискивать какие-то доказательства.

Будда считал, что жизнь — колесо рождения и смерти, которое постоянно в движении. Что жизнь на Земле может зависеть от предыдущих воплощений и существует возможность возвращения в прошлое, а судьбы и ситуации могут повторяться.

Наша Вселенная — не единственная.

Я люблю нашу Вселенную, такую, какова она есть — единую и бесконечную, состоящую из множества веществ — от атомов до галактик. Черные дыры тоже люблю (хотя неплохо было бы их и «залатать»).

Но приятно порадовали меня носители восточного мышления — они считают, что может быть неограниченное число скрытых от человека вселенных, причем они могут быть как параллельны, так, и вложены одна в другую. Особенно понравилось образное сравнение параллельных вселенных с жемчужинами ожерелья ведического Бога Индру, когда в каждой из жемчужин отражались все остальные жемчужины и все ожерелье в целом.

Человек как часть целостного мира.

Уже никого не удивляет расхожее мнение, что «зло возвращается» подобно бумерангу. А ведь это представление о том, что окружающая человека реальность представляет собой неразрывную целостность — мысль восточного «происхождения».

Еще статьи:  Мужчина делает вид что не замечает меня

Все события и явления неразрывно связаны между собой. Гармонично воспринимать окружающий мир и взаимодействовать с другими его частями — вот первейшая задача человека… Нравится мне такое утверждение!

Недеяние.

«Истина в том, что недеяние тем не менее является деянием, а деяние становится недеянием, деяние является причиной недеяния, в недеянии нет ничего, что бы не участвовало в деянии»… Сложны в понимании буддийские каноны — мудро и почти ничего непонятно.

Нравится мне такая таинственность и загадочность Востока. Нравятся многозначительность и иносказательность. Впрочем, в поведенческом принципе даосизма — в недеянии — все просто и ясно: поступай исключительно сообразно с природой, не противопоставляй собственную активность космическим силам и их порядку. Всего лишь…

Хотя есть и современная западная транскрипция практики недеяния — если приходится что-то делать, то постарайся делать это без эмоций. Не разделяй вещи на «хорошие и плохие», «полезные и бесполезные»… Существует мнение, что понимание этого ведет к успокоению, умиротворению, а затем и просветлению.

Изящность и пластичность во взаимоотношениях.

Обходительность, сдержанность, мягкость восточных людей, как в личных качествах, так и межличностных взаимоотношениях нравится не только мне. Наверное, всем нравится.

Жаль, что обратная сторона этого — излишняя скрытность, а подчас лицемерие тоже «визитная карточка» Востока. Но все равно — худой мир лучше доброй ссоры.

Учитель и ученик.

В западном обществе быть для кого-то «Учителем» считается нескромным, а проситься в «Ученики» на всю жизнь — порой зазорно. Отношения принято строить по двум возможным шаблонам: либо на равных, либо на условиях временного нарушения равенства («взрослый — ребенок», «начальник — подчиненный», «преподаватель — студент»).

Другое дело — Восток… Там наличие Учителя или гуру подразумевает другую иерархическую ступень по отношению к ученику: он может являться его наставником, во-первых, неограниченный период времени, а во-вторых — по всем жизненным вопросам сразу. «Учитель» — настолько восточное понятие, что любое подражание комично.

Для истинного гуру не так важна демонстрация собственного мировоззрения или системы духовных упражнений, сколько умение настраиваться на каждого конкретного ученика и его персональные заблуждения с целью их искоренения.

Наверное, такие расклады и предпочтения достаточно умозрительны — многое уже перенято Западом из Востока и наоборот, но все же: восточный стиль мышления реально помогает мне разбираться — что в жизни происходит… Нравится мне восточный стиль мышления.

Еще статьи:  Как понравиться мужчине деве?

Нетрадиционные общества Запада

Традиционные общества Востока

Отношение к миру активное

Созерцательное отношение к миру

Доминирование логического мышления

Доминирование образного мышления

Преобладают рациональные тенденции в искусстве

Образность и символичность искусства

цивилизационная типология. В ней рассматриваются различные цивилизации – социокультурные системы, составляющие специфику локальных, существующих в определенном регионе и в определенный период истории форм общества (например, шумерская цивилизация). Этот принцип трактуется в зависимости от понимания собственно цивилизации. Многие исследователи говорят об отрицательном воздействии на культуру цивилизационных процессов, т.к. порождает чуждые культуре явления: массовость, утилитарно-прагматические установки, технократию. Этот вариант разделяет весь культурный процесс на несколько основных периодов: биогенный, духовно-культурный, технотронный.

Биогенный период включает возникновение и развитие культуры, древнейшие формы ее существования.

Духовно-культурный характерен обособлением духа от природной зависимости и развитием духовной культуры.

Технотронный период совпал с активным влиянием цивилизации на культуру. Духовное начало отступает перед развитием машинного производства, искусственных технологий.

Один из вариантов классификации культур по историческому типу дает цивилизационный подход. Понятия «культура» и «цивилизация», не являясь тождественными, одновременно тесно связаны между собой. Как правило, исследователи соглашаются с тем, что цивилизация – это, во-первых, определенный уровень развития культуры, во-вторых, определенный тип культуры, с присущими ему характерными чертами. Можно говорить о ближневосточных цивилизациях, античной цивилизации и т.д. В этом случае цивилизация выступает как определенная характеристика культуры народов мира и макроединица для их изучения.

2. Существуют различные варианты типологии цивилизаций. В типологии Н. Данилевского перечисляются 10 цивилизаций («культурно-исторических типов»), О. Шпенглер различает 8 основных цивилизаций («великих культур»), А. Тойнби в 12-томном историческом исследовании сначала выделяет 21 цивилизацию, а потом доводит их число до 37.

– религиозный. Этот принцип позволяет классифицировать культуру в зависимости от главенствующего типа религиозного мировоззрения. Все религиозные верования от самых первоначальных до современных можно свести к двум разновидностям: политеизму и монотеизму. Этот принцип дает возможность разделить культуру на языческую (древнюю) и культуру, в которой превалирует одна из мировых религий (христианство, буддизм, ислам).

Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Проблема типологии культуры является на сегодняшний день одной из самых актуальных. Типология культуры это качественно содержательная характеристика исторических форм существования культуры. История развития теоретической мысли о культуре определила много различных типологий. Их авторами были известные ученые.

Кребер Альфред Луис (1876-1960), проанализировав сложную «системную» типологию П. Сорокина, «символическую» типологию О.Шпенглера, «архетипическую» Н. Данилевского, вводит в уже известную систему типологий понятие «культурный стиль». Заимствовав этот термин из искусствоведения, Кребер существенно расширяет его значение до рамок «типа культуры» или «типа цивилизации». Культурный стиль в рамках целостной культуры будет обязательно незавершен, поскольку существуют не только окружающая среда и человеческие потребности, но множество внешних факторов, в том числе влияние других культур. Эти влияния могут быть настолько сильными, что обладают потенцией разрушения для более слабых культур, вступивших в контакт. Воздействия одних культур на другие разнообразны и не всегда губительны. В состав одной могут одновременно входить элементы других культур. Очень многое из того, что включено в любую культуру, как правило, вошло в нее извне, поэтому необходимо время для ассимиляции новых элементов. Период появления, роста и формирования самобытной культуры, продолжительность жизни этого создания, время развития характерного стиля тесно взаимосвязано. Три вида деятельности: рост культуры, созидание или творчество, стиль развития, – могут быть восприняты как три аспекта одного целостного процесса. Создание нового содержания культуры, ассимиляция привнесенных извне культурных элементов, медленное, трудное продвижение вперед характеристик стиля, рост согласованности между различными элементами и частями – все это вместе составляет создание окончательного стиля культуры.

Фейблман Джеймс Керн (р.1904), обосновывая свою концепцию «типов культуры», полагает, что внутренняя специфика культуры определяется спецификой культурно-детерминированного поведения индивида. Рассматривая культуру как способ существования человека, Фейблман выделяет пять типов культуры (и оговаривает существование еще двух): допервобытный, первобытный, военный, религиозный, цивилизационный, научный и постнаучный типы культуры. Из этих семи первые четыре являются первоначальными, а последние три – передовыми. Это распределение не связано с исторической последовательностью их существования. Культурные типы представляют собой логические системы ценностей и могут сменять друг друга в любой последовательности. Типы, выделенные Фейблманом, представляют идеальные модели, не полностью соответствующие реальным культурам. Реальные культуры представляют собой подвижные образования, включающие, как правило, более одного типа культуры, ломают границы идеальных типов и формируют переходный тип.

Швейцарский исследователь Иоганн Якоб Бахофен (1815-1887) выделяет типы культуры в зависимости от преобладания женского или мужского начала: матриархальный тип культуры и патриархальный тип культуры. Согласно исследованиям Бахофена, на заре человеческой истории кровные узы можно было проследить только по материнской линии, поэтому женщина-мать выступала правительницей и законодательницей как в роду, так и в обществе в целом. Это проявлялось в устройстве семьи, общества, в религии. В матриархальном типе культуры ведущими ценностными основаниями выступали связь с землей и кровные узы, а важнейшей характеристикой – пассивное восприятие и отношение к природе. Позже мужчины стали правящей силой в семье и обществе. Установился патриархальный уклад, для которого характерны моногамная семья (в основном, для женщин), безусловное главенство отца в семье и общественная иерархия. Для патриархального типа культуры, в отличие от матриархального, характерно деятельное начало: стремление человека прилагать усилия к изменению природного окружения, преобладание рационального мышления и приоритет подчинения законам. На смену равенству приходят принцип любимого (или старшего) сына в иерархии, важнейшей ценностью считается подчинение власти.

Немецкий этнограф Лео Фробениус (1873-1938) также различал две первичные культуры: матриархальную и патриархальную. К первой относятся русские, немцы и африканские народы, ко второй – англосаксы, арабы-берберы, романские народы и др. Патриархальным народам присущи активность в покорении природы, животное начало, рациональность и магия. Для мировоззрения матриархальных культур характерно единство с природой, это – мировоззрение просторов и эмоций. По мнению Фробениуса, в истории попеременно доминируют либо одни, либо другие. Исследования позволяют обнаружить в самых различных культурах два начала: женское и мужское, неразрывно связанные между собой. Преобладание мужского начала в культуре обусловливает приоритет власти, ценности вещей, суверенности и независимости, амбиций и представительности. Женское начало обеспечивает культуре ценности иного порядка: качество жизни, заботливость, взаимозависимость и в высшем смысле человечность.

Немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900) для различения типов культур использует мифологические образы богов – Аполлона и Диониса. Аполлон – это небесное, солнечное существо, сын Зевса. Он – источник света, носитель божественного откровения, бог, вещающий истину, возвещающий грядущее. Дионис же, напротив – бог веселья, радости, буйства. Аполлон и Дионис символизируют противоположность небесного и земного начал. Аполлон – выражение покоя и порядка, Дионис – его противоположность. Если первый – «полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов», то второй – избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство. Аполлон воплощает принцип индивидуализма. Все многообразие культурных феноменов Ницше сводит к указанным двум типам, противоположным по природе своего рождения.

Контрольные вопросы:

1.Что такое типология культуры, тип культуры?

2.В чем заключается проблема типологизации культур?

3.Назовите варианты типологизации культур.

4. Особенности исторической типологии культур.

5.Что составляет методологическую основу классификации культур по историческому типу?

6. Типология культур О.Кребера, Ф.Ницше, Л.Фробениуса, И.Я.Бахофена.

7.Дайте сравнительный анализ восточного и западного типа культур.

  • Задать вопрос

Автор статьи:
Обо мнеОбратная связь
Оценка 4.1 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here